На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История Чувашии прошлых веков, сопоставление прошлого с настоящим. Происхождение чувашского народа, чувашский язык как болгарское наследие. История культуры XIX-XX веков, национальная вышивка. Современная культура Чувашии, клубно-досуговая деятельность.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 01.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
Московский гуманитарно-экономический институт
Чувашский филиал
Факультет Экономики и управления
Дисциплина Менеджмент
Реферат
на тему:
Современная культура Чувашии

г. Чебоксары
2009г.
Оглавление
Введение
Глава I. Чувашия прошлых веков
1.1 Происхождение чувашского народа
1.2 Язык - болгарское наследие
1.3 История культуры19-20 веков
1.4 Чувашская национальная вышивка
Глава II.Современная культура Чувашии
2.1 Клубно-досуговая деятельность Чувашской Республики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В начале своего реферата я хотела бы обосновать выбор мною данной темы.
Цель работы - изучить прошлую и рассмотреть современную культуру Чувашии.
За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь развития. Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей многовековой истории. Это и материальные памятники, и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура, это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда.
Задачи данной работы:
1. Сопоставить прошлое с настоящим, чтобы лучше понять культуру нашего народа;
2. Рассмотреть происхождение чувашского народа;
3. Изучить вышивку, как одну из самых старинных ремесел народа.
Попробуем разобраться, для чего нам нужно знать историю своего народа.
«…Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Эти слова первого Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова наиболее точно отражают те задачи, которые стоят перед педагогами в области исторического образования.
По моему мнению, история не только открывает человеку окно в мир, она помогает ему понять современность, которую по-настоящему можно оценить только в свете тысячелетий. Человек живет не только в своем «населенном пункте», но во всей стране, и не своим веком только, но всеми столетиями истории.
Истории нет без людей. Чувашская земля родила многих выдающихся людей - героев войны, просветителей, писателей, ученых, космонавтов, артистов и политиков. Об этом мой реферат.
1. Чувашия прошлых веков
1.1 Происхождение чувашского народа
Проблема происхождения чувашского народа стала объектом изучения историков еще в XVIII веке. Затем к исследованиям дореволюционных авторов (Н. Карамзин, А. Фукс, 3. Гомбоц, В. Сбоев, С. Михайлов, Г. Комиссаров и др.) в XX в. добавились труды выдающегося тюрколога Н. И. Ашмарина, археолога А.П. Смирнова,исследования историков В.Д. Димитриева, В.Ф. Каховского, этнографа П.В. Денисова, языковедов В.Г. Егорова, М.Р. Федотова, Б.А. Серебренникова, Н.И. Егорова, искусствоведа А.А. Трофимова и др. История чувашей рассматривалась во многих работах уфимских (Р.Г. Кузеев, Н.А. Махитов и др.) и казанских (А.X. Халиков, Р.Г. Фахрутдинов, Г.В. Юсупов, М.3. Закиев, Ф.С. Хакимзянов, Д.М. Исхаков и др.) ученых. В изучении этногенетических проблем чувашей значительный вклад внесли венгерские (Д. Мессарош, А. Рона-Таш и др.) и болгарские (И. Коев, П. Добрев и др.) исследователи.
В разное время были выдвинуты самые различные гипотезы происхождения чувашей. Одни (А.А. Фукс, П. Хунфаль-ви) считали, что их предками являются хазары, другие (А. Риттих, В. Сбоев) -- буртасы, третьи (В.В. Бартольд) -- гунны, четвертые (Н.М. Карамзин, А. И. Фирсов) -- финно-угры, пятые (М.Г. Худяков) -- древние авары, шестые (В.Н. Татищев, Н.И. Ашмарин, 3. Гомбоц) -- волжские болгары, седьмые (Н. Марр) -- шумеры и т.д.
Мысль о родстве чувашей с волжскими болгарами впервые была высказана В.Н. Татищевым еще в первой половине XVIII в. Он писал: «Вниз по Каме жили биляры и чалматы... Ныне остатки их -- чуваши, которых и вниз по Волге довольно; сии много язык свой татарским повредили». Научное обоснование эта теория получила в начале XX в. в работе Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши» (1902 г.). С этого времени начались жаркие дискуссии, выходящие далеко за пределы обсуждения собственно проблемы происхождения чувашей и ведущие к выяснению этнического соотношения чувашей и татар. Нельзя не согласиться на этот счет с известным башкирским ученым Р.Г. Кузеевым, который высказался однозначно: «Невозможно считать убедительными появляющиеся иногда попытки интерпретировать этногенез и этническую историю этих народов (чувашей и татар. -- В.И.) вне связи с волхско-булгарским этническим миром».
О сходстве хозяйства, быта и культуры чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку усадьбы, расположение дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный орнамент для украшения столбов ворот и т.п. Как утверждают специалисты, белая женская одежда, головные уборы (тухья, хушпу, сурбан), украшения (перевязь, накосники), бытовавшие у чувашей до недавнего времени, были распространены среди болгар, включая дунайских. В дохристианской религии чувашей, составляя важнейшую часть этнической специфики духовной культуры, традиционно и стойко сохранялись староболгарские языческие культы, содержащие некоторые черты зороастризма -- религии древних этносов Ирана и Средней Азии.
1.2 Язык - болгарское наследие чувашей
Болгарское наследие у чувашей ученые обнаруживают прежде всего в их языке. Он единственный сохранившийся язык болгарской ветви, отличается от всех других тюркских языков тем, что звуку «з» в них соответствует чувашское «р» (так называемый ротацизм), а звуку "ш" -- звук «л» (ламбдаизм), звуку «к» -- звук «х» и т.д. Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка (например, на чувашском хер (девушка) -- общетюркском кыз; на чувашском хел (зима) -- общетюркском кыш; на чувашском хуран (котел) -- общетюркском казан и т.д.).
В развитии болгарской теории происхождения чувашей важную роль сыграло обнаружение чувашских слов в текстах болгарских надгробных надписей XIII--XIV вв., сделанное в XIX в. татарским исследователем X. Фейзхановым, и элементов чувашского языка в древнем славяно-болгарском источнике -- «Именнике болгарских ханов». Известный тюрколог Н.А. Баскаков отмечал: «В современной. тюркологии считается общепризнанным и вполне с убедительной аргументацией доказанным положение о том, что в чисто лингвистическом плане языки древнебулгарский и современный чувашский являются близкородственными по всем уровням: фонетике, грамматике и лексике, образуя в системе тюркских языков единую группу, в то время как татарский и башкирский языки, кып-чакские в своей основе, имеют только некоторые булгарские черты... объясняющиеся не генетическими причинами, а лишь субстратным воздействием булгар на эти языки".
Концепция болгаро-чувашской этнической преемственности, как полагают, находит подтверждение, дальнейшее развитие и конкретизацию в современных исследованиях по археологии, этнографии, лингвистике, фольклору и искусству народов региона. К настоящему времени накоплен и частично опубликован значительный материал, характеризующий основные этапы этногенеза и этнической истории чувашского народа. Большую ценность представляют работы В.Ф. Каховского, В.Д. Димитриева, М.Ф. Федотова и А.А. Трофимова, в которых, в отличие от некоторых других трудов, проблемы чувашской истории, культуры и языка рассматриваются с учетом многих факторов. В последние десятилетия появились крупные исследования чувашских ученых о различных сторонах традиционной культуры народа, хозяйственной деятельности, общественного и семейного быта, особенностях народных знаний и философии, художественного творчества, современных социальных и этнических процессов.
1.3 История культуры 19-20 веков
Во второй половине 19 -- нач. 20 вв. активно развивалась национальная культура чувашей. В 1881 был выпущен первый чувашский букварь. Появились первые национальные поэты и писатели: К.В. Иванов, И.Я. Яковлев, Н.И. Шелеби и др.
Исторические памятники: в Чебоксарах -- Троицкий монастырь (16 в.), Введенский собор (1651), церковь Воздвижения (1702) и Успения (1763) и др.
Одну из основных ролей в этногенезе коренного населения Чувашской Республики сыграли тюркоязычные болгары волжско-камские, заселившие в последней четверти первого тысячелетия до нашей эры эти места, где они смешались с местными финно-угорскими племенами. В XIII - ХIV вв. они переселялись сюда особенно интенсивно, что было связано с разгромом Волжско-Камской Болгарии монголо-татарами. В XV веке земли чувашей были включены в состав Казанского ханства, к этому времени, собственно, и относится завершение формирования чувашской нации.
Чебоксары впервые упоминаются в летописи в 1469 г. В этом году, как указывают русские летописи, в ночь с 19 на 20 мая, здесь отдыхала судовая рать воеводы И.Д. Руна. Она направлялась походом на Казань. После поражения Казанского ханства в войне с московским царем территория нынешней Чувашии отошла в середине XVI века к русскому государству. В XVIII веке после насильственной христианизации территория проживания чувашей вошла в состав Казанской и Симбирской губерний. Иван IV, который был здесь первым из русских царей, решил укрепить его. В 1553 г. сюда был послан наместник с военной командой. В 1555 г. в Чебоксарах была построена крепость. Иван IV повелел освятить это место. В грамоте от 26 мая 1555 г. говорилось, что надо дойти и определить место `где быти святой соборной церкве `Введению Пречистой` и `назнаменовати место, где граду быти`. Деревянные стены Чебоксарского кремля поднялись тогда же, но он в 1704 г. сгорел. В числе, доживших до конца XX в,. стоит на взгорье свидетель образования города-крепости - Введенский собор. Каменными являлись здания церквей и соборов.
В Чебоксарах сохранилось немало памятников архитектуры прошлых веков, которые придают городу индивидуальность и неповторимую красоту. Условно старинную часть его можно разбить на Западный, Восточный косогоры, Центральную часть и Владимирскую горку.
В Чувашской Республике есть достопримечательности: Владимирская горка - это та часть города, которая несколько столетий назад принимала торговые суда, поднимавшиеся по полноводной тогдашней реке Чебоксарке; Западный косогор, там расположен крупный архитектурный ансамбль Троицкого мужского монастыря, центральное, место в котором занимают Троицкий собор, надвратная церковь Федора Стратилата и церковь Толгской божьей матери; на Восточном косогоре, образованном высоким берегом Волги и Чебоксарским заливом, в районе речного порта и улицы Калинина, расположены интересные памятники каменного зодчества древних мастеров. Воскресенская церковь (1758 г.) на ул. Калинина - это здание, в котором представлено самобытное народное искусство старинных мастеров: каменщиков, художников, чеканщиков, кузнецов, резчиков по камню и дереву, золотильщиков, литейщиков. Кроме того, в республике есть Монумент Славы, воздвигнутый в Чебоксарах в связи с 35-летием Победы в Великой Отечественной войне.
В 1781 г. городу был пожалован герб. В современном гербе города, утвержденном в 1969 г. к празднованию 500-летия Чебоксар, использована старинная эмблема герба - пять уток, летящих конвертом. Чтобы войти в искусство чувашского народа, лучше понять всю красочность ее культуры, изучим чувашскую национальную вышивку, как один из основных видов искусств нашего народа.
1.4 Чувашская национальная вышивка
Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.
Для анализа старинной чувашской вышивки в распоряжении исследователя имеются образцы, относящиеся к 19 и началу 20 вв. Лишь незначительное количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях, датируется 18 в. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации тканей.
Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П.С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».
Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.
Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П.С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак, простую полынь, с примесью дрока, для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха. Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена. После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.
Навыки в окрашивании пряжи в дальнейшем развивались и совершенствовались. С появлением полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее количество красителей. Старая чувашская вышивка чрезвычайно разнообразна. Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.
Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. С вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной вышивки.
Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах датируются серединой и концом 18 в.
2. Современная культура Чувашии

Современная Чувашия бережно относится к своей многовековой культурной истории. В городе Чебоксары находятся наиболее значительные музеи: национальный, художественный, литературный музей классика чувашской поэзии К.В. Иванова, музей героя гражданской войны В.И. Чапаева - единственный в России, работают два выставочных зала, музей пива.
Чебоксары - столица культурной жизни Чувашской Республики. Здесь сосредоточены основные учреждения культуры и искусства: 4 библиотечные системы, включающие в себя 28 филиалов. Функционируют 5 крупных государственных театров, 3 концертные организации и филармония.
В городе создана база для получения специального образования в области культуры и искусства - функционируют музыкальное училище им. Ф. Павлова, художественное училище, училище культуры. Кроме того, действует 5 музыкальных, 5 художественных школ и 4 школы искусств, в которых обучаются более 4 тысяч детей.
В 7 дворцах культуры и домах творчества занимаются более 248 творческих коллективов. При управлении культуры администрации города работают два муниципальных коллектива: певческая капелла `Классика` и эстрадно-духовой оркестр.
Много в Чебоксарах достопримечательностей, рожденных как седой старинной, так и сегодняшним днем. Главное украшение города - великолепный залив с роскошными фонтанами и мостами. Перезвоны колоколов Свято-Троицкого монастыря, Введенского, Успенского соборов, церкви Михаила Архангела радуют слух горожан. В городе много памятников выдающимся деятелям культуры и искусства: чувашскому просветителю Ивану Яковлеву, пламенным поэтам - Михаилу Сеспелю, Константину Иванову и др. Немало памятных мест, связанных с историей страны - Монумент Славы, памятники Юрию Гагарину, легендарному герою В.И. Чапаеву.
Чебоксары - город многонациональный, здесь созданы следующие культурные центры: Всетатарский общественный центр, Еврейский культурный центр, Марийский общественно-культурный центр, Мордовский общественно-культурный центр, центр русской культуры, чувашский национальный конгресс.
Чебоксары сегодня - уникальный город, где одинаково интересны история и современность, где культуры русская и чувашская за века тесно переплелись и взаимно обогатились. В современной Республике Чувашии активно развиваются все сферы культуры: национальная литература, музеи, библиотеки и др. Прославилась поэзия и переводы русско-чувашского поэта Г.Н. Айги. Чувашский драматический театр им. К. В. Иванова основан в 1918 в Казани как Чувашский советский передвижной театр, с 1920 в Чебоксарах, с 1933 академический. В 1967 был основан Чувашский университет (более 10 тыс. студентов). В следующем разделе рассмотрим клубно-досуговою деятельность и как развивается Чувашский республиканский Дом народного творчества.
2.1 Клубно-досуговая деятельность Чувашской Республики
Реализация государственной культурной политики, приоритетным направлением которой является достижение современного уровня и эффективности клубно-досуговой деятельности, Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики, Чувашским республиканским научно-методическим центром народного творчества и клубными учреждениями Чувашии осуществляется исходя из принципиальной позиции: культура - реальный гуманитарный ресурс и эффективный инструмент социально-экономического развития общества. При этом доминантным целеположением является комплексное решение вопросов обеспечения конституционного права граждан на равенство доступа к культурным ценностям и художественно-эстетическому достоянию.
Клубно-досуговыми учреждениями Чувашии уже не один год ведется системная и последовательная работа по формированию и насыщению современного рынка культурных услуг. Налицо позитивные результаты целенаправленного поиска, определения и апробации новых подходов к финансированию отрасли, перехода от затратного к программно-целевому ее обеспечению. Широкое применение в республике получила практика конкурсного заключения клубными учреждениями и органами власти контрактов на выполнение социально значимых проектов. На этой основе осуществляется организационная и финансовая поддержка культурно-досуговых мероприятий и акций, вошедших в Республиканскую целевую программу «Сохранение и развитие культуры, искусства и кинематографии Чувашской Республики на 2001-2003 г.г. и на период до 2005 года» и аналогичных районных и городских целевых программ.
Результатом применения новых форм и методов распоряжения общественными финансами стало повышение эффективности и максимальная открытость использования бюджетных средств. При этом главным критерием оценки деятельности учреждения культуры, независимо от его типа и функциональных задач, является результативность: актуальность и эффективность выполненной работы, ее востребованность сообществом территории, где расположено учреждение. В этой связи приоритетной станов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.