На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Русские монастыри XVXVI веков. Строительство надвратной Благовещенской церкви. Паломники, посещающие Соловецкую обитель. Деревянные восьмиконечные кресты. Первый из поставленных в наше время поклонных крестов. Архитектурные элементы и влияние времени.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 10.07.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Соловецкий монастырь

Соловецкие острова -- особое место в нашем Отечестве. В них как будто отразилась история всего Русского Севера. Безуспешно осаждали их иноземцы, оказывались они и оплотом старообрядчества, и разоряемы были своими же русскими... А в ужасные 30-е годы XX века по стране гуляла поговорка: «Сегодня на Соловках -- завтра по стране».
Начало обители на Соловках было положено иноками Савватием и Германом. Савватий пришел из Кирилло-Белозер-ского монастыря. После преставления преподобного Кирилла в поисках «безмолвного» жития будущий пер-воначальник Соловецкий отправился оттуда дальше на Север и подвизался на малочисленном тогда Валааме. Однако вскоре и этот монастырь показался ему шумным и был оставлен. Странствуя по карельскому берегу, Савватий узнал от местных жителей о Соловецком острове. Поморы рассказали ему, что остров сей, велик, и много на нем озер, полных рыбы, и горы его покрыты бором, и растут там преогромные сосны, годные для постройки храмов... Однако жизнь на острове том, предупреждали они, весьма трудна, лишь в теплое время приходят к нему рыбаки, занимаются своими промыслами и уходят восвояси. На отговоры эти преподобный ответил, что есть у него такой Владыка, который дряхлости дает силы юности.
В устье реки Выг, в селении Сорока, нашел преподобный часовню, а в ней старца Германа, бывавшего уже на Соловках пустынножителя, и в 1429 году после трехдневного лодочного перехода достигли они Большого Соловецкого острова. Выбрав подходящее место на берегу, прибывшие воздвигли крест и срубили келью.
Первые шесть лет иночества на Соловках преподобные провели «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Но вот однажды Герман от] гравился за припасами на материк. Савватий какое-то время обретался на острове один. Почувствовав скорое приближение кончины, возжелал он причаститься Святых Христовых Тайн и пустился один по морю. Все в том же селении Сорока встретился преподобному игумен На-фанаил, который исповедал и причастил его. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий Соловецкий отошел ко Господу.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье повстречал он преподобного Германа, который поведал ему о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году Герман с Зоеимой прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились близ моря. На месте дивного видения (преподобному Зосиме явилась тогда в небесном сиянии прекрасная церковь на востоке) они понемногу соорудили деревянный храм в честь Преображения Господня, с приделом во имя Святителя Николая Мирликийского и трапезной. С этого момента и исчисляется история обители. Грамота на вечное владение Соловецкими островами, впоследствии неоднократно подтвержденная московскими государями, дарована была монастырю преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским, и правителями Новгородской республики. Зосима стал игуменом островного монастыря после того, как трое игуменов, поставленных Новгородским архиепископом, не вынесли тягот жизни на пустынном острове и покинули его.
В 1465 году иноки обители отправились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где положили их за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной для колокола и драгоценную церковную утварь. При игумене Филиппе (1548--1566), будущем митрополите Московском, началось в обители каменное строительство. Первым делом новгородские зодчие с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной, а в 1558 году заложили главный храм обители -- Спа-со-Преображенский собор, с приделом преподобных Зосимы и Сав-ватия. В 1566 году строительство собора было завершено. 6/19 августа храм освятили, а через день святые мощи первооснователей Соловецких перенесли в придел. По благословению святителя Филиппа строились новые корпуса, а еще прокладывали дороги, соединяли озера каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма.
Игумен Филипп, подвижничество которого служило для иноков лучшим руководством, постоянно того часовне. А 17 апреля 1478 года преставился преподобный Зосима. Погребли его за алтарем Спасо-Преображенского храма. Год спустя и преподобный Герман, возвращаясь из Новгорода, где был по делам монастыря, почувствовал близость кончины, причастился в обители Лнтония Римлянина и мирно предал дух свой Господу. Мощи его лишь через пять лет вернулись на Соловки.
Слава О первоначальниках Соловецких и их обители была столь велика, что, когда Новгород в XVI веке оказался подчинен московскому престолу, Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века Соловецкий монастырь, форпост православия на Русском Севере, уже отмечен.
На Церковном Соборе в 1547 году были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Сав-ватий, Соловецкие чудотворцы, и обитель получила щедрые дары от царя Иоанна IV Грозного: земельные угодья в Сумской волости, пребывал в молитве и часто уединялся в особое место, им самим избранное, которое стало известно как Филипповская пустынь. Желал игумен не оставлять обитель до скончания дней своих, но пришлось ему в 1566 году, повинуясь царской воле, принять сан митрополита Московского и всея Руси.
Недолго пришлось ему управлять митрополией. Царь Иоанн Грозный, расположение которого к человеку менялось скоро и неожиданно, сослал неугодного святителя, горячо его обличавшего и заступавшегося за жертв опричнины, в Тверской Отрочь монастырь. Но даже там он казался опасным взбалмошному самодержцу, и в 1569 году Филипп принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Погребли его за алтарем соборной церкви. В 1591 году, по прошению игумена Иакова, поданному от имени всей братии царю Федору Иоанповичу, мощи святителя были перенесены в родную для него Соловецкую обитель.
В конце XVI века, когда игуменом был Иаков, на Соловках поставили мощные стены и башни из природного камня, и стала обитель «великой государевой крепостью». В 1601 году над Святыми вратами была сооружена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вел строительство старец Трифон (Кологривов), который, вероятно, был монастырским зодчим еще при игумене Филиппе.
Во времена игуменства преподобного Иринарха (1614--1626) отряд стрельцов, состоящий на монастырском содержании, был увеличен до 1040 человек. Сознавая трудное положение обители, вынужденной содержать столь многочисленное войско, и понимая ее роль в удержании поморских рубежей, царь Михаил Феодо-рович освободил Соловецкий монастырь от уплаты пошлины на пятилетний срок и пожаловал его новыми угодьями.
В 1646 году торжественным повелением царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа мощи святителя Филиппа были открыты и поставлены для поклонения в Ошсо-Преображенском соборе, а через шесть лег по царскому указу -- перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В Соловецкий монастырь тогда прибыло посольство во главе с митрополитом новгородским Никоном, соловецким пострижеником, -- будущим патриархом. Он привез грамоту, в которой царь, излагая пожелание видеть мощи святителя в Москве, просил у великого подвижника прощения своему предку. А за год до того игумен Илия возведен был в сан архимандрита, и с этого времени настоятели Соловецкого монастыря неизменно становились архимандритами.
Черная страница истории монастыря -- события, связанные с «Соловецким сидением» (1668--1676). Тогда иноки обители восстали против церковных реформ, проводимых Никоном. Осада монастыря завершилась поражением мятежной братии, монастырь был разорен, а большинство монахов -- жестоко казнены. Долгое сопротивление обители никоновской реформе обусловило особое почитание преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких в старообрядческой среде.
Соловецкая обитель восстала из пепла. Петр 1 дважды посетил Соловки, засвидетельствовав тем самым монаршее прощение опальному монастырю.
При Екатерине II государство вовсю пользовалось «завоеваниями» Петра, и если отъем церковных и монастырских земель мог бы быть приветствуем «нестяжателями», то чиновничье регулирование числа монастырской братии было делом явно неблаговидным. К этому времени относится перевод Соловецкой обители из епархиального подчинения в ведение Святейшего Синода. Соловки стали монастырем ставропигиальным.
Продолжилось каменное строительство. В 1777 году обитель обзавелась каменной колокольней, в 1798 году появилась больничная церковь во имя святителя Филиппа, а в 1834 году завершилось строительство каменной церкви святителя Николая на месте старой деревянной.
Во время Крымской войны Соловецкий кремль еще раз доказал свою неприступность: в 1854 году его древние стены выдержали нападение с моря английских кораблей. Оборону монастыря возглавил тогда архимандрит Александр.
В 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор, где упокоились теперь в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, а над святыми мощами преподобного Германа была построена освященная та 1917 года новая власть объявила войну Церкви, верующему народу и всему укладу русской жизни. Монастырь был закрыт. В 1923 году его превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937 году преобразовали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 году. Удивительным образом монастырь и тюрьма соединяются в одном из поклонных крестов на острове Анзер, где четко читается дата установки -- 25 октября 1917 года.
На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения, политических противников советской власти, представителей творческой интеллигенции. С начала 1930-х годов на в его честь церковь, заменившая собой часовню, существовавшую с XVIII века.
К началу XX века при монастыре насчитывалось 6 скитов, 3 пустыни, 19 церквей (с 30 престолами) и 30 часовен. А еще действовали -- училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография и ботанический сад. Некоторое время именно здесь работало первое научное учреждение Беломорья -- биостанция. При монастыре постоянно жили около тысячи трудников, работавших безвозмездно, «ради молитв преподобных», и несколько сот наемных рабочих. Число паломников, прибывавших по морю монастырскими пароходами, достигало 15 тысяч человек в год.
Святую обитель Соловецкую прославил сонм подвижников благочестия, в разное время подвизавшихся в монастыре, в его скитах и пустыньках. 9/22 августа, в день празднования Собора Соловецких святых, православные поминают первоначальников обители, преподобных Зосиму, Савватия и Германа, преподобного Елисея Сумского, преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских, преподобных Вассиана и Иону Пертомин-ских, святителя Филиппа, митрополита Московского, преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, преподобного Диодора (в схиме Дамиана) Юрьегорского, преподобного Елеазара, основателя Свято-Троицкого скита на острове Анзер, преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Расиятского скита на острове Анзер, и многих других святых.
В XX веке Господь попустил обители страшные и жестокие испытания. После октябрьского переворота острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии и Украины.
Около шестидесяти человек из числа братии монастыря добровольно оставались в лагере в качестве вольнонаемных, работали «инструкторами» на монастырских промыслах. Богослужения разрешалось проводить в кладбищенской церкви преподобного Онуфрия Великого. Длилось это до 1932 года, когда последние соловецкие монахи были высланы с архипелага, а богослужения -- окончательно запрещены.
Среди высших иерархов Русской Православной Церкви, томившихся на Соловках, были митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. Большинство из них были умучены, расстреляны, погибли на Соловках или в местах пересылки. Невозможно перечислить имена всех соловецких узников, мужественно стоявших за веру и Отечество.
На закате советской империи Соловецкий архипелаг представлял собой оторванный от материка заброшенный кусок земли с постепенно вымирающими хозяйствами, унылыми пейзажами, лицами и судьбами. Все изменилось 25 октября 1990 года, когда вновь открылся Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиаль-ный мужской монастырь. Затеплилась иноческая жизнь в возрождаемой обители.
На юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году были канонизированы Церковью более тридцати ново-мучеников и исповедников Соловецких и установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа, на следующий день после Собора Соловецких святых.
Паломники, посещающие Соловецкую обитель, часто не успевают познакомиться со всем, что в ней достойно внимания. Конечно, главное для паломника -- приготовить сердце свое к встрече с Соловецкими святыми, но все же не мешает и знать хотя бы немного о «теле» монастыря. Возможно, это знание поможет разглядеть за вековыми камнями обители каменья драгоценные, уготовляемые Господом к устройству Небесного Иерусалима.
Вокруг монастырских стен находится несколько часовен. Одна из них, Александровская, появилась в 1858 году у монастырской пристани в память посещения обители императором Александром П. Высокому гостю интересно было осмотреть монастырь, который оказался «не по зубам» хорошо обученным и прекрасно вооруженным английским морякам. С государем прибыл и бывший во время штурма настоятелем обители архимандрит Александр, за год до того рукоположенный во епископа Архангельского. Это было первое после Петра 1 посещение обители преподобных Зосимы и Савватия царем. Стены восьмиугольной часовенки с четырьмя фронтонами, каждый из которых поддерживается двумя круглыми колоннами, оштукатурены и побелены. Главка выполнена в форме стилизованной императорской короны, крыша -- восьмигранная, крыта железом. Двери -- с трех сторон, их створки до половины застеклены.
Когда-то Святые врата были «лицом» монастыря. Это не просто вход в обитель, исполненный с особым архитектурным изяществом. Святые врата должны были сказать входящему: вот здесь -- мир земной, а здесь -- «преддверие рая». Монастырь утопал в зелени, и когда паломник входил сюда весной, то видел цветущие деревья и вдыхал пропитанный ароматами цветов воздух. И сразу ощущал, что попадает совсем в другое пространство. В советское время от этого главного входа в обитель мало что осталось. Были разрушены расписные столбы, кровля с орнаментом, окованные металлом деревянные ставни.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Строительство надвратной Благовещенской церкви началось в 1596 году и продлилось пять лет. Зодчим был монах Трифон (Кологривов), построивший Соловецкую крепость. Первоначально храм над Святыми вратами был небольшим, имел одну главу и завершался несколькими ярусами щипцов (кокошников) на кровле, которые образовывали как бы пирамиду. В середине XIX века Благовещенскую церковь значительно перестроили. Видоизменились окна, кровлю переделали на четырехскатную. Резной иконостас 1633 года не сохранился; в середине XIX века его заменили новым. Настенная роспись также относится к XIX веку. С севера и юга к Благовещенской церкви пристроены Настоятельский и Благовещенский корпуса, бывшие в XVII веке одноэтажными. Нынешний вид свой приобрели они в XIX веке. Богослужения здесь постоянно совершаются с 1992 года. После возвращения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкую обитель они долго находились в Благовещенской церкви. Над раками с мощами была установлена резная кипарисовая сень.
Русские монастыри в XV--XVI веках устраивались согласно общежительному уставу, который предполагал общую трапезу для всей братии и настоятеля. Поэтому в первую очередь строили собор и трапезную с малой церковью при ней. Неудивительно, что Трапезный комплекс с Успенской церковью, возведенный за шесть летних сезонов к 1557 году, стал первым каменным зданием монастыря. Строили его новгородские мастера.
Особенно сильное впечатление производит Трапезная палата, представляющая в плане почти точный квадрат. Ее своды поддерживает мощный, круглый в основании, столп. Трапезная была расписана в 1820-х годах, однако ныне восстановлена в том виде, который имела ранее, -- без росписи.
Сама церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена на высоком подклете, трехглава, с главками в один ряд. Кровля имеет характерное для монастырских сооружений этого периода щипцовое завершение. Конструкция церквицы аналогична конструкции Трапезной палаты: также одностолпное сооружение, но столп на этот раз -- восьмигранный. В комплекс зданий вместе с церковью и трапезной входит помещение Келарской палаты, сооруженной в тот же период и имеющей похожую конструкцию. Все три здания объединены переходами.
Звонницу, расположенную между Успенской и Никольской церквями, мы можем увидеть уже на изображениях монастыря, относящихся к XVI веку. В начале XVII века на месте прежней деревянной была возведена каменная колокольня, поставленная на семи столбах и имевшая трехшатровое завершение. Нынешняя трехъярусная колокольня появилась в 1777 году -- ее поместили на основание, оставшееся от предыдущей колокольни. Архитектурные элементы отражают влияние времени -- на декоративное оформление фасадов некоторое влияние оказало искусство барокко. Колокольный шпиль поднимается более чем на 50 метров -- это самое высокое строение на острове. Когда-то с колокольни благовестили 35 колоколов {один из которых весил 17 тонн), но в 1920-е годы все они были утрачены. Сейчас монастырская звонница постепенно восстанавливается.
Никольская церковь построена к 1834 году на месте каменного храма XVI века, разобранного за и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.