На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Северные монастыри России. Историко-культурный потенциал Вологодской области. Ворота Севера - Спасо-Прилуцкий монастырь. История возникновения монастыря. Развитие монастыря в XVI-XX веках Святыни монастыря. Перспективы развития паломнического туризма.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 01.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Северные монастыри России
2. Историко-культурный потенциал Вологодской области
3. Ворота Севера - Спасо-Прилуцкий монастырь
3.1. История возникновения монастыря
3.2. Развитие монастыря в XVI-XX веках
3.3. Святыни монастыря
3.4. Перспективы развития паломнического туризма в монастыре
Заключение
Список литературы.
Введение
Общеизвестно, что Россия имеет уникальную культуру. Сложный мир ее культурно-исторических памятников всегда обладал особенной притягательностью как для соотечественников, так и для зарубежных гостей. Неповторимый силуэт древних русских городов, обилие православной архитектуры, вкрапление в необъятные российские просторы самобытных островков дворянской культуры - родовых усадеб, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых соотечественников - все это традиционно привлекает людей, интересующихся культурно-историческим потенциалом России.
История не всегда благоприятствовала сохранению многогранного творческого наследия русского народа. Жестокие войны, пренебрежение судьбою творений великих и безымянных зодчих приводили к невосполнимой утрате памятников. Однако трудом многих людей - деятелей культуры, работников музеев, реставраторов - огромная часть исторического наследия России сохранена и возвращена к жизни, составляя весомую часть туристических и экскурсионных маршрутов по российским просторам [9, стр.3].
Вологодская область, обладая достаточно большим историко-культурным потенциалом, является потенциальным центром сохранения и развития культурного наследия.
В старинных русских городах Вологодчины сохраняются памятники церковной архитектуры и искусства: в великоустюгском Троице-Гледенском монастыре представлен один из красивейших в Европе иконостасов редкостной деревянной резьбы; в Ферапонтове (Кирилловский район) более пятисот лет оберегаются фрески великого Дионисия, а рядом в Кириллове возвышаются мощные стены и величественные храмы Кирилло-Белозерского монастыря, на окраине Вологде возвышается действующий мужский Спасо-Прилуцкий монастырь - один из самых древних и больших северных монастырей, красивейший архитектурный ансамбль Древней Руси.
1. Северные монастыри России
Православные монастыри не только объекты паломнического туризма. Без монастырей невозможно понять российскую историю, они выступают носителями традиций православной культуры, развивавшейся на протяжении тысячелетий. Поэтому монастыри являются крупнейшими культурно-историческими туристскими центрами России.
Влияние православных монастырей на многие аспекты жизни русского средневековья было очень велико. Это объясняется множественностью функций монастыря в религиозной, общественно-политической и хозяйственной сферах деятельности. Монастырь (в переводе с греческого - келья отшельника) - это и земное воплощение символической сущности «небесного града Иерусалима», и неприступная крепость, и крупный землевладелец, и мощная экономическая организация.
Массовое возникновение монастырей на Русском Севере относится к рубежу XIV-XVвв. Оно было связано с деятельностью монахов обителей Московского княжества, в основном Сергиева монастыря Святой Троицы. По благословению своего духовного учителя монахи отправлялись в пустынные северные земли в поисках более уединенного жития. К отшельникам присоединялись другие монахи, образовывая монастырскую общину. Они строили храм, кельи, обносили обитель стенами. Слух о новом монастыре разносился по округе, привлекая крестьян на неосвоенные земли, которыми великие князья щедро награждали святые обители: на первых порах крестьяне, обрабатывая монастырскую пашню, освобождались от налогов.
Таким образом, в отличие от самых древних, городски либо пригородных монастырей, новые обители возникали в отдалении от городов и знаменовали собой очередной этап «монастырской колонизации». Количество монастырей, появившихся на неосвоенных землях, к началу XVI в. достигло полутора тысяч. Русские северные монастыри удивительно органично вписываются в природный ландшафт. Их архитектура является своеобразным синтезом нескольких школ - северо-восточной Руси (впоследствии московской), новгородской и псковской [9, стр. 166].
Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри в Кирилловском районе Вологодской области, Спасо-Прилуцкий монастырь в г. Вологде, Соловецкий монастырь на о. Соловки Архангельской области, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Псково-Печорский в г. Печоры Псковской области - эти и другие северные монашеские обители известны всей России [3, стр. 47].
2. Историко-культурный потенциал Вологодской области
Вологодчина - это старинный русский край со всеми его приметами: неброская красота северной природы, безымянные лесные речки с чистейшей водой, белокаменные стены древних монастырей и храмов.
В современных границах области объединены как местности, издревна подчинявшиеся Вологде, так и староновгородские края - Устюжна, Череповец, Кириллов. Это делает историю Вологодской области необычайно богатой.
По Шексне и Белому озеру плавали ладьи викингов, в лесах жило племя вепсов, вологодские и великоустюгские окрестности не раз становились местом вооруженных стычек между приверженцами великого князя московского и новгородского - и те, и другие стремились иметь контроль над водным торговым путем, ведущим к северному морю. Отсюда отправлялись в неведомые земли отважные путешественники-купцы, чьими именами теперь названы города, проливы и острова. Это великие землепроходцы и мореплаватели - Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Федот Попов, Тимофей Булдаков, Василий Шилов, Николай Коробицын.
Кому-то своеобразное паломничество по северным монастырям поможет обрести мир в душе и уяснить нечто важное. Кто-то навсегда влюбится в чудесные узоры вологодского кружева или великоустюгскую чернь по серебру [6, стр. 2] .
Культурное наследие Вологодской области включает памятники археологии, истории и монументального искусства, архитектуры и градостроительства, исторические городские и сельские поселения, исторические сухопутные и водные пути сообщений, культурные ландшафты, а также музеи, места бытования художественных ремесел и промыслов. Оценивая факторы привлекательности Вологодской области, первое место занимает богатейшее культурно-историческое наследие. На территории области в 2006 году насчитывалось 761 недвижимый памятник истории и культуры, в том числе федерального значения - 218 объектов. 100 памятников являются объектами музейного показа, в том числе музей фресок Дионисия, занесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большая часть наиболее интересных и значимых объектов историко-культурного наследия находится в ведении музеев области. На территории Вологодской области находятся 28 музеев, из них 1- федерального значения (Кирилло-Белозерский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), 3- областного значения (Вологодский и Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник, Вологодская картинная галерея), 24 - муниципальных.
11 населенных пунктов Вологодской области внесены в Список исторических городов и населенных мест России: города Вологда, Великий Устюг, Белозерск, Вытегра, Грязовец, Кириллов, Никольск, Тотьма, Устюжна, Череповец, с.Ферапонтово. Кроме того, г.Кадников, пос.Устье и с.Верховажье, а также поселения с памятниками археологии Чагодощенского района, входят в список городов, имеющих ценные градостроительные ансамбли и комплексы, природные ландшафты и древний культурный слой.
Во многих районах существуют древние традиции народных промыслов, и это также является одним из факторов привлечения туристов в регион. В области сохранились прекрасные произведения прикладного народного творчества - резные прялки и чудесно вышитые полотенца, древние сказки, лирические частушки, проголосные песни - свидетельства талантливости вологжан.
Самобытность Вологодчины в большом разнообразии исконно вологодских народных промыслов - «Северная чернь», «Шемогодская резьба по бересте», «Мороз по жести», «Вологодское кружево», Великоустюгские финифть».
Обращают на себя внимание парково-усадебные комплексы. Это усадьбы Батюшковых в с. Даниловское Устюженского района, Брянчаниновых в д. Покровское Грязовецкого района, Гальских под г. Череповцом, дом А.Ф. Можайского в с. Можайское Вологодского района, усадебный парк в с. Никольское Усть-Кубинского района, усадьба Горка в Сокольском районе.
Наиболее привлекательными объектами культурного гостеприимства в области выступают: древние монастыри (Кирилло-Белозерский в Кириллове, Спасо-Каменный на оз. Кубенском, Спасо-Прилуцкий в Вологде) и храмы в городах Великом Устюге, Белозерске, Тотьме.
Крупнейший туристический центр Русского Севера, Вологда славится огромным количеством культурно-исторических памятников - православных храмов и монастырей, мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей, музеев.
Перспективу города как бы завершает Спасо-Прилуцкий монастырь, стены которого сейчас приближены к городским окраинам Вологды.
3. Ворота Севера - Спасо-Прилуцкий монастырь
3.1. История возникновения монастыря
Спасо - Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Это был первый общежительный монастырь на севере Руси. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле - Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Дойдя до берегов р. Вологды, до того места, где река делает изгиб, подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцким, а сам св. Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий.
Монастырь назван Спасским преподобным Димитрием в честь праздника Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы на «освящение водам», отмечаемого в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа - так называемый «первый», «мокрый», «медовый Спас», «Спас на водах») [2, стр. 4].
Устроение монастыря происходило при поддержке князя Дмитрия Донского, у которого преподобный Димитрий Прилуцкий был крестным отцом одного из его сыновей. Преподобный Димитрий и его новый монастырь близ Вологды в XIV-XV столетиях являлись частью той мощной силы, которая духовно питала рождающееся единой русское государство и власть московских князей в северных землях [8, стр. 200].
Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту настоятелей обитель быстро развивалась и процветала. В XVI веке монастырю принадлежало в Вологодском и соседних уездах двенадцать вотчин, в которых имелось почти сто деревень, десять сел и семь церквей. «Святые» отцы имели свои соляные варницы в Тотьме, рыбные промыслы на Кубенском озере и реке Вексе, кирпичные заводы под Вологдой [4, стр. 359].
Спасо - Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.
Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий Ш с женой Еленой Глинской посетили Спасо - Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.
Иоанна IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.
Как указывает историк С.М.Соловьев в "Истории России с древнейших времен", Димитрий Прилуцкий построил свою обитель "на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана".
Обитель Прилуцкая была на перекрестке не только торговых, но и духовных путей России. Сказывалась и близость к первопрестольной: здесь бывали Иван Грозный, ездивший на богомолье по северным монастырям, и император Александр I. Часто почетными пленниками монастыря были провинившиеся перед Москвой князья или татарские мурзы.
3.2. Развитие монастыря в XVI-XXвв.
Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на русском севере - с XVI по XVIII век включительно.
До XVI столетия все строения монастыря были деревянными. Со временем Спасо-Прилуцкая обитель стала большим, влиятельным и богатым монастырем северной Руси. Ранее многих обителей здесь было начато каменное строительство.
Спасский собор.
Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Собор построен в 1537 -- 1542 годах взамен сгоревшего деревянного.
Москва, заинтересованная в скорейшем окончании строительства собора, в 1541 году специальным указом от имени Ивана Грозного освобождает на пять лет монастырские вотчинные села и деревни от всяких податей, обеспечив тем самым необходимые средстве на его достройку [1, стр.110].
Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах -- карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до 17 века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654 -- 1672 годами.
Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают но две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.
Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посередине.
В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.
В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице - Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид.
Колокольня.
Колокольня была построена одновременно с собором в 1537 - 1542 годах. Примыкала, она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов и Вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Углицких, отлиты в 1736-1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмирике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.
Помещения мощного нижнего четверика были отданы под кельи и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.
Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя "Святой великомученицы Варвара".
Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик.
Надвратная церковь "Вознесения Господня".
Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены были построены вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя "Вознесения Господня".
По монастырским описям 17 века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная часовня с четырьмя окнами, в которых висели колокола. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли с соборной колокольни.
В 1729-1730 годах эта часовня была переделана в небольшую шатровую колокольню. Сохранился четверик с четырьмя окнами, на него был надстроен восьмерик звона с шатром. В 1914 году на шатровой колокольне висел один вестовой колокол весом 52 пуда, отлитый мастером Чартышниковым из старой колокольной меди в 1876 году.
Убранство здания состоит в основном из поясков, арочек, нишек, поребрика и бегунца на стенах, барабане. Подобный декор, в котором прослеживается новгородское и московское влияние, характерен для многих северных каменных храмов 15 -- 16 веков. Стены церкви расчленены на два прясла одной лопаткой, что является не просто декоративным приемом, но отражает внутреннюю конструкцию храма. Здесь мы встречаемся с двустолпием, характерным в основном для северной архитектуры.
Церковь "Всех святых".
Церковь "Всех святых" называлась "больничною", потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1721 году, и освящена во имя Трех Святителей. Позднее, в 1781 году переименована во имя "Всех святых".
Екатерининская церковь.
В десяти метрах к востоку от Введенской церкви стоит небольшая каменная церковь во имя "Св. великомученицы Екатерины и св. равноапостольного великого князя Владимира". Построена она в 1830 году усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, погребенных в этом месте.
Успенская церковь.
На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины 16 века. Она перевезена из Александро - Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь - один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой "повалом". Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорц и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.