На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сюжет, история написания, выразительные средства в картине В. Гаврилова Свежий день. Произведение Ю. Кугача Перед танцами как образец советской портретной живописи. Идеи и способы передачи художественного образа в картинах В. Гаврилова и Ю. Кугача.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Сюжет и история написания картины В.Н. Гаврилова «Свежий день»
2. Выразительные средства в картине В.Н. Гаврилова «Свежий день»
3. Картина Ю.П. Кугача «Перед танцами»
4. Произведение «Перед танцами» как образец советской портретной живописи
Заключение
Список источников литературы
Введение

Живопись - одна из форм общественного сознания. В основе ее лежит художественно-образное отражение действительности.
Живопись познает и оценивает мир, формирует духовный вид людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, будит творческие фантазии.
Познавательная роль живописи, как одного из древнейших видов искусства сближает ее с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять содержание жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем явлении наиболее характерной и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном итоге связано со стремлением превратить и усовершенствовать ее.
Но в отличие от науки живописное искусство выражает истину не в абстрактных понятиях, а в полных жизнь конкретных образах. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых личностно-характерных формах.
И каждая эпоха привносит нечто свое, неповторимое в живопись, создает особую атмосферу. Поэтому сама живопись поделена теоретиками на различные исторические школы и стили. Прошлый век в России был ознаменован бурными историческими событиями, что породили новое государство - Советский Союз. Живопись этого государства часто служила политике, но истинные художники писали не для политической пропаганды, а для человечества, для будущих поколений, передавали красоту реальности и реалистичность в красоте. Поэтому в данной работе мы и сравним две картины советской реалистической школы: полотно В.Н. Гаврилова «Свежий день» и Ю.П. Кугача «Перед танцами», что стали достоянием всемирной культуры. Заглянем в недалекое прошлое и оценим наше недавнее, сравнительно новое культурное наследие. Нашей целью является анализ содержания, идеи этих картин и использованных при написании выразительных средств живописи.
1. Сюжет и история написания картины В. Н. Гаврилова «Свежий день»

Картина «Свежий день» была написана русским живописцем и графиком Владимиром Николаевичем Гавриловым в 1958 году. Художник работал в традициях русской реалистической школы и стал одним из наиболее ярких советских художник 50-60-х годов прошлого века, основоположников советского импрессионизма. Он родился в 1923 году. Учился в Московской средней художественной школе в 1939-1942 у В.В. Почиталова; затем - в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (МГХИ) в 1945-1951 у С.В.Герасимова, В.В. Почиталова, В.П. Ефанова, А.М. Грицая. Преподавал в МГХИ (1968-1970). Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Москве. Среди знаменитых его полотен «Молодые изыскатели», «Теплый вечер», «Холодный день», «Радостный март» и, конечно де «Свежий день». Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. - М.: Белый город, 2003. - 320 с.
Тематика картин Гаврилова всегда была разнообразна. Но в них отражалась повседневная и поэтическая действительность: пейзажи, яркие эмоции и настроения людей. Свободная темпераментная манера письма, насыщенный колорит придавали всем его работам эмоциональности и лиричности. Именно такова и картина «Свежий день». Этот шедевр принес мировую славу своему создателю. Картина была награждена золотой медалью на выставке Венского Фестиваля в 1959 году.
Вторая половина 1950-х годов - время «оттепели», ставшее для В.Н. Гаврилова периодом формирования индивидуального живописного стиля. «…Перемены в общественной жизни страны происходили на наших глазах», - писал художник, отмечая, что «восхищение жизнью и красотой - это чувство вечно как жизнь». Картина «Свежий день» была написана на «Академической даче» - месте близ города Вышний Волочек Тверской области, где художники работали на пленэре.
Сюжет картины на первый взгляд очень прост: утро, среди поддернутой рябью поверхности реки колышется лодка, а в ней стоит девушка. Легкий ветер играет ее одеждой, волосами, выбившимися из-под косынки, которые она пытается собрать руками. На краю и дне лодки развивается небрежно белая ткань, вдалеке виднеется темно-зеленая линия берега. На воде играют блики солнечного света: все дышит свежестью, молодостью, новизной и робким теплом. На лице девушки застыла улыбка, глаза прикрыты. И сложно определить точно - просто ли совершает героиня картины прогулку на реке в выходной день или же стирает в прохладных речных водах. Здесь отдых пассивен, а работа приятна, легка, один кадр из жизни передает все ее гармонию. Усачев А. Прогулки по Третьяковской галерее. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 120 с.
Именно благодаря царящей в период написания картины политической «оттепели» Владимир Николаевич смог написать не просто картину «трудовых будней» в стиле соцреализма, а классический образец импрессионизма.
О принадлежности «Свежего дня» к этому направлению живописи свидетельствуют его конструкция и композиция. Произведение написано маслом на холсте, размером 99 на 173 см. Мазки крупные, неравномерный и яркие - именно таким образом в XIX веке художники-импрессионисты (от французского impression - впечатление) начали передавать все многообразие окружающего мира, все краски действительности. Картине присуща пастозность художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои. Большой размер мазков и определяет особенность социалистического русского импрессионизма, ведь традиционный французский стиль чаще прибегал к мазкам мелким, незаметным.
Темных тонов нет, все цвета светлые яркие: ослепительно-белый, желтый, бежевый, розовый и другие. Даже острова на линии горизонта изображены темно-зеленой, но не черной краской. Широко применяется рефлекс - отсвета от неба на водную гладь, фигуру девушки.
2. Выразительные средства в картине В.Н. Гаврилова «Свежий день»

Гаврилов достигает удивительной силы цветового решения в передаче «бликующих» солнечных рефлексов, единых вибраций воздуха, воды и пространства. Непосредственность этюдного впечатления превращается в картинный образ полного слияния человека с миром природы.
Еще одним признаком принадлежности картины этого выдающегося художника к импрессионистическому течению, является то, что написана она на планере, и близка к жанру пейзажа. Это не мир тесной и пыльной студии, а мир солнца, ветра, свежего воздуха. В пространстве этого произведения большое место отведено светло-голубой лазури неба и покрытому бликами разливу реки. Но, на переднем плане, все же, оказывается венец природы - человек, прекрасная молодая женщина. И в целом картина уравновешенна, гармонична. Меньшие темные формы, уравновешивают крупные и светлые. Ориентация полотна - горизонтальная.
Главные выразительные средства, использованные художником - свет и перспектива. Ощущение свежести точно передано в движении: движении волн, движении ветра, что развивает юбку и блузку на девушке, ее волосы и белье в лодке. Так что в целом резкие и яркие штрихи Гаврилова придает картине живописности, динамичности. Ее же усиливает и мазок: проявляется рельефность, неровность красочного слоя, его пластичность, подчеркивающая объемность и материальность изображаемого, композицию картины. Живописность «Свежего дня» предполагает примат колорита - цветовой, тональной среды - в пространстве создаваемой Гавриловым композиции над предметом, объектом. Такой прием свойствен изобразительной поэтики. Именно поэтичность, романтизм произведения сделали его столь любимым для много поколения поклонников творчества Владимира Гаврилова. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. - М.: Советский художник, 1984. - 486 с.
Воздушная перспектива основана на зрительном восприятии системы передачи удаленных предметов, что включает в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей горизонта на заднем плане, уменьшение яркости цвета.
Фрагментарность, неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотне создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления. Зрителю, смотрящему на картину «Свежий день», кажется, что он вот-вот ощутит запах речного воздуха и легкие покачивание дна лодки под ногами.
Чтобы составить себе целостное представление о картине Гаврилова, следует смотреть на нее с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение той самой динамики, внутренней энергии картины, ее ритма во времени. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Поэтому на картине трудно выделить четкую композицию, она лишь является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира.
Характерно для смелого стиля Владимира Гаврилова и сочетание нескольких жанров, в данном случае пейзажа и портрета. И если о первом мы сказали достаточно много, то портрет пока упомянули лишь вскользь. Лицо девушки на картине «Свежий день» рассмотреть сложнее, нежели ее фигуру и одежду. Главным, привлекающим внимание, элементом рисунка является улыбка молодой натурщицы, скромная и свободная одновременно. Во всей позе: прямой спине, немного склоненном туловище, поднятыми и запрокинутыми над головой, обнаженными до локтя, руками, присутствует тоже свежей движение, энергия молодого тела, настроение бодрости, радости, стремление вперед. Этот образ современной героини очень близок французским классикам импрессионизма, он перекликается с очаровательными парижанками П. Ренуара, грациозными балерины, барменши, барышнями из предместья Э. Мане. Серюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. - М.: Республика, 2005. - 296 с. А в произведении, принадлежащем кисти Гаврилова - это простая и естественная жительница средней полосы России, современница автора. В ней нет жеманства или наигранного кокетства, наоборот ее прелесть - это не подавляемая стихия женственности и чистоты, подчеркнутая светлыми тонами развеваемого одеяния. Портрет в импрессионистическом стиле требует значительного мастерства от художника, которое и проявил Владимир Николаевич.
В период своей учебы Гаврилов изучал технику написания и стиль многих отечественных и зарубежных художников, в частности он посвятил много времени творчеству легендарного русского художника Василия Сурикова. Образ Сурикова стал темой дипломной работы Владимира Гаврилова. Результатом долгой и кропотливой работы, изучения исторического материала стало полотно «В.И. Суриков». Однако стиль русского классика мало повлиял на работу Гаврилова, и в частности на картину «Свежий день». Некая схожесть прослеживается лишь в портретах Сурикова, что хранились раньше в провинциальных музеях, набросках и эскизах, редко покидающих запасники. Это преимущественно женские портреты, написанные в светлой, приподнятой атмосфере, без традиционной мрачности, историзма и политически корректного патриотизма Сурикова. Исходя из этого, можно утверждать, что у Гаврилова не было прямых учителей и предшественников в русской пейзажной и портретной живописи. Наставники Гаврилова - И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Осмеркин, Д.К. Мочальский, Е.А. Кибрик и другие, лишь направляли развивающееся дарование своего ученика, формируя его вкус и художественное видение. Стиль Владимира Николаевича самобытен и прогрессивен, а символом и апогеем данного стиля стал «Свежий день».
Главная идея картины Гаврилова «Свежий день» - гуманистическая и жизнеутверждающая, это яркий эмоциональный гимн жизни, свободе и красоте, не загнанным в узкие рамки идеологии, а вольным, подвластным лишь природе и способным появится на короткий момент под кистью живописца. Однако в картине нет советской мажорности, поддельного позитивизма, свойственно большинству более поздних произведений русских художников Союза, что писали броские, кричащие полотна, предназначенные для художественно-пропагандистских мероприятий. Живопись Росси. ХХ век. Т. 2. Наследие. - М.: Живопись-Инфо, 2008. - 124 с.
Художественный мир «Свежего дня» это не идеализированный образ мира, а впечатление от мира реального объективного, живущего по своим эстетическим законам и правилам. Гаврилов лишь передал свое впечатление в свойственной ему живой и неподражаемой манере.
Особенность, неподражаемость этой картины объясняется тем, что Искусство этого времени неоднозначно и многослойно. В массовом сознании оно представлено хрестоматийными полотнами Александра Герасимова, Аркадия Пластова, Александра Лактионова. Но помимо социально ангажированного искусства, утомившего всех тематикой великих строек и мудрых вождей, всегда существовало и ро и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.