На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 17.11.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Челябинская Академия культуры и искусств
УРИКИДО
Реферат


Тема:
Становление и развитие библиотек в России



Выполнила: Баннова М.А.

Проверил:
Сургут, 2003
Содержание:
Введение С. 2
I Появление первых научных и специальных библиотек
в 17 веке С. 4
II Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке
С. 5
III Активное развитие научных и специальных библиотек
в 19 - начале 20 вв. С. 7
IY Особенности развития научных и специальных библиотек
В СССР С. 10
Y Библиотеки России на рубеже веков С. 13

Заключение С. 14


Введение.

Важнейшую роль в информационной, культурной, просветительской и образовательной деятельности государства играет библиотека.
В эпоху информатизации принципиально изменился облик библиотеки, ее роль социального института в обществе. Возникла потребность обобщить весь пройденный библиотеками путь. Исследуя эволюционное развитие библиотек, мы можем, используя опыт прошлого, прогнозировать, совершенствовать работу библиотек в зависимости от требований времени.
История библиотек имеет определенную точку отсчета. «Появление первых библиотек как учреждений, собирающих и хранящих документы , обусловлено определенными изменениями в жизни человека и появлением потребности в письменной фиксации и передаче речевой информации». (3, стр. 8) В зависимости от исторического, общественного, научного развития государства, библиотека как общественный институт является учреждением, облик которого, содержание работы и ее масштабы постоянно изменяются.
Основными и неизменными функциями библиотеки являются: сбор и хранение документов (рукописных, печатных и т.д.), обеспечение доступа к фондам или функция обслуживания (постепенный переход от почти полной закрытости своих фондов ко всеобщей доступности).
Библиотека в каждую историческую эпоху выполняет, наряду с неизменными исходными функциями, целый ряд иных задач. Изменения в характере и масштабах их выполнения влекут за собой появление новых типов библиотек.
На определенном этапе общественного развития, не смотря на то, что библиотеки на протяжении многих веков служили науке, образованию и культуре, возникают такие типы библиотек, которые определяют современную библиотечную систему практически любого государства -это публичные библиотеки, библиотеки, обслуживающие широкие слои населения; научные библиотеки; национальные библиотеки; специальные библиотеки.
В данной работе мы будем рассматривать научные и специальные библиотеки.
Цель нашей работы - изучить путь развития научных и специальных библиотек, изменения их функций и задач, их эволюцию в зависимости от общественного, экономического, культурного, научного развития Российского государства.
Основные задачи нашей работы:
Рассмотреть, что способствовало созданию научных и специальных библиотек.
Проанализировать значимость научных и специальных библиотек для научной, просветительской и образовательной деятельности.
Раскрыть функции, структуру, виды научных и специальных библиотек в зависимости от этапов исторического развития государства.

I Появление первых научных и специальных
библиотек в 17 веке.

На рубеже тысячелетий весьма полезно оглянуться назад, чтобы увидеть каков путь, пройденный за прошлые годы, на каком отрезке эволюции находятся научные и специальные библиотеки.
Предпосылки создания и формирования научных и специальных библиотек мы можем отнести к середине 17 века.
Образование единого государства сыграло большую роль в преодолении экономической и культурной разобщенности русских княжеств, в ликвидации феодальной раздробленности.
Процесс государственной централизации создал необходимые условия для развития науки, торговли и промышленного производства, а также формирование государственного аппарата управления привело к образованию новых типов и видов библиотек.
К середине 17 века в России были созданы центральные правительственные учреждения - приказы, при которых, по государственному указу или распоряжению в области библиотечного дела, были организованы специальные ведомственные библиотеки.
Одной из самых значительных библиотек была библиотека Приказа печатного двора (Типографская библиотека), созданная в начале 17 века. Из составлявшихся книжных описей библиотеки известно что в 1649 г. в ней было 148 книг и рукописей, а в 1679 г. - 637 книг и рукописей на русском и иностранных языках. К концу 17 века она превратилась в крупнейшее книгохранилище России. Фондом этой библиотеки могли пользоваться не только служащие, но и учителя академии, созданной по указу царя Федора Алексеевича в 1687 году. Большая библиотека была создана при Посольском приказе по указу Петра I в 1696 году. В ней, кроме собраных книг из разных мест, хранились книги, карты, и рукописи, присылавшиеся из-за границы. В 1696 году фонд составлял 333 книги, главным образом на иностранных языках. Фонд книг был универсален и выдавались книги послам и дьякам в другие города.
Специальные библиотеки в 17 веке имели Пушкарский и Аптекарский приказы. В первой собирались русские и иностранные издания по технике, военному делу, фортификации, архитектуре, астрономии, математике, геометрии, географии и другим наукам. Книги выдавались мастерам, литейщикам и другим лицам.
В библиотеке Аптекарского приказа собиралась медицинская литература - «лечебники», «травники», сочинения по анатомии, биологии, ботанике, сельскому хозяйству и др.
Библиотеки специального назначения были созданы и при других приказах.
Они могут быть признаны первыми специальными библиотеками России по своему назначению, составу книжного фонда и характеру деятельности. Так библиотеки Пушкарского и Аптекарского приказов были первыми технической и медицинской библиотеками.
В этот период были организованы и первые библиотеки высших учебных заведений на территории будущей России. Одной из них была упомянутая библиотека при Славяно-греко-латинской академии.
Основание первых специальных библиотек способствовало переходу в 16 - 17 вв. от религиозных к светским книжным собраниям, а также последующему развитию библиотечной мысли в 18 в.

II. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке.

Государственные реформы в сфере политики, экономики, культуры и образования, проведенные в России в первой четверти 18 века императором Петром I, имели огромное значение и для развития библиотек.
Рост промышленности и экономики в 18 веке, особенно во второй его половине, способствовал значительному сдвигу в развитии науки и техники в России. Образование новых научных обществ и учебных заведений, заводов и горных рудников способствовало расширению числа научных и специальных библиотек.
Наиболее важным событием в сфере библиотечного дела в эпоху правления ПетраI стало учреждение в 1714 г. в Сант-Петербурге первой государственной научной библиотеки в России, которая была основана одновременно с Кунсткамерой. Оба эти учреждения были переданы в ведение Академии наук, основанной в 1724 году. Создание фундаментальной библиотеки отвечало назревшим потребностям общественно-политической и культурной жизни России и оказало большое влияние на последующее развитие библиотечного дела.
Пополнялась библиотека в основном за счет частных коллекций, передачи фонда из некоторых Приказов, покупки и обмена с заграничными научными учреждениями. А также за счет обязательного экземпляра литературы, напечатанной в типографии.
Фондом библиотеки могли пользоваться не только академики, но и другие ученые, государственные деятели и представители знати.
Во второй половине 18 века открываются принципиально новые для России по своему профилю научные библиотеки. В 1757 г. в Санкт-Петербурге была открыта Библиотека Академии художеств, новшества в работе этой библиотеки были существенные. В 1764 г. в ее уставе Екатерина II утвердила, что посещать библиотеку в назначенные дни могли посторонние лица. В 1756 г. возникла репертуарная библиотека Русского драматического театра. В 1765 учреждена библиотека Вольного экономического общества, специализирующаяся в основном на сборе литературы по экономике и сельскому хозяйству. Это была не государственная, а общественная библиотека.
В 18 веке впервые в России начинают свою деятельность университетские библиотеки.
Несмотря на то, что Петербургский университет старше Московского, библиотека Московского университета, открытая для читателей с 1756 г., является старейшей в России.
Научная библиотека Петербургского университета, основанного в 1724 году, ведет свою историю от Библиотеки Учительской семинарии, основанной в 1783г.
Открываются в этот период и библиотеки специализированных учебных заведений. С 1773 года работает библиотека при горном училище в Санкт-Петербурге (Институт горных инженеров), которая стала крупнейшей горно-технической библиотекой России. В 1799 году в Петербурге при Адмиралтейств-коллегии была открыта Морская библиотека, которая изначально комплектовалась «морской литературой», охватывающей географическую и страноведческую литературу, а также описание кругосветных плаваний, книги по морскому праву и морской истории.
Эти библиотеки были уже доступны и учащимся по распоряжению ученого совета или преподавателя.
В период формирования и создания первых научных и специальных библиотек общество ориентируется на расширение круга граждан, приобщаемых к знаниям, вследствии чего расширяются сами масштабы библиотечного обслуживания. «Наряду с этим библиотека начинает служить науке в качестве учреждения, которое обеспечивает основу научной деятельности. А это вызывает потребность в определении определенных требований к научной библиотеке». (Володин с.143)
III Активное развитие научных и специальных
библиотек в 19 - начале 20 вв.

В 19 - начале 20 вв. процессы библиотечного развития, начавшиеся в России в прошлом веке, продолжают интенсивно развиваться.
В этот период в России происходят бурные политические и экономические события. Это и война 1812 года, которая поставила Россию в ранг наиболее значимых мировых держав, что способствовало более активному взаиодействию России со странами Европы. Это и восстание декабристов, что всколыхнуло политическое движение в стране. Это и отмена крепостного права, что способствовало промышленному развитию страны. На этом фоне развивается наука, культура, образование, что требует совершенствование и рост библиотек в государстве.
Активизировалась библиотечная деятельность не только в Санкт-Петербурге, но и в различных регионах страны, что является одной из самых отличительных черт периода 19 - начала 20 века.
В начале 19 века научные и специальные библиотеки развивались в более благоприятных условиях, чем публичные библиотеки. На их содержание правительство отпускало, хотя и недостаточные, денежные ассигнования. В этот период бурно
развивается типографская деятельность, что способствует росту числа книг, которые поступают в академические библиотеки как обязательные экземпляры.
В связи с реформой народного просвещения в первой половине 19 века открылись пять новых университетских библиотек. Научные библиотеки также основываются при Институте инженеров железнодорожного транспорта, Технологическом институте, Институте гражданских инженеров(1842) в Петербурге, ремесленном училище (1832) в Москве, преобразованном в Высшее техническое училище.
Создание университетов и других учебных заведений способствовало организации новых научных обществ, при которых открываются библиотеки. Это Общества истории и древностей российских, Общества испытателей природы, Минералогические общества в Москве и Петербурге. Физико-технические, математические, географические, сельскохозяйственные научные общества открываются в других городах.
В начале 19 века крупнейшей университетской библиотекой являлась библиотека Московского университета, в которой насчитывалось свыше 20 тыс. книг.
Среди открытых в начале этого столетия университетов выделялся Казанский университет, ректором которого был выдающийся математик Н.И. Лобачевский, который одновременно занимал и пост директора библиотеки университета. Как руководитель библиотеки и самого университета он добился реорганизации системы комплектования библиотеки (которая с тех пор строится на научной основе), уделяя особое внимание сохранности фонда и строительству нового здания, которое бы овечала требованиям библиотечного обслуживания. При это и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.