На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Современное состояние эстетики, идеи классиков эстетической мысли и крупных современных ученых о понятии стиль в искусстве. Искусство как эстетический феномен. Концепции искусства в истории эстетики. Виды искусства. Понятие стиль, его признаки.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИШИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ П.П. ЕРШОВА

Контрольная работа по эстетике теме:

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ.

Выполнила:
студентка
IVкурса
заочного отделения
специальности «Культурология»

Проверила: ….
2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………3

1. Искусство как эстетический феномен.

1.1 Концепции искусства в истории эстетики………………..4

1.2 Виды искусства……………………………………………..6

2. Понятие стиль.

2.1 Определение понятия «стиль»……………………………..7

2.2 Уровни и признаки стиля...………………………………..8

2.3 Стили искусства……………………………………………11

Заключение………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………….13

Введение.

Понятие «стиль» многознач-но, им пользуются разные науки (литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, эстетика). Широко поле функционирования стиля.

Стиль -- фактор творческого процесса, осуществление ориента-ции художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. Стиль диктует художнику избирательность по отношению к жизненному материалу, культурной (и в частности к художественной) традиции, к общественным целям искусства.

Стиль в искусстве -- это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. Стиль -- набор «генов» культуры (духовных принципов построения произведения, отбора и сопряжения языковых единиц) обус-ловливающий тип культурной целостности.

Стиль как единая порождаю-щая программа живет в каждой клеточке художественного организма и определяет структуру каждой клеточки и закон их сопряжения в целое.

Предметом рассмотрения в контрольной работе будет понятие «стиль» в искусстве.

Целью написания курсовой работы является анализ трактовки понятия «стиль» в искусстве в различные исторические эпохи.

Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:

- Изучить понятия «искусство», «стиль» на основе художественного опыта классического искусства.

- Проанализировать уровни стиля, стили искусства.

- Рассмотреть основные положения эстетики как науки, ориентированное на общечеловеческие ценно-сти и на общегуманистическое осмысление материала мировой эстетиче-ской и художественной культуры.

С учетом многообразия трактовок данной темы при написании контрольной работы был использован широкий круг источников, в частности труды О. Шпенглера, А.Ф. Лосева, В.Г. Власова и т.д.

В своей контрольной работе я стремилась отразить современное состояние эстетики, интегриро-вать идеи классиков эстетической мысли и крупных современных отече-ственных и зарубежных ученых о понятии «стиль в искусстве».

В соответствии с поставленными задачами контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Искусство как эстетический феномен.

1.1 Концепции искусства в истории эстетики.

Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону предметы -- те-ни идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженно-го (тень тени), а потому явление низшее. Доступ ему в идеальное государ-ство должен быть ограничен (гимны богам).

Для Аристотеля искусство -- подражание действительности (миме-зис). Две причины произвели искусство: 1) подражание присуще людям с детства; 2) продукты подражания всем доставляют удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием» 7. Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подра-жание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные фак-ты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэ-зия выше истории. В этих положениях -- первая попытка выявить специ-фику искусства в сравнении с наукой.

Типы подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть».

Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смеш-ного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаж-дения картиной -- узнавание в изображении истинной природы вещей.

Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусст-ва, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музы-кальные лады, системы мелодики должны контролироваться цензурой.

Аристотель полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души -- гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Ис-пытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

По Аристотелю произведение не может быть причислено к искусству только на основа-нии метрического построения речи. Ритмом обладают и научные произведения. «Если изда-дут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а второго скорее физио-логом, чем поэтом» (Аристотель Поэтика) Можно уложить в размер сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэ-тическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал поня-тия: «фабула» («подражание действию», «сочетание фактов»), «перипетии», «узнавание»; «характер» («то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», -- определен-ность; «то, в чем обнаруживается нравственный принцип»), «композиция». Аристотель ввел деление персонажей на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими или дурными».

В эпоху барокко Тассо, отталкиваясь от суждений Аристотеля, утвер-ждал, что предмет искусства -- человек.

По Буало, главный предмет искусства -- красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

Французский аббат Дюбо в работе «Критические размышления о поэ-зии и живописи» искал пружины развития искусства в природе и объяснял изменения искусства изменениями воздуха.

По Баумгартену художественное познание отличается от научного чувственной формой. Он опирается на концепцию Вольфа, согласно кото-рой удовольствие возникает благодаря совершенству чувственно познава-емого.

________________________________________________________________________________________________

7 Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. - М.: Мысль, 1979., с. 94

Вольф, а вслед за ним и Баумгартен различали низшую познава-тельную деятельность (постижение прекрасного искусством) -- и вы-сшую (постижение истины наукой). Баумгартен высказал мысль, позже полно выраженную Гегелем: логическое (понятийное) мышление выше художественного (образного).

Кант разделяет искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества, связанная с практическими целями); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эсте-тическое, изящное искусство, мерило которого -- рефлектирующая спо-собность суждения, а не чувственное ощущение; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей; это искусство гения).

Гердер полагал, что искусство меняется под воздействием изменений климата и в зависимости от национального характера народа.

Гегель считал, что мир есть отражение абсолютного духа. Познание мира, таким образом, есть самопознание абсолютного духа. Познание про-ходит две ступени: низшая -- художественное отражение идеи; высшая -- ее философское и религиозное осознание. В художественном творче-стве видит Гегель не подражание природе, а процесс очищения вещи, за-пятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в разви-тии. Согласно его концепции искусство проходит три этапа:

Символическое искусство -- начальная стадия познания абсолютно-го духа (идея оформилась в действительности, но еще не нашла соответ-ствующей формы); полно воплощается в архитектуре древнего Востока. В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Этим соотношением формы и содержания характеризуется 1) символический этап развития искусства; 2) категория комического; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства -- архитектура, в которой материальное на-чало (форма) превалирует над духовным (содержание).

Дальнейший рост содержания (развитие духовного начала) и состав-ляет суть истории искусства.

Классическое искусство (вторая стадия развития искусства -- антич-ность) -- возросшее духовное содержание приходит в соответствие с формой. Этим гармоничным соотношением формы и содержания харак-теризуется 1) классический этап развития искусства; 2) ведущая катего-рия классического искусства -- прекрасное; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства -- скульптура, в которой материальная форма адек-ватна содержанию.

Духовное начало продолжает нарастать, и вскоре гармония содержа-ния и формы нарушается. Классическое искусство, полное гармонии и красоты, по Гегелю, подобно прекрасной, быстро облетающей розе.

Романтическое искусство (третья стадия -- христианское искусст-во Средних веков, Возрождения, Нового времени) -- духовное содержа-ние превалирует над формой. Этим соотношением формы и содержания характеризуется 1) романтический этап развития искусства, 2) ведущая категория романтического искусства -- возвышенное; 3) особо значимые для этого этапа виды искусства -- живопись, которая дает лишь иллюзию предметов; музыка, в которой духовное содержание выражается как чув-ство через соотношение звуков и ритмов; поэзия, -- абсолютное проявле-ние духа, освобожденного от всего материального. Христианское искус-ство сосредотачивается на внутреннем содержании жизни духа, а не на форме. Это противоречит конкретно-чувственной природе искусства. Происходит отрицание искусством самого себя. Оно погибает и наступа-ет более высокая ступень познания духа. На смену искусству в XIX в. при-ходит философия -- высшая форма самопознания абсолютного духа.

Белинский отмечал зависимость содержания художественных произ-ведений от содержания жизни народа.

Марксизм из совокупности общественных факторов, определяющих развитие искусства как формы общественного сознания, выделял в каче-стве первопричины экономику (способ производства).

Французский теоретик И. Тэн (вторая половина XIX в.) считал, что общественные настроения и нравы создают «духовную температуру», оп-ределяющую развитие художественного сознания, так же как физическая температура определяет развитие флоры и фауны.

Французский философ-позитивист Ж.М. Гюйо полагал, что искусст-во -- функция общественного организма.

Искусство с древности являлось одним из универсальных способов конкретно-чувст-венного выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, сущностных наряду с религией компонентов Культуры, как сози-дательно-продуктивной человеческой духовно-практической деятельности. В европей-ском ареале искусство предстает одним из центральных объектов эстетики как науки; термин «искусство» вошел в ряд главных категорий эстетики. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ-ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства, определяющуюся его эстетической сущностью, в самых разных соци-ально-утилитарных целях -- религиозных, политических, терапевтических, гносеоло-гических, этических и др. Эстетику как науку искусство интересует, естественно, прежде всего, как эстетический феномен, однако, коль скоро он выполняет и внеэс-тетические функции, которые в последние столетия стали преобладающими, нам придется иметь и их в виду, постоянно помня, что они не относятся к сущности искусства, но часто именно благодаря им искусство поддерживается обществом, государством, теми или иными социальными институтами, т.е. обретает свое реальное бытие, возможность реализовывать себя в качестве феномена культуры.

1.2 Виды искусства.

Искусство суще-ствует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоратив-ное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение.

В истории эстетики источник многообразия искусства находили: Кант -- в разнообра-зии способностей субъекта, Гегель -- во внутренней дифференциации абсолютной идеи, французские материалисты -- в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы

Разделение искусства на виды обусловлено:

1) эстетическим богатством и многообразием действительности;

2) духовным богатством и многообразием эстетических потребностей художника;

3) богатством и многообразием культурных традиций, художествен-ных средств и технических возможностей искусства.

На основе всемирно-истерической практики человечества, в процессе жизнедеятельно-сти людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства челове-ка, его музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой.

Существуют ли особые музыкальные, живописные и тому подобные свойства действи-тельности? Каждый вид искусства имеет преимущественное тяготение к определенным сто-ронам действительности. Для уха предмет иной, чем для глаза. Слух берет в объекте другие стороны, свойства, связи, нежели зрение. «Для музыкального сердца -- все музыка» (Ромен Роллан), однако он порожден тем же миром, который видит перед собой живописец.

Художественное развитие человечества -- это два встречных процесса:

1) от синкре-тизма к образованию отдельных видов искусства (от нерасчлененного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература, в XIX в. формируется художественная фотография, в ХХ в. -- кино и телевидение);

2) от отдельных искусств -- к их синтезу (кино -- и отдельный вид искусства, и синтез ряда искусств; архи-тектура вступает в синтез с монументальной живописью и скульптурой). Для развития ху-дожественной культуры равно плодотворны и вычленение специфики каждого из искусств, и их взаимодействие.

Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных ис-кусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими искусствами.

Соотношение между искусствами, их большая или меньшая близость, их внутреннее сходство, взаимное тяготение и противоборство исторически изменчивы и подвижны. Ге-гель предсказал сближение живописи с музыкой и тяготение скульптуры к живописи: «...эта магия отблесков в конце концов может приобрести столь преобладающее значение, что ря-дом с ней перестает быть интересным содержание изображений, и тем самым живопись в чистом аромате и волшебстве своих тонов, в их противоположности, взаимопроникновении и играющей гармонии начинает в такой же степени приближаться к музыке, как скульптура в дальнейшем развитии рельефа начинает приближаться к принципам живописи». Это гегелевское предсказание осуществили импрессионисты. Их картины ста-ли музыкой цвета, они отошли от сюжетной, близкой к литературе живописи и сблизились с музыкальным искусством.

2 . Стиль в искусстве.

2.1 Понятие «стиль»

Еще одной значимой в философии искусства и в искусствознании категорией является стиль. Фактически это более свободная в фор-мах проявления и своеобразная модификация канона, точнее -- достаточно устойчивая для определенного периода истории искус-ства, конкретного направления, течения, школы или одного ху-дожника, трудно описуемая многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изо-бразительно-выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п.

В XIX--ХХ вв. эта категория энергично разрабаты-валась многими историками и теоретиками искусства, эстетиками, философами. Школа искусствоведов Г. Вёльфлина, А. Ригля и дру-гих понимала под стилем достаточно устойчивую систему формаль-ных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, простоту, сложность, открытую или закрытую форму и др.) и на этом ос-новании считала возможным рассматривать всю историю искусства как надындивидуальную историю стилей («история искусства без имен» -- Вёльфлин).

А.Ф. Лосев определял стиль как «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имма-нентно самим художественным структурам произведения» 6.

О. Шпенглер в «Закате Европы» уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль -- это «метафи-зическое чувство формы», которое определяется «атмосферой ду-ховности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искус-ства. Как некая метафизическая стихия данного этапа культуры «большой стиль» сам творит и личности, и направления, и эпохи в искусстве. При этом Шпенглер понимает стиль в значительно более широком, чем художественно-эстетическое, значении.

«Стили сле-дуют друг за другом, подобно волнам и ударам пульса. С личностью отдельных художников, их волей и сознанием, у них нет ничего общего. Напротив, именно стиль и творит самый тип художника»8. Стиль, как и культура, есть первофеномен в строжайшем гётевском смысле, все равно стиль искусств, религий, мыслей или стиль самой жизни.

Как и «природа», стиль есть вечно новое переживание бодрствующего человека, его alter ego и зеркальное отображение в окружающем мире. Оттого в общей исторической картине какой-либо культуры может наличествовать только один стиль -- стиль этой культуры. При этом Шпенглер не согласен с достаточно традиционной в искусствоведении классификацией «больших сти-лей». Он, например, считает, что готика и барокко не различные стили: «это юность и старость одной и той же совокупности форм: зреющий и созревший стиль Запада».

________________________________________________________

6 Лосев А.Ф. Проблема художественного и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.