На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат Краткая история строительства атомного подводного флота СССР. Рассмотрение особенностей возникновения и развития ЧС техногенного характера на сложных, энергонасыщенных объектах на примере катастроф, имевших место на атомном подводном флоте СССР.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Охрана труда. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Полтавский технический университет

Чрезвычайные ситуации на атомном подводном флоте СССР.
Полтава 2007
Введение.

Севастопольский институт Ядерной Энергии и Промышленности создан на основе военно-морского училища , готовившего военных специалистов по эксплуатации ядерных энергетических установок атомного подводного флота СССР. Практически в каждом экипаже АПЛ СССР можно было встретить выпускников «Голландии». Многие из них стали участниками драматических событий , которые не раз происходили на АПЛ при имевших место авариях и катастрофах. Ряд особенностей этих катастроф повторились потом при возникновении ЧС на Чернобыльской АЭС, а также других опасных событий на суше. Для того чтобы нынешним выпускникам СИЯЭиП в процессе их последующей деятельности «не наступать дважды на одни и те же грабли» им необходимо познакомится с опытом аварий на атомном подводном флоте СССР ЦЕЛЬЮ данной работы является рассмотрение особенностей возникновения и развития ЧС техногенного характера на сложных , энергонасыщенных объектах на примере катастроф, имевших место нга атомном подводном флоте СССР.
1.Краткая история строительства атомного подводного
флота СССР.

После завершения Второй Мировой войны между недавними союзниками - победителями развернулось соревнование в военно-технической сфере, подогреваемое взаимным недоверием , политическими амбициями и стремлением к лидирующему положению в мире. Прежде всего это соревнование шло в сфере овладения ядерной энергией. В этой сфере наивысший приоритет после создания ядерного оружия был отдан массовому строительству атомных подводных лодок как средства стратегического сдерживания потенциального противника.
Впервые идея создания мощного атомного подводного флота в СССР была выдвинута И.В. Сталиным в 1952 году. Уже в конце 1952года к зам. председателя Совета Министров СССР Малышеву был вызван Владимир Николаевич Перегудов- генеральный конструктор КБ, проектировавшего ПЛ в СССР. Ему была поставлена задача создания первой АПЛ. Главным конструктором реактора был назначен академик Долежаль Николай Антонович.
Для работы над проектом были привлечены лучшие специалисты страны. Средств не жалели. В результате в 1958 году в СССР вступила в строй первая АПЛ- КЗ. США опережали СССР в данной сфере на 3 года(их «Наутилус» был спущен на воду в 1955 году).
Вместе с тем созданный Перегудовым корабль бы качественно иным . В отличие от американского «Наутилуса», повторявшего конструкцию дизельной ПЛ, обеспечивающей хорошую мореходность в надводном положении, КЗ имело форму корпуса, оптимальную для движения по водой (каплевидный нос и т.п.). В результате по своим характеристикам КЗ на много превосходила «Наутилус» по своим ТТХ и боевым возможностям. К3 стала прототипом всех последующих ПЛ как отечественных так и зарубежных.
За период до 1990 года
в СССР было построено 250 АПЛ, 2 тяжелых ракетных крейсера.
В США- 150 АПЛ,
В Великобритании-18 АПЛ.
В Китае-10 АПЛ.
Во Франции-11 АПЛ.
В СССР для строительства АПЛ была создана мощная промышленная группа в составе Министерства судостроительной промышленности. Основными центрами строительства АПЛ стали Северодвинск (Севмашпредприятие» -строительство РПКСН, ПО «Звездочка»- судоремонт),
С- Петербург («Адмиралтейское объединение»-многоцелевые АПЛ)
Нижний .Новгород (ПО» Красное Сормово» АПЛ)
Комсомольск на Амуре (Судостроительный завод им. Ленинского комсомола АПЛ).
В 1965 году была начато выполнение Программы строительства РПКСН и многоцелевых ПЛ второго поколения.
В 1980 году вступили в строй АПЛ третьего поколения «Акула», «Гранит».
В 1988 году была спущена на воду первая АПЛ четвертого поколения.
Почти 50-ти летний отечественный и зарубежный опыт эксплуатации АПЛ свидетельствует о том, что несмотря на применение новейших достижений науки избежать чрезвычайных ситуаций на АПЛ не удается.
По соотношению числа погибших АПЛ к количеству построенных советский атомный подводный флот занимает первое место в мире.
В СССР на одну погибшую АПЛ приходилось 89 построенных;
в США- одна погибшая АПЛ на 33 построенных.
Наихудшие показатели у Франции- из 35 построенных затонуло 5.
Столь благополучная статистика не есть результат технического совершенства советских АПЛ, а следствие героизма советских моряков, «грудью закрывающих амбразуру».
Статистика показывает, что во всем мире аварии на АПЛ происходят чаще чем на надводных кораблях. Особенно опасны пожары. Так за 1982-89 г.г. на АПЛ США произошло 125 пожаров, 85 взрывов, 565 столкновений, 48 затоплений внутренних помещений и 12 посадок на мель.
Две АПЛ («Трешер» и «Скорпион») погибли вместе со всем экипажем не всплывая на поверхность.
За тот же период на АПЛ США произошло 5 аварий, связанных с неконтролируемым выходом на мощность реактора. Техническая причина этих аварий- перепутывание фаз питания электродвигателей, обеспечивающих компенсирующие органы реактора во время ремонтных работ.
Первая авария была предотвращена благодаря профессионализму экипажа.
Вторая -полностью вышла из строя атомная энергетическая установка правого борта.
Третья- разрыв первого контура и выброс активной воды.
Четвертая и пятая- взрыв и пожар в реакторном отсеке.
2. Катастрофы на атомном подводном флоте СССР.

2.1. Аварии на ядерных энергетических установках.
Трагические катастрофы советских АПЛ начались в 1960году. Первые ЧС были вызваны авариями на ядерных энергетических установках.
13.10 в Баренцевом море на АПЛ К8 «Ноябрь» возникла течь парогенератора ядерной энергетической установки; 13 человек получило лучевую болезнь. Лодка вернулась на базу.
10.04 .1963г. в Северной Атлантике произошла катастрофа на АПЛ К-19 «Готель-2». В результате аварии на ядерной энергетической установке погибло 8 человек. Лодка получила мощное радиоактивное загрязнение (за что ее назвали «Хиросима»)и была прибуксирована на базу.
Повторно ЧС на этой же АПЛ произошло 15.11 1969 г. В Баренцевом море на глубине 60м произошло столкновение с американской АПЛ (пострадавших нет).
24.02 1972 г. в Северной Атлантике в результате аварии на ядерной энергетической установке произошел пожар. Высокое радиоактивное загрязнение и задымление возникло в 9 и 8 отсеках. . Погибло 28 человек на лодке и 2 человека погибли в процессе спасательных работ. Лодка была прибуксирована на базу. В 10м отсеке, отрезанном высокой радиацией и пожаром от остальной лодки 24 дня без света и пищи , с ограниченным запасом воды и воздуха успешно боролись за жизнь 12 подводников. Все остались живы.
24.05.1968 г. в Баренцевом море произошло ЧС на АПЛ К-27. В результате аварии реактора погибло 9 человек ,личный состав(124 человека) переоблучился. Причина аварии- техническая неисправность, не устраненная до выхода в море.
28.12.78 в Тихом океане произошла ЧС на АПЛ К-171 «Дельта». В результате неисправности на ядерной энергетической установке погибло 3 человека. АПЛ возвращалась на базу, движение обеспечивалось одной энергетической установкой. В результате неправильных действий личного состава на неработающем реакторе была переопрессована с разрывом шва подпиточная емкость. Вода вылилась на крышку неработающего реактора. Желая скрыть происшествие, командование решило выпарить пролившуюся воду и для этого вывести на мощность неработающий реактор. В процессе разогрева в реакторном отсеке находились три человека. Вода выпарилась, температура и давление в отсеке поднялось настолько, что открыть его было невозможно. Люди погибли.
2.2. Пожары на АПЛ.

Наиболее тяжкими последствиями завершались ЧС на советских АПЛ, вызванные пожарами .
Первая катастрофа произошла 8.09.67г. на АПЛ К-19. При нахождении лодки в Баренцевом море произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Погибло 39 человек. Пожар начался в 1 отсеке из за опасного скопления паров гидравлики (протечки в гидравлической системе ) и искры. При переходе личного состава во второй отсек пожар продвинулся дальше. Краткосрочное открытие переборочного люка в третий отсек привело к загазованию третьего отсека. Из третьего отсека людей эвакуировали. Лодка всплыла, провентилировала 3 и 4 отсеки и вернулась на базу.
06.10.1986. В районе Бермудского архипелага ЧС произошло на АПЛ К-219 «Янки 2» . В ракетной шахте возникла утечка топлива. Стремясь удалить ракетное топливо из шахты командир дал приказ ее разгерметизировать и промыть забортной водой. Поскольку плотность топлива больше чем плотность воды из этого ничего хорошего не вышло- напротив под резко возросшим гидростатическим давлением топливо было вдавлено в 4-й отсек, где при этом произошел пожар и взрыв. 4 человека погибло, После взрыва в 4-м отсеке возник интенсивный пожар. Люди были эвакуированы при этом трое погибли. АПЛ всплыла. Для борьбы с огнем отсек затопили. При этом произошло короткое замыкание и сработала аварийная защита реактора правого борта. При этом компенсирующие решетки не дошли до нижнего положения (их требовалось опустить в ручную. Эту операцию выполнил матрос Преминин, однако покинуть отсек он не смог. В результате пожара разорвало магистраль воздуха высокого давления, в соседних с реакторным отсеках повысилось давление и люк в реакторный отсек невозможно было открыть. Экипаж эвакуировался на ботах. Лодка К-219-РПКСН затонула на глубине 6000м.. Преминин погиб.
12.04.70 АПЛ К-8 «Ноябрь» на глубине 4500м затонула в Атлантическом океане в Бискайском заливе.
8.04.АПЛ возвращалась на базу. Одновременно в двух отсеках (третьем и восьмом )начался пожар. Через 6 мин. лодка всплыла на поверхность. Пожар в 8-м отсеке был настолько сильным, что сработала аварийная защита на реакторах обоих бортов, АПЛ осталась без энергии, без хода и без связи. Отсеки оказались загазованными. Дизеля оказались неисправными.
9.04 весь личный состав был выведен на верхнюю палубу, из 8-го отсека подняли 15 трупов. АПЛ находилась в дрейфе и высаживала людей на проходящие мимо суда. К 10.04 запас воздуха высокого давления кончился, в 7 и 8 отсеки проникла забортная вода. Утром 11.04 лодка утонула. Погибло 52 человека.
17.08.1989. АПЛ «Комсомолец» затонула в Норвежском море. 42 члена экипажа погибли.
АПЛ «Комсомолец» была кораблем уникальным по своим техническим характеристикам. На ней был поставлен абсолютный рекорд погружения (1000м); она имела титановый корпус , это была лодка -истребитель предназначенная для борьбы с РПКСН противника.
В момент аварии АПЛ возвращалась на базу и находилась в Норвежском море в 180 км к ю-з от о. Медвежий.
Пожар начался в 7-м необитаемом отсеке, где в то время находился вахтенный матрос. Здесь произошел взрыв паров масла . Матрос погиб мгновенно. При взрыве была разгерметизирована магистраль воздуха высокого давления, который начал поступать в отсек, раздувая пламя. Через 11 минут после начала пожара АПЛ всплыла на поверхность. В результате создания высокой температуры в отсеке произошла разгерметизация переборки (при этом подача воздуха высокого давления в огонь не прекращалась). Огонь из 7 го отсека пере и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.