На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Притеснения украинской культуры. Наука и образование. Искусство. В народных песнях, былинах и легендах украинцы продолжали воспевать свое героическое прошлое. Культура традиционного быта. Гончарное искусство. Ковроделие и ткачество.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 06.04.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Мінистерство аграрної політики України
Технікум СДАУ


Реферат
З истории Украины на тему:

“Украинская культура первой половины ХІХ столетия.

????????: ????????? 27 ?????
?????????? ?????????????
Звякова І.О.

????????:


Суми, 2003 Содержание
Притеснения украинской культуры
Наука и образование.
Искусство.
Культура традиционного быта.
Список литературы.
Притеснения украинской культуры
Национальное возрождение в пер-вой половине XIX столетия как главное явление исторического процесса в Укра-ине шло преимущественно в сфере раз-вития культуры, прежде всего ее об-ществоведческих областей: художест-венной литературы, языкознания, исто-рической науки, этнографии, фолькло-ристики и т.д. Однако в условиях пора-бощения Украины чужеземными импери-ями украинское национально-культурное движение рано или поздно должно было политизироваться. Политическое содер-жание приобрели первые два издания шевченковского "Кобзаря" (1840 и 1844) и "Русалка Дністровая" (1837), появив-шиеся на языке народа, само существо-вание которого не признавалось офици-ально ни российской, ни австрийской монархиями. Поэтому так нещадно и расправлялись власти обеих империй с деятелями украинской культуры (поэта-ми, писателями, педагогами, студента-ми), которые организовывали и были активными членами таких организаций, как "Руська трійця" и Кирилло-мефодиевское общество.
Конфискацией тиража "Русалки Дністрової" и политическим надзором за его авторами выражалось, прежде всего, негативное отношение правящих австрийско-польских кругов Галиции к укра-инской культуре. А расправу над кирилло-мефодиевцами российский царизм подкрепил уничтожающим притеснени-ем украинской культуры. Более того, за-прещалось печатанье и распространение книг, которые "могли вызвать у малорос-сиян мысли о возможности отдельного существования". Такими российский ца-ризм признал уже изданные произведе-ния Т.Щевченко, П.Кулиша, Н.Костома-рова. Наибольшая вредность "украинских произведений" виделась в том, что "они, используемые при воспитании юношес-тва, могли сеять в подрастающем поко-лении испорченность и готовить буду-щие беспорядки". Поэтому из Петербур-га в Украину поступил строгий приказ:
внимательно следить за украинской ли-тературой, не допускать в ней "преиму-щества любви к родине" (к Украине) "над любовью к отчизне" (к Российской империи). По требованиям цензоров при подготовке к печати подвергались час-тичным изъятиям и искажению тексты даже исторических рукописных источ-ников, если они проявляли "пристраст-ность к малороссийской народности". В 1854 году министр народного об-разования вынес строгий выговор цензо-ру, позволившему напечатать в газете "Черниговские губернские ведомости" сборник украинских исторических пос-ловиц и поговорок, потому что это, мол, могло послужить разжиганию вражды между украинцами и русскими.
Николай I предложил генерал-губернаторам в Украине тайно следить за всеми, кто проявляет повышенный ин-терес к украинской старине, истории и литературе, а необходимые репрессив-ные меры осуществлять "очень незамет-но и осторожно", без явных преследова-ний и "насколько возможно, не дразня уроженцев Малороссии". Гонения на ук-раинскую культуру российский царизм пытался подкрепить авторитетом науки. Антиукраинскую кампанию возглавил профессор. Московского университета Михаил Каченовский. Объектом крити-ки он избрал язык - основу и форму на-циональной культуры. В своих печатных работах и в лекциях перед студентами профессор навязывал мнение, что укра-инский язык - это тот же русский, но испорченный польским языком. Одновре-менно в Галиции польские ученые распространяли мнение, будто бы украин-ский язык - "холопский" диалект польс-кого. Против этих враждебных выдумок русских и польских шовинистов высту-пили выдающийся русский славяновед И.Срезневский и ряд украинских ученых как на восточно-, так и западноукраинских землях. Об этом, а также о разви-тии украинской литературы уже расска-зывалось в предыдущих параграфах. Из них вы узнали и о том, что Европейская революция 1848-1849 годов раскрепос-тила украинский язык в Галиции, стимулировала развитие украинской культуры и науки, положила начало украиноязычной прессе. Культурная жизнь всей Рос-сийской империи в период Европей-ской революции ознаменована созданием Особого комитета по надзору за "духом и направлением книгопечатания".
Эта мера, целиком отвечала обще-му тормозящему курсу колонизаторской политики Российской империи по отно-шению к развитию украинской культуры в целом и в частности - по отношению к украинской литературе и обществовед-ческим наукам.
Наука и образование.
Более снисходительно российс-кий царизм относился к природоведчес-ким наукам, потому что понимал, что от их состояния зависит развитие произво-дительных сил народного хозяйства, научно-технический прогресс страны. Центрами научно-исследовательской де-ятельности были высшие учебные заве-дения, государственные общества.
В частности, для помощи сельс-кому хозяйству в предугадывании погод-ных изменений, засух, похолоданий, бурь и т.д. на Харьковщине и в Николаеве ос-новали метеорологические станции. Мно-голетние систематические наблюдения дали возможность разработать прогнозную карту погоды в Слободской и Юж-ной Украине. Составленная профессором Харьковского университета Н.Борисяком гидрогеологическая карта Харьковщины послужила делу налаживания водоснаб-жения городов.
Важным событием явилось от-крытие в 1828 году в селе Митчентси на Черниговщине первой в Украине, да и во всей Российской империи, школы пче-ловодства. Ее основатель Петр Прокопович в 1814 году первым в мире сконст-руировал рамочный улей, который дал возможность собирать мед без предва-рительного уничтожения пчел, как это делалось раньше (вспомните, как соби-рали мед наши предки еще до Киевской Руси).
В первой половине XIX ст. в связи с открытием университетов в Харькове (1805) и Киеве (1834), лицеев в Кремен-чуге (1805), Одессе (1817) и Нежине (1820), 19 гимназий в самых больших городах Украины, находящихся под вла-стью Российской империи, значительно расширились возможности получения среднего и высшего образования детям привилегированных сословий, прежде всего - дворянства. Но и в этих заведе-ниях наряду с консервативной, предан-ной царизму интеллигенцией формиро-валась и интеллигенция, которая прони-калась социальными интересами масс. Люди с высшим образованием работали в гимназиях, судебных учреждениях, гу-бернских и уездных управлениях, меди-цинских заведениях. В 1814 г. общеоб-разовательная киевская академия была реорганизована в высшее учебное заве-дение по подготовке кадров духовенства.
Значительный вклад в развитие высшего образования Украины и России сделали ученые украинцы из Закарпатья. В Харьковском университете ректором работал А.Дудрович, а деканом* юриди-ческого факультета - К.Павлович. В дол-жности директора Нежинского, а затем Одесского лицеев работал И.Орлай. Первым ректором Петербургского уни-верситета был М.Балудянский. Там же преподавали П.Лодий (философию) и В.Кукольник (правоведение). Выходец из Закарпатья Ю.Гуца-Венелин прославил русскую науку глубокими исследования-ми по славяноведению.
На западноукраинских землях, на-ходящихся под властью Австрийской империи, высшее образование давал са-мый давний в Украине - Львовский уни-верситет (открыт в 1661 г.) С 1817 года во Львове работали Реальная (торговая), а с 1844 года - Техническая академии. Но среди студентов всех этих учебных заведений украинцев было меньше всех. Большинство учебных предметов преподавалось на польском, немецком и латин-ском языках. Тоже самое было и в гим-назиях, где украинцы составляли мень-шинство. На Закарпатье вообще не бы-ло ни одного высшего учебного заведе-ния, а Черновицкий лицей специализи-ровался лишь на подготовке кадров для духовенства. Целиком подчиненной цер-ковным властям была и вся система на-чального образования, к которой от-носились на западноукраинских землях трехклассные школы.
После революции 1848-1849 годов они стали четырехклассными, потому что ученики изучали основы сельскохо-зяйственных практических знаний в об-ласти земледелия, садоводства, огород-ничества, пчеловодства и шелководст-ва. Сразу после революции во многих городах и селах начали работать воск-ресные школы-читальни для взрослых. Обучение в них, как и в начальных шко-лах, велось на украинском языке. Содер-жание воскресных и начальных школ пе-реложило правительство полностью на плечи - населения. Профессор универси-тета и ректор духовной семинарии Иван Лавривский не только составлял школь-ные учебники, но и учредил денежный фонд помощи украинским школам.
Наступление реакционных сил на завоевания украинской национальной революции в Галиции проявилось в 20-х годах. Украинский язык в Украи-не не применялся для обучения ни в начальных, ни в средних, ни в высших уче-бных заведениях. Да и вообще началь-ное образование получить простому че-ловеку было очень тяжело. Даже приходских школ, в которых дети "низших сословий" обучались грамоте, четырем действиям арифметики и основам пра-вославной веры, не хватало. Так, в 1844 году в Киевской, Волынской, Подольс-кой, Черниговской и Полтавской губер-ниях лишь на каждые 713 жителей при-ходился один ученик. В конце 50-х годов XIX ст. на всех украинских землях, вхо-дивших в состав Российской империи, работало лишь 1300 начальных школ, в которых училось 67 тысяч учеников. В ряде сел Левобережья и Правобережья продолжали действовать так называе-мые дьяковские школы, где нанятый кре-стьянами дьяк учил детей читать и пи-сать по часослову и псалтыри. Но и та-ких заведений было мало.
Всю систему народного образо-вания в Украине царское правительство держало под неослабимым контролем, издавало распоряжения, которые не да-вали возможности выходцам из широких народных масс поступать в средние и высшие учебные заведения. Не препят-ствовало царское правительство только тем, кто желал получить профессиональ-ное образование. Поэтому, уже в 1804 г. в Чернигове было открыто первое в Ук-раине ремесленное училище. Позднее в Полтаве и Херсоне открыли училища по подготовке служащих государственных учреждений. В Одессе открыли садо-водческое, в Харькове - земледельчес-кое, в Кременце - землемерное училища. Профессиональных моряков и судостро-ителей готовило Херсонское училище торгового мореплавания. В ряде городов действовали фельдшерские училища.
Эти учебные заведения обеспечивали профессиональными кадрами все необходимые потребности народного хозяйства и культуры. Содействовали этому общеобразовательные заве-дения: библиотеки, музеи, типографии, возникавшие и действовавшие в Украи-не. Но самый большой авторитет среди них приобрел "Оссолинеум" - научно-ис-следовательский институт, основанный в 1817 году во Львове польским ученым-просветителем Ю.Оссолинским. Основу института составляли библиотека и музей из редких коллекций памятников истории, культуры и искусства.
Искусство.
В народных песнях, былинах и ле-гендах украинцы продолжали воспевать свое героическое прошлое, связанное с защитой Родины от иностранных зах-ватчиков и борьбой за национальное и социальное освобождение трудящихся. С песнями и думами предыдущих поко-лений знакомили современников кобза-ри, бандуристы, лирники. Среди них в первой половине XIX ст. были очень по-пулярными Андрей Шут, Иван Крюков-ский, Федор Гриценко (Холодный). Са-мый выдающийся кобзарь того времени Остап Вересай (1803-1890), родом из села Сокиринцы на Черниговщине, про-исходил из крепостных. Оставшись с четырех лет слепым, он свыше 70 лет путешествовал из села в село, пел под аккомпанемент кобзы народные песни, думы для простых людей. Вересай про-буждал в них благороднейшие чувства, призывал к борьбе против национально-го и социального угнетения.
На богатом украинском народно-песенном фольклоре развивалось музы-кальное искусство Украины. Именно на этой основе в первые десятилетия XIX столетия были написаны неизвестными авторами "Українська симфонія", песни "Виють вітри" и "Сонце низенько", вари-ации киевского педагога и композитора И.Витвицкого на тему народной песни "3ібралися всі бурлаки". Историк-наро-довед Николай Маркович тоже составил и издал два нотных сборника украин-ских народных мелодий.
Значительное распространение на западноукраинских землях приобрело хоровое искусство. Хоровые самодеятельные и профессиональные коллекти-вы действовали во всех больших куль-турных центрах Восточной Галиции, Се-верной Буковины и Закарпатья. Наибо-лее популярным был перемышльский хор, под руководством чешского музы-канта Алоиза Нанке. Участник польского освободительного движения в Галиции Жегота Паули на основе собственных записей из народных уст издал сборник украинско-галицких песен.
В начале XIX ст. наряду с домаш-ними театрами помещиков в больших го-родах начали строиться театральные по-мещения, возникать театральные труп-пы; В Полтаве в 1819 г. построено специ-альное театральное помещение, на сцене которого были поставлены спектакли по пьесам И.Котляревского "Наталка Полтавка" и "Москаль-чарЕвник1'. Полтав-ский театр гастролировал в Харькове, Киеве, Кременчуге, других городах.
Однако театральное искусство в то время развивалось главным образом за счет любительских трупп, созданных из крепостных в помещичьих усадьбах. Среди них прославились домашние те-атры в селах Качановка и Спиридонова Буда на Черниговщине и Романовна на Волыни. Они ставили балетные спек-такли, выезжали на гастроли в большие города Украины. Но, несмотря на то, что актеры-крепостные овладели театраль-ным искусством, они испытывали гру-бые издевательства помещиков, телес-ные н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.