На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Направления украинского барокко в строительстве и архитектуре. Особенности украинской культуры в разные периоды ХХ в. Творчество выдающихся представителей украинского народа в сфере науки, образования, изобразительного искусства, музыки в XIX в.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
Тема: Украинская культура: развитие и современное состояние
Содержание
1. «Украинское» барокко
2. Украинская культура Нового времени
3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
4. Украинская культура на стыке двух веков
5. Возрождение украинской культуры в 1917-1920-х гг.
6. Украинская культура в 30-е годы
7. Культура Украины в годы Второй мировой войны
8. Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе
Список литературы
1. «Украинское» барокко
Украинская национальная революция 1648 - 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т.п.
Во второй половине XVII в. Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.
В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя.
В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма - трехдольное трехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 - 1701) и др. Второе направление - соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 - 1709) и др.
В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также впитала наилучшее достижение барокко - богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами - Львовом, Киевом - сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.
Украинская музыка периода барокко - наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.
2. Украинская культура Нового времени
XVIII в. стал периодом большого культурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты академии продолжали обучение, что было нормой, в ведущих европейских учебных заведениях. Она дала миру таких талантливых и одаренных государственных деятелей, ученых, писателей и художников как Ф. Прокопович, Г. Сковорода, М. Березовский, И. Григорович-Барский, Н. Згурский, П. Завадовский и многих других. Полный курс обучения длился 12 лет. Изучались французский, немецкий, польский, русский, еврейский языки, рисование, физика, астрономия и т.д. Академия была доступна для всех сословий. Имела большую библиотеку, которая в конце XVIII в. насчитывала около 10 тыс. томов из разных областей знаний на всех европейских языках. По приказу императора Александра академия была закрыта (1817). С 1992 г. в Киеве действует университет «Киево-Могилянская академия», который является высшим учебным заведением международного уровня.
Научная мысль Украины активизировалась благодаря деятельности известного философа и просветителя Ф. Прокоповича. Он один из первых принес в украинскую научную школу лучшее наследие философской научной системы Европы. Активно борется со схоластикой в чтении курсов, а после переезда в Россию становится проповедником и идеологом абсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Его последователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода (1722 - 1794). Он декларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность, равенства народов, людей независимо от их социального происхождения, мотивируя это тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь к идеальному обществу он видел в воспитании нового человека через самопознание и труд. Г. Сковороде были присущи идеалистические концепции, которые нашли выражение в попытке дуалистической позиции видения человека, который соединяет телесное, т.е. материальное, и внутреннее, божественное.
Большой вклад внес Г. Сковорода и в литературу. Он написал много песен, которые широко распространились в народе, баек, где высмеивалась борьба дворян за титулы и другие людские пороки. Одна из его наибольших заслуг состоит в том, что он первый в литературном процессе начал пользоваться живым украинским языком. Его философское наследие, литературные произведения оказали большое влияние на последующие поколения, развитие общественно-политической мысли, формирование сознания украинского народа.
Литература. Начиная с XVIII в. в украинскую литературу входят новые направления. В противовес дидактической и теологической литературе начинает формироваться светская, в которой увеличивается жанровое разнообразие: сатира, эпиграмма, эмблематичная поэзия и др. Наибольшую популярность приобрел И. Величковский, автор эмблематичных сборников «Млеко» и «Зегар» и сборников эпиграмм, иеромонах К. Зиновьев, сатирик Д. Туптало, С. Яворский, Г. Сковорода и др. В произведениях этих авторов прослеживаются мотивы народного творчества, налет сентиментализма, отражается быт украинского народа, героями становятся городские жители, ремесленники.
Зарождается сатирическая поэзия. В сатирических стихотворениях раскрывается не лучшее отношение к церкви и ее служителям. Преимущественно эти произведения анонимны.
К оригинальному виду литературного творчества можно отнести проповеди. Это был своеобразный жанр, который вмещал определенную историческую информацию, формировал моральные принципы, осуществлял сравнительный анализ библейских героев с современниками; делались попытки ввести в них даже анекдоты и присказки. Известными авторами того времени были К. Ставроцкий, который издал сборник проповедей «Жемчужина ценнейшая», П. Могила, М. Смотрицкий, Ю. Аникий.
Популярными становятся оды. Их пишут по различным историческим поводам, а также в знак уважения к тому или иному лицу («Ода на рабство» В. Капниста).
Фольклорное наследие представлено историческими и лирическими песнями. В них речь идет о славных днях героического Запорожья, о борьбе повстанцев, гайдамаков, Колиивщину и другие события. Много песен создано о героях освободительной войны: Богдана Хмельницкого, Семена Палия, Ивана Богуна, Максима Зализняка, Олексу Довбуша, Ивана Гонту и др.
Архитектура и изобразительное искусство. Значительный художественный вклад в развитие архитектуры внесли выдающиеся мастера, которые работали в Украине: В. Растрелли, автор проекта Андреевской церкви, О. Квасов создал собор в Козельце, Б. Меретин, автор собора Святого Юра во Львове; плодотворно работали архитекторы украинской школы С. Ковнир, который построил так называемый Ковнировский корпус в Лавре, звонницы Дальних и Ближних пещер, и воспитанник Киевской академии И. Григорович-Барский, который построил церкви Покровскую, Николая Набережного, комплексы Межгорского и Кирилловского монастырей, магистрат и много частных домов. Он первым из украинских архитекторов отказывается от влияния барокко, чем подготавливает переход к архитектуре классицизма.
В XVIII в. начинает активно развиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского в Батурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графа Завадовского и др.
Наряду с развитием блестящего бароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружения гармонично вписываются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокие храмы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор в Новоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвышенных местах, огораживаются, обсаживаются деревьями.
Также активно развивается каменное строительство, наблюдаются тенденции усложнения пластических решений. Архитектура декорируется лепниной и дополняется цветом.
Наследует традиции и провинция. Как одну из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.
В конце XVII - начале XVIII вв. в живопись также приходят новые тенденции. В это время изменяется технология росписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовка сменяется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теологических мотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.
В образах святых наблюдается введение украинского этнического типа. Это ясно заметно в творчестве мастеров конца XVII - начала XVIII вв. - И. Кондзелевича и И. Рутковича. Их лучшие произведения - это росписи Богородчанского иконостаса и церковь в Волынцах и Скваряве. В иконную живопись входит изображение конкретных исторических лиц. Углубляется интерес к увековечиванию образов современников. В иконах, кроме активного использования цвета, появляется движение; до этого фигуры были статичными. В Киево-Печерской лавре открывается школа для подготовки художников-иконописцев.
В конце XVIII в. в живописи четко размежевались два направления - сугубо теологическое, подчиненное требованиям храмовых росписей, другое - светская живопись, где преимущество отдается реалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренний мир.
Таким образом, в XVIII в. были заложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскими художественными школами, лучшие их достижения использованы в практической работе, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.
Музыка. Для XVIII в. характерно развитие светской музыки. В это время в Киеве создаются городская капелла, музыкальная школа и музыкальный цех. Музыкальные цеха открываются по всей Украине. Во многих крепостных имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове).
На основе народных песенных традиций развивается песня-романс литературного происхождения - «Всякому городу нрав и права», «Ой ты, птичка желтобока», «Стоит явор над горою» Г. Сковороды, «Ехал казак за Дунай» С. Климовского, «Смотрю я на небо» (сл. М. Петренко, муз. Л. Александровой), «Стоит гора высокая» (сл. Л. Глебова) и др.
В конце XVIII - начале XIX вв. появляются новые жанры опера (первой украинской национальной оперой была „Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского - 1863 г.) и камерно-инструментальные произведения (М. Березовский, Д. Бортнянский). Открываются театры, где наряду с драматическими в репертуар входят оперные и балетные представления: 1776 г. - во Львове, 1806 г. - в Киеве, 1810 г. - в Одессе. Плодотворно работают композиторы И. Витковский, И. Лозинский, И. Лизогуб и А. Лизогуб, Г. Рачинский и др.
Таким образом, отечественные писатели, ученые, художники, музыканты, опираясь на идеи Просвещения и критикуя существующее социальное устройство, заложили основы материалистического мировоззрения в украинском искусстве.
3. Особенности развития украинской культуры в XIX веке
В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление в развитии образования. Единственным высшим учебным заведением оставалась Киево-Могилянская академия. Но она не могла обеспечить надлежащего развития высшему образованию.
В XIX в. украинские университеты - Харьковский, Киевский, Одесский и институты - Харьковский технологический, Киевский политехнический, стали центрами подготовки учителей, врачей и других специалистов для предприятий Украины. К концу XIX в. в Украине насчитывалось 17 тыс. начальных школ, 129 гимназий, 19 реальных училищ и 17 коммерческих училищ (преимущественно частных).
Отечественная война 1812 г. непосредственно затронула и судьбу украинского народа. Вызвала волну патриотических настроений против наполеоновского нашествия, дала значительный импульс подъему национальной самосознательности украинцев, пробудила романтический интерес к языку, фольклору и быту украинского народа.
Значительную роль в развитии украинской культуры во второй половине XIX в. сыграла «Просвита». Образована, как общественное товарищество 8 декабря 1868 г. Имела свои филиалы в различных городах Украины. «Просвиты» издавали книги для народа, осуществляли театральные постановки, создавали народные хоры, вели борьбу за право преподавания предметов в школах на украинском языке. В работе «Просвит» принимали участие прогрессивные деятели украинской культуры Ю. Федькович, Г. Хоткевич, Л. Украинка, М. Коцюбинский и др.
Значительные достижения украинской культуры связаны с развитием литературы. Первым произведением новой украинской литературы стала «Энеида» И. Котляревского, который соединил традиции народного и литературного творчества. Пьесами «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чародей» писатель закрепил национальные основы литературного языка, утвердил жанр бытовой драмы, лирических стихов и песен. В литературу в этот период вошло много талантливых авторов - П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребинка, в произведениях которых соединяются элементы классицизма и сентиментализма, романтизма и просветительского реализма, различные течения, стили и жанры.
В 20-е годы романтизм (Л. Боровиковский, М. Костомаров, В. Забила и др.) принес в украинскую литературу жанры баллады, романса, исторической поэмы, драмы, трагедии (А. Метлинский, О. Афанасьев-Чужбинский).
Большое влияние на развитие украинской литературы оказало творчество Т. Шевченко. Он поднял украинскую литературу на мировой уровень. Его «Кобзарь» стал эпохальным явлением. Под влиянием его творчества и введенного им направления критического реализма в украинскую литературу входят М. Вовчок, П. Мирный, И.Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский, Л. Украинка и др.
Большой вклад в развитие украинской литературы сделали писатели П. Кулиш (роман «Черная рада»), Б. Гринченко (сборники стихов «Песни Василя Зайченко», «Под сельской крышей», повести «Солнечный луч», «Под тихими вербами» и др.), поэты М. Щеголев (сборник «Слобожанщина»), В Самойленко (сатирические стихи «Эльдорадо», «Патриот Иван» и др.), В. Кулик, П. Таволга-Мокрицкий.
Классические образцы социально-бытовой повести и рассказа создал И. Нечуй-Левицкий. В высокохудожественной форме нарисованы жизнь, быт и психология различных слоев населения Украины («Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Маруся Богуславка» и др.).
В 90-х годах повышается интерес к драматическому искусству. Яркими представителями на этой ниве были М. Старицкий и И. Карпенко-Карый. Пьесы М. Старицкого «В темноте», « Ой, не ходи Грицю да на вечерницы» правдиво показывают жизнь украинского села. В духе критического реализма написаны пьесы «Наймычка», «Сто тысяч» и другие И. Карпенко-Карого.
Несмотря на запреты и ограничения царского правительства, сформировалось украинское театральное искусство, выросла плеяда замечательных актеров: М. Кропивницкий, П. Саксаганский, М. Заньковецкая, М. Садовский.
Украинское изобразительное искусство второй половины XIX в. развивается под влиянием реалистических тенденций, которые были продемонстрированы Товариществом передвижных художественных выставок, душой и организаторами которой были И. Крамской и художественный критик В. Стасов. Членами товарищества были и украинские мастера. Выставки экспонировались в Киеве, Харькове, Одессе и других городах Украины, вызывали интерес и позитивно воспринимались общественностью.
Существенное влияние на развитие прогрессивного реалистического искусства оказал И. Репин. Родился он на Слобожанщине в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Он написал известные картины на украинскую тематику: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Вечерницы», «Гопак», портрет Т. Шевченко; сделал много зарисовок из жизни и быта украинского народа.
Реалистические традиции, заложенные Т. Шевченко, продолжали К. Трутовский, Л. Жемчужников, М. Микешин, Л. Позен и др.
Особенную славу приобрел художник С. Васильковский, после окончания Санкт-Петербургской академии искусств. Он жил и работал в Харькове. Здесь он создал прекрасные пейзажи, в которых воспел красоту украинской природы, написал ряд картин на историческую тему: «Казаки в степи», «Казацкий пикет» и др.
Живопись также приобретала популярность в Украине. Создаются «Общества любителей изящных искусств», при которых открываются художественные школы, в частности в городах Киеве, Харькове, Одессе. Позднее они были реорганизованы в художественные училища, что и стало базой для формирования украинской профессиональной школы образовательного искусства.
В Галичине, под влиянием украинских идей, работали художники: Т. Копистинский, Т. Романчук, К. Устиянович и И. Труш. Темами своих произведений они избирали бытовую и историческую тематику, в пейзаже воспевали родной край, а И. Труш выполнил портреты И. Франко, В. Стефаника, Л. Украинки.
Во второй половине XIX в. наблюдаются определенные изменения в создании монументальной пластики. Одним из первых был установлен памятник князю Владимиру, работу над которым начал В. Демут-Малиновский, а закончил П. Клодт. Памятник украсил один из живописных парков Киева, который киевляне любовно назвали Владимирской горкой.
Зачинателем реализма в украинской монументальной скульптуре стал М. Микешин, автор многих монументов и памятников, установленных в Петербурге, Новгороде, Киеве. По его проекту в 1888 г. был создан памятник Б. Хмельницкому.
Для своего родного города Полтавы Л. Позен создал два памятника своим землякам - И. Котляревскому (1903) и Н. Гоголю (1915).
Музыка. Повышается интерес к изучению народной мелодии у композиторов, которые работали над украинской тематикой. Стоит выделить произведения П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова и др. Так, М. Мусоргский за по мотивам произведений Н. Гоголя написана опера «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Косаков - оперы «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», П. Чайковский - оперу «Черевички», А. Бородин - оперу «Князь Игорь».
Украинские композиторы М. Вербицкий, С. Воробкевич, П. Нищинский под влиянием стихов Т. Шевченко создали чудесные музыкальные произведения по их мотивам.
Большой вклад в развитие украинского музыкального искусства внес Н. Лысенко. Он собирал и обрабатывал украинские народные песни и опубликовал 7 сборников, создал симфонические и камерные произведения и оперы «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Наталка-Полтавка», а также уникальный в то время жанр - оперы для детей «Коза- дереза», «Пан Коцкий» и «Зима и весна».
Таким образом, культура украинского народа в XIX в. достигла значительных успехов. Именно в это время был заложен мощный фундамент для дальнейшего развития украинской культуры, а лучшие образцы искусства этого периода позволяют говорить о нем, прежде всего как о классическом периоде, когда черты национального характера нашли свое воплощение в творчестве выдающихся представителей народа.
4. Украинская культура на стыке двух веков
Украинская культура конца XIX - начала XX вв. развивалась в сложных исторических и социальных условиях. Этот период насыщен важными событиями. Острые политические баталии в российском обществе, неудачная русско-японская война, революция 1905-1907 гг. втянули украинскую общественность в поток общероссийского освободительного движения. Вопросы перестройки Российской империи вытеснили украинские интересы на второй план. В Закарпатье, Галичине, Буковине в начале ХХ в. усилилось общественное движение.
Культура остается той сферой, в рамках которой происходит развитие национального самосознания. Целое поколение украинских мыслителей на рубеже XIX -XX вв. реализовывало свои национальные стремления на ниве культуротворчества.
В этот период обострилось противостояние между приверженцами «чистого» искусства и приверженцами идейно-революционного направления.
Приверженцы «чистого» искусства брали за основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства. Писатели революционно-демократического направления ориентировали свое творчество на рабочий класс и разночинную интеллигенцию.
Революционные события 1905 - 1907 гг. дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. В частности повесть М. Коцюбинского «Фата Моргана», где он показал развитие революционных выступлений, идеализм видения революционного процесса и что это дало при отсутствии соответствующей организации. Революцию приветствовали прогрессивные украинские писатели, такие как П. Мирный поэмой в прозе «Сон», И. Франко поэмой «Моисей». Л. Украинка пишет ряд произведений революционного и сатирического звучания: «Осенняя сказка», «Песня про волю», «В катакомбах», «Ошибка», в которых она прославляет борцов, воспевает героев революции.
Украинское духовенство в начале столетия вело себя не лучшим образом, чем вызвало неуважительное к себе отношение. Это дало толчок к созданию ряда литературных произведений атеистической направленности.
В украинской культуре этого периода ярко проявились лучшие черты - идейность, народность, реализм. Украинский театр превратился в общественную трибуну в борьбе за утверждение демократической украинской культуры. Поражение революции 1905 - 1907 гг., реакция со стороны царизма обострили идеологическую борьбу в культурных и просветительских кругах. Часть творческой интеллигенции, вследствие этих событий, была растеряна. На творчестве отдельных композиторов отразилось влияние модернизма (Б. Яновский, Л. Лисовский и др.) В пропаганде украинской музыки большую роль сыграли выдающиеся украинские исполнители, в частности оперные певцы И. Алчевский, Е. Гушалевич, С. Крушельницкая и др.
Влияние народной песни на развитие сознания все более возрастает, Актуально звучат старинные песни о народных восстаниях и победах над завоевателями. Появляются произведения о современных событиях, думы на историческую тем и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.