На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты понятия усадебная культура. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен. Определения и эволюция понятия русская усадьба. Анализ усадебной культуры Симбирска. Усадьба на Московской. Обзор усадеб старого Симбирска.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
Оглавление

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «усадебная культура».............5
1.1. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен.....5
1.2. Определения и эволюция понятия «русская усадьба»......................8
Глава 2. Анализ усадебной культуры Симбирска...................................17
2.1. Усадьба на Московской......................................................................17
2.2. Обзор усадеб старого Симбирска......................................................23
Заключение..................................................................................................30
Список литературы...................................................................................33
Введение

Мне кажется, что если бы кто-то задумал создать идеальную модель для гармонического развития ребенка, имея цель - вырастить из него талантливого художника, философа или поэта, то все подобные усилия закончились бы изобретением того же уклада, того же образа жизни, тех же главных составляющих, из которых складывается понятие среднерусской усадьбы: удивительной красоты природа, с живописными ландшафтами, где пологие холмы и бескрайние луга, покрытые полевыми цветами, чередуются со светлыми березовыми перелесками, темными хвойными лесами и величественными дубовыми рощами с трехсотлетними деревьями; регулярные парки с геометрическими аллеями, особая архитектура господских домов, богатейшие библиотеки на различных языках, живопись и скульптура, свидетельствующие «о тонком эстетическом чувстве», овеществленная память прошлых веков, и в то же время - живая жизнь: лошади высоких кровей для охоты и скачек и рослые, выносливые для сельских работ, птицы в гигантских яблоневых садах, рыба в специально созданных прудах и пчелы на пасеке... Аристократизм духа, незыблемые законы чести и достоинства, малейшие нарушения которых незамедлительно разрешаются на дуэли, и в то же время - кровная близость к земле, к народной культуре - песням, сказкам, танцам.
Прекрасное образование: частные учителя, гувернеры - французы, немцы, англичане, языки в совершенстве (Толстой знал 13 языков), возможность путешествий, но в то же время ностальгия по детству, по родным местам. Словом - полная, абсолютная духовная свобода, ограниченная лишь проверенным временем кодексом чести и собственными религиозными и философскими воззрениями.
Русская усадебная культура вызывает неослабевающий интерес уже многие годы. Изданы справочники, путеводители, научные сборники и популярные очерки. Изучено многое, но в то же время осталось немало проблем - как общих историко-культурных и культурологических, так и более конкретных, связанных с многоликим миром отдельной усадьбы - которые требуют более детальной разработки. В связи с этим задачи расширения видового разнообразия источников, совершенствования методики их анализа остаются первоочередными в изучении русской усадебной культуры.
Цель работы - показать место усадебной культуры Симбирска в общем контексте русской усадебной культуры.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия «усадебная культура»;
- выявить определение и эволюцию понятия «русская усадьба»;
- провести анализ усадебной культуры Симбирска, сделать обзор наиболее интересных образцов усадебной культуры старого Симбирска.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия «усадебная культура»

1.1. Русская усадебная культура как историко-культурный феномен

О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура[2].
Среди широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.
Понятие "русская усадебная культура" претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры XVII века, когда усадьба имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII - первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в Москве). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк). Дворянство, освобожденное в 1762 году от обязательной военной службы, обустраивало свои городские и сельские усадьбы[1].
В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры - от замкнутости и закрытости позднего средневековья - к демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем - пространственной композиции и интерьерах усадебного дома, в регулярном французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование. Об этом свидетельствуют названия парковых строений - "Бочка Диогена", "Гробница Конфуция", "Каприз", "Монплезир".
В этот период расцвета приоритетное место в культуре занял театр. Он стал своеобразным символом эпохи. Театр и театрализованность проникли во все сферы усадебной культуры, начиная от бытовой культуры и повседневного поведения и заканчивал крупнейшими оперными и балетными постановками. 110 словам одного из исследователей, театр в то время воспитывал, обличал, исповедовал, воодушевлял, поднимал дух.
Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, о смерти усадьбы[4].
Возражая Врангелю, следует заметить, что усадьба продолжает существовать, но как основа поместного хозяйства России она уходит в прошлое, в корне подрываются основы самодостаточности вотчинного хозяйства.
Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью этого времени стали усадьбы художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).
Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.
Перестраивались усадебные ансамбли и интерьеры в соответствии с новыми художественными вкусами (усадьбы модерна, неоклассицизма), менялся усадебный быт. Все чаще стало звучать слово "дача" как символ обособленного сельского уголка, где протекала в основном летняя жизнь городского жителя[7].
Именно в этот период в литературе, поэзии, художественной культуре появляется ностальгия по угасающей усадебной жизни. Идет процесс "канонизации" усадьбы как символа "родового гнезда". Усадьба в этот период как бы существует в двух измерениях - в реальности и в творческом воображении художников и писателей (вспомним рассказы Чехова, Бунина, Тургенева, художественные полотна Борисова-Мусатова, М.Якунчиковой, В.Поленова). С 1917 года усадебная культура, как самобытное многомерное явление, была уничтожена. Справедливости ради необходимо отметить, что многое было спасено, прежде всего, специалистами-музейщиками, архитекторами и искусствоведами. Но, увы, - далеко не все[4].
Такова эволюция русской усадебной культуры, на протяжении нескольких столетий занимавшей ведущее место в общем историко-культурном процессе России.
Как уже отмечалось, понятие "русская усадебная культура" было многомерным. Синтетичность - вот ее характерная особенность. В усадебной культуре был соединен широкий круг проблем окружающего мира. Прежде всего, это проблемы художественные, которые характеризуют взаимосвязь пластических видов искусства - архитектуры, садово-паркового, прикладного и изобразительного со зрелищными музыкой, балетом, театром, народным искусством.
Важное место занимает и круг философско-культурологических проблем, исследование которых за последние годы стало ведущим направлением в изучении усадебной культуры. Проблема "русская усадьба - модель мира" (об этом писали такие исследователи, как Г.Ю.Стернин, Т.П.Каждан, О.Евангулова и др.) ориентирована на понятие ментальности.
Характерной особенностью усадебной культуры, рассматриваемой в контексте этой проблемы, является ностальгия по прошлому, традиционализм. Идеалы прошлого, представлявшегося прекрасным и светлым, претворялись владельцами усадеб в садово-парковой архитектуре (средневековые руины, громы), в фамильных портретах, которые становились как бы связующим звеном между владельцами нынешними и минувшими. Не обладая в своем большинстве высокими художественными качествами, они обрастали легендами и мифами. В этом выражалась мифологизация усадебного быта.
Неосознанное стремление создать в усадьбе особую театрализованную среду, определенная канонизация своего родового гнезда выражалось в частных усадебных музеях, коллекциях, семейных альбомах, монументальных памятниках друзьям и покровителям[2].
Изучение такого многоаспектного явления как усадьба, усадебная культура предполагает обращение к необычайно широкому спектру проблем. Совершенно очевидна необходимость междисциплинарного подхода к исследованию этого феномена - весомого пласта отечественной культуры.
1.2. Определения и эволюция понятия «русская усадьба»

Исследование комплекса отечественных словарей и справочников XVII - начала XX веков показало, что первые попытки определить понятие усадьба относятся к пореформенной эпохе - времени гибели былой усадебной культуры. Это вполне закономерно, так как раньше русская усадьба была реалией, которая по сути своей не требовала каких-либо комментариев, а с середины XIX в. начала гибнуть. В.И. Даль производит этот термин от слова «усада» (в западной транскрипции «усадище» или «усадбище»), определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом». В первую очередь - это жилье, и прилегающая к нему территория[1]. Здесь подразумевается усадьба только помещичья, тогда как на практике этот термин имел достаточно широкое толкование: как правило, крестьянские избы с наделами также назывались усадьбами. Единственное отличие: прилагательное «господский», применяемое к дому. По Далю: «господином чествуют людей по званию, должности их..." Ближе по значению слова «господь и государь» т.е. «владыка, владелец, держащая власть на месте или в доме; барин, помещик, хозяин; кому покорны чада с домочадцы и слуги, или у кого есть подвластные». После освобождения крестьян нередко стали приобретать дворянские усадьбы лица из купеческой и крестьянской среды, становясь в понимании Даля «господами и государями».
Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором Петербургского университета И.И. Березиным, в своем определении понятия «усадьба» учел его универсальность. По И.И. Березину это: «дом с принадлежащими к нему строениями и землею, находящееся под строением, принадлежащий помещику или крестьянину. Во всяком имении усадьбы бывают господские или фермерские и крестьянские. Первые состоят из жилых или хозяйственных строений: гумен, садов и огородов, принадлежащих владельцу. Вторые из таких же строений, огородов, коноплянников и крестьянских гумен. Усадьбы обыкновенно помещаются или на берегах рек или оврагов, где можно запрудить пруды». Это определение по сравнению с предыдущим существенно уменьшает размеры усадьбы, сокращая их до участка, находящегося под постройками, что в принципе правильно. Но согласно такому определению усадьбой могут быть названы даже одни хозяйственные постройки без жилых, которые в сочетании с угодьями имеют свое название - экономия, иными словами - крупное помещичье хозяйство. Ряд имений, находившихся на юге России, никогда не имел усадеб, а лишь состоял из экономии, которую обслуживали управляющий и рабочие (жилых построек для них и большого хозяйственного комплекса). Назвать это усадьбой в современном понимании этого термина, да и тогдашнем, невозможно. Нет у И.И. Березина и характеристики отличий помещичьей усадьбы от крестьянской, которая состоит из «таких же строений»[5].
Любопытно, что этот термин проигнорировали, самый известный энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, двадцатитомная «Большая энциклопедия», издававшаяся в 1900-1909 гг. под редакцией С.Н. Южакова, другие авторитетные издания.
Другие дореволюционные «усадьбы» являются вариантами статей из В. Даля и И. Березина, и в силу своей компилятивности не имеют самостоятельного значения.
В постреволюционное время в трех изданиях «Большой Советской энциклопедии» определения «усадьбы» в сущности, схожи и наиболее емко формулируются в третьем издании А.Ю. Беккером: «Усадьба в русской архитектуре - комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое архитектурное целое». Однако понятие «единого архитектурного целого» достаточно абстрактно, в него может не попасть ряд интересных построек, сооруженных поодаль от остальных, кроме того, такое определение усадьбы опять-таки оставляет весьма широкий простор для толкований. Ведь не сказано, чем она отличается от других архитектурных комплексов. А нечеткое определение дает возможность понимать под усадьбой совокупность самых разных зданий и прилегающих к ним территорий, в т.ч. общественных или культовых. Так, Общество изучения русской усадьбы относило к объектам, по его мнению, составляющих памятники усадебного искусства, в ближнем Подмосковье, здание бывшей почтовой станции в селе Черная Грязь и разновременный комплекс сооружений Перервинского монастыря, ныне расположенный в черте города. Определенную роль в этом, по-видимому, играл тот факт, что в 1920-х г.г. в системе Народного комиссариата просвещения существовало особое управление, ведавшее музеями-усадьбами и музеями-монастырями. Здесь, безусловно, более учитывались не научные, а ведомственные интересы: автором определения «усадьбы» в 1-м издании «Большой Советской Энциклопедии» был член общества А.И. Некрасов. В определение «усадьба» Большого Энциклопедического словаря добавляется, что усадьба не только архитектурное, но и «хозяйственное целое». В нем отмечено, что крестьянская усадьба «...включала избу, гумно, хлев, покосы и др.», помещичья - «...барский дом, обслуживающие постройки, парк, церковь и т.д». Но такое деление также нечеткое: гумно, хлев, покосы могли быть и у помещика, при отсутствии церкви и парка. «Дом» и «изба» - понятия также достаточно абстрактные, а в усадьбах XVI - начала XVIII вв. они нередко отличались лишь размерами. Недаром бывший московский уездный предводитель дворянства князь Алексей Борисович Голицын еще в 1791 году в письме к своему брату Владимиру писал о том, что приехал в свою подмосковную усадьбу Узкое охотиться и из-за дождя «...трое сутки сидел в избе и из терпения вышел». Здесь слово «изба» обозначает - деревянный господский дом[7].
Одно из последних по времени определений принадлежит А.В. Степанову и Н.Ф. Метленкову - авторам книги «Архитектура», изданной фондом Д. Сороса. Для них это «вид жилья: участок земли с комплексом необходимых для определенного уклада жизни сооружений (жилой дом, хозяйственные постройки, парк или сад, пруд или бассейн и т.д.)». На наш взгляд, оно наиболее правильно, так как суммирует основные сведения об усадьбе. Но очевидна неполнота и этого определения, поскольку и здесь назвать усадьбой можно достаточно большое количество объектов, на деле не являющихся таковыми.
Поскольку русская усадьба - явление очень многогранное, охватывающее практически все стороны жизни человека, - создавалась и складывалась на протяжении многих веков, трансформируясь и эволюционируя, то едва ли можно все это загнать в несколько сухих слов справочного издания[8].
Долгая история формирования усадьбы, ее становление и гибель, должны быть уложены не в одно определение, а в несколько. Усадьба трансформировалась, переживала взлеты и падения, и ее определение на каждом этапе должно будет несколько отличаться от последующего. Для того чтобы сформулировать их, необходимо в первую очередь составить типологию русской усадьбы с учетом основных путей ее развития, тем более что имеющиеся классификации, составленные с архитектурной точки зрения (деление усадеб на дворцовые, близкие дворцовым, т.е. дворцового типа, и т.п.), на наш взгляд, достаточно спорны.
Наиболее распространенным типом усадьбы первоначально был так называемый загородный двор или дом. Двор, по В.И. Далю, «место под жилым домом, избой с ухожами и оградой». В данном случае здесь более близко подходит значение слова «дворец» -усадебка особняком». В сущности, загородный двор - это небольшое загородное имение, где почти ничего нет, кроме усадьбы. Можно сказать, что это форма усадьбы в чистом виде, где все сельское хозяйство сведено к минимуму и играет более «декоративную» роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца.
Загородные дворы исчезли как явление к середине XIX в. С того времени они перестают значиться в документах. Это объясняется достаточно просто все загородные дворы вошли в черту Москвы и превратились в городские особняки[6].
Параллельно с загородными дворами существовали и усадьбы в более близком нам понимании этого слова. Но поскольку жить вдали от городских стен в определенные исторические периоды было небезопасно, их устраивали лишь лица, принадлежавшие к самой высшей знати: представители правящей династии и наиболее приближенные к ним бояре, имеющие средства, чтобы содержать достаточно много вооруженных слуг. Впрочем, и это спасало далеко не всегда. Так, в 1568 г. Иван Грозный со своими опричниками уничтожил много усадеб в Подмосковье, принадлежавших попавшим в опалу приближенным. Причем дружина не щадила никого - ни людей, ни домашних животных. Недаром в усадьбах их владельцы постоянно не жили, наезжая от случая к случаю поохотиться или проведать приказчика. События смутного времени также уничтожили много усадеб в Подмосковье. В писцовых книгах нередки выражения вроде «бывшее сельцо Воронино, ныне пустошь», означающие, что там когда-то была усадьба.
Усадебные постройки (в отличие от загородного двора), как правило, строились в больших и богатых имениях, приносящих доход, т.е. были временными резиденциями владельцев, которые с XVII в. начали бывать в них все чаще и чаще. Косвенным свидетельством этого является строительство церквей, первоначально деревянных. Со 2-й пол. XVII в. они заменяются каменными. Появляется свой, специфический тип храма «вотчинной архитектуры», характерный только для усадьбы. Это чаще всего небольшая компактная стройная церковь, объединенная архитектурно с колокольней, устроенной в одной из верхних глав, как правило, центральной. Такие памятники сохранились в селах Фили, Зюзино, Троицкое-Лы-ково, вошедших в черту Москвы, и др.
Перенос столицы из Москвы в Петербург и соответственно переезд царского двора резко отражается на подмосковных усадьбах. Они дешевеют, частично уничтожаются за ненадобностью, переходят к другим менее родовитым владельцам. Лишь воцарение Елизаветы Петровны, нарочито демонстрировавшей любовь ко всему русскому, и ее частые приезды в Москву вернули былую славу подмосковным. С середины XVIII века в них начинается интенсивное строительство. Итак, 2-я пол. XVIII - нач. XIX вв. -являются «золотым веком» русской усадебной культуры. Именно тогда нашел свое архитектурное выражение тип барской усадьбы, прочно закрепившийся в массовом сознании: барский дом, украшенный портиком с колоннами, флигеля, службы, парк, пруд, церковь... Последняя, как правило, являлась свидетельством высокого жизненного уровня помещиков[4].
Памятники того времени в своей значительной части сохранились. Но уцелели, в большинстве своем, сооружения, выполненные из долговременного материала, за которыми ухаживало несколько поколений живших в усадьбах семей. Но они - великолепное Архангельское, Остафьево, Михайловское, Дубровицы, Ивановское и многие другие, есть только одна сторона медали. Рядом с ними существовали и рядовые усадьбы, невыразительные по архитектуре, которых было большинство. Они создавались в относительно небольших имениях, которые неоднократно меняли владельцев. Безусловно, приобрести или продать относительно небольшой участок земли было намного проще, нежели огромное богатое имение с роскошной усадьбой, переходившее из рук в руки по наследству. Поэтому на небогатые усадьбы чаще всего находилось много покупателей. Частые переходы усадьбы из рук в руки не способствовали созданию традиций. В небольших усадьбах нет богатых коллекций картин, мебели, библиотек, других редкостей. Помещик в них не чувствует своих корней. Как легко это к нему пришло, так совершенно легко в один прекрасный день может уйти. Небольшие усадьбы часто не имеют храмов, даже при наличии фамильных некрополей. Помещики предпочитают хоронить своих близких либо в приходах своих московских домов, либо в монастырях.
Дома в таких усадьбах, как правило, были деревянными, т.е. недолговременными. Значительная их часть погибла еще до 1917 г., а до нашего времени достояли практически единицы. Таким образом, этот тип объектов, не имеющий особой архитектурной ценности, стал редким в Подмосковье и других регионах страны. Поэтому основными объектами исследования, как правило, являются усадьбы большие и богатые. Их культура, быт и образ жизни их владельцев обычно проецируются на все подмосковные, что едва ли верно.
В особый отдел необходимо выделить и загородные дворцы. У нас нередко употребляют это слово в его извращенном понимании, бездумно применяя к любому достаточно большому и красивому зданию, хотя в действительности этот термин имел свое достаточно конкретное значение. Дворцами назывались дома, как в черте города, так и в его окрестностях, в которых имели пребывание лица, относящиеся и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.