На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История комплектования музейных фондов. Характеристика научно-фондовой работы музея Горизонт. Комплектование, учет музейных фондов. Комплектование музея - часть реализации концепции развития музея. Направление фондовой работы. Юридическая охрана фондов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


10
Введение

Актуальность

Долгое время в нашей стране бытовала традиция обязательных музейных экскурсий: было принято считать, что музеи воспитывают в человеке гражданина. При этом многие не забывали искусство, хранилищем которого является музей. Он воспитывает в каждом из нас, прежде всего - Человека, помогая развить чувство прекрасного, создать красоту во всем ее многообразии.
Сейчас большая часть того, что прививалось нам еще полтора десятилетия назад, отброшено. Отказались даже и от ежемесячных посещений музеев, которые когда-то практиковались во всех школах. Конечно, любить искусство «из-под палки» невозможно, но полный отказ от исторического наследия и воспитания приносит худшие плоды.
В своей работе я хочу показать и привлечь внимание к одному из многих музеев, которые имеются в нашем городе. Этот музей находится на территории средней школы №116 и называется Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт». Он необычен в своем роде, так как создан одним человеком, который руководит и творит в нем одновременно. Несмотря на это, он притягивает к себе внимание огромного количества людей, которые не только посещают его, но так же принимают содействие в пополнении фондов новыми экспонатами. В музей так же приезжают гости из дальнего зарубежья, каждый из которых оставляет в подарок частицу своей культуры. [9]
Цели курсовой работы.
1. Показать историю комплектования музейных фондов.
2. Предоставить научно-фондовую работу музея «Горизонт».
3. Выявить и показать, какими вещественными памятниками и атрибуцией располагает Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт»
Задачи курсовой работы.
1. Определить проблемы комплектования фондов.
2. Поднять проблему скудного существования школьного музея и привлечения внимания к нему.
Объект исследования.
Объектом исследования является Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт», где собраны подлинные памятники истории, культуры и природы. Музей создан и работает, при школе №116, под руководством преподавателя этой школы Гаврилова Валерия Андреевича.[6]
Общие сведения о музее.
Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» располагается в г.Барнауле Алтайского края, на территории средней общеобразовательной школы №116 по ул. Гущина. Согласно решению администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года,он носит официальный статус краевого музея.
Общее число посетителей в год составляет более 3 000 человек. Основными посетителями музея являются школьники, студенты, воспитанники детских домов и интернатов, ветераны войны и труда, гости города.[6;5]
Положение о Морском историко-географическом клубе-музее «Горизонт»
Общие положения.
1. Морской историко-географический клуб-музей «Горизонт» создан решением администрации Ленинского района г.Барнаула от 8 августа 2003года на базе средней школы №116.
Музей является научно-исследовательским и просветительским учреждением. Является хранилищем природоведческих, исторических и других памятников материальной и духовной культуры.
2. Основными задачами музея являются: активная работа по воспитанию школьников в духе патриотизма, здорового образа жизни, в духе глубокого осознания и уважения общечеловеческих ценностей.
В выше указанных целях музей проводит следующую работу:
- изучает историю родного края, собирает и хранит памятники естественной истории, материальной и духовной культуры.
- создает экспозиции, стационарные и передвижные выставки.
- ведет работу по распространению научных знаний о природе, истории Отечества, края, района путем проведения экскурсий, лекций, публикаций в печати, радиоэфира, телеэфира.
- способствует развитию духовности, нравственности, традиций народа, его культуры.
3. Музей общедоступный - бесплатный.[6]
Учет и обеспечение сохранности фондов.
Весь собранный материал составляет фонды музея и фиксируется в инвентарных книгах. Фонды музея делятся на основной и вспомогательный. Ответственность за организацию сохранности фондов, несет руководитель музея.[6]
Периодика В работе использованы материалы из статей газет «Алтайская правда» и «Вечерний Барнаул» с 1999 по2004год.
В газете «Алтайская правда» №229 от 13.10.99г., говорится об истории создания Морского историко-географического клуба-музея «Горизонт»
В №26 (24279) от 30.01.03г., речь идет о мероприятиях, в которых принимал непосредственное участие музей за прошедший год.
В №211 (24464) от 6.08.03г., говорится о намерении открыть ряд новых экспозиций.
В газете «Вечерний Барнаул» в №121 (1843) от 13.08.03г., рассказывалось о жизни музея, а так же с какими трудностями приходиться сталкиваться директору музея.
В №7 (1930) от 20.01.04г., была опубликована статья, в которой рассказывалось о биографии директора музея Гаврилова Валерия Андреевича.
Глава 1.Комплектование и учет музейных фондов.

В отечественном музееведении комплектование фондов традиционно рассматривалось, как важнейший вид деятельности музеев, являлось основным направлением научно-фондовой работы.
В 70-80-е гг. наметилась более глубокая связь комплектования фондов с социальными функциями музеев. Комплектование фондов стало рассматриваться, как важнейшее звено документирующей функции музеев.
Комплектование фондов все больше определялось не только закономерностями развития ее типологических (систематических) коллекций, но и пониманием необходимости целенаправленно выявлять и привлекать в свои фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие развитие различных сфер жизни общества.
Наиболее ярко, последовательно и глубоко осуществлял эту деятельность Государственный исторический музей. Сотрудники музея проводили самостоятельные научные исследования по изучению и документированию всех сфер жизни общества конца XlX-XX вв. [8]
Историко-бытовые экспедиции 50-80х гг., методика их проведения заслуживают внимания и в наши дни. Особенно ценен опыт ГИМа по документированию «современности»(40-80-е гг.)
Но лучший опыт центральных и региональных музеев, к сожалению, мало влиял на подавляющее большинство музеев, которые чаще всего комплектовали фонды путем сбора материалов для выставок и экспозиций в соответствии с экспозиционной документацией.
При проведении целенаправленного комплектования на основе планов комплектования редко, к сожалению, прибегали к самостоятельному изучению исторической действительности, чаще выбирали из жизни. Первоисточники, подтверждающие заранее намеченные линии развития, факты, события в соответствии с историко-партийной литературой. Музеи как бы иллюстрировали профильные дисциплины.[11]
С изменением социально-экономической и общественно-политической ситуацией в стране недостатки тематического комплектования фондов (иллюстратизм, схематизм, узость тематики, фрагментарность и др.) стали более очевидны.
Типологическое комплектование, менее зависящее от внешних факторов, продолжало развиваться, опираясь на предшествующий опыт.
Тематическое комплектование в большинстве музеев просто прекратилось или ограничилось поиском первоисточников, раскрывающие «запретные темы», которые могли устранить, так называемые «белые пятна». И лишь отдельные музеи продолжают совершенствовать комплектование фондов, стремясь их сделать разнообразнее, приблизить к жизни, не упустить возможности выявить и привлечь в фонды первоисточники различных типов и видов, отражающие «современность».
Комплектование музея является частью реализации концепции развития музея и имеет свою собственную концепцию.
Комплектование может быть систематическим, тематическим и комплексным. Следствием его является формирование систематических, тематических и комплексных, как в краеведческих музеях, коллекций.[11;10]
Основой всей системы комплектования является разработка его научной концепции.
Работа по комплектованию фондов может быть разовой, текущей и постоянно плановой. Поэтому формы комплектования могут быть различными.
Все работы по комплектованию должны быть строго юридически документированы, поскольку музейные предметы обладают не только культурно-исторической ценностью, но и финансовой.
Основными юридическими документами являются акты приема предметов на хранение (полевая опись), фиксирующие поток поступлений в музей. Каждому предмету дают порядковый номер, наименование и описание. Учитывается количество предметов, определяется датировка, размер, сохранность, место происхождения, история. Указывается принадлежность, от кого поступил предмет, его адрес и дата приобретения. Если предмет был продан в музей, записывается его стоимость: счет, акт по которому шла купля-продажа. В последствии вносят шифр и номер фондового отдела, в который был продан каждый предмет. Таким образом, все виды работы по комплектованию фондов завершаются сбором предметов музейного значения в соответствии с профилем музея. Прежде чем они попадут в фонды, они должны пройти коллективную экспертизу, осуществляемую фондово-закупочной комиссией музея, которая создается дирекцией из музейных специалистов и привлеченных к работе комиссии вне музейных экспертов.[12;13]
Фондово-закупочная комиссия является совещательным органом при дирекции музея, создаваемым для рассмотрения вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музейного собрания.
После рассмотрения фондово-закупочной комиссией предметы музейного значения, поступая в фонды, становятся музейными предметами. Первоначально они поступают на временное хранение, что обуславливается их актами приема и легендами. Впоследствии они подвергаются экспертизе специалистов, дающих свое письменное заключение. При переводе предметов на постоянное хранение возможно заключение договора дарения, если они поступают в дар, или договора купли-продажи при покупки их музеем. При приеме предметов в обмен заключается договор мены. Следующим юридическим документом является акт приема предметов на постоянное хранение. В случае приема коллекций составляется коллекционная опись. На этом завершается первоначальное оформление документов. Все они подписываются заинтересованными лицами. На них ставятся печати музея и других учреждений, если предметы поступили из них. Таким образом, документы получают юридическую силу. Однако, на этом включение музейных предметов в фонды не завершается. Далее следует музейный учет музейных предметов.
Поступившие в фонды музейные предметы проходят определенную обработку и регистрацию, юридически закрепляют за данным музеем. Происходит учет музейных фондов и входящих в них музейных предметов и коллекций. Основными юридическими документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации, подлежащие регистрации и вечному хранению. Дополнением к ним являются топографические описи и картотеки. [13]
Направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них, называется учетом музейных фондов. А полученная в процессе учета документация - учетной документацией. Учетная документация отражает данные об отдельных предметах, порядке их поступления в музей и фондовые подразделения, а также по группам однозначных по происхождению, принадлежности, местонахождению предметов.[10;13]
Различают фондовую и учетную документацию, входящую в фондовую документацию. Фондовая документация отражает историю развития фондов, тогда как учетная документация фиксирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний.
Учет музейных фондов предполагает два этапа. На первом происходит первичная обработка поступивших в музей предметов. В ходе ее оформляется акт приема, отражающий наименование, краткое описание, сохранность, количество принятых предметов. Книга поступлений заводится при поступлении в музей первого предмета и продолжается на все время деятельности музея. В конце каждого года подводится итог количеству поступивших за год предметов. Записи нового года начинаются с первой записи, нумерацией. Выбывшие по различным причинам предметы сохраняют за собой свой номер. Вторично он не используется. В примечаниях отмечается причина выбытия. Одновременно с заполнением книги поступлений заполняются учетные карточки, выполняющие функции этой книги. Таким образом, при первичном учете предметов оформляются акты приема предметов, коллекционные описи, книги учета предметов основного фонда, научно-вспомогательного фонда, сырьевого фонда, возможно дополнение книг поступлений юридическими документами и соответствующим образом оформляются. Одновременно оформляются карточки учета предметов, используемые в последствии в учетных каталогах и картотеках.[11;13]
Особо важным вопросом является проставление первичных номеров музейных предметов. Если нумеруется один предмет, то ему присваивается один номер. Нумерация идет сквозная по книге поступлений. Номер маркируется на предмете. В зависимости от предмета выбирается место маркировки. Маркировка производится так, чтобы она была вечной, и чтобы ее не было видно при экспонировании предмета. На этом завершается первичная обработка предмета.
Вторичная обработка предмета предполагает его углубленное изучение специалистами. Предмет классифицируется, и в зависимости от классификации попадает в тот или иной фонд. Передача его материально-ответственному хранителю фонда производится по акту на материально-ответственное хранение. В нем, как и в акте приема, приводится список передаваемых предметов с указанием их кратких характеристик. После подписания акта сдатчиком и приемщиком, документ утверждается директором музея, в последствии приобретая юридическую силу. Затем происходит научная инвентаризация предметов.
Количество инвентарных книг зависит от классификации музейных предметов. Так, например, хранение изобразительных источников может быть расписано в инвентарных книгах по типу этих источников - живопись, графика, скульптура и т.д. Одновременно с инвентарными книгами составляются инвентарные карточки. В них указываются те же данные, что и в инвентарных книгах. Добавляются сведения о движении музейного предмета и его фотография. Инвентарные книги оформляются в соответствии с оформлением юридических документов. Инвентарные карточки служат для оформления музейных каталогов и картотек.[10;11]
В ходе инвентаризации музейного предмета продолжается развитие его номера. К инвентарному номеру по книге поступлений добавляется номер по инвентарной книге. Таким образом, номер получает законченный вид, принадлежит только одному музейному предмету и не заменяется даже в случае его выбытия по каким либо причинам.
Акты, инвентарные книги и книги поступлений, будучи юридическими документами, являются документами внутреннего пользования и никому из фондов не выдаются. Как правило, они хранятся в сейфах, и переходят от одного поколения хранителей к другому. Чтобы иметь представление о месте хранения тех или иных предметов, хранители составляют топографические описи с указанием мест хранения предметов и на их основе топографические карточки и картотеки. Топографические описи и картотеки служат для поиска хранителями музейных предметов и никому так же не выдаются. Для внутримузейного и внемузейного пользования предназначены картотеки, составленные в основном из инвентарных карточек, наиболее полно отражающих сведения о музейном предмете. Они могут быть тематическими, комплексными, систематическими. Обычно в музее существуют учетная, инвентарная, топографическая, систематическая картотеки и картотеки сохранности музейных предметов. Для исследователей особое значение имеют систематические и тематические картотеки, дающие первичные знания о музейном предмете.[10]
Поскольку фонды находятся в постоянном движении, сведения о них подводятся ежегодно по полугодиям и в годовом отчете и паспорте музея. В целях контроля, за состоянием, постоянно производятся проверки фондов. Их проводят специально назначаемые приказом директора музея комиссии в составе ответственного, главного хранителя и членов фондовой службы. Проверки проводятся путем сличения реальных музейных предметов с отчетной документацией. В результате проверки составляется акт сверки наличия, утверждаемый директором музея. При обнаружении отсутствия музейных предметов, акты с объяснением директора музея направляются в Министерство культуры или местные органы культуры. Если попытки найти исчезнувшие предметы ни к чему не приводят, они списываются выше стоящими организациями по акту, который остается в музее на вечное хранение.[8;10]
В последнее время в системе учета приобретает создание единой информационной сети. Она основана на компьютерной обработке данных инвентарных книг и других учетных документов. Однако, ее введение, заметно облегчая труд исследователей, не отменяет имеющую юридическую силу документы на бумажной основе.
В результате информатизации, достигнуто повышение
оперативности получения достоверной и точной информации о музейных коллекциях, освобождение высококвалифицированных специалистов от трудоемкого поиска и оформления научных данных. Открыт доступ в Интернет, созданы предпосылки функционирования виртуальных музеев, созданы условия для формирования каталогов, путеводителей и другой музейной продукции с наименьшей затратой времени и усилий. На основе компьютеризации музейных фондов, достигнуто создание в системе Интернета виртуальных музеев - это является высшим достижением внедрения в музейную практику информационных систем.[7;8;9;10;11;12;13]
Вывод: комплектование музейных фондов является одним из основных направлений музейной деятельности. Это целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин, процесс выявления, сбора и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.