На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Библиотечная статистика-составляющая управленческого учета. Основные задачи библиотечной статистики. Статистика-оценка эффективности работы библиотек. Библиотечная статистика и закон. Основы проведения статистического исследования. Основные показатели.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 24.09.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
Содержание

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 5
      1.1. Основные задачи библиотечной статистики 8
      1.2. Статистика и оценка эффективности работы библиотек 8
    2. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА И ЗАКОН 10
    3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14
      3.1. Основные статистические показатели 14
      3.2. Статистическое исследование библиотечной деятельности 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. библиотечная статистика говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем ее многообразии.
Без количественных характеристик невозможно проанализировать процессы, происходящие в библиотечном деле. Числовые данные, относящиеся к тем или иным явлениям, начали применяться для практических нужд еще в глубокой древности. Подсчет числа книг в фонде существует не одну сотню лет. Постепенно простые учетные операции усложнились, стали включать в себя элементы тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей. Так постепенно стало формироваться важное направление в библиотековедении - библиотечная статистика.
Актуальность данного вопроса определяется востребованностью знания о формировании библиотечной статистики в существующей организации библиотечного дела. На современном этапе развития библиотечной теории и практики появилось противоречие между объективными нуждами библиотек на основе осмысления их сущности как современного информационного пространства и существующими подходами в организации этого процесса.
Цель настоящей работы - изложить и проанализировать особенности и основные проблемы формирования библиотечной статистики в России на современном этапе.
В связи с этим выдвигаются следующие исследовательские задачи:
1. Подобрать, изучить, систематизировать и подготовить к изложению литературу по проблеме.
2. Рассмотреть библиотечную статистику как составляющую часть управленческого учета.
3. Изложить основные задачи библиотечной статистики, в том числе в части касающейся ее отличий от оценки эффективности работы библиотек
4. Рассмотреть законодательную и нормативно-правовую базу современного этапа формирования библиотечной статистики.
5. Охарактеризовать основные статистические показатели.
6. Рассмотреть особенности, задачи, формы и методы проведения статистического исследования как наиболее перспективного направления библиотечной статистики.
3. Проанализировать основные проблемы и задачи формирования библиотечной статистики российских библиотек на современном этапе.
Работа состоит из введения, трех частей и заключения. Ведение раскрывает актуальность выбранной темы, а так же включает постановку проблемы, цель и структуру работы. В первой части излагаются особенности, сущность и задачи библиотечной статистики как составляющей управленческого учета. Вторая часть представляет собой обзор законодательная и нормативно-правовая базы по вопросам библиотечного дела и статистики в частности. Третья часть представляет собой теоретическое изложение материала, касающегося основных статистических показателей и особенностей проведения статистического исследования. В заключении излагаются основные проблемы и особенности подхода к формированию библиотечной статистики, возможные перспективы и решения развития данного направления деятельности российских библиотек на основании изложенного в настоящей работы.
1. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Статистика и учет - традиционные направления библиотечной деятельности, которым в прежних условиях централизованного руководства придавалось фундаментальное значение.
В условиях командно-административной системы библиотеки были нацелены на выполнение показателей, устанавливаемых вышестоящими управленческими структурами. Такой практике была подчинена вся информационная система библиотеки, ориентированная на удовлетворение требований центральных органов и статистического учета, контроля за выполнением плана. Она лишь отслеживала непосредственный процесс библиотечной работы, фиксировала события и факты библиотечной действительности. Даже аналитическая функция принадлежала не самой библиотеке, а методическому центру, который сводил отчетные данные в сводки, передаваемые «наверх». Эта система не предоставляла результативную информацию, необходимую для оперативного и эффективного управления библиотекой. Самохина, Н. В. Библиотечная статистика в России: национальная библиотечная статистика [Текст] / Н. В. Самохина // Новая библиотека. - 2006. - № 6. - С. 14-16
По мнению И.И. Макаровой Макарова, И.И. Библиотечная статистика как информационный ресурс управления библиотекой [Электронный ресурс] / И.И. Макарова. - rumchten.rsl.ru/2006/ru/upload/doc/1135244390.doc, библиотечная статистика получила новый импульс развития с конца 80-х годов прошлого века, когда произошло переосмысление её значения, роли и содержания в соответствии с реалиями действительности. В эти и последующие годы признавались проблемы методологического и организационного характера: неполнота и недостоверность статистики, неразработанность вопросов использования статистики в реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научно обоснованной системы показателей, методики статистической работы, отрыв библиотечной статистики от базовых положений статистической науки, недостаточное внимание статистической подготовке библиотечных кадров и др.
В системе управленческого учета статистике принадлежит определяющее место, так как именно она, абстрагируясь от случайного, выявляет типичное, характерное, закономерное. Особенность статистики заключается в том, что она говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем многообразии ее проявлений. При этом руководителя должны интересовать прежде всего выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных.
Статистика исследует количественную сторону явлений библиотечной действительности (комплектование фонда, библиотечное обслуживание, справочно-библиографическая работа, поиск информации и т. п.) в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Карташов, Н.С. Основные направления и объекты анализа системы библиотечного управления. Тезисы [Текст] / Н.С. Карташов // Национальная библиотека в современном социокультурном процессе. Докл. и сообщ. - Вып. 1. - М., 2002. - С. 133-137
Хотелось бы напомнить, что в 2000 г. вышел ГОСТ 7.20-2000 Библиотечная статистика ГОСТ 7.20-2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечная статистика [Текст]. - Взамен ГОСТ 7.20-80, ГОСТ 7.41-82; введен 2002-01-01. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 11 с, в соответствии с которым ведется учет всех показателей работы библиотеки.
Как уже упоминалось, и в условиях командно-административной системы признавались проблемы библиотечной статистики как методологического, так и организационного характера: неполнота и недостоверность некоторых данных, слабое использование их в реализации управленческих функций учета и планирования, отсутствие научно обоснованной системы показателей, методики статистической работы и т. п.
Однако в прежней системе управленческих воззрений дело ограничивалось лишь констатацией существующего положения, нереальными или дилетантскими предложениями отказаться от планирования, нормативов, бороться с приписками, как с преступлениями.
В новые времена эти моменты, отождествляющие статистику с другими идеологическими канонами прежней административно-командной системы, привели к тому, что статистика отошла на задний план. А на фоне новых понятий библиотечного менеджмента и маркетинга, открывших огромные возможности в управлении, статистика и вовсе стала казаться чем-то архаичным.
Прогрессивным явлением последних лет стало переосмысление значения, роли и содержания библиотечной статистики в соответствии с реалиями сегодняшней действительности. Методологическую основу современных воззрений составляет принципиальное положение о статистике как важнейшем информационном ресурсе управления. Суслова, И. М. Управленческий учет в библиотеке. (Библиотечная статистика: современное состояние, проблемы) : Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры [Текст] / Суслова И. М., Манилова Т. Л.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., дораб. и значит. доп. - М. : Профиздат : Изд-во МГУКИ, 2001. - 121 с Другими словами, и библиотечный менеджмент, и столь популярный сейчас маркетинг, во всех своих инновационных проявлениях опираются на традиционную статистику, из формально-обезличенного и скучного занятия она превратилась в престижный и очень востребованный вид управленческой деятельности.
Новый подход модифицирует статистику из атрибута командно- административной системы управления в действенный инструмент анализа реального состояния библиотечного дела в целом или в регионе, и как основу для принятия управленческих решений на уровне отдельной библиотеки. По словам Е. И. Кузьмин: «Жизнь диктует иное отношение к статистике, к формам ее анализа и представления. Они должны стать ярче, интереснее, нагляднее, доступнее к профессионалам, и к тем, кто далек от библиотечных проблем». Кузьмин, Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политики и управление библиотечным делом: смена парадигмы [Текст]. - М.: Либерея, 1999. - С.112.
1.1. Основные задачи библиотечной статистики
Основными задачами библиотечной статистики являются:
· разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы,
· пропорции развития библиотечной деятельности;
· создание методов расчета и взаимной увязки показателей;
· анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития;
· обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития;
· исследование фактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений и ситуаций.
1.2. Статистика и оценка эффективности работы библиотек

Широкое распространение статистических показателей и их активное использование не означает, что этого достаточно для решения проблемы оценки библиотечной деятельности. Такой оценке характерна ограниченность и односторонность.
Большинство библиотек регулярно собирают статистические данные о своих ресурсах и своей работе. Многие страны имеют национальную библиотечную статистику, в ряде случаев она достаточно детальна и четко определена. Однако существующая статистика отличается от измерения эффективности работы по следующим параметрам: Маркова, А.А. Роль библиотечной статистики в работе методиста [Электронный ресурс] / А.А. Маркова // Информационный бюллетень РНТБ. - 2004. - №1. - vitebsk.rlst.org.by/bulletin104_9.htm
· Библиотечная статистика концентрируется на позитивных данных: она учитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы. Она не дает информации о людях, не являющихся пользователями библиотеки, о неиспользуемой части фонда, об изданиях, «затерявшихся» на книжных полках.
· Статистика регулярно собирается в областях, где легко получить точные данные: ресурсы (персонал, фонды, коллекции), обслуживание (книговыдача, ответы на запросы). Измерение эффективности работы требует дополнительных данных, которые более сложно получить: достаточно ли персонала на справочной службе? Получают ли пользователи релевантные ответы? Соответствует ли создаваемая коллекция потребностям пользователей?
· Оценка эффективности позволяет сравнивать данные и преобразовывать их с учетом, например, числа книговыдач на группу студентов или книговыдач по определенной тематике по сравнению с комплектованием (фонды, тома) той же предметной области.
· Измерение эффективности работы добавляет «субъективные» данные, в первую очередь, мнение пользователей об обслуживании, к «объективным» данным.
· Оно связывает результаты измерений с целями библиотеки.
2. БИБЛИОТЕЧНАЯ СТАТИСТИКА И ЗАКОН
Библиотека на протяжении столетий постоянно развивалась, содержание ее функций менялось в зависимости от политических, экономических и социальных преобразований в стране, от задач, которые стояли перед обществом. Современная библиотека, являясь уникальным феноменом культуры, аккумулирует в себе как исторические традиции, так и достижения новых информационных технологий. В переходный период правовые аспекты регулирования деятельности библиотек приобрели особую значимость, так как новая социально-экономическая реальность требует пересмотра ранее сложившихся правил регулирования библиотечного дела и учета, определения места библиотеки в культурно-историческом и информационном пространстве России, направления интеграции в мировое библиотечное сообщество. Библиотека в эпоху перемен: философско-культурологические и информационные аспекты [Текст]. - М.: НИЦ «Информкультура», 2005. - С.18.
Формирование и развитие нормативно-правовой базы библиотечного дела происходит в условиях радикального изменения экономических отношений, становления принципиально нового законодательства в области как собственно библиотечного дела, так и бухгалтерского учета, финансовой отчетности, налогообложения и других сфер экономики, что не может не накладывать отпечаток на характер и направления научного поиска оптимальных механизмов правового регулирования данной сферы. Законодательство и библиотечная статистика [Электронный ресурс]. - dissertations.ru/EXAMPLES/Art_6.doc В контексте формирования новых экономических отношений в культуре пересматриваются государственная политика в библиотечном деле, принципы управления культурной сферой на всех уровнях: от федерального до внутриорганизационного с учетом динамики как рыночных процессов, так и изменений в законодательстве.
Формально выработка и реализация государственной политики в библиотечном деле возложена на Министерство культуры Российской Федерации. Однако, на практике, оно не имеет официальных и эффективных рычагов воздействия на деятельность других министерств и ведомств в этой сфере. Тем не менее, Минкультуры России традиционно играет консолидирующую роль в библиотечной жизни страны. Среди партнеров Минкультуры России в осуществлении государственной библиотечной политики почти все центральные субъекты российской библиотечной жизни - Российская библиотечная ассоциация, ГПНТБ, ГЦНМБ, ЦНСХБ, Российская книжная палата, Российский фонд правовых реформ, Центральный коллектор научных библиотек, НТЦ «Информрегистр», ведущие издательства и книготорговые организации, компьютерные компании, высшие учебные заведения, органы культуры и центральные библиотеки субъектов Российской Федерации, общественные организации и объединения, а в последние годы все вопросы развития библиотеки становятся объектом внимания Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Современное законодательство о библиотечном деле представлено значительным массивом законодательных и правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. Оно включает в себя «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Текст] : [федер. Закон : принят Гос. Думой 23 июня 1999 г. // Российская газета. - № 124 от 02.07.1999, Федеральный закон «О библиотечном деле» Российская Федерация. Законы. О библиотечном деле [Текст] : [федер. Закон : принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 1. - Ст. 1, Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» Российская Федерация. Законы. Об обязательном экземпляре документов [Текст] : [федер. Закон : принят Гос. Думой 23 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995 . - № 1. - Ст. 2, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе акты субъектов Российской Федерации. Некоторые законы и нормативные акты не имеют по действующему законодательству прямого отношения к библиотечному делу, однако с учетом нового понимания библиотеки как информационного, культурного, образовательного учреждения, располагающего организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лица, данным в ст. 1 Закона о библиотечном деле, эти нормативные акты можно рассматривать в качестве документов, распространяющих свое действие, в том числе, на отношения между библиотеками и пользователями, а также между библиотеками различных организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм собственности. Среди таких актов можно назвать, например: Федеральный закон от 20.2.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации (с изменениями на 10 января 2003 года)», Указ Президента РФ от 12.5.2004 № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена (с изменениями на 22 марта 2005 года)», Постановление Правительства РФ от 28.1.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 26 июля 2004 года)» и ряд других. Законодательство и библиотечная статистика [Электронный ресурс]. - dissertations.ru/EXAMPLES/Art_6.doc
В числе важнейших национальных правовых актов, регулирующих вопросы стандартизации библиотечного дела, следует отметить: Постановление Госстандарта России от 30.1.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 25.9.2003 № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (с изменениями на 2 августа 2005 года)», Постановление Росстата от 27.7.2005 № 48 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роскультурой статистического наблюдения за деятельностью организаций культуры, искусства и кинематографии», направленных на формирование правового поля стандартизации деятельности российских библиотек в информационном обществе. Там же.
С 01.01.2002 введен в действие ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика. Основные положения». Данный стандарт устанавливает единые правила и требования к сбору и предоставлению статистических данных библиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разных уровнях. Стандарт устанавливает единые сроки, определения и единицы учета, единый минимум статистических данных для библиотек всех ведомств.
Стремительное развитие и распространение электронных библиотек (ЭБ) как информационных систем, в которых документы хранятся и используются в машиночитаемой форме, вызвало радикальное изменение всей практики работы современных российских библиотек. В этой ситуации особую актуальность приобретают вопросы правового обеспечения функционирования ЭБ, поиска новых подходов к планированию и управлению их деятельностью. И здесь большое значение имеют положения, содержащиеся в международных документах, регулирующих отношения в сфере информации. Воройский, Ф. О необходимости развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации в связи с реализацией межведомственной программы «Электронные библиотеки России» [Текст] / Ф. Воройский, Я. Шрайберг // Информационные ресурсы России. - 2000. - № 2. - С. 26-28
Завершая краткий обзор проблемы правового обеспечения библиотечного дела и проблем формирования новых стандартов библиотечной статистики, хотелось бы подчеркнуть следующее. Вопросы библиотечной статистики требуют дальнейшего совершенствования как на международном, так и национальном уровне. Существующее положение, при котором библиотечное законодательство отнесено только к сфере законодательства о культуре представляется устаревшим и требует пересмотра. В своей деятельности библиотека вступает сегодня в большое количество правоотношений, регулируемых актами различных отраслей законодательства, в том числе информационным правом. И это - новая тенденция правового регулирования библиотечного дела еще не получившая должного осмысления в научной литературе.
3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Библиотечная статистика изучает количественную и качественную сторону процессов связанных, с работой библиотеки. Для написания данного раздела были использованы источники: [13] Митрофанова, С.В. Учет библиотечных фондов - 2005. - М., 2005; [15] Суслова, И. М. Управленческий учет в библиотеке. (Библиотечная статистика: современное состояние, проблемы). - М.,2001 Для всех типов библиотек единые единицы учёта документов фондов и обслуживания пользователей установлены ГОСТом 7.20-2000 «Библиотечная статистика», введенным в действие с 01.01.2002.
Статистические показатели, рассчита и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.