На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 12.02.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Cодержание :
1. Введение
Что такое культура?
2. Основная часть
Возникновение теории массовой и элитарной культур .
Неоднородность культуры.
"Человек массы" как основной потребитель массовой культуры.
Особенности массовой культуры.
Тематика произведений массовой культуры.
Значение массовой культуры.
Элитарная культура как антипод массовой.
"Человек элиты".
Особенности элитарной культуры.
3 .Заключение
Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.
4. Список литературы
1.Введение
Что такое культура?
Культура как механизм адаптации человека к миру.
Термин “культура” (от латинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений. Можно выделить следующие  группы этих определений:
1. Описательные. Культура -- это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии. Следовательно, в музеях мы храним образцы деятельности человека.
2. Исторические. Культура -- это все то, что люди произвели искусственно.
3. Нормативные. Культура -- все то, что составляет ценности.
4. Идеологические. Культура -- это поток идей, переходящих от поколения к поколению. В этом случае в музеях хранятся идеи, опредмеченные в вещах -- носителях идей.
И так далее.
Многочисленность определений свидетельствует о том, что культура сложное явление, и каждое определение подчеркивает какую-либо сторону культуры.
В истории человечества культура возникает в тот момент, когда человек утрачивает инстинктивную программу поведения. Чтобы выжить, он должен был создать новую, уже не природную среду обитания, новую экологическую нишу -- культуру. Культура в этом случае выступает как механизм адаптации человека к миру. С этого момента культура противостоит природе как искусственное создание человека. К выработке такого механизма оказалась способной лишь та ветвь наших предков, которая смогла развить сознание -- разум. Между деятельностью человека и культурой существует органическая связь. Человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает культуру. Вступая в жизнь, человек должен овладеть тем уровнем деятельности, который достигнут обществом. А это и есть овладение культурой. Отдельный человек в своем индивидуальном развитии в свернутом виде проходит все ступени развития культуры, которое раньше прошло все человечество. Культура стала механизмом социальной наследственности, поскольку социальный опыт не передается биологическим путем. Она есть социальная память. В то же время культура как часть природы обладает космическим значением. Она -- закономерный результат космического развития, положительное направление мирового процесса, противоположного росту энтропии.
Культура как мир человека. Духовность и интеллигентность
Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Но личностная форма культуры никогда не была и не может быть простым слепком с ее общих форм. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее. Поэтому культура личности может опережать или отставать от культуры общества. Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает З. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.
Особое место в культуре человека занимает его духовная культура. Она выступает важнейшей системой воспитания и образования, то есть формирования человека. Духовная культура не может существовать без ее опредмечивания. Поэтому духовность проявляется только как интеллигентность -- деятельностно-практическое проявление духовности. Культура -- это мера человеческого в человеке, характеристика его как общественного существа.
Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре
Поскольку культура -- результат деятельности общества, то существует определенное общее содержание культуры. Отсюда можно сделать вывод о том, что культуру творят массы. Но культура есть в то же время результат деятельности отдельных личностей. Отсюда можно сделать вывод о том, что творцами  культуры являются отдельные личности -- элита. Эти представления отражают реальные факты развития культуры. Отчуждение широких масс от высокой культуры -- тоже реальный факт. Значительная часть населения пользуется заменителями подлинных художественных ценностей, так называемой “массовой” культурой. На Западе ее превозносили как чудо современной цивилизации. У нас считали ее недостойной советского человека и объявляли, что ее в советском обществе нет. Но “массовая” и элитарная культура -- это характеристики любой культуры, а прогресс общества сближает их. Наличие “массовой” культуры -- это показатель отставания масс, но в то же время не означает, что массы вне высокой культуры. Высокая культура корнями уходит в народную. Отсюда культура несет на себе отпечаток особенностей развития данного народа. Следовательно, она национальна.
Развитие общества, взаимообмен достижениями культуры (наука, техника, искусство) взаимообогащают культуры разных наций, интернационализируют ее. Но этот процесс содержит в себе противоречие. Утрата национального может привести к формированию бездуховности, если вместе с ней будут утрачены духовные ценности.
Культура и цивилизация
Подчеркиванием национального в культуре явилось представление о том, что нет единой культуры, а есть культура отдельных народов или цивилизаций. Так считали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Понятие цивилизации стало употребляться как синоним понятия культуры. Но цивилизация понималась по-разному. У Шпенглера цивилизация -- это завершающая стадия развития культуры. Ее признаки: развитие индустрии, возникновение громадных городов,  деградация общества, превращение людей в безликие “массы”. Отсюда он предсказывал гибель европейской цивилизации. У Тойнби цивилизация -- это конкретное общество. Энгельс же считал, что цивилизация возникает с распадом первобытнообщинного строя, ее основными признаками цивилизации являются:
-- общественное разделение труда;
-- возникновение товарно-денежных отношений;
-- появление государства вследствие раскола общества на классы;
-- создание письменности, духовного производства.
В современной литературе под цивилизацией понимается такая стадия в развитии общества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и общество начинает функционировать на своей собственной основе. Культура возникает раньше цивилизации. Духовную сферу общества обычно связывают c культурой. В самом широком значении слова культура - это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура - это всё, что создано человечеством. Культура - это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке. Только усваивая (делая своим) богатство культуры индивид обретает человеческие качества и воспринимает обретённый культурный опыт как свой собственный мир, как богатство своего Я.
Культура - это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания. Культура представляет собой биологически ненаследуемую, созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Принято подразделять культуру на материальную и духовную.
Материальная культура - это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.) Духовная культура - это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Её ядром и носителем является система духовных ценностей. Однако данное деление довольно условно. Например, здание какого-либо завода можно считать и предметом материальной культуры и произведением искусства, построенным в духе архитектуры конструктивизма. Любой предмет материальной культуры создаётся на основе идеи, рождённой наукой, философией, общественной необходимостью (а это уже можно отнести к духовной культуре). Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.
Поэтому духовная жизнь общества не тождественна широкому пониманию культуры. Под духовной жизнью общества обычно понимают область бытия, в которой объективная реальность даётся не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Центром и ядром духовной сферы является понятие духовности, неразрывно связанная с понятиями истины, добра и красоты. Эти категории рассматривают религия, мораль и искусство - то, что относится к прерогативе духовной культуры.
Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (её называют субкультурой). Это например, городская субкультура, молодёжная субкультура и т.д. Однако ценности субкультуры, как правило, не противоречат доминирующей (господствующей) в обществе культуре. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример- культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.
В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы - народную, элитарную и массовую культуру.
Народная культура( англ. “фольклор”- народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер.Её произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества. Особенно это характерно для мифов, легенд, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев. Интересным жанром современной народной культуры является анекдот (вы сами наблюдали, сколько разновидностей одного анекдота может существовать). К народной культуре можно отнести народный костюм, сценарий проведения различных празднеств и обрядов (свадьбы, крещение, похороны и т.д.). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К её истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.
Элитарная культура- это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).
Массовая культура- это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.
2. Основная часть
Возникновение теории массовой и элитарной культур.
Неоднородность культуры .
Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о ее социальной дифференциации. По мнению Х.Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса - класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних - к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры. Справедливости ради следует заметить, что сама проблема не нова: искусство модернизма только лишь актуализировало ее, перевело из скрытой - в очевидную: неоднородность культуры является ее неотъемлемой особенностью. С древних времен культура была дифференцированной и неоднородной. Так, жреческая культура была доступна только посвященным. Массы довольствовались "разрешенными" мифами, тогда как избранным адресовались сакральные. В эпоху раннего средневековья существовали упрощенные варианты Библии, с большим количеством иллюстраций, рассчитанные на знакомство с Книгой тех верующих, кто не умел читать. Еще Бернард Клервосский возмущался появлением в храмах разнообразных монстров, драконов и василисков, служащих, по его мнению, лишь для развлечения зрителей. Уже тогда определились основные функции массовой культуры: быть средством религиозно-морального наставления и развлечения, удовольствия и поучения. В эпоху Нового времени в Европе появляются приключенческие и авантюрные романы: их интригующее содержание дополняется вполне доступным языком, что способствует нарастанию интереса к развлекательной литературе. Принятый в Великобритании в 1870 году закон о всеобщей грамотности в еще большей степени подготовил потенциальных потребителей той культуры, которую Ницше назовет демократической.
“ Культура иерархична,” - утверждал Н.А. Бердяев. Внутри нее существует строгий порядок ценностей, на основании которого одни ее феномены стоят в этой своеобразной "табели о рангах" выше, другие - ниже.
Феномен массовой культуры в современном значении этого слова принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, возникновением цивилизации (в шпенглеровской и бердяевском понимании) и всеобъемлющей "массовизацией" жизни. Если понимать "элитарное" и "массовое" не только в аспекте искусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. Массовая же культура - субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной. Для более точного и глубокого раскрытия сути такого явления как “элитарная” культура, необходимо достаточно подробно познакомиться с культурой “ массовой”.
"Человек массы" как основной потребитель массовой культуры
В работе "Восстание масс" Х.Ортега-и-Гассет пишет о новой единице общества - "человеке массы": "Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - это совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Таким образом, чисто количественное определение - многие - переходит в качественное". Нашествие масс, безликих и агрессивных, Х.Ортега-и-Гассет объясняет демографическим взрывом XIX века. За одно лишь столетие - с 1800 по 1914 год население Европы увеличилось со 180 миллионов человек до 460 млн. Население только США за столетие достигло 100 млн. Три поколения подряд человеческая масса росла как на дрожжах, не успевая пропитаться традицией, культурой. Вследствие этого современный человек, не вошедший в контекст культуры, порой напоминает дикаря, забредшего в мир цивилизации. Демографический взрыв сопровождался построением принципиально нового мира, фундаментом которого стал союз либеральной демократии, экспериментальной науки и техники. Эту триаду XIX век не изобрел, а только лишь внедрил, предпосылки к ее возникновению были заложены еще в Новое время. Новое общество - цивилизация - создало более комфортные условия обитания человека, в которых и возникает "человек массы", освобожденный отныне от борьбы за существование, не добивающийся благ, но получающий их в уже готовом виде.
Понятие "масса" означает у Ортеги-и-Гассета не социальную принадлежность, а тот человеческий тип, который господствует в ХХ веке во всех, в том числе, и аристократических слоях общества. Это некая вертикаль, пронзившая общество сверху донизу. Человек массы лишен морали, так как сама суть ее, состоящая в сознании служения и долга, ему непонятна. Он вполне доволен собственной неотличимостью от других, "одержимых идеей беспрепятственного роста жизненных запросов, уверенных в собственном совершенстве, насаждающих во всех сферах жизни - от политики до искусства - тиранию интеллектуальной пошлости; не приученных считаться ни с кем, кроме самих себя (пока нужда не заставит)". Прежде в европейской истории человек наследовал обычаи, житейский опыт, умственные навыки и т.д. и не присваивал и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.