На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль выставки в жизни музея. Экспозиционно-выставочная деятельность. Музей Истории Морского Флота России школы №127. Экспозиционно-выставочная деятельность музея школы №127. Проектирование виртуальной выставки. Тематико-эскпозиционный план выставки.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


28
2
Оглавление
Введение
Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность
1.1. Роль выставки в жизни музея
1.2. Музей «Истории Морского Флота России»
школы №127
1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность музея школы №127
ГЛАВА 2. Проектирование виртуальной выставки
2.1.Научная концепция «Ветераны войны - листая страницы памяти»
2.2.Тематико-эскпозиционный план выставки «Ветераны войны - листая страницы памяти»
2.3. Макет выставки «Ветераны войны - листая страницы памяти»
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность заявленной темы связанная с тем что, современная социокультурная роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты - свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры.
Культурное наследие народов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д.
Современное понимание музея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесно связана с его экспозиционно-выставочной работой. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.
Экспозиция - это совокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечного результата изучения той или иной темы.
Экспозицию необходимо рассматривать как одну из основных форм реализации образовательно-воспитательной функции музея. Школьные музеи, должны нести в себе общеобразовательные и воспитательные моменты. [22] Патриотическое воспитание в школах имеет большое значение для всего общества. Так как с юных лет закладываются самые основные жизненные приоритеты, моральные ценности, ответственность и самосознание начинающего свой путь человека. Этому и послужила созданная выставка «История морского флота» на базе музея школы №127. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.[1]
Одну из главных ролей в нравственно-патриотическом воспитании личности школьника сегодня должен играть именно школьный музей, как научно-просветительное и культурно-формирующее учреждение.
На Алтае живут люди, которые защищали нашу Родину от врага и которые сегодня являются примером во всем для подрастающего поколения, автор работы предлагает разработать макет экспозиции «Ветераны войны - листая страницы памяти», где в окружении вещей прошлых лет и живом разговоре с ветеранами школьники и ветераны будут листать страницы памяти.
Цель исследования: проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность на примере музея школы № 127,
Задачи исследования.
1. Выявить роль выставки в музее, ее значение.
2. Раскрыть методы и формы работы музея школы № 127 г. Барнаула «История морского флота России».
3. Проанализировать экспозиционно-выставочную деятельность музея школы № 127 г. Барнаула.
4. Разработать виртуальную выставку «Ветераны войны - листая страницы памяти» на основе фондов музея.
5. Создать научную концепцию виртуальной выставки Ветераны войны - листая страницы памяти»
6. Создать Тематико-экспозиционный план выставки
7. Разработать макет выставки
Хронологические рамки. Работа охватывает весь период существования музея от его создания до сегодняшнего дня. Нижняя рамка обусловлена созданием музея в феврале 2005 года на базе школы. Верхняя рамка - последним годовым отчетом (2006г.), где представлена расширенная информация об экспозиционно- выставочной деятельности школьного музея.
Объект исследования: музей школы № 127 г. Барнаула - «История морского флота России».
Предмет исследования: экспозиционная деятельность школьного музея «История морского флота России».
Научная значимость. Курсовая работа может послужить справочным материалом для создания подобных «уголков истории» в рамках значимости и развития школьных музеев. А так же поделиться оформительскими решениями в условиях малой экспозиционной площади.

Практическая значимость. Курсовая работа предполагает создание новой выставки, которая в дальнейшем сможет воплотиться в реальности.

Историография. В курсовой работе были использованы источники, такие как: книга учета О.Ф и Нв.Ф, годовые отчеты по работе музея за последние два года (2005-2006). А так же были учтены квартальные отчеты за прошедший год по проведению временных выставок и проведенных на их основе мероприятий. [2.3.4]

Так, например, в апреле 2005 года была проведена викторина, посвященная дню Космонавтики, среди учащихся 5-х, 6-х классов. Среди школьников проводилась выставка рисунков, посвященная этой дате.[5] Пример дизайнерского решения выставки, помог определится в видении выставок самого руководителя музея А.Н. Журавлевой, которая на тот момент выполняла функции руководителя музея, что в свою очередь повлияло на предложенный проект выставки в этой работе.

Из книг поступлений, в курсовую работу были включены сведения о новых экспонатах, поступивших в музей за последние два года. Рассмотрев данные материалы, автор работы предложил создать новую выставку, включив некоторые экспонаты, объединенные одной тематикой.[2]

Так же в работе использована и научная литература. Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля » под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля.[26] Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.

Юренева Т. Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. [34].

По Н.А. Никишину, исследующего музейного средства экспозиционно- выставочной деятельности, число выставок организуемых современными российскими музеями, сильно колеблется.[17]

Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования - подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.[23]

В учебнике “Основы музееведения” под редакцией Э. А. Шулеповой, сказано о том что, в связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Единицами языка в музее выступают музейные предметы ; но лишь попав в музей, будучи “распредмечены ” в процессе изучения и приобретая новое значение , они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как “словарь” а экспозицию - как “текст” ,составленный из этих знаков . В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система , которая без труда “прочитывается ” музейными работниками и с большим трудом. [27]

О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В., Юхневич М. Ю..[35]. В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также - с работой современных специалистов.[35]

Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность.

1.1. Роль выставки в жизни музея.

Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоян-но меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое со-общество вышло на такой сложный период своей организации, который для успешного функционирования требовал координации, опирающей-ся на информационные процессы. По мнению одного из разработчиков теории коммуникации, Э. Тоффлера, работа с информацией и знаниями стала одной из производительных сил общества.[15.12]

Музей является одной из таких координирующих систем. В данной статье сделана попытка представить историко-краеведческий музей, имеющий для российской действительности особое значение, в качестве комплексной коммуникативной системы. Поскольку проблема много-гранна, то основное внимание обращено на экспозиционную деятель-ность как квинтэссенцию музейной коммуникации.[12]

XXI в., являясь веком глобальной информации, поставил перед му-зеями ряд проблем, которые связаны с его позицией в качестве социаль-ного института, выполняющего определенные функции в обществе, и, соответственно, его местом в общем информационном пространстве, как отечественном, так и мировом. Решение этих проблем связано с вы-бором модели музейной коммуникации, ее содержания и конкретной техники воздействия. Чтобы понять, какой выбор нам предстоит, обра-тимся к предшествующему опыту. В XX в. музей осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Он рассматривался в качестве дополнительного средства пополнения знаний, полученных в результате образования или чтения книг. Модель музейной коммуникации основывалась на непосредственном соприкос-новении с памятниками истории и культуры. Поэтому когда возник во-прос о представлении вещей в виртуальном информационном простран-стве, это вызвало сомнение у ряда музейных деятелей.[15.12]

В российском музееведении одной из основных функций музея при-знавалась функция документирования общее шейных процессов и явле-ний посредством памятников. Это подчас приводило к тому, что вещи выставлялись в качестве знаков или воплощения этих процессов. Такой иллюстративный подход позволял манипулировать музейными предме-тами на основании какой-либо идеи авторов экспозиций, либо выстав-лять их в качестве воплощенных ценностей, благодаря чему музей пре-вращался в лавку антиквариата.

В XXI в. на эти проблемы стали смотреть в ином ракурсе. Возник вопрос о качестве знаний, представляющих информацию об истории и культурном наследии страны. Музей стал выступать как институт по-знания исторических и культурных ценностей и расшифровки их значе-ний, а не только сопричастности к ним, рассчитанной на восприятие.

Соответственно, изменилось представление о концепции и миссии музея в обществе. Он стал представляться в виде информационного центра, который разрабатывает и на основе различного вида источников ведет базы данных по истории, культурному наследию и окружающей среде региона. Такую концепцию взял на вооружение Государственный исторический музей - быть источниковым центром по российской ис-тории и культуре. Отличительной чертой этой информационной системы является под-линность, оригинальность и показ в едином пространстве временной перспективы, т.е. историзм.[21.15.]

Изменились и требования к музею российского общества. В услови-ях кризиса, нарастающей неразберихи, неумения предвидеть в музей стали приходить в поисках жизненных ценностей, обретения душевного спокойствия, ощущения преемственности во времени и материала для формирования самобытности. В период перестройки россияне остро восприняли существенную смену общей картины мира. С позиций тео-рии коммуникации это рассматривается как вариант информационной агрессии на базовую культуру. Следует признать, что страна еще не имела опыта воздействия в таких масштабах, поэтому мы не можем ре-ально представить последствия такой агрессии.

В исторической науке с конца 80-х гг. XX в. идет поиск теории, ко-торая представила бы адекватно основу для объяснения прошлого. Плюрализм подходов мало способствует пониманию масс населения, тех или иных исторических явлений, да и сама информация о научных исследованиях почти не доступна. Возникновение империи фольклор-ной истории А.П. Фоменко и его последователей, чьи работы, в отличие от других научных трудов, издаются массовыми тиражами, ведет к дез-ориентации в научном познании и представлениях об истории страны.[12.14.21]

В образовании разнообразие учебников, каждый из которых отлича-ет свой подход (за 1997-1998 гг. было напечатано 28 учебников), еже-годная смена методик, введение тестовой системы не могут способство-вать получению адекватных знаний по истории страны. Согласно со-циологическим опросам, школьники лучше знают А. Шварценеггера, чем А.В.Суворова.

Масс-медиа, воспроизводя ситуацию информационной агрессии, подчас еще больше усугубляют дезориентацию в историческом про-странстве.

Наличие этих явлений вряд ли может способствовать социальной адаптации. В обществе, особенно у молодежи, развивается кризис само-идентификации, что представляет определенную угрозу его развитию. Показательны в этом отношении результаты опроса, который НИИ Мо-сковской гуманитарно-социальной академии/провел в 2001 г. среди сто-личных студентов и старшеклассников. На вопрос, готовы ли вы, если будет необходимо, отдать жизнь за Отечество? "Да" ответили 32%, "нет" - 38%, иное - 12%, затруднились ответить 18%.

Все эти факторы поставили музей в ряд немногих общественных ин-ститутов, способных на основе коммуникационной модели, о которой говорилось ранее, представить возможность такой самоидентификации. Переход общества на визуальную культуру еще более укрепил его по-зиции. Визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса восприятия. Музейная экспозиция представляет собой именно такой канал. В едином пространстве и времени она может дать представление о тех или иных метрических событиях и явлениях. Однако осуществ-ление такой модели зависит от содержания коммуникации, которое тес-но связано с адекватном интерпретацией культурною наследия страны. Это предполагает умение на основании фрагментов прошлой реально-сти воспроизвести взаимосвязанную картину той культуры и общества, остатком котором они являются.

Та же задача поставлена перед музеями в государственной программе «Культура России 2001-2005» и является одним из основных требований при составлении концепций их развития и социальной оценки эффективности деятельности.

Решение этой задачи связано с семиотической моделью коммуника-ции и представления музейной экспозиции в качестве комплексной се-миотической системы. В конце 80-х - начале 90-х гг. знаковый семио-тический подход начал применяться ко всем культурным явлениям, в том числе и к 4музеям.

В российском музееведении в целях исследования семиотической функции экспозиции были сделаны попытки использо-вания вербальных моделей. Признание лингвистической мутации гума-нитарного знания и моделей коммуникации, основанных на этом подхо-де, способствовало появлению представлений о существовании «языка вещей». Такие музеологи, как М.В. Гнедовский, связывали его с новыми способами осмысления предметного мира в области искусства, дизайна, архитектуры . Н.А. Никишиным была предпринята попытка разработки языка музейной экспозиции.[17.18.20]

В результате произошедших перемен в научном познании выясни-лось, что для осуществления коммуникативной функции экспозиции возникла необходимость привлечения новых источников, иного прочте-ния тех, которые считались основополагающими, изменения способов работы с ними с целью извлечения и передачи социальной информации.

Соответственно для того, чтобы процесс коммуникации происходил с наибольшей эффективностью коммуникатору (экспозиционеру) необхо-димо знать музейное собрание во всех ракурсах его коммуникативных свойств и соотносить характеристики источников с сообщениями, кото-рые они производят.

Сложные операции по извлечению и передаче ин-формации могут иметь успешное воздействие в случае, когда они опи-раются на интересы, ценности и идеалы аудитории. Однако очень часто эти условия не берутся во внимание.[15]

Современная маркетинговая стратегия, направленная на предос-тавление услуг и ориентацию на одиночного посетителя, предполагает концепцию гибкой экспозиции, которая рассчитана на разный уровень потенциальных посетителей

Ее создание возможно в случае сочета-ния объема информации и структуры экспозиции, предполагает ис-пользование скрытых планов, читабельности текстов, применения ау-дио-, видео-, компьютерной техники

Подводя итог можно сказать, что координирующая роль музея в случае осуществления функций коммуникационной системы, о которой го-ворилось выше должна возрастать Его информационные ресурсы ог-ромны Их умелое использование может служить российскому обществу в качестве адаптационных, ценностно-нормативных, социализирующих моментов в образовании и воспитании.

1.2. Музей «Истории Морского Флота России» школы №127.

Школа №127 расположена на улице Балтийской. Она напоминает уголок морского порта с большим, красивым кораблем, на носу которого находится монумент -- якорь, на корме» расположен символ Балтийского флота -- корабль с Андреевским флагом, а палубой является площадь имени адмирала Кузнецова.

Именно поэтому на базе школы 127, 17 ноября 1998 года был открыт музей «История морского флота России», который не имеет аналогов в Алтайском крае.

За время существования музея в нем прошли встречи с интересными людьми, моряками-ветеранами, которыми гордится Барнаул.

Не только встречи проходят в музее, но и тематические конференции, семинары, экскурсии, уроки мужества, «круглые столы ». Постоянно ведется поисково-исследовательская работа по таким направлениям, как выдающиеся деятели и представители морского дела России, история создания и развития флота, его традиции, проблемы, боевые и трагические страницы.[3]

В 2003 году оформлена экспозиция об участии Военно-морского флота в Великой Отечественной войне. Большую помощь оказывают учащиеся школы и родители, которые передают в дар семейные реликвии, помогают в оформлении.

В 2002 году школьная краеведческая выставка «Наши земляки -- участники Великой Отечественной войны» заняла первое место среди музейных выставок Индустриального района.[1]

Новое направление в работе -- дружба и сотрудничество с экипажем подводной лодки «Барнаул», которая появилась на Тихоокеанском флоте два года назад. Ребята уже наладили переписку с членами экипажа и очень надеются на помощь подводников в пополнении музейных экспонатов.[8.9]

25декабря 2001года Центром краеведения и туризма выдано свидетельство №7645 о присвоении звания «Школьный музей», «Музей истории Морского Флота России» №127 города Барнаула Алтайского края. В настоящее время музей стал центром воспитательной работы в школы. Он работает по составленному годовому плану, утвержденным педагогическим советом и директором школы. Курирует работу музея совет музея. В совет входят руководитель музея и восемь старшеклассников. На момент его создания, руководителем музея была Жаворонкова Алла Николаевна.

Они занимаются планированием деятельности музея по всем направлениям, а так же организуют работу музея через семинары, экскурсии, лекции. Совет школьного музея активно сотрудничает с Советом Ветеранов, возглавляемый Беспаловой И. Е. За прошлый учебный год поисковой группой музея был собран огромный материал по теме: «Великая Отечественная Война», «Наши земляки ветераны Великой Отечественной Войны», «Алтай в годы Великой Отечественной Войны». Ветераны войн частые гости нашего музея.[1.3]

В 2006 году в школе №127 на базе музея, впервые проводился круглый стол «Встреча 3-х поколений». За круглым столом встретились ветераны Великой Отечественной Войны, участники Локальных войн и курсанты военно-патриотического клуба «Перевал».[6.7]

В старших классах прошла конференция вопросов и ответов между учениками и ветеранами. Силами учащихся на основе архивных документов и личных вещей, переданных музею ветеранами и их родственниками. Была оформлена выставка «И память мне покоя не да и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.