На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества. Эстетика в различных формах Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 13.03.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


10
ЭСТЕТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Курсовая работа

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………3
Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом
развитии общества………………………………………………… 4
Эстетика в различных формах Просвещения…………………….11
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………25
Введение

В истории человечества существовало множество культур - самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества Гуревич П.С. Культурология.- М.: "Искусство", 1999.- с.5..
В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..
Целевая установка данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных, идеологических концепций периода Просвещения раскрыть истоки, пути становления и эволюции эстетики данной эпохи.
Поставленная цель достигается определением той роли, которую сыграла новая эпоха в эстетическом развитии общества, а также последовательным анализом различных просветительских форм (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра) с точки зрения их эстетического наполнения.
1. Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества.

Просвещение -- идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно историче-ские рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая -- дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Вторая дата -- начало Французской революции, воспри-нимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.
Предпосылкой и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологии стран и народов.
Деятели Просвещения боролись за установление "царства ра-зума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда -- политиче-ская свобода и гражданское равенство.
При всем многообразии мнений большинство мыслителей схо-дились в оценке Просвещения как передового новаторского явле-ния. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку исполь-зовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического раскре-пощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологи-ческую подготовку буржуазных революций.
Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже бо-жественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая -- рассматри-вала историю как общественный регресс.
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.
Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности Эстетическая культура. - М.: 1996., РАН.- с.126..
Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы универ-ситетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, ста-новясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и фи-лософии.
Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для эконо-мического и социального благоденствия, -- пафос эпохи Просве-щения.
Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.
Просветители происходили из разных классов и сословий: ари-стократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышлен-ных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток на-циональной самобытности.
В Англии в XVII--XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Про-свещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпи-мости. Это способствовало культурному и эстетическому развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и нова-торскими, которые несло Просвещение.
В основных чертах политическая программа английского Про-свещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632--1704). Основное его сочинение -- "Опыт о человеческом разуме" -- содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воз-зрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов: правопо-рядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма (1711-1776) и Адама Смита (1723--1790). Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по моральным, этическим и эстетическим соображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зави-симости при феодализме.
Выдающиеся представители французского Просвещения - Вольтер (1694--1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689--1755), Поль Анри Голь-бах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788) и др.
Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радика-лизм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветитель-ского движения Франции -- радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основы-вался на его этических воззрениях. В противоположность филосо-фам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с обществен-ным благом, он требовал подчинения личности благу общества.
Французские просветители вошли в историю как энциклопеди-сты, создатели французской Энциклопедии, или толкового словаря наук, ис-кусств и ремесел, открывшей новую эпоху в познании и истолкова-нии природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий -- Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, кле-рикального мировоззрения. Один из энциклопедистов-- естество-испытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, в которой выдвинул положение о единстве растительного и живот-ного мира.
Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их эко-номики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..
"Целью государства любой формы должны быть сохранение свободы на основе закона", "баланс интересов различных социально-духовных групп обеспечивает стабильность государства", "необходим принцип разделения властей в государстве" -- это основные поло-жения трактата "О духе законов" Ш. Монтескье.
Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724--1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" -- были подготовлены предшествующей философией.
Славу модного писателя принесла Канту работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Эстетические категории "прекрасное" и "возвышенное" слу-жит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюде-ния о человеческом в человеке Эстетические категории и искусство.- Кишинев, МГИИ, 1989. - 57 с.. Предметом теоретической фило-софии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей -- природы, мира, человека, а исследование деятельности, установ-ление законов человеческого разума и его границ.
В трактате "Ответ на вопрос: что есть Просвещение" Кант подыто-живает основные идеи Просвещения, которое стремится освобо-дить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел ... и используй собственный разум. Это девиз Просвещения».
Особенно значителен вклад Канта в разработку теории право-вого государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».
Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в рос-сийском обществе того времени.
По мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек» И.П. Пнина (1773--1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.
Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783--1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремле-нием обрести свободу.
Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, -- благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», -- писал А.Ф. Бестужев (1761--1810), отец декабристов братьев Бес-тужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, че-ловек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании", опуб-ликованный в "Санкт-Петербургском журнале", который он изда-вал вместе с И.П. Пниным.
Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытно-стью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоз-зренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян Бычков В.В. Эстетика в России ХVII в.- М.: Знание, 1989, с.- 24. .
Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломо-носов, стараниями которого был открыт университет в Москве.
Эстетика просветительства нашла широкое распространение в рус-ской литературе -- в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи -- в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого.
Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Ра-дищев (1749--1802) в своих произведениях (ода "Вольность", "Путе-шествие из Петербурга в Москву") отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.
Крупнейший представитель русского просветительства -- Н.И. Новиков (1744--1818), публицист, издатель сатирических жур-налов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний.
Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышло новое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую кре-пость и Новиков.
Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, право-вого государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной куль-туры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время фи-лософов, социологов, экономистов, литераторов нового века -- Просвещения. Эстетическое новаторство столетия проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать тради-ционные формы, сколько в создании каких-то иных форм, суще-ствующих в обход традиции и как бы независимо от нее Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: М.: Изобр. иск. 1983, с.- 24..
2. Эстетика в различных формах Просвещения.

Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982, с.-331.. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях Эстетика немецких романтиков.- М.: Искусство, 1987, с.- 569..
Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не ис-пытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм (от фр. -- чувство), отразивший в полной мере просвети-тельские представления об изначальной чистоте и доброте челове-ческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений.
В европейском искусстве XVIII в. было еще одно направление - рококо. Для него характерны красота, грациозность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства -- причудливость, ироничность, вычурность, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к французскому слову "рокайль" (бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшения интерьера, основывающийся на з-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим эстетическим направле-нием искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.
Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравно-мерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к ис-кусству программно-гражданственной направленности. В искусст-ве, и особенно, в литературе Англии, уже зарождались характерные черты реализма.
Молодой Гойя (1746--1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизм нового столетия.
Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем ос-новы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисцип-лины, развитие которой тесно связано с успехами философии.
Основной литературный жанр эпохи Просве-щения -- роман. Успех романа, особенно зна-чительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, на-сколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо (1660--1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье Эстетическая культура.- М.: 1996, РАН, с.- 177..
Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недву-смысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667-- 1754) в книге (Путешествия Гулливера», когда отправляет своего героя на остров ра-зумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки? Карикатурные, сатирические и иронические мотивы просматриваются в его творчестве.
Развертывая в своих книгах положительную программу, про-светители широко представили и то, как живет человек, обманы-вая и обманываясь.
Нравственно идиллические черты неизменно соседствует с сатирическими. В романах (например, «История Тома Джонса, найденыша» английского писа-теля Г. Филдинга, нередко прибегали к параллельному построеню сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, ка-ждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Впервые в английской литературе Филдинг (1704--1754) продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения.
Со всей теоретической обстоятельностью воспи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.