На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Восток - Запад : цивилизационные типы как различное в традициях. Эстетическая мысль средневекового Китая и Японии, культура Арабского Востока. Исламская, индо-буддийская, конфуцианская (дальневосточная), европейская цивилизации и их социокультурный слой.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 26.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский юридический институт
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Эстетическая культура.

РЕФЕРАТ

по теме: «Эстетическая мысль Восточной цивилизации».

Подготовил:
Слушатель 343 группы
Горовой П.А.
Белгород
2008г.
План

Вступительная часть
Учебные вопросы
1.Восток - Запад как цивилизационные типы. Краткая характеристика.
2. Эстетическая мысль средневекового Китая.
3. Эстетическая мысль средневековой Японии.
4. Эстетическая мысль Арабского Востока.
Заключительная часть (подведение итогов)
Вопрос 1. Восток - Запад : цивилизационные типы.

Интерес на Западе к Востоку возник благодаря свидетельствам христианских миссионеров XVI XVII вв., которые первыми обратили внимание на существенные различия между регионами в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей. Эти свидетельства положили начало двум направлениям в оценке Востока: панегирическому и критическому. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности,-- ставился в пример европейским монархам как образец мудрости в управлении. В рамках второго внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных деспотиях.
При непосредственном столкновении двух типов цивилизационного развития, восточного и западного, в условиях, когда сила государства определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами, обнаружилось явное превосходство европейской цивилизации.
Это породило в умах европейских интеллектуалов иллюзию «неполноценности» восточного мира, на волне которых возникли концепции «модернизации» как способа приобщения «косного» Востока к цивилизации. С другой стороны, на Востоке в отношении европейцев практически до конца XIX в. господствовало представление о подавляющем морально-этическом превосходстве восточной цивилизации, о том, что у «западных варваров» заимствовать нечего, кроме машинной технологии.
Примерно до XIV - XVII вв. между Западом и Востоком было много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были вполне сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения (система Коперника, книгопечатание, великие географические открытия). Восток это крупнейшие в мире гидротехнические и оборонительные сооружения; многопалубные корабли, в том числе и для океанского мореплавания; разборные металлические и керамические шрифты; компас; фарфор; бумага; шелк.
Более того, Европа, выступая наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского. Многие европейские писатели-гуманисты эпохи Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в иранской и арабской поэзии, а само понятие «гуманизм» («человечность») впервые прозвучало и было осмыслено в творчестве Саади.
Однако между Востоком и Западом в рамках их традиционного в целом развития были и существенные различия, прежде всего в плане духовного освоения аналогичных достижений. Так, в Европе, несмотря на господство латыни как элитарного языка эпохи Возрождения, книгопечатание развивалось на местных языках, что расширяло возможности «демократизации» литературы и науки. На Востоке сама мысль о том, что, например, корейский или японский язык может быть «ученым» языком конфуцианства, в то время вообще не возникала. Это затрудняло доступ к высокому знанию простых людей. Поэтому книгопечатание на Западе сопровождалось усилением авторитета книги, а на Востоке -- Учителя, «ученого-книжника», «последователя» и «правильного толкователя» какого-либо учения.
Однако научная мысль Запада всегда была обращена вперед, и это проявилось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям, а это требовало соответствующего уровня теоретического мышления.
А научной добродетелью Востока являлось углубление в древние этико-философские трактаты в поисках скрытых в них предвосхищений. «Ученые»-конфуцианцы, демонстрируя свою идейную привязанность к классическим авторитетам, постоянно вращались в кругу лишь «правильных» к ним комментариев, даже не помышляя о том, чтобы изменить не только дух, но и букву канона.
Поэтому на Востоке «наука» до приобщения ее к «западному» научно-рациональному типу оставалась в рамках рецептурной, практико-технологической деятельности. Восток не знал такого логического феномена, как доказательство, там существовали лишь предписания, «что делать» и «как делать», и знания об этом в незыблемом виде передавались из поколения в поколение.
То есть на Востоке наука была не столько теоретической, сколько практической, неотделимой от индивидуально-чувственного опыта ученого. Соответственно, в восточной науке было иное понимание истины, господствовал не логический, а интуитивный метод познания, что предполагало ненужность строгого понятийного языка и всякого формального знания. Естественно, что различные конфуцианские, будди-стские, даоссийские, синтоистские системы знаний, воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные» или «антинаучные».
Восточному человеку более свойственен предметно-образный стиль мышления. Для него истиной является не то, что подвластно уму и воле человека, а само бытие. Поэтому истина не зависит ни от ума, ни от воли человека. Если западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то восточный человек - в истинах, которым можно служить всю жизнь. Поэтому процесс познания у восточного человека - это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию.
Если европейский и российский миры в цивилизационном отношении представляют собой относительное единство, то Восток в этом смысле единым никогда не был. На Востоке существует несколько религиозно-культурных цивилизационных регионов, не только весьма своеобразных, но и в различной степени открытых вовне. Это - исламская, индо-буддийская и конфуцианская цивилизация.
Исламская цивилизация наименее открытая для внешних воздействий, что обусловлено, прежде всего, особенностями религии, охватывающей все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания.
Индо-буддийская цивилизация -- нейтральная по отношению к внешним воздействиям, что вызвано явным религиозным уклоном в сторону потусторонних проблем (поиски Абсолюта, забота об улучшении кармы и т. п.). Процветание в посюсторонней жизни не является сколь-нибудь значительной ценностью в рамках данной цивилизации, которая в связи с этим является традиционалистски пассивной цивилизацией.
Конфуцианская (дальневосточная) цивилизация - более открытая по отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это - активно-инновационная цивилизация.
Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым.
Особенное в восточной эстетике состоит в том, что на Востоке никогда не знали эстетику как отдельную науку и никогда не занимались поисками универсальной и вечной нормы красоты.
Если говорить о взаимоотношениях религии и искусства, то на Западе -искусство обслуживало религию (иллюстрации, фрески), а на Востоке религия через искусство находила своё завершение.
Вопрос 2. Эстетическая мысль средневекового Китая.

Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 веке н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску.
Эпоха классического Средневековья была временем высочайшего взлёта китайской культуры - «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость народа. Культура зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.
Эпоха раннего Средневековья.
Литература: Литература в Китае всегда занимала уникальное по значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств. Жанр литературной поэзии 3-6 веков прошёл несколько этапов развития.
К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности, сочувствие к бедам народа.
Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха - фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне.
«Золотой век» пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.
Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения - Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики.
Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего Средневековья обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками.
В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения.
На юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками. От 5 века дошёл до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Её автор Сё Хе оказал основопологающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая.
Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет.
Литература: Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с дустрочной рифмой. Расцвету поэзии способствовало появление в 7 веке первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12 158 иероглифов. В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр - новеллы. Характерная черта - тяготение к исторической точности повествования. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл.
Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Популярна была поговорка «слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её всегда почитали как одну из самых сильных разновидностей магии.
Живопись: Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника - не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины - узкий горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шёлке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов.
Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сунн была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной тёмными и светлыми силами.
Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр «цветы - птицы». Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско -буддийские представления о дуальности сил Вселенной.
Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.
В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски демонстративно искоренялись правительством.
Литература. Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы - героической эпопеи и романа. Продолжалось развитие драматургии.
Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая восходит к архаико - религиозной традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы, включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части. В-третьих, придворные театрализованные постановки.
Принципы досугового времяпровождения в Китае.
Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в себя в том или ином виде акт созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством пикников на лоне природы или же в специально построенных для этого павильонах и беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по причине сугубо меркантильных обстоятельств прогулки в горы стали заменятся посещением пейзажного сада и любованием графическими изображениями «гор и вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались на стенах служебного кабинета.
Садово-парковое искусство было представлено преимущественно царскими парковыми ансамблями. Сохранились литературные описания парка императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках говорится, что этот парк состоял из водоёмов и аллей, расположенных строго по частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д.
В искусстве пейзажного сада передача дикой природы во всей её целостности и многообразии достигается через искусственную дискретность пространства, создаваемую путём сегментной планировки сада. Пейзажный сад состоит из многочисленных участков, обнесённых стеною. Сегменты соединяются проходами прямоугольной или овальной формы, расположенными так, чтобы при подходе к ним у человека создавалось впечатление графического изображения следующего сегмента.
О и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.