На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Отображение целостности творческой натуры известного марийского композитора Я.А. Эшпая, богатства его выдающейся художественной личности путем знакомства с биографией, анализа и обобщения статей, высказываний в прессе, материалов архивных документов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 05.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования республики марий эл
Реферат по истории и культуре марийского народа на тему:
Я.А. ЭШПАЙ - МАРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР

Йошкар-Ола, 2008
Содержание

Введение
1. Биография
2. Вехи
3. Снова на родине
4. «Салым сола» - начало начал
5. Московская консерватория. Аспирантура (1927-1933 гг.)
6. Наследие (1933-1941 гг.)
7. Последние годы
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список литературы
Введение

Имя Якова Андреевича Эшпая непосредственно связано с историей марийской музыки, хотя можно сказать, что и с историей, судьбой народа, Республики Марий Эл. Вместе с братом, основоположником марийского профессионального музыкального искусства И.С. Ключниковым-Палантаем, он не только стоял у истоков, но и стал достойным продолжателем их общего дела - создания марийской профессиональной музыки.
Яков Андреевич Эшпай является создателем первых марийских инструментальных произведений, автором музыки для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, скрипки, фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных произведений. Его подвижнический труд по собиранию и обработке народных мелодий (свыше 500 записей) - пример вдохновенного служения искусству.
Имя Якова Андреевича Эшпая широко известно не только в Республике Марий Эл, но и в России. Можно без преувеличения сказать, что творческое наследие этого выдающегося марийского музыканта составляет гордость нации.
Современная молодежь нуждается в своего рода ярких образах малой родины, каким является Яков Андреевич Эшпай и его творческое наследие. Цель данной работы - посредством знакомства с биографией, анализа и обобщения статей, высказываний в прессе, материалов архивных документов, показать целостность творческой натуры известного марийского композитора, богатство его выдающейся художественной личности.
1. Биография

Яков Андреевич Ишпайкин (Эшпай) родился 11 ноября 1890 года в с. Кокшамары, в семье, в которой музыка являлась органически необходимой частью жизни. В ней многие, и мужчины и женщины, славились своей музыкальностью. В своих воспоминаниях, описывая родословную, Яков Андреевич отмечал, что его далекий прадед был одним из первых поселенцев этих мест и основателем целого рода, многие представители которого славились своей музыкальностью. Замечательным гусляром был дед - Яков Афанасьевич. Хорошо играла на гуслях и пела народные песни бабушка. Ее песни и колыбельные через много лет вошли в золотой фонд фольклорных записей Якова Эшпая. Отец - Андрей Яковлевич, его братья и сестры - так же хороршо играли на гуслях. А уже более молодое поколение начало больше играть на гармони. Когда знакомишься с родословной этой семьи, то неожиданно приходит сравнение с … И.С.Бахом. Несколько поколений музыкантов из рода Бахов подготовили появление музыкального гения. Так и здесь. Несколько поколений далекого предка Эшпая как бы сконцентрировали свой музыкальный дар - вначале в музыке Я.Эшпая, а затем ярко, могуче взошли в творческом явлении его сына Андрея Яковлевича Эшпая. (Приложение 1).
Биография Якова Андреевича насыщена яркими и разнообразными событиями. Он прошел путь от простого крестьянского паренька до видного музыканта, кандидата искусствоведческих наук. И кто знает, как бы сложилась его судьба, не будь тех благоприятных факторов в детстве, которые и сформировали его творчество.
Вспоминая детские и творческие годы и ту родовую среду, в которой он рос, Яков Андреевич позднее писал: "Мой двоюродный брат - Палантай. И хотя он был старше меня на четыре года, росли мы вместе. Его мать хорошо играла на гуслях, а дяди Андрей и Игнатий - на гуслях и гармонике. А другой наш дядя, учитель Уфимского двухклассного инородческого училища Иван Павлович Ишпайкин, хорошо играл на скрипке. На скрипке также играл и двоюродный брат, учитель Бирской учительской школы Николай Матвеевич Орлов. Часто мы, двоюродные братья Ваня, Николай Орлов и я, собирались вместе и музицировали. Брат был хорошим организатором всяких игр, а главное - хорового пения, и он собирал из нас, двоюродных братьев и сестер, целую капеллу. Входили в нее две дочери дяди Игнатия Яковлевича (старшая, уже учительница в Красном Яре - Наташа, а другая - Валя, она училась в Казанской женской семинарии, играла на скрипке, пела). Летом к нам присоединялся брат Николая Иван Матвеевич Орлов (он тогда учительствовал в Пермской губернии), а также племянник Ивана Павловича Александр Васильевич Ишпайкин (он учился вместе с Николаем Орловым в Бирской учительской семинарии, хорошо пел, играл на английском концертино). Вот такая компания у нас летом собиралась в деревне Кокшамары! Мы устраивали пикники и прогулки на луга к Волге, плавали на лодках по Кокшаге вверх в леса. Так проводили время до конца июля, а после уже участвовали в полевых работах и на сенокосе. Осенью все разъезжались, а мы оставались с Ваней и Алешей в деревне. Алеша - совсем юнец, был младшим сыном Василия Павловича Ишпайкина. Он хорошо играл на окарине (род свистковой флейты), которую ему подарил дядя. Втроем мы ходили в лес за грибами и там срезали дягиль-траву, из трубки ее вырезали шиялтыш и наигрывали народные мелодии".
2. Вехи

Прошло много лет, прежде чем Яков стал профессиональным музыкантом. А сначала были сельская школа, участие в школьном хоре, работа (когда он подрос) сплавщиком леса по рекам Большая Кокшага и Волга в летние месяцы, неудачная попытка поступить в Бирскую семинарию (был признан врачом непригодным к учебе). Затем учеба в Михайло-Архангельской школе Козьмодемьянского уезда. Именно здесь Яков стал много внимания уделять занятиям музыкой - играл на скрипке в ансамбле, был помощником регента школьного хора. Как же пригодились ему тогда навыки, полученные в хоре сельской школы, и азы скрипичной игры, которыми он овладел самостоятельно в детстве (5-летнему мальчику отцом по случаю была куплена маленькая скрипочка).
И вот уже Яков Андреевич учитель Кукшенерской школы Помарской волости и одновременно преподаватель пения в земской школе соседнего села Алексеевского. Энтузиазм молодого педагога не находит ни понимания, ни поддержки, а конфликт с курирующим церковно-приходскую школу попом вынуждает Эшпая оставить работу. Но это обстоятельство дало возможность осуществить окончательно созревшее решение получить профессиональное музыкальное образование. Воспользовавшись советом Палантая, Эшпай едет в Казань для поступления в регентские классы музыкального училища (год спустя он перейдет на отделение теории). Оставшись без средств к существованию, он вынужден, первое время поступить певчим в хор Ивановской монастырской обители, что давало ему маленькое жалованье, а также ночлег. А вскоре пришла помощь в лице директора музыкального училища, известного музыканта, композитора, активного инициатора музыкального образования Р.А. Гуммерта. Заметив неподдельный интерес и старание Якова к учебе, а также увидев большие потенциальные возможности юноши, директор училища освобождает его от платы за учебу и дает ему рекомендации для работы учителем пения в двух городских приходских школах.
Последующие два года после окончания музыкального училища были связаны с работой в Уфимской духовной семинарии, где Эшпай - учитель пения и музыки. Одновременно с этим он руководит хорами семинарии и женского епархиального училища, а также участвует в струнном квартете учительского института, играя на скрипке и альте. Надо отметить, что любовь к ансамблевой игре у Эшпая сохранится и позднее.
В 1915 году он мобилизован на военную службу, которая, с учетом его музыкального образования проходила в полковом оркестре и полковом хоре, где он был подрегентом.
События 1917 года сначала направляют Эшпая в политическое русло. После февральской революции солдаты избирают его секретарем гарнизонного Совета, а затем делегируют в Совет солдатских депутатов в Петроград. Однако болезнь не позволяет ему активно заняться политической деятельностью. Депутат Эшпай отпущен для выздоравливания домой, и последующие 10 лет его деятельности будут связаны с родным краем.
3. Снова на родине

Приехав на родину, в д. Кокшамары, Эшпай вместе с братом Николаем Орловым (вернулся из сибирской ссылки, куда попал за участие в кокшамарских волнениях 1906 года) и при поддержке сельчан организовал Школу повышенного типа и Народный дом. Видя активность Эшпая и его желание помочь сельчанам, кокшамарцы ходатайствуют об освобождении его от армейской службы.
И вот уже Яков Андреевич учительствует в родном селе, преподает пение в Чувашской учительской семинарии, в Марпосадской школе II ступени, а в 1924 году Мароблоно назначает Эшпая преподавателем в Горномарийский техникум (г. Козьмодемьянск), где он организует квартет, ставший для Эшпая не просто хобби, а любимейшим занятием и средством общения. Выступая перед слушателями, квартет стал пропагандистом классической музыки, в частности, произведений А. Чайковского, М. Глинки,
А. Бородина, Э. Грига и др. Нередко эти концерты предварялись вступительной беседой об исполняемых произведениях и их авторах (обычно выступал Эшпай).
В Козьмодемьянск Яков Андреевич приехал с семьей, женой Валентиной Константиновной (урожденная Тогаева) и маленьким сыном Валей. А в 1925 году в семье Эшпаев появляется второй сын - Андрей, ныне известный композитор, народный артист СССР, достойный продолжатель творчества отца.
Энергия молодости, жажда активности, желание как можно больше успеть сделать полезного и доброго - вот что, прежде всего, двигало Эшпаем в то время. Его деятельность разностороння, интересы, связанные с музыкальной областью - широки. Он работает как лектор на учительских курсах в Краснококшайске, на горномарийских курсах учителей (1918-1920 гг.), делегируется от Марийской области в Москву на Всесоюзный съезд работников просвещения-националов (1919 г.), избирается Заволжским районом делегатом во ВЦИК по вопросу выделения района из состава Чувашской области и присоединения к Марийской (1924 г.). Вместе с Палантаем и В.М. Васильевым Эшпай принимает участие в первой в истории края музыкально-этнографической экспедиции. Собранные ими в Горномарийском районе песни вошли в сборник "Мари чодра" под редакцией В. Васильева (Центриздат, М., 1923).
Впоследствии Эшпай будет неоднократно участвовать в этнографических экспедициях, а собранные им песни и инструментальные мелодии будут использованы в его композиторском творчестве, войдут в различные фольклорные сборники, останутся в рукописях научных фондов. А вышедшая в Москве в 1957 году его книга "Марийские народные песни", включающая 80 марийских мелодий, собранных Эшпаем, станет своего рода, кульминацией его фольклорной деятельности.
4. «Салым сола» - начало начал

1 марта 1921 г. - день, который стал важной вехой в судьбе Я.А. Эшпая. Эту дату можно, без преувеличения назвать днем рождения Эшпая - композитора. Именно тогда в торжественном концерте, посвященном образованию МАО (Марийской автономной области), прозвучало первое сочинение Якова Андреевича - обработка горномарийской песни "Салым сола" для скрипки и фортепиано. Солировал сам автор, а партию фортепиано исполнял И. Палантай. Несм и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.