На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Александр Блок - русский поэт и драматург, представитель русского Символизма. Условия формирования мировосприятия А. Блока. Тема и образ Родины, мечты и реальность в творчестве. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта, идеи жертвенности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 24.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


23
Содержание

    Введение
    1. Что привлекает меня в поэзии Блока
    2. Лирический герой А. А. Блока
    3. Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока
    Заключение
    Список литературы

Введение

Любое литературное произведение - создание не всего общества или государства, а одного, иногда - нескольких талантов. В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философско-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным.

Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются через изображение им событий, личностей, поступков, отношений и чувств с помощью выбранных им художественных средств и приемов. В стихотворение вводится лирический герой - своеобразное “эго” поэта, одно из обозначений его целостного существования в литературе.

Начало XX века разрушало традиционные для русской классической прозы и поэзии каноны, наполняло атмосферу творческой жизни многообразием красок и звуков. Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для понимания идеи и теории. Стать новатором казалось невозможным, но, несмотря на это, произведения студента Блока сразу обратили на себя внимание творческой интеллигенции - Д. Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Бориса Бугаева. Молодого поэта порой осуждали за “косноязычие” в первых стихотворениях, но его лирический герой, с его особенным характером, искренностью и мечтами, околдовал и заворожил их.

Начало творчества Блока связано с символизмом, под влиянием которого находился поэт. Как Владимир Соловьев, он видел в основе мироздания женственное начало, воплощение красоты и святости. Его лирический герой “околдован огнями любви”, покоренный величием и божественностью приходящей к нему Прекрасной Дамы. Как романтический рыцарь “молча ждет, тоскуя и любя” свою возлюбленную, так поэт мечтает о свидании с “незнакомкой”, приносящей в его мир гармонию и одновременно загадку. Прекрасная Дама - идеал, недоступное счастье, мечта, к которой невозможно приблизиться:

И чиста и нежна,

Ты царила над шумной толпой.

Одновременно стремится к соединению с прекрасным миром гармонии и сознает опасность гибели в нем человеческого, земного. Пытаясь забыть “смертельные мечты” и освободиться из плена “тревожной любви”, он становится еще более зависимым от “чистого” идеала, дарующего поэту вдохновение и веру:

О, я стремлюсь к борьбе с собою,

К бесплодной, может быть, борьбе...

Когда-то полная тобою

Душа тоскует - о тебе!

Александр Блок подолгу жил в Шахматове, родовом имении Бекетовых, где мог проводить долгие часы в созерцании и размышлениях. Современники поэта вспоминают, что необыкновенно сильное впечатление на него произвела юная прекрасная девушка, набирающая воду из колодца. Так в творчество Блока вошла народная тема, в это время связанная с красотой души русской женщины, олицетворявшей для него Россию:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Тем не менее было бы неверно называть жизнь молодого Блока безмятежно спокойной. Счастливый своей мечтой, он все же предчувствовал роковое событие будущего, готовил себя к предстоящим испытаниям и трудностям:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты

Настала эпоха перелома, великих испытаний “для всей земли русской” - революция 1905-1907 годов, первая волна народных негодований. Восстание было подавлено, но для всей интеллигенции оно явилось зловещим предзнаменованием, символом грядущих перемен: Лирический герой Блока размышляет о судьбе Родины, переосмысливает ее образ и приходит к неоднозначному восприятию действительности. В поэме “На поле Куликовом” он представляет умиротворяющую, наполненную философским покоем природу Руси:

Река раскинулась.

Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Русскому характеру, в понимании Блока, свойственна сила духа, вера в Богоматерь, проникновение в мир божественного, таинственного и прекрасного. Великому покою противопоставляет стремительное движение времени и вместе с ним - России. Блок переосмысливает образ тройки, появившейся в русской литературе благодаря произведениям Гоголя. Лирический герой чувствует музыку и, красоту этого полета в пространстве, но его не может не тревожить вопрос, куда-то “несется” странница-Русь:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль

Море бушующих страстей образует столкновение двух стихий: народа и интеллигенции. Поэт в своих научных статьях пытается убедить себя в закономерности исторических явлений и важности спасения национального духа. Ценой разрыва со многими близкими друзьями он доказывает справедливость народного гнева, но и в глубине души ощущает боль от неизбежности гибели интеллигенции. Стихотворение “Барка жизни встала...” посвящено будущему России. Поэт предвидит триумф народа, стоящего “у руля”, правящего кораблем русской истории, оставившего далеко в прошлом культуру пантеистов и эстетов.

Тем не менее лирический герой ощущает невозможность сохранения старого мира - в нем слишком много пошлости, разнообразных отвратительных и уродливых явлений, описанных Блоком в “Незнакомке” и “В ресторане” (“Пьяницы с глазами кроликов”, “детский плач”, “окрики пьяных”). Образ Прекрасной Дамы еще живет в душе лирического героя, но она кажется нереальной, растворяющейся в “страшном мире” мечтой. Красота очень хрупка, она не способна победить зло и, установить законы справедливости и гармонии.

Возможно ли счастье, реально ли достижение внутреннего равновесия для лирического героя. Блок приходит к выводу, что основа гармонии скрыта в мудрости и философской глубине. Важно принять действительность, понять и стать ее частью:

Принимаю тебя, неудача.

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Однако для лирического героя становится нравственно нелегко уйти из мира фантазий и сказочного воображения. Его по-прежнему манит мечта, и, идя к ней, он оставляет привычное и родное в прошлом. Поэт стремится к идеалу, который кажется ему уже достижимым и приближенным к реальности, но, жестоко ошибшийся и разочарованный, он теряет все жизненные ориентиры. Лирический герой одинок, он потерял надежду и внутренний свет, и в его словах теперь слышится только отчаяние и безысходность:

Или я заблудился в тумане?

Или кто-нибудь шутит со мной?

В последние годы жизни Александр Блок не писал стихотворений, и поэма “Двенадцать” - своеобразное завершение его поэтического пути. Поэт пытается найти себя в служении советскому обществу, своему народу и Родине. Идеалы времен были настолько не близки характеру лирического героя, что он перестал существовать. Если когда-то он верил в высшую миссию русского народа, в просветление после мрака и бури, то теперь он убеждается в ложности пути, избранного большевиками и ведущего не к созиданию, а к разрушению. “Страшный мир” не перестал существовать, но, собрав силы и распространив темную власть на русскую землю, погубил раненую и “беззащитную душу поэта”.

Произведения Блока сложно понять человеку конца XX века так же, как и современникам поэта, из-за противоречивости высказываний и сумбура эмоций и чувств, но то лучшее, что поэт-философ передает в своих стихотворениях, умение ценить и чувствовать красоту, стало его творческим наследием, которое с благодарностью принимают следующие поколения.

1. Что привлекает меня в поэзии Блока

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить.

Безличное - очеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

А. Блок

Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем - все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него “лирической величиной”, и эта “величина” была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Крайне существенно и то, что большая патриотическая тема, тема Родины и ее судеб, входит в лирику Блока одновременно с темой революции, захватывающей поэта до самых потаенных глубин его души и породившей строй совершенно новых чувств, переживаний, стремлений, возникавших словно при грозовых разрядах, в их ослепительном свете, - и тема Родины становится в творчестве Блока основной и главнейшей. Одно из самых примечательных его стихотворений, написанных в дни революции 1905 года и вдохновленных ею, - “Осенняя воля”. В этом стихотворении, за которым .последует и огромный по своему внутреннему значению и художественному совершенству цикл “Родина”, глубоко сказались те переживания и раздумья поэта, которые придали его лирике новые и необычайно важные черты.

Вся та же, прежняя, а вместе с тем и совершенно иная красота родной земли открылась поэту в самой неприметной для “иноплеменного взора” равнине, не поражающей ни яркими цветами, ни пестрыми красками, спокойной и однообразной, но неодолимо привлекательной в глазах русского человека, как это остро почувствовал и передал поэт в своем стихотворении:

Выхожу я в путь, открытый взорам.

Ветер гнет упругие кусты.

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли.

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали...

Казалось бы, все однообразно, привычно, издавна знакомо в этих “мокрых долах”, но в них поэт увидел нечто новое, неожиданное и словно перекликнувшееся с тем мятежным, молодым, задорным, что он почувствовал в себе самом; в строгости и даже скудности открывшегося перед ним простора он узнал свое, родное, близкое, хватающее за сердце - и не смог не откликнуться на алеющий перед ним красный цвет рябины, зовущей куда-то и радующей новыми обещаниями, которых дотоле не слышал поэт. Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-новому возникла перед ним прелесть и красота полей и косогоров родной земли:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет.

Твой узорный, твой цветной рукав!

Перед ним возникают настоящие леса, поля, косогоры, его манит Пропадающий вдали путь. Именно об этом с какой-то вдохновенной радостью, светлою грустью и необычайной широтой, словно вмещающей весь родной простор, говорит поэт в своей “Осенней воле”:

Запою ли про свою удачу.

Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив моих заплачу.

Твой простор навеки полюблю...

Чувством, опаляющим сердце поэта и его творчество, неизменно примешивающимся к каждой мысли, к каждому переживанию, становится, помимо любви к Родине, и любовь к матери. Матери, в подвиге сына которой видится сияние самого солнца, ,и пусть этот подвиг стоит сыну-всей жизни - сердце матери церепрлняет.золотая радость”, ибо сыновний свет победил окружающую мглу, царит над ней:

Сын не забыл родную мать:

Сын воротился умирать.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и - сколько бы сам ни смеялся над этим - каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл - “Стихи о Прекрасной Даме”. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой - служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовлетворенности Блока действительностью:

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо...

Прекрасная Дама, единая и неизменная в своем совершенстве, в своей дивной прелести, вместе с тем постоянно меняет черты и является перед своим рыцарем и слугой то “Девой, Зарей”, то “Женой, облеченной в солнце”, и это к ней взывает поэт в чаянии времен, предреченных в старинных и священных книгах:

Тебе, чей Сумрак был так ярок.

Чей голос тихостью зовет,

Приподними небесных арок

Все опускающийся свод.

Сама любовь собирает в глазах поэта черты идеальные, небесные, и в своей возлюбленной он видит не обычную земную девушку, а ипостась божества. В стихах о Прекрасной Даме поэт воспевает ее и наделяет всеми атрибутами божественности - такими, как бессмертие, безграничность, всемогущество, непостижимая для земного человека премудрость, - все это поэт усматривает в своей Прекрасной Даме, которая ныне “в теле нетленном на землю идет”.

Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. “Единство с миром” - этот мотив, общий для всей лирики Блока, - необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие.

Поэт исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе - все это составляет содержание того “романа в стихах”, каким и является лирика Блока, взятая в целом:

Благословляю все, что было.

Я лучшей доли не искал.

О сердце, сколько ты любило!

О разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие, и муки

Свой горький положили след.

Но в страстной буре, в долгой скуке

Я не утратил прежний свет...

2. Лирический герой А. А. Блока

В конце XIX - начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности. Среди символистов присутствовало ожидание новой Богоматери, которая являлась синтезом Марии, матери Христа, и обычной, скромной девушки. Так же вторым утверждением было то, что “земная жизнь несовершенна”, из чего проистекало вечное подсознательное стремление к Небесному, ирреальному. Напрямую связано с ним и следующее утверждение символистов: в реальности подавлена любовь, а Вечная Женственность - есть олицетворение любви.

А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского творчества. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противна пошлость и обыденность реальности: “Я не люблю пустого словаря любовных слов...”; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития - это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока - во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы “безумно жить”.

“Жизнь” лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом.

В первом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока - романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство - ниже и упрощеннее идеала и самого героя.

Если бы злое несли облака,

Сердце мое не дрожало бы...

Скрипнула дверь. Задрожала рука.

Слезы. И песни. И жалобы.

Вот где реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в “Ты мой”, “твоя”, “люблю”, “Навеки твой”, а в “предчувствии” тебя.

В следующем сборнике “Распутья” мировосприятие лирического героя выходит за рамки интимного. Поэта интересует жизнь в рамках реальности, то, что происходит вокруг, то, неотъемлемой частью чего он стал. Невозможно понять его роль в окружающем “хаосе песен воды и хрипящих звуков”. То ли он “мальчик больной, играющий в жмурки с Вечностью”, то ли плачущий черный человек, “гасящий фо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.