На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Исследование на основе документальных источников, воспоминаний современников и документов личного происхождения (дневников, писем, записей и проч.) сведений о личностях близких Ю.П. Лермонтову. Отражение образа отца, матери, бабушки в творчестве поэта.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 19.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Отражение личности отца Ю. П. Лермонтова в лирике поэта
2. Отражение образа матери М.М. Лермонтовой в лирических произведениях
3 Отражение образа бабушки Е.А Арсеньевой в творчестве поэта
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение

Несмотря на то, что о М.Ю.Лермонтове написано огромное количество исследований, и, казалось бы, уже давно все сказано, его судьба продолжает по сей день волновать своими тайнами. Вопросы о сопряжении в художественном произведении реального мира с миром вымышленным, о соединении «мира земного» и «мира фантазии» могут быть интересны каждому исследователю. Тем более, когда речь пойдет о связи этих двух «миров» в творчестве Лермонтова.
Особенно много вопросов у исследователей возникает об обстоятельствах детства поэта. Один из них - истоки семейной драмы, столь тяжело пережитой Лермонтовым. К сожалению, он не разгадан до сих пор. Следующий - о влиянии самых близких людей - отца, матери и бабушки - на творчество поэта. В реальной биографии поэта их роль была различна. Матери М.Ю.Лермонтов почти не знал и не помнил. С отцом в раннем детстве разлучила его бабушка. Сама Е.А.Арсеньева пережила внука на четыре года, т.е. сопутствовала всей жизни поэта, практически всегда была рядом. А каково место этих людей в его творчестве, прежде всего в лирике? Соответствует ли оно «удельному весу» их пребывания рядом с Лермонтовым в реальной биографии? Мы предлагаем свой вариант исследования этого вопроса.
Цель исследования: выявить на основе документальных источников, воспоминаний современников и документов личного происхождения (дневников, писем, записей и проч.) сведения о личностях близких поэту людей. Затем эти документальные свидетельства мы сопоставим с образами отца, матери и бабушки, которые возникают в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова.
Объектом нашего исследования являются произведения Лермонтова, прежде всего, лирические, в которых и отразились образы близких ему людей. Наш выбор не случаен и потому, что ранняя лирика поэта, является почти дневниковой, т.е. наиболее полно отражает его душу.
Предметом - соотношение документального и художественного в контексте лирических произведений.
Итак, в процессе исследования мы сможем выяснить, в каких взаимоотношениях находятся документальные свидетельства и художественный текст: подтверждают ли они друг друга, противоречат ли, или же абсолютно не соприкасаются и никак не взаимосвязаны
1 Отражение личности отца Ю. П. Лермонтова в лирике поэта

Документальных свидетельств Лермонтова об отце - дневников, устных упоминаний в передаче третьих лиц - почти не существует. Мы сосредоточимся на его лирике. В этом случае нашей целью будет не характеристика личности Ю.П.Лермонтова, а выяснение, каким поэт видел своего отца, как оценивал его роль в своей жизни. Приложение
1.1 Юрий Петрович Лермонтов (материалы к биографии) С.13
В своей лирике поэт откликнулся только на смерть Юрия Петровича, известно, что родился Юрий Петрович в 1787 году, умер 1 октября 1831 года, когда поэту было 17 лет. В 1816 году, после похорон жены, Юрий Петрович вынужден был уехать в свое имение Кропотово и прожил там 15 лет до самой смерти. Умер он в 44 года. Лишь по временам, приезжая в Москву, отец встречался с сыном, учившимся там в Благородном пансионе. Конкретно о смерти отца упоминается в четырех стихотворениях. В дальнейшем обращений к этой теме мы не найдем. Одним из первых стихотворений является « Я видел тень блаженства…» Оно было создано в 1831 году 1 октября, в день смерти отца. В комментариях к изданию сочинений поэта 1939г. Под редакцией Эйхенбаума сказано, что это первое стихотворение, в котором упоминается от смерти отца. Стоит отметить, что в 1830-31 гг. тема смерти, одиночества, страданья была характерна для творчества М.Ю. Лермонтова, поэтому необходимо разобраться, посвящено ли данное стихотворение конкретно смерти отца, или же здесь Лермонтов рассуждает о смерти в философском смысле, как о феномене человеческой жизни. Обратимся непосредственно к тексту. В первых двух строфах автор рассказывает о своей любви, однако любовь для него - это вовсе не блаженство, а лишь тень его, так как она - это сильнейшая страсть, связанная, прежде всего с тоской. И пока лирический герой стихотворения живет на земле, он понимает, что находится под ее властью, он ее раб. Любовь к девушке, любовь к родине - все, что привязывает его к земле. Однако эта чувство чаще всего соединяется со страданьем («пятно тоски в уме моем»). Родина - это место горя и утраты. Именно здесь он начал знать горесть (умерла мать), и здесь же, совсем рядом, появляется смерть отца, разлука с ним (рана еще свежа и не успела зажить):
Я родину люблю и больше многих:
Средь ее полей есть место,
Где я горесть начал знать;
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
Упоминание о месте, «где горесть начал знать», обращает мысль автора к последней смерти - отца, о возможности глубоко желаемой встречи с ним:
О, мой отец! где ты? Где мне найти
Твой гордый дух, бродящий в небесах?
В твой мир ведут столь разные пути,
Что избирать мешает тайный страх.
Далее следует размышление о смерти как таковой и о послесмертном существовании, о рае и аде, о разных путях туда. «Есть рай небесный! - звезды говорят;/ Но где же? вот вопрос - и в нем-то яд», - эти строки из последней строфы отсылают к монологам Гамлета. Это можно объяснить фактами из биографии поэта. В 1830-е гг. Лермонтов был уже хорошо знаком с творчеством Шекспира. Серьезное знакомство с этим автором началось к концу 1820-х годов, когда Михаил Юрьевич начал изучать английский язык. В одном из писем к М.А.Шан-Гирей этого же периода он подробно разбирает спектакль «Гамлет», виденный им в Москве. Из «Лермонтовской энциклопедии» мы узнаем, что дед поэта играл в спектакле «Гамлет», поставленном в Тарханах, роль могильщика и, выпив яд, умер прямо на сцене. Обстоятельства смерти деда Лермонтову были хорошо известны, поэтому неслучайно реминисценции именно из «Гамлета» встречаются во многих произведениях, в том числе и в лирике, и данное стихотворение подтверждает это. «Быть или не быть - таков вопрос; Что благородней духом - покоряться пращам и стрелам яростной судьбы; Иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством. Умереть, уснуть - и только; и сказать, что сном кончаешь <…> умереть, уснуть, и видеть может сны, быть может? Вот в чем трудность…» Цит. по: Литература эпохи Возрождения. Комедии, трагедии, хроники. М.: Худ. лит., 1989. С.194 В этом весь вопрос, весь «тайный страх».
Следующее стихотворение «Ужасная судьба отца и сына…» было написано также в 1831 г. Оно напрямую связано с завещанием отца. «Завещание сыну в ожидании скорой смерти (28.01.1831г.)». Данный документ написан по собственной воле, следовательно, отец испытывал внутреннюю потребность поговорить с сыном. Кроме того, в завещании Юрий Петрович предстает абсолютно другим человеком, вовсе не похожим на того человека, который предстает из воспоминаний современников: любящим мужем, благородным зятем, самое главное - заботливым отцом, несправедливо разлученным с сыном. «Благодарю тебя, друг мой, за любовь ко мне, которую я мог заметить, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобою». Кроме того, Юрий Петрович оказался одним из тех немногих, кто сумел разглядеть и оценить талант сына и завещал ему хранить свой дар. «Я вижу, ты одарен способностями ума, не пренебрегай ими и всего более старайся не употребить их на что-либо вредное, это талант, за который ты должен будешь некогда дать отчет Богу». Цит. по: Мгновения, с. 63 Драма, связанная с потерей близкого свежа, и сын очень переживает о судьбе отца, считает его беззаконно изгнанным. Жизнь без отца для него ужасна, она полна страданий («Ужасная судьба отца и сына/ Жить розно»).
Вторая часть стихотворения - общие драматические размышления, развивающиеся в характерном для поэтики романтизма ключе. Герой-одиночка противопоставлен толпе: «Но что такое свет? Толпа людей, то злых, то благосклонных, собрание похвал незаслуженных и столько же насмешливых клевет…». Однако и здесь звучат биографические мотивы: лирический герой жаждет отцовской любви, задумывается о своем одиночестве: «Ужель теперь совсем меня не любишь ты?/ О, если так, то небо не сравняю/ Я с этою землей, где жизнь влачу мою…». Таким образом, в этом стихотворении, как ни каком другом, ощущается духовная близость, родство отца и сына.
Следующее стихотворение «Эпитафия» написано в 1832 г. И вновь в нем звучат те же мотивы непонятости, гонимости, страдания: «Ты сам на свете был гоним, /Ты в людях только зло изведал…», и в то же время духовного родства отца и сына. И несмотря на то, что со смерти Юрия Петровича прошло достаточно времени, оценки и мнение поэта не изменились и потеря отца продолжала волновать его даже спустя годы: «Прости! Увидимся ли снова?/ И смерть захочет ли свести/Две жертвы жребия земного?/ Итак прости, прости, прости…»
Анализ художественных текстов, подкрепленный документальным материалом, убеждает нас в том, что отец Лермонтову действительно был дорог, и никто не смог повлиять на его мнение. Между отцом и сыном существовала глубокая духовная связь и взаимопонимание. И можно осторожно предположить, что, находясь во «враждебном окружении» в Тарханах, Лермонтов вынужден был таиться, не показывать своих подлинных чувств к отцу. И лишь его смерть становится поводом к открытому высказыванию горести потери, трагедийного ощущения утраты, духовной близости, страха одиночества. Можно даже сказать, что на суде истории о личности отца сам Михаил Юрьевич является его Защитником и предъявляет самые убедительные оправдания его жизни и поступков.
2. Отражение образа матери М.М. Лермонтовой в лирических произведениях

Мать умерла, когда Михаилу Юрьевичу было 3 года. Поэтому у самого поэта оказавшегося так рано сиротой не могло остаться личных воспоминаний о матери. Приложение
1.2. Мария Михайловна Лермонтова (материалы к биографии) С. 14 Тем не менее, существует его дневниковая запись 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела на меня прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4-х томах. Т 4. М.: Худ. лит., 1976. С. 357. Мария Михайловна действительно играла на фортепиано, и часто пела в присутствии сына, и именно через эти песни он воспринимал, а потом и вспоминал свою мать. Таким образом, зрительного образа матери Лермонтов не сохранил. Ощущение матери связано именно со слухом, звуком.
Теперь перейдем непосредственно к стихам М.Ю Лермонтова, посвященным матери. Стоит заметить, что мы будем анализировать их не с точки зрения отражения личности, поскольку личность матери, в силу выше перечисленных биографических черт, не могла оказать на поэта влияния. Она, как и ее портрет, в лирике Лермонтова не отразился. Известно только описание похорон в поэме «Сашка»: «Он был дитя, когда в тесовый гроб/ Его родную с пеньем уложили…». Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.1. М.: Правда, 1988. С.481 Однако и здесь описываются чувства маленького ребенка от присутствия чего-то страшного и непонятного, а не воспоминания о матери.
Образ матери для Лермонтова - это заведомо не реальный, а идеальный комплекс качеств, которые должны были быть у матери. Правильность нашего тезиса подтверждается и выбором «двух картин», подаренных отцу зимой 1828 г., о которых Лермонтов упоминает в письме от 20-21 декабря 1828 г. Это две перерисовки с мадонн мастеров Возрождения. Мадонна - идеальный женский образ для художника. Думается, в перерисовку этого образа юноша вложил много личного чувства. И наша основная задача - понять, какие же это чувства, какие ассоциации связаны у поэта с образом матери.
В «Лермонтовской энциклопедии» названо одно стихотворение, имеющее непосредственное отношение к матери: «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831). Однако строка, в которой говорится о ней: «Я сын страданья. Мой отец/ Не знал покоя по конец. /В слезах угасла мать моя…» - не вошла в окончательную редакцию.
Анализ драматических произведений Лермонтова не входит в задачу данной части нашего исследования. Однако необходимо подчеркнуть, что в драмах «Странный человек», «Люди и страсти» очень ярко отразились переживания поэта, вызванные разладом в семье и размышлениями о роли матери и отца в нем. Лермонтов пытается разобраться в семейной жизни родителей: «Родители мои спорят о любви моей, а иногда они совсем не дорожат ею. Они знают, что я их люблю, сколько может любить сын. Нет, зачем, когда они друг на друга косятся, зачем есть существо, которое хотело бы их соединить вновь <…> это и составляет горе моей жизни, это и доведет меня до гроба…». Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 2-х томах Т.2 - М.: Правда, 1990. С. 69 В дальнейшем: Т.2 с указанием страницы. Видно, как ум юноши изнемогает от непосильной ноши, попытки определить правоту или вину родителей. В этом несчастье в драме «Странный Человек» обвиняется то отец, то мать. Подробное изложение данного вопроса требует дополнительных исследований, к которым мы обратимся в дальнейшем
Мы полагаем, круг стихотворений, посвященных матери, можно расширить. Прежде всего, это «Ангел», одно из ранних юношеских сочинений 1831 г. Образ Ангела в этом произведении является олицетворением матери с ребенком, мадонны: «Он душу младую в объятиях нес». Первое, что услышал младенец, - это песня, звук, мелодия. Не слова, а именно песня, которая навсегда осталась в душе ребенка: «И звук его песни в душе молодой/ Остался - без слов, но живой».
Поскольку мы определили, что в лирике поэта женский образ связан со слуховым восприятием - сначала идет звуковая характеристика и лишь потом все остальное: внешность, характер и т.д. - проанализируем несколько произведений, опираясь именно на этот факт.
Стихотворение «Русалка» создано в 1832 г. В нем лирический герой сначала слышит именно песню русалки: «И пела русалка, и звук ее слов/ Долетал до крутых берегов…». В следующем произведении « Слышу ли голос твой звонкий и ласковый…» (оно написано в 1838 г.) первое, на что обращает внимание автор, это голос девушки. Именно он пробуждает сердце героя: «Слышу ли голос твой/ Звонкий и ласковый,/ Как птичка в клетке, /Сердце запрыгает…». Это выводит нас вновь к дневниковой записи. Ведь именно музыка матери, ее голос пробуждали в поэте воспоминания о ней, светлые чувства и эмоции. Неслучайно исследователи называют многое в поэзии Лермонтова воспоминанием о той песне, которую «певала <...> покойная мать». В следующем стихотворении «Она поет, и звуки тают…» (год написания тот же 1838), говоря о возлюбленной, лирический герой в первую очередь описывает вновь ее голос. Основной акцент указан уже в первых словах: «Она поет…». В следующем стихотворении «М.А. Щербатовой», созданном в 1840 г., сначала опять упоминаются слова, слуховое восприятие: «слова ее уст ароматных…». Лишь потом внешний облик: «Как небо тех стран, ее глазки;<...> Румянец на щеках пушистых…». В следующем произведении «Тамара» (1841 г.) первое, что автор сообщает читателю о своей героине: «…и слышался голос Тамары/ Он весь был желанье и страсть…».
Последнее стихотворение, анализ которого необходим в контексте нашего исследования, «Казачья колыбельная песня» написано в 1838 г. Уже в названии сказано, что это песня. В ее словах мать-казачка заключила понимание главных жизненных ценностей, необходимых сыну. Неслучайно в статье, посвященной данному стихотворению, профессор И.П. Щеблыкин заметил: «В “Казачьей колыбельной песне” сведены воедино три фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, Дом родной». Щеблыкин И.П. Страницы лермонтоведения. Интерпретации, анализы, полемика. Пенза, 2003. С.107 Важно отметить, что эти слова поэт вложил в уста матери. Мы видим здесь биографически оправданную жажду поговорить с близким человеком. Ведь именно этого разговора у Лермонтова не было, так как мать слишком рано ушла из жизни.
Характерно, что тоже самое наблюдается и в прозе. Чуть ли не каждый женский образ Лермонтов связывает с песней, танцем, музыкой. Например, в романе «Герой нашего времени». В главе «Тамань» сначала герой слышит голос Ундины: «Звук будто падал с неба» Т. 2, с. 504, и лишь потом он видит ее. В главе «Княжна Мери» княжна поет, играет на фортепиано: «Княгиня усадила дочь за фортепиано, все просили ее спеть что-нибудь» Т.2, с.536 . В главе «Бэла» также присутствует музыкальное сопровождение: песенный комплимент Бэлы при знакомстве на свадьбе с Печориным: «Девушка лет шестнадцати подошла к нему, и пропела… как бы сказать?.. вроде комплимента.» Т 2, с 463. Песни и танцы Бэлы звучат и в крепости: «Она, бывало, нам поет песню или пляшет лезгинку…» Т 2, с. 479.
Итак, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в лирике Лермонтова запечатлелась не личность, а образ матери, ассоциируемый со звуковыми ощущениями - мелодией, песней, а не словами. Во-вторых, эта биографическая черта оформилась в творчестве поэта в непременный атрибут женских образов: первоначально идет звуковая характеристика, а потом портрет. Это становится у него неизменным принципом.
3.Образ бабушки Е.А. Арсеньевой в творчестве поэта
Начиная наш разговор о Елизавете Алексеевне, стоит отметить, что то, как ее видели современники, не противоречит образу, предстающему перед нами из лермонтовских произведений. Приложение 1.3. Елизавета Алексеевна Арсеньева (материалы к биографии) С. 16
Роль и значение бабушки в жизни поэта очевидны. При ней прошло все детство Лермонтова. «На ее коленях протекли первые годы моего младенчества…», - говорит Владимир Арбенин (прототип самого Лермонтова) в драме «Странный Человек». Она действительно лелеяла поэта с самой колыбели и сосредоточила на нем все свое внимание и заботу. Неслучайно П.А. Висковатый начинает биографию поэта именно с бабушки: «Горячо любила М.Ю. Лермонтова его бабушка, Е.А. Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта» Висковатый, с. 68.
В лирике поэта мы не нашли ни одного произведения, в котором хотя бы по ассоциации был упомянут бабушкин образ, зато в юношеских драмах роль бабушки является одной из главных. Это подтверждают и данные «Частотного словаря языка Лермонтова» Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 720. Слово «бабушка» и производные от него ни разу не упоминаются в стихах в отличие от слов «отец» и «мать».
Юношеское вп и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.