На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Эстетические взгляды Льва Николаевича Толстого конца XIX века. Л.Н. Толстой об искусстве. Художественное мастерство Л.Н. Толстого в романе Воскресенье. Проблема искусства на страницах романа Воскресение. Путь духовного развития Нехлюдова.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
Введение 3
Глава 1. Эстетические взгляды Л.Н.Толстого конца XIXв.
1.1. Л.Н.Толстой об искусстве 8
1.2. Художественное мастерство Л.Н.Толстого в романе «Воскресенье» 13
Глава 2. Вопросы искусства в романе Л.Н.Толстого «Воскресенье»
2.1. Проблема искусства на страницах романа «Воскресение» 17
2.2. Путь духовного развития Нехлюдова как истинного ценителя искусства 23
Заключение 34
Литература 39
Введение
Как и многие мыслители прошлого, Толстой стремился понять роль искусства в жизни людей, т. е. выяснить их социальную сущность и функцию. Этот вопрос волновал его, как и многих мыслителей XVIII--XIX вв., в связи с общей проблемой человеческого прогресса и создания более совершенного общест-ва. Толстой пристально вглядывался во все стороны развития культуры, стремясь каждое ее явление исследовать как можно детальнее и глубже. Ведя непосредственные наблюдения, обра-щаясь к богатым достижениям человеческого знания, ко всей чело-веческой мудрости, приобретенной людьми на протяжении своего исторического развития, писатель искал ответы на волновавшие его социальные вопросы. Он искал истины и разрешения трево-живших его вопросов общественного бытия в трудах ученых, фило-софов, историков, юристов и публицистов прошедших веков и современных ему.
Во взглядах Толстого на общественную роль и значение искусства, несмотря на очевидную противоречивость и ошибоч-ность ряда его утверждений, содержится немало истинного. Его деятельность по организации народного образования, его прямое и непосредственное участие в распространении знаний в народе яв-ляется весьма убедительным доказательством того, что он не был ни обскурантом, ни противником искусства как это представляют фальсификаторы его наследия, абсолютизирую-щие те или иные слабые стороны его взглядов на этот вопрос. Искусство, по утверждению писателя, есть дело важное, серьезное и необходимое; именно в нем он видит одно из важней-ших средств создания лучшего общественного строя и воспита-ния гармоничной, всесторонне развитой человеческой личности.
Искусства своим творчеством, всей своей деятель-ностью должно служить обществу и всему человечеству. В зна-нии, в разуме людей видел писатель надежное средство и путь решения самых трудных и сложных вопросов человеческого бытия. Сам он в течение всей своей творческой жизни боролся средствами своего искусства, орудием мысли и слова, убеждая людей в необ-ходимости и возможности совершенствования и изменений жизни человека. «Все, чем мы живем, чем гордимся, что нас радует, -- от оперы и до доброй жизни людей -- если не есть вполне произведение этой деятельности, то все-таки есть последствие передачи искусств в широком смысле. [3, 241]. Подобные высказывания Толстого свидетельст-вуют о том, что ему был присущ исторический взгляд на процесс становления и развития искусств, его познавательное значе-ние. Он сознает, что оно освещает путь, по которому движется человечество, сами способствуя этому поступательному движению. Искусство -- это то, что двигает людей вперед, делает че-ловека «способным к бесконечному совершенствованию, руководят нашей жизнью» [3,242].
Ориентируясь на вкусы и оценки людей труда, обладающих и чутьем истины, и неиспорченным вкусом, писатель выдвигает принцип доступности и доходчивости. Искус-ство должно быть понятно самому обыкновенному человеку из народа -- вот одно из важнейших положений эстетического ко-декса Толстого, имеющее демократический характер и явно про-тиворечащее известному девизу декадентов: я творю, я понимаю себя, а если кто не понимает меня, то тем хуже для него. Возражая против такого принципа, великий реалист говорил: «... сказать, что произведение искусства хорошо, но непонятно, все равно, что ска-зать про какую-нибудь пищу, что она очень хороша, но люди не могут есть ее... извращенное искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понятно всем» [3, 108]. От-рицая непонятное для народа «господское» искусство, писатель считает, что искусство и люди искусства должны служить общест-венным целям, что искусство может и должно заменять «чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более доб-рыми, более нужными для этого блага».
Возлагая на искусство великую социально преобразующую роль, писатель пытался сформулировать свои представления об искусстве будущего, которое должно быть искусством не одного какого-нибудь кружка людей, не одного сословия, не одной на-циональности; оно должно передавать чувства, соединяющие лю-дей, влекущие их к братскому единению. «Только это искусство будет выделяемо, допускаемо, одобряемо, распространяемо»[3. 179].
В общении и единении людей не меньшую роль, чем произведе-ния искусства, может и должно сыграть слово. Оно есть ценней-шее свойство человека. Толстой писал: «Слово -- дело великое. Великое потому, что оно есть могущественнейшее средство едине-ния людей» [1, 120] «Выражение же мыслей есть одно из самых важных дел жизни» [8, 373]. Красота и сила человеческой мысли изумляли писателя, он видел в ней величайшее чудо на земле. Речь, слово, мысль -- великие и могущественные орудия разви-тия общества и человеческого прогресса. Их надо, по мнению писателя, правильно и целенаправленно использовать в интересах единения и блага людей, они могут и должны помочь человечеству двигаться вперед, к совершенству. Пополняя сокровищницу чело-веческого опыта и знания, передавая его современникам и потом-кам, люди умножают свое духовное богатство, двигаются вперед, подымаются выше с одной более низкой ступени на более высокую. И этот процесс становления и развития человечества, по Толстому, не есть только чисто духовный процесс (хотя писатель, как известно, придавал «духу» первостепенное и определяющее значение, оставаясь таким образом на идеалистических пози-циях). В связи с решением проблемы лучшего жизнеустройства он неоднократно говорит о факторах материального характера. Про-цесс совершенствования человека и человеческого общества не-обходимо связан с успехами и результатами «борьбы с приро-дой», овладения ее силами, которую ведут люди для приобрете-ния средств к жизни. В трактовке Толстого эта обязанность чело-века вести борьбу с природой, т. е. овладевать силами природы, всегда была и «будет самой первой и несомненной из всех других обязанностей»[20, 127].
Анализируя современное ему состояние искусства, в этой связи общие вопросы прогресса, Толстой подметил многие весьма существенные черты его развития, выступил против несправедливого, одностороннего использования достижений материальной и духовной культуры, в ущерб интересам людей тру-да. Искусство приспособились к господствующим клас-сам, защищают и оправдывают несправедливый строй жизни. Лю-ди искусства фактически прислуживают помещикам, фаб-рикантам и капиталистам. Они были бы безмерно полезнее, если бы их деятельность имела целью служение народу, если бы они жили тревогами, заботами и страданиями масс. Эта прислужническая деятельность интеллигенции, имеющая своей целью удовлетворе-ние интересов и вкусов привилегированных социальных групп, была подвергнута Толстым беспощадной критике. Только служба народу, его интересам и требованиям, его вкусам и нравственным потребностям есть деятельность, достойная мыслителя --художника.
Искусство, по глубокому убеждению писателя, должно использоваться в гуманных целях, в целях со-хранения и развития человека. Они должны содействовать вы-работке братского единения, любви и уважения среди людей, усиливать могущество людей над стихийными силами природы. [3, 189]. Эти мысли о роли искусства были отображены в его романе в «Воскресение» Это и обусловило актуальность нашей темы, потому что, вопросы, поднимаемые автором, звучат злободневно и сегодня.
Цель данного исследования: выявить и обосновать мысли автора о роли искусства на страницах романа «Воскресенье».
Для достижения цели работы необходимо решить задачи:
- изучить критическую литературу;
- рассмотреть эстетическую взгляды Л.Н.Толстого;
- выявить на страницах романа «Воскресенье» мысли автора о роли искусства.
При исследовании были изучены труды и статьи известных литераторов, изучающих жизнь и творчество Л.Н.Толстого: Н.Н.Наумова, Э.Г.Бабаева, К.Н.Ломунова, В. Горной , Ищук Г.Н. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Эстетические взгляды Л.Н.Толстого конца XIX в.
1.1. Л.Н. Толстой об искусстве
Толстой много и долго думал над вопросами искус-ства. Еще в 1889 году он начал работать над ста-тьей об искусстве. В то время он посетил выставку картин в Третьяковской галерее, на которой ему особенно понравилась картина Н. А. Ярошенко «Голуби», впоследствии ставшая известной под названием «Всюду жизнь». Первоначальное название этой картины было «Чем люди живы», замысел ее был подсказан художнику одноименным рассказом Толстого.
Из-за решетки арестантского вагона люди смотрят на играющих голубей и находят в этом радость, для них так-же ярко светит солнце и живет природа--всюду жизнь.
Толстой долго стоял перед этой картиной и спрашивал себя, почему она привлекла его внимание. В чем сила ее обаяния? Почему она волнует его?
Волнуют его и сонеты Шопена, Бетховена, Чайков-ского, а еще больше волнует народное искусство--му-зыка и песни народа.
Толстому захотелось рассказать людям об искусстве, подытожить свои наблюдения, высказать свои взгляды.
И вот в 1897 году с большой страстностью и подъ-емом он пишет статью об искусстве. Она настолько его захватывает, что он непрестанно думает только о ней. «Засыпаю и просыпаюсь с этой мыслью», - записывает он в дневнике.
Толстому важно было не только высказать свои мыс-ли и взгляды на искусство, но и разоблачить так пышно в то время, расцветавшее ложное, упадочное буржуазное искусство декадентов, которые ставили своей задачей увести искусство от жизни, от настоящей действитель-ности, лишить его серьезного содержания, лишить самого главного--служения народу.
Начав трактат в 1897 году, Толстой закончил его в сле-дующем году. Статьи же об искусстве он начал писать значительно раньше, еще в 1882 году они являлись под-готовительным этапом к этой большой работе. В. В. Ста-сов как никто сочувствовал работе Толстого над трак-татом и присылал ему горы книг по вопросам искусства.
В трактате «Что такое искусство?» Толстому хотелось объяснить, что надо понимать под настоящим искусством, чем оно стало в настоящее время и каким должно быть. Он пытался рассмотреть роль искусства на отдельных этапах истории человечества. Разбирая различные опре-деления искусства, Толстой категорически возражал про-тив распространенных в то время идеалистических взгля-дов, что искусство является проявлением идеи, духа, воли бога.
«Что же такое искусство?» - задавал Толстой вопрос и отвечал на него: «Искусство есть одно из средств об-щения людей между собой». Особенность искусства, по его мнению, заключается в том, что оно способно зара-жать чувствами других людей. Художественное слово, музыка, картина, статуя заставляют испытывать чело-века радость, или страдание, или наслаждение, или бодрость, или грусть. Если искусство этого достигает, то оно есть настоящее искусство[10,207].
Толстой восстал против тех, кто говорил, что большое искусство не понять рабочему народу. Настоящее искус-ство всегда понятно простому народу. Недоступно со-держание искусства праздных классов, так как оно бедно, оторвано от интересов широких масс, оторвано от трудовой жизни. То, что у богатых классов вызывает наслаждение, у человека труда может вызвать недо-умение и даже презрение.
В понимании Толстого искусство -- это ду-ховный смысловой орган человечества, содейству-ющий нравственному развитию каждого человека и всего человечества[12,78].
Искусство в понимании Толстого -- это орудие общения, единения, то есть движения человечества к совершенству. С помощью искусства человек познает предшествующий опыт умственной деятельности человечества, может испытать «лучшие» чувства, которые испытывают «лучшие» люди. «И как происходит эволюция знаний..., так точно происходит эволюция чувств посредством искусства, вытесняя чув-ства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более добрыми, более нужными для этого бла-га. В этом назначение искусства» [8,стр.168].
На рубеже 70--80-х годов происходит перелом в жизни и мировоззрении Толстого. Он окончательно порывает с дворян-ским классом, переходит на позиции патриархального крестьян-ства, начинает проповедовать нравственное самосовершенствова-ние. Именно в эти годы стремление окончательно выяснить на-значение и специфику искусства заставляет Толстого приступить к специальному, глубокому и всестороннему изучению проблемы. Эта работа продолжалась 15 лет и привела к созданию в 1898 г. гениального трактата «Что такое искусство?», одного из наиболее фундаментальных произведений мировой эстетической мысли. Не потому ли Толстой и обратился к такой работе, что захотел уяснить себе свое художническое призвание, равно как и попы-таться понять роль искусства в деле единения (или, наоборот, разъединения) людей?
Отвергнув «путающее все дело понятие красоты», Толстой задает себе вопрос; что же составляет душу и сущность искус-ства? Прежде чем ответить, он коротко останавливается на попытках объяснить искусство с позиций популярной во второй по-ловине Х!Х в. философской теории позитивизма, рассматривавшей искусство как деятельность, возникающую от склонности челове-ка к игре, к самопроизвольному выражению эмоций. Эти «опыт-ные» объяснения также представляются Толстому неудовлетво-рительными, хотя и более понятными, чем «метафизические» (т. е. определения в духе немецкой идеалистической филосо-фии). Главный их недостаток -- сведение искусства к средству для наслаждения, недооценка его общественной роли и духов-ных возможностей.
Чтобы определить, что такое искусство, пишет Толстой, на-до понять, что оно является не средством для эстетического наслаждения, не служением эфемерной идее «прекрасного» и не игрой физических сил человека, а «естественным условием че-ловеческой жизни»[8,90].
Таким образом, Толстой подходит к основному своему поло-жению, согласно которому искусство есть органическое неотъемлемое средство общения людей между собой, особый род не-обходимой человеческой деятельности, состоящей в том, что один человек с помощью известных внешних приемов сознательно передает другим те чувства, которые им овладели, а другие лю-ди заражаются этими чувствами и переживают их.
Последние слова процитированного отрывка особенно многозначительны: Толстой подчеркивает, что искусство по природе своей призвано соединять людей в одних и тех же чувствах. Хо-роших или дурных это вопрос особый, но именно роль мо-гучего орудия нравственного единения людей делает искусство, наравне с наукой, великим фактором общественного развития. Правда, предмет науки -- знания, а предмет искусства -- чув-ства, и в этом их кардинальное отличие.
Итак, предмет, цель и содержание искусства, его смысл и сущность заключаются не в достижении впечатления красоты и не в доставлении удовольствия и наслаждения, а в передаче раз-личных человеческих чувств -- хороших и дурных, сильных и сла-бых, значительных и ничтожных, веселых и грустных, одним сло-вом -- самых разнообразных независимо от их этической окраски. Если эти чувства передаются читателю, зрителю, слушателю -- значит, мы имеем дело с искусством. На свойстве заразительно-сти, то есть способности человека воспринимать чувства худож-ника и переживать их как свои собственные, зиждется специфика искусства, в этом заключается своеобразие его как особой фор-мы человеческой деятельности. На это специфическое свойство (заразительность) указывалось в эстетике и до Толстого, но лишь Толстой подчеркнул и обосновал его с большой силой, лишь пос-ле появления его трактата теоретики искусства ввели это поня-тие в широкий обиход.
Такое понимание смысла и роли творческой деятельности худож-ника было присуще и Толстому, именно так оно изложено в трактате «Что такое искусство?». Ради объективности надо ска-зать, что в поздний период жизни Толстой стал испытывать сом-нения в действенности искусства, в его нравственно-преобразую-щих возможностях. Он говорил, что люди, читая художественные произведения, берут из них лишь то, что «по шерсти». К счастью, ЭТИ сомнения не превратились в уверенность, и возвращение пи-сателя к художественному творчеству на склоне лет принесло богатые плоды (роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», драмы, рассказы).
Как пишет Ищук Г.Н. ,развенчав понятие «красоты» Толстой решительно заявил, что эстетика есть выражение этики. Таким образом, признав внутреннюю самостоятельность и органичность искусства, Толстой в то же время подчиняет его великому нравственному идеалу. Без идеала искусство не является искусством. Как нельзя назвать подлинной наукой науку, работающую во зло людям, так и искус-ство, служащее низким целям или пустому развлечению, нельзя назвать подлинным искусством. Толстой хотел быть до конца ло-гичным. Логика приоритета нравственного начала над эстетиче-ским заставила его отнести к низшему (дурному) искусству мно-гие признанные художественные шедевры (произведения Бетхо-вена, Рафаэля, Данте). Не «помиловал» Толстой и своих собст-венных творений, причем особенно жестоко отнесся к тому, что было написано до 1881 года[8,стр.87]
1.2. Художественное мастерство Л.Н.Толстого в романе «Воскресенье»
Беспощадное обличение нынешний жизни сочеталось у писателя с реакционной в своей сущности проповедью непро-тивления злу насилием и нравственного самоусовершенствова-ния.
Пережитый писателем в начале 80-х годов идейный перелом сказался на характере всего его литературного творчества. Тол-стой по-новому решает теперь многие проблемы эстетики: c еще большей силой и убедительностью он обосновывает принцип на-родности литературы, отстаивает мысль о том, что искусство должно быть понятным и доступным народу как по содержа-нию, так и по форме, выражает резко отрицательное отношение к антинародному дворянскому и буржуазному искусству.
В одной из дневниковых записей в 1896 г. он пишет об этом искусстве: «...все это: и романы, и стихи, и музыка не искусство, как нечто важное и нужное людям вообще, а баловство граби-телей, паразитов, ничего не имеющих общего с жизнью: рома-ны, повести о том, как пакостно влюбляются, стихи о том же или о том, как томятся от скуки. О том же и музыка. А жизнь, вся жизнь кипит своими вопроса[ми] о пище, размещении, тру-де, о вере, об отношении людей... Стыдно, гадко» Кстати, неоднократно эту фразу употреблял Нехлюдов. К примеру, эти слова прозвучали, когда герой смотрел на портрет своих родителей. Ему показалось, что здесь они изображены вызывающе, самодовольно, при этом мать нарисована с полуобнаженной грудью.
Проблемы искусства заняли значительное место в творче-ской деятельности Толстого этого периода.
Нельзя не учитывать того обстоятельства, что 90-е годы, когда создавался роман «Воскресение», были периодом распро-странения различных течений декадентства, знаменовавших упадок и разложение буржуазного искусства. Именно и эти го-ды с достаточной определенностью намечаются пути развития демократического искусства, предопределенные новым подъе-мом освободительного движения в России. Все это в своей совокупности обостряет интерес Толстого к теоретической поста-новке вопросов искусства и объясняет появление ряда значи-тельных выступлений в печати по этим вопросам накануне пер-вой русской революции. Тогда и был написан роман «Воскресенье»
Как считает Ломунов К.Н., становясь на позиции народа в общей оценке явлений со-временной действительности, Толстой, вполне естественно, и в своих эстетических разработках и критериях на первый план выдвигает проблему народности искусства и литературы, зна-чительно углубляя ее на этом этапе в связи с общей эволюцией своего идейного и творческого пути[12,38].
Толстой подчеркивает не только нравственное превосходcтво народа, но и его физическую красоту, свежесть и силу. Так он сравнивает в романе барина и простого человека «Рядом с силачем-красавцем Филиппом, которого он вообразил себе натурщиком, он представил себе Колосова нагим, с его животом в виде арбуза, плешивой головой и безмускульными, как плети, руками. Так же смутно .представлялись ему из закрытые теперь шелком и бархатом плечи Софьи Васильевны какими они должны быть в действительности, но представление это было слишком страшно, и он постарался отогнать его»
В остро обличительном и полемическом тоне говорит в ро-мане Толстой и о дворянско-буржуазном искусстве. Публици-стическая заостренность освещения этой проблемы выражается в «Воскресении» не столько в форме авторских отступлений, как в отдельных оброненных замечаниях, сценах и проч. Достаточно вспомнить суждения об искусстве в доме Корчагиных, где раз-говор о драме и музыке ведется после обеда «только для удов-летворения физиологической потребности после еды пошеве-лить мускулами языка и горла», где высказываются мнения, что без мистики нет искусства, и Мисси Корчагина садится за рояль не из любви к искусству, а только для того, чтобы за-влечь, казаться привлекательнее. Случайный характер носили дилетантские занятия художеством Нехлюдова: исходным мо-ментом их были -- праздность и желание разрядить скуку. Профанацией подлинного искусства веет от исполнения рапсо-дии Листа в доме смотрителя тюрьмы, от выступления знаме-нитой «нарядной, в шелку и кружевах, ломавшейся и ненату-ральным голосом говорившей монолог, худой, костлявой актрисы», которой восхищается пресыщенная публика. Таковы и «деятели» искусства среди тех, кто развратил Маслову, воcпользовавшись ее безвыходным положением, был какой-то писатель, который с циничной откровенностью говорил Катюше, «Что в этом -- он называл это поэзией и эстетикой -- состоит все счастье».
Фальшь, ложь, профанация, разврат--таковы, по Толстому, атрибуты буржуазного искусства.
Несомненный интерес представляет авторское отступление- об изменчивости человека, о наличии в нем диалектически сочетающихся противоположных качеств -- «доброго» и «зло-го», -- отражающее не только философские, но и эстетические воззрения Толстого. Это отступление, характеризующее новый этап в становлении Нехлюдова, дано в форме развернутого сравнения рек и текущих вод с разносторонностью проявлений человеческих характеров
«Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все же, между тем, и самим собою»[5,90]
По мнению Ломунова К.Н. идея, заключенная в этом сравнении, легла в основу худо-жественного метода Толстого в создании образов-типов. Из нее вытекает требование изображать человека в художественном произведении во всей разносторонности его проявлений, с уче-том возможных сдвигов, подъемов, спадов, неожиданных пово-ротов, как это бывает нередко в самой жизни. Этот эстетиче-ский принцип сформулирован Толстым еще задолго до выхода в свет «Воскресения». Так, 18 мая 1890 года он записывает в дневнике: «Мы пишем наши романы, хотя и не так грубо, как бывало: злодей--только злодей и Добротворов--добротворов, но все-таки ужасно грубо, одноцветно. Люди ведь все точ-но такие же, как я, то-есть пегие -- дурные и хорошие вместе, а не такие хорошие, как я хочу, чтоб меня считали, ни такие дурные, какими мне кажутся люди, на которых я сержусь или которые меня обидели»[12, 67]
Глава 2. Вопросы искусства в романе Л.Н.Толстого «Воскресенье»
2.1. Проблема искусства на страницах романа «Воскресение»
В своей критике буржуазного общества Толстой большое меcто уделяет и разоблачению его искусства.. Проб-лема искусства занимала в сознании Толстого исключительно большое место и глубоко волновала его не только чисто субъек-тивно, как писателя-художника, но и в силу её огромного значе-ния в общей системе его мировоззрения. Особенно остро эти вопросы встали перед ним в 90-х годах в связи с ростом декадент-ских .течений в западной и русской литературе, -- течений, зна-меновавших упадок и разложение буржуазного искусства в эпоху разложения капитализма.
На страницах романа «Воскресение» проблема буржуазного искусства нашла своё воплощение в ряде второстепенных, но очень значительных эпизодов и образов.
И Нехлюдов, и Мисси изображены людьми, пытающимися за-полнить пустоту своей жизни занятиями в области искусства. В обществе Корчагиных играют Шумана, ездят осматривать ху-дожественные галереи, говорят о новейшей литературе (в оконча-тельной редакции -- о новой драме), о поэзии, о том, что «мисти-цизм без поэзии -- суеверие, а поэзия без мистицизма -- проза», но, как видит Нехлюдов, всё это говорят «только для удовлетво-рения физиологической потребности после еды пошевелить мус-кулами языка и горла».
Для разоблачения антинародной сущности буржуазного ис-кусства Толстой широко использует приём художественной анти-тезы, подчёркивания контрастов. Разыгрываемая «с блеском и шумом» рапсодия Листа~-- и рядом заключённые Бутырской тюрьмы; музыкальный вечер у начальника Сибирского края -- и подавляющая обстановка этапно-пересыльного пункта; столичный -театр, где «зрители были сосредоточены в созерцании нарядной, в шелку и кружевах, ломавшейся и ненатуральным голосом гово-рившей монолог худой, костлявой актрисы» -- и тут же за сте-нами театра, на улицах города -- разврат, настоящие, не опер-ные проститутки, которые отличаются от женщин света тем, что продаются открыто.
Беспощадно обличая в «Воскресении» жизнь господству-ющих классов, Толстой практически выполняет требование, выдвинутое им в 80--90-е годы: необходимо отказаться от «господского искусства», оправдывающего паразитическое су-ществование господствующих классов, являющегося игрушкой безнравственных пресыщенных людей,-- необходимо поставить искусство на службу интересам народа.-
Уделяя в «Воскресении» огромное место изображению персонажей из народа, сделав героиней романа Катюшу Маслову слову. Толстой практически осуществил требование сделать предметом искусства простые, естественные, истинно-человеческие чувства простых людей трудового народа, писать для трудового народа
Смело и открыто выражая в этом произведении свои мысли о несправедливости жизни работая над романом с огромным напряже-нием духовных сил, Толстой практически выполнил свое требо-вание активного, а не безлично-созерцательного отношения к действительности. «Писать надо только тогда, когда чувствуешь в себе совершенно новое, важное содержание, ясное для себя, но непонятное людям, и когда потребность выразить это содер-жание не дает покоя»,--говорил Толстой [т. 65, стр. 120].
Стремясь в романе к простоте формы, экономии художе-ственных средств, Толстой практически осуществил свой тезис о простоте в искусстве, если оно хочет быть истинным, народ-ным Значительное изменение претерпел и метод изображения пейзажа. В произведениях Толстого 80--90-х годов описа-ния природы занимают очень небольшое место по сравнению с произведениями предшествующего периода. Причина этого в том, что все внимание писателя напряженно сосредоточено на социальных конфликтах изображаемой им действительно-сти, душевной жизни героев. Вообще описанию принадлежит небольшая роль в произведениях, построенных на стремитель-ном развитии сюжета. Пейзаж в ранних произведениях Тол-стого обычно подчинен задаче наилучшего раскрытия психо-логии, переживаний и настроений действующих лиц; в поздних произведениях (начиная с «Анны Карениной») картины при-роды, кроме более полного раскрытия внутреннего мира ге-роев , имеют целью подчеркнуть драматизм и значительность совершающихся событий, а также помогают развить и обосно-вать морально-философскую идею, которую намерен доказать автор тем или иным эпизодом.
Дидактическая окраска пейзажа особенно сильна в «Во-скресении». Она присутствует не только в описании весны в на-чале романа, но и во всех других образах природы, встречаю-щихся в романе (ночь, когда Нехлюдов соблазнил Катюшу; описание состояния Нехлюдова после того, как он разгадал искусную игру с ним , и другие).
Развернутые, всесторонние, детальные панорамные описа-ния в «Воскресений» редки, зато отдельные явления природы даются в их непосредственной связи с переживаниями героя и в полном соответствии с душевной борьбой в его сознании в изменении, движении. Пейзажу придана обычно сильная экспрессивная окраска. Всегда, изображая изменения в пей-заже, Толстой сохраняет его основной тон, единство про-никающего все описание чувства, часто прибегая при этом к повторению типической детали.
Лейтмотив пейзажа ужасной ночи соблазнения Катюши -- туман, треск ломающегося льда, ущербный, перевернутый месяц--несколько раз повторяется в гл. XVII первой части романа, открывая и завершая ее, и потом снова появляется в сцене суда, когда взгляд косящих черных глаз Катюши на-помнил Нехлюдову ту страшную ночь и ущербный перевернутый месяц, который взошел и освещал что-то черное и страшное.
Таким же типичным для всего творчества Толстого позднего периода методом нагнетания, концентрации художественной детали создана сцена в Панове, в которой лейтмотивом пей-зажа служат светлый месяц и щелканье соловьев.
Наумов Н.Н.пишет , что пейзаж в «Воскресении» рисуется часто с помощью конт-растного сопоставления двух картин природы, в разное время, в связи с различным душевным состоянием героев или карти-ны природы и поведения людей[13,56].
Описания природы в «Воскресении» характеризуются исключительной сдержанностью и лаконичностью. Не воспро-изводя картину детально, Толстой дает о ней представление несколькими характерными чертами.
«С неба шла мгла, и было так темно, что как только малый отделялся шага на три в тех местах, где не падал свет из окон, Нехлюдов уже не видал его, а слышал только чмоканье его сапог по липкой, глубокой грязи» [т. 32, стр. 379]. «Пого-да переменилась. Шел клочьями спорый снег и уже засыпал дорогу, и крышу, и деревья сада, и подъезд, и верх пролетки, и спину лошади» [т. 32, стр. 430].
В этих лаконичных описаниях -- яркая картина поздней сибирской осени и наступающей зимы. Так же скупо описан ясный жаркий день в русской деревне [. т. 32, стр. 209], и жаркий июльский день в городе: «Стояли тяжелые июльские жары. Не стывшие после душной ночи камни улиц, домов и железо кры и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.