На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Мир в понимании М.В. Ломоносова. Заветные мысли о благе родины, просвещении и преуспевании своего народа. Гордость за ратные подвиги солдат. Образ А.В. Суворова в творчестве Державина как героического полководца. Поэтический памятник Суворову.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 14.12.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


9
Глава 1. Мир в понимании М.В. Ломоносова
Классицизм создал обширную литературу, посвященную герои-ческой теме. Направление, представленное В. К. Тредиаковским, М. В. Ломоносовым, ставило перед собой общенациональные за-дачи, подчинило свой пафос идеям возвеличивания государства, укрепления его могущества, просвещения русского парода.
Ломоносова занимала проблема мира как необходимое усло-вие жизни человечества. С самого возникновения общества люди не переставали думать о мирном сосуществовании народов. В ан-тичном мире войне противопоставлялась любовь. Так, в комедии Аристофана «Ахарняне» крестьянин Дикеоноль просит Диониса дать ему без войны провести праздники: «...мир заключил я для себя. Довольно горя, хватит битв»[4,90]. Против воин выступали многие писатели эпохи Возрождения. Эразм Роттердамский осуждению войн посвятил трактат «Жалобы мира». Мир для Эразма--«ис-точник», умножитель и защитник всего самого лучшего, война -- «первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. Из-за войны все цветущее загнивает, все здоро-вое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное и полезное унич-тожается...»[4,96] Буало осуждал войны в восьмой сатире. Он писал, что источником их является честолюбие, и великий завоеватель Александр Македонский не больше как «безумец дерзновенный, пустою славою и кровью упоенный»[9,180].
Ломоносов внес в поэзию много нового в изображение мирного труда, вкладывал в свои оды заветные мысли о благе родины, о просвещении и преуспеянии своего народа.
В оде 1757 г. Ломоносов осудил захватнические устремления Фридриха II, его «желание чужих держав». Завоевательные войны осуждаются и в трагедии «Тамира и Селим». Ломоносов испыты-вает восторженное чувство по поводу «перунов», которые сотряс-ли «гордый Берлин», однако и здесь говорит, что русские обнажи-ли свой меч в интересах мира, чтобы «войнами укротить войны». Война, раскрывшая «смертну хлябь», когда головы людей валят-ся, «как листы», война с «окровавленными руками» и «гибельным стоном» противна природе:
В воину кипит с землею кровь,
И суша с морем негодует;
Владеет в мирны дни любовь,
И вся натура торжествует...
[VIII, 750]
В Надписи 1753 г. Ломоносов уподобил войну зиме, а мир-весне.
В оде 1759 г. на победы в Семилетней войне, исполненный фи-лософских раздумий, поэт элегически размышляет над бессмыс-лицей войн:
Иль мало смертны мы родились
И должны удвоять свой тлен?
Еще ль мы мало утомились
Житейских тягостью бремен?
Воззри на плачь осиротевших,
Воззри на слезы престаревших,
Воззри на кровь рабов твоих...
«Низвергни брань с концов земных»,[VIII, 657]
Россия представлялась Ломоносову той силой, которая сможет принести мир народам, измученным войнами:
Российска тишина пределы превосходит
И льет избыток свой в окрестные страны:
Воюет воинство твое против войны:
Оружие твое Европе мир приводит[VII,667]
В литературе о Ломоносове отмечалось своеобразие подхода этого энциклопедически образованного мыслителя и поэта к во-просам войны и мира. «Мощь России должна лишь обеспечить ее мирное развитие,-- отмечает один из современных исследовате-лей тот угол зрения, под которым поэт рассматривал важнейшие общественно-политические события. -- Ломоносов гордится рат-ными подвигами своего народа и часто приводит в своих одах «примеры храбрости россинской», но выше всего он ставит мир-ное преуспеяние отчизны. «Свирепой брани звук» для пего враж-дебен культуре, война--крушитель знания». Напротив, «мир-наук питатель». И он мечтает о временах, «когда пребудут все поля безбедны» и «на месте брани и раздора цветы свои расссыплет Флора»[8,152].
Ломоносовское понимание государственных задач, выдвига-емая и отстаиваемая им программа мирного развития страны объективно отвечали интересам широких слоев народа '.
Теме мира--«возлюбленной тишине»--посвящено одно из лучших произведений Ломоносова -- «Ода на день восшествия па Всероссийский престол... Елизаветы Петровны», написанная в кон-це 1747 г. Ломоносов восхвалял Елизавету за то, что она, вступив в 1742 г. на престол, закончила русско-шведскую войну и дала русскому народу долгожданный мир. Ломоносов выступает здесь как поборник мирной политики, для него «возлюбленная тиши-на» -- основа процветания сильного и культурного государства.
Мечтая о просвещенной России, которой мирное сосущество-вание даст возможность для развития ее далеко не исчерпанных гигантских возможностей, Ломоносов уверенно и взволнованно призывал молодые поколения к новой героике -- дерзновенному полету мысли, научным открытиям и трудовым свершениям:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает…
С темой науки тесно переплетается в одах Ломоносова другая очень близкая для него тема--мира. Ломоносов--поэт-патриот, он дорожит независимостью своей родины, гордится победами рус-ского оружия, радостно воспевает их, но захватнические войны ему ненавистны, он признает справедливой только войну оборонитель-ную. Об этом ясно говорится в оде 1747 года и еще более четко-заявлено в одах 1757--1762 годов, написанных в то время, когда Россия участвовала в Семилетней войне.
Война в Пруссии легла неисчислимыми тяготами на плечи на-селения России, блестящие победы, достигнутые кровью русские солдат, не приносили ощутимых результатов.
Поэт берет на себя смелость говорить за императрицу, вводя в стихи как бы произнесенную ею речь. Елизавета оправдывается в том, что России пришлось воевать, и объясняет причины:
Присяжны преступив союзы,
Поправши нагло святость прав,
Царям извергнуть тщится узы
Желание чужих держав.[VIII, 635]
Тут имеется в виду Англия, дальше упоминаются Саксония,. Австрия. Елизавета жалуется богу на сложность международной обстановки и просит:
Позволь для общего покою
Под сильною твоей рукою
Воздвигнуть против брани брань. [VIII, 635]
Формула «против брани брань» обозначает, «что вмешательство России в войну может быть оправдано только как средство поло-жить конец войне» [VIII, 1085]. Именно так заставляет Ломоно-сов в своих стихах сказать Елизавету: мы воюем для того, чтобы закончить эту войну.
Но он идет и дальше. Пользуясь правами поэта,-- а их он впол-не научился ценить,--Ломоносов отвечает Елизавете от имени бога, подготовив его реплику полной библейского величия стро-фой:
Правители, судьи, внушите,
Услыши вся словесна плоть,
Народы с трепетом внемлите:
Сне глаголет вам господь Святым своим в пророках духом;
Впери всяк ум и вникни слухом... [VIII, 636]
Приняв на себя обличье пророка--этого требовали интересы идеи мира, за которую, не щадя сил, боролся Ломоносов,--он пе-редает заповеди бога: хранить праведные заслуги, миловать вдов и сирот, быть другом нелживым сердцам, покровом бедным, отво-рять дверь просящим и т. д. О продолжении войны не говорится ни слова, бог в передаче Ломоносова обходит эту тему, не желая противоречить императрице, но в его последующих указаниях на-чертаны планы мирных работ.
Итак, о войне--ни слова. Бог в оде предлагает Елизавете дей-ствовать по советам Ломоносова -- стремиться «в море, в леса, в земное недро» -- и обещает: «Врагов советы разорю»[5,81].
Смысл оды совершенно .ясен: она имела антивоенный характер и была сочувственно встречена читателями. За несколько дней ра-зошлось 300 экземпляров тиража ее отдельного издания, оду не-медленно отпечатали повторно, и новые 300 экземпляров также бы-ли раскуплены. Стихи Ломоносова воспринимались современниками как общественно-политические выступления, и они на самом деле ими являлись.
Ода как жанр в творчестве Ломоносова представляет собой сложное по композиции поэтически-ораторское сооружение, все элементы которого служат единой цели -- с наибольшей силой убедительности разъяснить слушателю мысли автора, при-звать его к новым трудам на благо отечества. Словесные периоды Ломоносова обширны и отделаны с большой .тщательностью. Он пользуется многими риторическими фигурами, распространяет ос-новную мысль, увешивает ее стилистическими украшениями, поль-зуется «витиеватыми речами», аргументирует, воздействует на чувства и настойчиво пропагандирует то, что считает важным и- обязательным. Рядом с яркими художественными картинами Ломо-носов ставит серию логических доказательств, сравнение нередко» развертывает в целой десятистрочной строфе и заканчивает его энергичным афоризмом. Приемы его разнообразны и много-численны.
Оду 1748 г. Ломоносов построил на борьбе двух контрастных начал мира -- спокойствия, тишины и огня, бури, разрушения. В последней строфе этой оды говорится о том, что огонь в руках русской императрицы как средство сдерживания агрессоров в ко-нечном итоге будет служить европейскому миру. Ломоносов под-черкивает факт влияния России на международные события. Он говорит, что «море нашей тишины» дает успокоение западным странам. Только мирная страна процветает и благоденствует, нот государства, которое не страдало бы от войны, лучшей защитой «города» являются не стены, а мир. Ломоносов больше всего же-лает именно мира. Через полгода после начала Семилетней вой-ны, когда русские войска перешли прусскую границу, выясни-лось, что из-за неподготовленности, отсутствия продовольствия и снаряжения русская армия после первых блистательных успехов вынуждена отступать. В русском обществе это породило уныние и тревогу. Война обещала быть долгой и изнурительной. Исполь-зуя «похвальную оду», Ломоносов вновь выразил свою привер-женность к мирной жизни: «Умолкни ныне, брань кровава... Все-го превыше было мне, чтоб род Российской и соседы в глубокой жили тишине» [VIII, 633, 634].
В оде « На день восшествия…»Ломоносов подходит к синонимам как поэт, для него различие между ними -- это прежде всего и главным обра-зом различия стилистические, эмоционально-поэтические. Тем самым создавалась предпосылка для установления общности, а не раздельности синонимов. В оде автор часто употребляет слово «тишина» вместо «мир».
Упрекая Ломоносова в «неточности» словоупотребле-ния, Мерзляков в своем разборе оды 1747 г. отметил это характерное для Ломоносова отношение к синонимам: «... он начинает воззванием к тишине, обогащающей на-роды и царство.. . Если смею сделать свое замечание, то мне кажется, что слово тишина не выражает всего того, что хотел сказать поэт. Спокойствие, покой, тишина, без-молвие, благоденствие суть идеи частные, заключающиеся в общей идее мир, которая действительно и вполне изобра-жает мысль Ломоносова».[12,89] Мерзляков имеет в виду пер-вую строфу этой оды:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают и морс за тобою:
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Здесь тишина соотнесена как частное понятие с об-щим--мир.
Так как слово, в своей единичности, в представле-нии Ломоносова не является однозначным «понятием», допускающим только одно-единственное, оправданное ло-гикой употребление. Слово для Ломоносова одновременно и уже и шире понятия; шире потому, что оно входит в ряд близких, подобных ему понятий; уже--так как оно не вмещает в себя всех оттенков значения данного понятия (или идеи) в основе синонимического ряда. Такое пони-мание связи между синонимами данного понятия органи-чески связано с поэтической практикой самого Ломоносова.
Отчасти предпочтение тишины миру может быть объяснено и тем, что слово мир заключало, с точки зре-ния Ломоносова, слишком много различных значений -- омонимов. Об этом говорит запись Ломоносова, в которой он дифференцирует значения этого слова при помощи латинского перевода всех его значений: В пределах одной оды у него можно встре-тить мир в разных значениях:
Война и мир дают победы.
Война плоды свои растит,
Героев в мир рождает славных.
Владимир, превосходный верой,
Войной и миром исполин.
Но в сердце держит сей совет:
Размножить миром нашу славу,
И выше, как военный звук,
Поставить красоту наук!
(На день восшествия на престол Елизаветы Петровны, ноября 26, 1761)
Употребляя одно и то же слово в его различных омо-нимических значениях, сопоставляя его с другими словами, его синонимами, Ломоносов свою поэзию строил на свой-ствах, самому слову присущих, на его поэтико-стилистических возможностях.
Уже замена слова мир его синонимом тишина означала переход от прямого, понятийно-логического словоупотребления (которому не чужд был и сам Ломоносов) к пере-носно-метафорическому, к эмоционально-поэтическому.
Метафоризация поэтического стиля -- бесспорно отли-чительная черта ломоносовской поэзии -- опирается на ощущение внутренних связей между подобными, сходными и по значению, и по форме словами.
Также в оде Ломоносов поставил вопрос об истинном и мнимом героизме. Героизм у просветителей XVIII в. считался подлинным, когда человек стремился к общественному благу, и ложным, когда в основе его лежала эгоистическая жажда почес-тей и славы. Мирская слава эфемерна, преходяща. Ломоносов сравнивал Петра I и Карла XII: «Один нас просветить учениями тщился, другой в сражениях взять первенство стремился». В 1760 г. Ломоносов и Сумароков, каждый по своему, перевели оду Ж. Б. Руссо «На счастье». Позднее это сделал Тредиаковский. Тема «счастья» типична для классицизма. Ей отдали дань многие поэты-классики, в том числе Г. Р. Державин и В. В. Капнист. В оде Ж. Б. Руссо говорилось о том, что подлинными героями яв-ляются не завоеватели -- «хищники чужих держав», не «герои с су-ровыми делами», пролившие потоки крови: Аттилы, Суллы, Александры--«герои люты и кровавы», а цари, которые следуют правде и содержат свой парод в покое[4,67]. Перевод этой оды явился одним из наиболее ярких поэтических созданий Ломоносова.
Глава 2. Образ А.В. Суворова в творчестве Державина как героического полководца
Во второй половине XVIII в. Россия прославила себя громкими военными победами. Среди них особенно примечательны покорение турецкого флота в Чесменской бухте, взятие Измаила, знаменитый переход через Альпийские горы. Выдвигаются талантливые полководцы: А. Г. Орлов, Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, А. В. Суворов. Слава русского оружия нашла свое отражение в таких патриотических одах Державина, как «Осень во время осады Очакова», «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор». Они продолжали традицию знаменитой оды Ломоносова «На взятие Хотина» и в этом смысле последовательно классицистичны. В них обычно два героя -- полководец и русское воинство, персонифицированное в образе богатыря Росса (русский). Образная система обильно насыщена мифологическими именами и аллегориями. Так, например, в оде «Осень во время осады Очакова» в одной строфе представлены и бог войны Марс, и российский герб -- орел, и луна как символ магометанства. В оде «На взятие Измаила» Державин широко пользуется художественными средствами Ломоносова-одописца, в том числе нагнетанием гиперболизированных образов, создающих напряженную картину боя. Военные действия сравниваются с извержением вулкана, с бурей и даже с апокалипсическим концом мира.
Поэзия Державина представляет нам и положительных героев, к изображению которых поэт подходите большой ответственностью, желая как можно шире и точнее показать все их достоинства и превратить в пример для подражания. Такими героями для поэта были полководцы Румянцев и Суворов.
О Румянцеве поэт не раз с большой похвалой говорит в стихах, подчеркивая его превосходные качества как патриота, гражданина своего отечества, так и опытнейшего военачальника. Державин за-дается целью раскрыть читателю особенности военной тактики Ру-мянцева и с большим мастерством решает эту задачу. В оде «Во-допад» он такими стихами описывает боевые действия войск под командой Румянцева:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.