На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими писателями. Сокровенный человек в повествовании А. Платонова. Образы детей. Духовность как основа личности. Доминантные компоненты жанра А. Платонова. Образы рассказчика. Восприятие мира.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
Тема:
Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов.
План
    Введение 3
    Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова 13
    1. Образы детей 13
    2. Духовность как основа личности 21
    Глава II . Доминантные компоненты жанра А. Платонова 31
    1. Образы рассказчика 31
    2. Целостное восприятие мира 33
    Заключение 38
    Список использованной литературы 43

Введение

Всесторонний, комплексный анализ особенно важен, когда речь идет о литературном наследии писателей, чей эстетический опыт достаточно изучен. Одним из таких писателей в литературе является Андрей Платонович Платонов (1899-1951).
Сегодня имя этого прозаика популярно и любимо, произведения его переиздаются, экранизируются, переводятся на многие языки. О писателе спорят, проникаются его мыслями, настроениями, идеями.
Усматривая близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими художниками слова, исследователи его творчества, одновременно отмечают, что в платоновских произведениях определеннее, чем в прозе середины двад-цатых годов, художественно сформулирована сущность гуманизма литературы, повысившей ответственность личности за решение проблемы "человек - общество". А. Платонов, наряду с классиками литературы стремился к такому художественному пости-жению и изображению жизни, при котором углубление социального анализа, историзма и психологизма художественного исследования способствовало бы развитию правдивой по самой своей сути литературы. Эстетические достижения русской литературы выразили те гума-нистические и нравственные основы человеческой жизни, которые составляют самую суть общественного идеала. Пожалуй, нет сегодня ни одного исследователя, который бы не разделял положения о том, что одним из писателей, в чьем творчестве особенно ярко проявилось стремление "поддержать лучшие качества человека", был Андрей Платонов.
История вопроса. Было время, когда определенная часть критики, первоначально связанной о РАППом, превратно истолковывала творчество А. Платонова, отрица-ла эстетическую ценность его произведений, настаивала на несовместимости отраженной в них концепции личности с общественным идеалом.
Качественно новый период изучения творчества А. Платонова приходится на 60-е годы. После первых откликов на переиздания произведений писателя, в которых преобладало желание "восстановить простую справедливость, признать значение писателя для нашей литературной, духовной жизни", Крамов И. В поисках сущности. - Новый мир, 1969, № 8, с. 236. последовали попытки многогран-ного осмысления творчества этого художника слова. В научном от-ношении публикации эти разнообразны и многочисленны. Это и вос-поминания современников о писателе, и статьи по различным пробле-мам творчества А. Платонова, и обстоятельные монографии. Углубленному изучению творчества А. Платонова посвящены обширные диссер-тационные исследования Л. П. Фоменко, Н. П. Сейранян, Л. А. Ивановой. Фоменко Л.П. Творчество А. П. Платонова /1899-1951/.
Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. И., (.ЮПИ, 1969;
Сейрадян Н.П. Творчество Андрея Платонова 80-х годов . Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ереван. 1970,
Таран Д.Я. Художествен-ный мир Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев, КГПИ им. А. М. Горького, 1973;
Иванова Л.А. "Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова . Автореферат на соискание ученой степени канди-дата филологических наук. Воронеж, 1973.
Значительным вкладом в изучение литературной деятельности А. Платонова явилась первая библиография его творчества, составлен-ная Н. М. Митраковой. Платонов А. П. (1899-1951). Материалы к библиографии. Воронеж, 1969; Составитель Н. М. Митракова. Продолжается текстологическая и библиогра-фическая работа. Наиболее полный библиографический материал о Платонове собран в книге «Русские советские писатели-прозаики», т. 7, ч. II, М.: Книга, 1972. Заслуживает внимания издание произведений А. Платонова, предпринятое в 60 - 80-е годы Е. А. Краснощековой и М. Н. Сотсковей, в котором, наряду с полным историко-литературным комментарием, приводятся обширные биографические и библиографические данные, а также текстологические примечания. Андрей Платонов. Избранные произведения. В двух томах. М.: Художественная литература, 1978 Новые интересные материалы содержатся в работах Н. М. Малыгиной, В. В. Эндиновой. Малыгина Н. М. Идейно-эстетические искания А. Платонова в начале 20-х годов ("Рассказ о многих интересных вещах), // Русская литература, 1977, № 4.
Эндинова В. В. К творческой биографии А. Платонова. // Вопросы Литературы, 1978, № 3.
В диссертациях Л. П. Фоменко, Н. П. Сейранян, Д. Я. Таран прослеживаются основные линии развития творчества писателя, исследуются пути овладения им индивидуальным методом интерпретируется художественный мир писателя, В этих работах на общирном историко-литературном материале убедительно доказано, что становление А. Платонова как художника проходило в русле магистральной линии советской литературы.
В несколько ином ключе написано диссертационное исследование Л. А. Ивановой. В этой работе иоторико-эволюционный подход подчинен системно-логическому, понятийному. Л. А. Иванова динамику развития творчества А. Платонова связывает с характером многостороннего и сложного конфликта. Несомненно, что после новаторской статьи Л. Шубина Шубин Л. Андрей Платонов. // Вопросы литературы, 1967, № 6. - диссертация Л. А. Ивановой принадлежит к числу наиболее интересных и значительных работ о Платонове в 70-е годы. Однако определение основной направленности творчества А. Платонова этой исследовательницей вызывает некоторые возражения. Так, Л. А. Иванова пишет "Идеологический принцип "господства - подчинения" и есть тот "неодушевленный враг", с которым ведет борьбу писатель на протяжении своей творческой жизни. Иванова Л. А. Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1973, с. 9. Свести весь пафос творчества А. Платонова к критике определенного идеологического принципа - значит сузить и умалить гуманистический и нравственный потенциал творчества писателя. Главное значение творчества А. Платонова - в изображении положительных начал человеческой жизни на основе общественного идеала, с точки зрения которого осуществляется критика и негативных сторон жизни. Этот акцент на исследовании положительной программы творчества А. Пла-тонова нам представляется кардинальным для правильной трактовки, понимания и оценки художественного наследия писателя, его вклада в искусство. В последнее десятилетие творчество А. Пла-тонова рассматривалось Николенко О. Н. Человек и общество в прозе А. П. Платонова. Харьков, 1998 г. в аспекте становления его творческой индивидуальности, Лосев В. В. Становление творческой индивидуальности А. Платонова. М. 1991 структуры его художественного мира. Савельзон И. В. Структура художественного мира А. Платонова. М., 1992
Актуальность темы. Многие вопросы изучения творчест-ва А. Платонова продолжают оставаться вне поля зрения исследовате-лей. Особенности художественного мышления писателя, своеобразие его художественной системы недостаточно полно изучены и поныне. Исследование философско-эстетической концепции творчества А. Платонова - одна из задач современного литературоведения.
Цель и задачи исследования. В свете основной философско-эстетической концепции А. Платонова проанализировать произведения писателя в единстве формальной и содержательной стороны с тем, чтобы показать, как эта концепция воплощается в художественный образ, и какие наиболее типические поэтические средства при этом использует писатель, к каким жанровым формам обращается автор для реализации своих замыслов и в чем их своеобразие.
Методологические основы работы. Методологической осно-вой работы являются труды классиков, работы по методологии литературоведения, общим и частным проблемам теории литературы.
Работы литературоведов - Д. Маркова, Б. Сучкова, Л. Новиченко, Л. Тимофеева, М. Храпченко, В. Хализова и других, в которых широко обсуждаются важнейшие общетеоретические и методо-логические вопросы, связанные с изучением генезиса и типологии жанровых форм, позволяют полнее выявить эстетические и жанровые особенности творчества писателя и обобщить его вклад в обогащение художественных форм. Интерес к жанру рассказа в современном литературоведении велик. Малая повествовательная форма - рассказ, новелла, сказ - активно и всесторонне изучается. Широко известны исследования малой повествовательной формы М. Чудаковой. А. Чудакова, В. Скобелева, Э. Шубина, Н. Грозяевой, А. Нинова, И. Крамова, Т. Заморий, М. Роменец и целого ряда других авторов. Внимание исследователей к этим жанровым формам объясняется их идейно-эстетической значимостью в литературе, поэтому нам представляется правомерным иссле-дование художественного мира, созданного А. Платоновым-рассказчиком.
Материал интерпретации. Философско-эстетическая концепция А. Платонова нашла свое наиболее цельное художественное выражение в произведениях различных периодов. Для А. Платонова, мыслителя и писателя, Великая Отечественная воина имела особый смысл. Исход ее показал, насколько жизненно убедительным и правдивым был сам художник в изображении нравствен-ной сущности человека, готового пожертвовать жизнью во имя других людей. Для А. Платонова важно убедить читателя в том, что за каждым актом самопожертвования его героя стоит огромный, по сути, никогда не прекращающийся "труд души", особое самосознание личности, сумевшей умертвить в себе маленькое эгоистическое "я" и через этот акт познать свою подлинную сущность, обрести себя и весь мир. Лейтмотивом творчества А. Платонова является "труд души" героя, который отстаивает свою гуманистическую сущность, проявляющуюся в борьбе с эгоцентризмом, индивидуалистическим обособлением, в нетерпимости к эгоизму как жизненному принципу в других. В этом смысле Великая Отечественная война - это борьба индивидуальностей с индивидуалистами, одухот-воренных личностей с неодушевленным врагом. Период Великой Отечест-венной войны знаменовал собой новый этап в творчестве А. Платонова. Рассказы А. Платонова военных лет представляют собой творения зре-лого мастера, итог эстетических исканий всей жизни худож-ника. Анализ этих рассказов позволяет лучше понять и раннее твор-чество писателя. Акцент на этих рассказах тем более важен, так как в нашем литературоведении недостаточно освещено творчество А. Платонова именно периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет. В таких рассказах, как "Возвращение", "Афродита", "Сампо", "Никита", А. Платонов предстает во весь свой творческий рост как писатель-гуманист, предвосхитивший в постановке и решении нравственных вопросов человеческой жизни многие искания современной прозы. Выбор этих рассказов и их анализ обусловлен желанием показать, что в них наиболее ощутимо эпическое начало платоновского реализма, достиг-шего в изображении "величия простых сердец" такой широты охвата жизни, такой глубины, которая была под силу только выдающимся мастерам русской прозы.
К решению выдвинутой темы привлекаются произведения А. Платонова, написанные в разное время, но в центре внимания - рассказы воен-ных и послевоенных лет. Тематически их можно объединить в две группы - рассказы, героями, которых являются дети, познающие мир и свое место в мире, и рассказы о ратном подвиге человека в годы Великой Отечественной воины.
Рассказы А. Плато-нова отличаются особым ракурсом осмысления событий, сосредоточен-ностью на нравственной стороне происходящего. Такой подход позво-лил писателю избежать "облегченной", поверхностной трактовки событий, нередко встречавшейся в прозе военных лет. Если одной из главных задач литературы в военных условиях было становление характера перед лицом опасности, то в прозе А. Платонова акцент переносится на художественный анализ первопричин, определяющих проявление нравственного героического начала в человеке, воине. События военных лет под таким углом зрения сообщают рассказам А. Платонова психологичностъ, жизненную достоверность, полноту и многогранность постижения жизни.
Основные результаты и их научная новизна. В центре внимания писателя изображение сложного процесса духовного и нравственного раз-вития человека, формирование гармонической, универсальной личности. Идея универсальной личности связана с пониманием человека как универсального родового существа. Всеобщность и универсальность - высший уровень в становлении личности, идеал человека. Уровень раз-вития личности характеризуется мерой ее приближения к этому идеалу. А. Платонов в формах словесного творчества изображает нелегкий путь героя - человека становящегося, нравственно формирующегося - к овладению своей подлинной сущностью, его встречу с идеалом и борьбу за него. Это путь героя к душевной внутренней цельности. Нелегко и непрос-то преодолеть центростремительные силы эгоцентризма, пробиться к другим людям. Платоновский герой, постепенно переключая свою деятельность на другого человека, об-ретает самого себя как лицо, как личность. Писатель изображает такие ситуации, в результате которых происходит коренная перест-ройка сознания героя, что влечет за собой изменение самих масшта-бов понимания и видения жизни героем, изменение понимания героем самого себя и своего назначения в мире ("Возвращение", "Третий сын", "Сампо"). Писатель создает своего героя в аспекте пробуж-дения и освобождения в нем нравственных сил. В идеале писателя на первый план выдвигается проблема этических черт человека, признающего свою нравственную подлинную сущность. Поэтому в эстетике А. Платонова прекрасный образ выступает как символ нравственности, как выражение благородной и чистой человечности. От-личительные черты поэтики А. Платонова особенно подчеркивают широ-кий универсализм, и историзм, понимание нацио-нального и исторического в рамках общечеловеческого, неотделимого от высоких идеалов.

Глава. I. «Сокровенный человек» в повествовании А. Платонова

1. Образы детей

Как понимание жизни, согласно которому человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающиеся ещё в детстве, предопределяет в творчество А. Платонова выбор изображаемых событий, характер конфликта и способ его разрешения, своеобразие характера. В суровые годы тяжелых испытаний, выпавших на долю народа во время Великой Отечественной войны, писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в человеке.

В рассказах "Никита", "Еще мама", "Железная старуха", "Цветок на земле", "Корова", "Маленький солдат", "На заре туманной юности", "Дед-солдат'', "Сухой хлеб", создавая обра-зы детей, писатель последовательно проводит мысль о том, что человек формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве.
«Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», 1965, № 9. «Мать, рождая сына, всегда думает: не ты ли -- тот?»,--записывал Платонов в своих заметках. Воспоминания о своей первой учительнице А. Н. Кулагиной приобретают в плато-новской прозе присущий ему высокий символический смысл. «Мать» в мире художественной платоновской прозы--символ души, чувства, «нужной ро-дины», «спасения от беспамятства и забвения». Вот почему «еще мама»--та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные ориентиры.
Поведение взрослого человека как патриота, защитника своей родины писатель объясняет этим самым главным и определяющим опытом детства. Для маленького человека познание окружающего мира оказывается сложным процессом познания самого себя. В ходе этого познания герой должен занять определенную позицию по отношению к своему социальному окружению. Выбор этой позиции исключительно важен, так как им определяется все последующее поведение человека.
«Июльская гроза», впервые опубликован в «Литературной газете», 1938, 30 сентября, № 54, затем в сокращенном виде под названием «Гроза» в журнале «Дружные ребята», 1939, № 1.
Мир детства у Платонова--это особый космос, вхождение в который на равных дозволено не всякому. Этот мир -- прообраз большой вселенной, ее социальный портрет, чертеж и абрис надежд и великих утрат. Образ ребенка в прозе XX века всегда глубоко символичен. Образ ребенка в прозе Платонова не только символичен -- он щемяще конкретен: это мы сами, на-ша жизнь, ее возможности и ее утраты... поистине, «велик мир в детстве...».
«Ребенок долго учится жить,--пишет в записных книжках Платонов,-- он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже при-учились жить, существовать. Наблюдать за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности со-ставляет для нас радость».
Платонов -- чуткий и внимательный исследователь детства. Иногда само название рассказа («Никита») дается по имени ребенка -- главного героя произведения. В центре «Июль-ской грозы» -- девятилетняя Наташа и ее брат Антошка.
«Происхождение мастера» перед читателем в незабываемых деталях проходят детство, отрочество и юность Саши Дванова, неповторимых детских образов в других платоновских рассказах. Афоня из рассказа «Цветок на земле», Айдым из повести «Джан», легко запо-минаемые, хотя и не названные по именам дети из рассказов «Родина электричества», «Фро», «Лунная бомба»...
Каждый из этих детёй наделен от рождения драгоценными свой-ствами, нужными для гармоничного физического и душевного ро-ста: безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать.
«...В юности, -- писал Платонов, -- всегда заложена возможность благородного величия грядущей жизни: лишь бы человече-ской общество не изуродовало, не исказило, не уничтожило этот дар природы, наследуемый каждым младенцем».
Впрочем, не только особенным интересом к детству и юности как решающим моментам человеческой жизни, предпочтительным изо-бражением молодого героя или откровенной поучительностью, но и по самому существу своего таланта, стремящегося охватить мир целиком, как бы единым, непредубежденным и всепроницающим взглядом, близок Платонов юным. Недаром уже первые книги его и «Сокровенный человек» (1928) в издательстве «Молодая гвардия», а последние прижизнен-ные сборники «Солдатское сердце» (1946), «Волшебное кольцо» (1950) и др. печатались в издательстве «Детская литература».
Немногим, казалось бы, отличаются обстоятельства жизни двух маленьких бедолаг -- Саши и Прошки Двановых, живущих в ни-щей крестьянской семье. Только и разницы, что Саша -- сирота, в Прошкином доме приемыш. Но этого достаточно, чтобы мало-помалу сформировались характеры, в главном диаметрально про-тивоположные: бескорыстный, честный, безоглядно добрый и от-крытый всем людям Саша и хитрый, хищный, себе на уме, изворот-ливый Прошка
Конечно, дело не в том, что Саша сирота, а в том, что с помощыо добрых людей -- Прошкиной матери, но более всего Заxаpa Павловича -- Саша преодолевает свое биографическое сирот-ство, и сиротство социальное. «Страной бывших сирот» назвал Советскую Россию Платонов в 30-с годы. Будто о Саше Дванове, самостоятельном, сызмала познавшем истинную цену хлеба и людской доброты, сказал, огляды-ваясь назад из сороковых годов, Михаил Пришвин в повести-сказке «Корабельная чаща»: «Время народного сиротства нашего кончи-лось, и новый человек выходит в историю с чувством беззаветной любви к матери своей -- родной земле -- не полным сознанием своего культурного мирового достоинства».
Платонову пришвинская мысль органически близка. Мать -- Родина -- Отец -- Отечество -- семья -- дом -- природа -- про-странство -- земля -- таков еще один ряд характерных для платоновской прозы опорных понятии. «Мать... -- самая близкая род-ственница всех людей», -- читаем в одной из статей писателя. Какие удивительно пронзительные образы матери запечатлены на страни-цах его книг: Вера и Гюльчатай («Джан»), Люба Иванова («Воз-вращение»), безымянная древняя старуха в «Родине электриче-ства»... Кажется, в них воплощены все ипостаси материнства, заклю-чающего в себе и любовь, и самоотверженность, и силу, и мудрость, и прощение.
История становления человека как одухотворенной личности - глав-ная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Анализируя рассказ "Никита", где герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно пре-одолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как "Добрый кит" (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»).
Изображению сложного процесса перехода отельного человека к жизни "со всеми и для всех" посвя-щён рассказ А. Платонова "Еще мама". Герой этого рассказа малолетний Артем через образ матери познает и осмысливает весь мир, приобщается к великому содружеству людей своей родины.
В расска-зах "Железная старуха" и "Цветок на земле" тот же герой - малень-кий человек, но уже под другим именем - Егора, Афони, в процессе познания мира впервые сталкивается с добром и злом, определяет для себя главные жизненные задачи и цели - окончательно победить самое большое зло - смерть ("Железная старуха"), открыть тайну самого большого блага - жизни вечной ("Цветок на земле").
Путь к подвигу во имя жизни на земле, нравственные истоки и корни его проявлены в прекрасном рассказе "На заре туманной юности", который о свидетельствует о единстве проблематики и детализации в творчестве писателя военных и довоенных лет.
О связях творчества. А. Платонова с фольклором писали и фольклористы, и этнографы, Кретова А. И. А. Платонов в работе над сборником сказок "Волшебное кольцо". // Творчество А.Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970;
Пушкарев Л. Н. «Волшебное кольцо», "Русские сказки". // Современная этнография, 1951 .№2. не акцентируя внимания на том, что мысль рассказчика направлена, прежде всего, на раскрытие нравственной стороны поступков героев сказки. Связь творчества А. Платонова с фольклором значительно глубже и органичнее. В целом ряде рассказов ("Никита", "Еще мама", "Уля", "Фро"). А. Платонов обращается к композиционной схеме волшебной сказки, описанной в классическом труда В. Я. Проппа. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., Изд. 2-е.: Наука ,1969.
А. Платонов пишет не сказки, а рассказы, но в их основе лежат архаические жанровые структуры. В этом жанровое своеобразие многих рассказов А. Платонова, что объясняется не только устойчивостью жанровых форм, но и особенностями художест-венного мышления писателя, сосредоточенного на анализе и изображении первопричин и первооснов человеческого бытия.
Обычно такие стилистические средства создания художественной выразительности, как метафора, метонимия, олицетворение рассматри-ваются в качестве элементов поэтики. Применительно к целому ряду произведений А. Платонова ("Никита", "Железная старуха", "Еще мама", "На заре туманной юности") говорить об обычном использо-вании этих приёмов в качестве стилистических приемов нельзя. Не-обычность их использования А. Платоновым состоит в том, что в рас-сказах, героями которых являются дети, они стали естественной и органичной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метафоре, а метафоризации, не о метонимии, а метонимизации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции и ее разновидностях. Особенно наглядно эта "стилистика" выступает в расска-зе "Никита". Способ познания и восприятия мира через тот или иной эмоционально окрашенный и этически значимый образ-понятие является для героев произведений А. Платонова почти нормой.
Так, герой рассказа "Еще мама" "прокладывает" себе путь в большой мир людей своей родины, вооруженный одним единственным "орудием" - образом-понятием родной матери. Герой, метафорически и метонимически при-меряя его ко всем непознанным существам, вещам и явлениям окружаю-щего мира, посредством этого образа расширяет свой внутренний мир. Так изображает А. Платонов первую встречу человека с родиной, сложный и трудный путь самопознания и социализации человека.
Эти же приемы метафоризации и метонимизации претворены в рассказе "На заре туманной юности", героиня которого девочка-сирота Оля через образ родного любящего отца осмысливает и представляет себе людей.

2. Духовность как основа личности

Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова -- свои слова, лишь ему присущая манера соединять их, своя неповторимая интонация, вы-ражающая мировидение писателя, его отношение к человеку.
В неторопливой и негромкой музыке платоновского слога слиты усталость большого труда, тепло сердечного участия к простому человеку, мудрость понимания единства всего сущего на земле, мужество говорить правду, даже если она груба и страшна. Вре-менами писатель, кажется, прикасается к волоску границы, разде-ляющей реализм и натурализм. Но от сбоя в натуралистическое верхоглядство его надежно охраняет наивная, почти детская целомудренность и непосредственность писательского зрения.
Хотя попытки проникнуть за видимую оболочку явлений, осмыслить их философски, открыть внутренние связи причин и след-ствии в жизни отдельных людей и общества в целом, вытекающие из самой сути писательского дарования Платонова, и побуждают его к рассуждениям и обобщающим выводам, он последовательно избегает дидактической, высокопарной риторики. Простоте, жизнен-ной естественности прозы Платонов учился у Пушкина и Толстого, как учился он живой русской речи у людей молчаливых, не при-знающих самоценного краснобайства, для которых слово -- такая же непраздная необходимость, как хлеб, работа, дети.
Будто при взгляде через увеличительное стекло, рисует Андрей Платонов стремительно краткую человеческую жизнь, неотделимую, однако, от медленного течения времени, лишенного сроков. И мы видим, что часто, много чаще, чем принято предполагать, жизнь человека есть подвиг, не только не отмеченный какими-либо внеш-ними отличиями: наградой, почестями, славой, властью или иными личными обретениями, но и не понимающий ценности таких обрете-ний для обычного нормального счастья. Аскетически скудна и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.