На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат В комедии Горе от ума Грибоедов поднял гневный голос против жалкой тошноты по стороне чужой - пустого, рабского, слепого подражанья, против чужевластья мод, которыми дворянство отгораживалось от народа, названного в комедии умным и бодрым.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ
Тема:
Комедия Грибоедова «Горе от ума» и её влияние на российскую действительность.
2008 г.
Два выдающихся исторических события русской жиз-ни, современником и участником которых был Грибо-едов,-- Отечественная война 1812 года и революционное движение декабристов -- имели решающее значение для его идейно-творческого развития.
Грибоедов вошел в литературу в 1815--1817 годы. В истории России это были знаменательные годы. Толь-ко что закончилась со славой всенародная освободитель-ная война с Наполеоном. Победа русского народа в Отечественной войне показала всему миру его могучую силу и волю к свободе и независимости. Эта победа под-вела итог целой полосе русской жизни и в громадной мере способствовала развитию в России независимой общественной мысли и подъему национального самосо-знания, неотделимого от общенародной освободительной борьбы. Патриотизм людей, переживших великие испы-тания и великие победы Отечественной войны, приобрел новое качество: для просвещенного и передового челове-ка, сторонника и провозвестника новых освободительных идей, любовь к родине естественно и нерасторжимо сочетались с ненавистью к самодержавию и крепостни-честву, унижавшим национальное достоинство России. Поднявшаяся на вершину славы и могущества, освобо-дившая Европу от тирании Наполеона, Россия остава-лась страной, где господствовали деспотизм и произвол. Крепостное право сковывало творческие силы русского народа, препятствовало нормальному экономическому и культурному развитию России. Лучшие люди эпохи, проникнутые благородным чувством тревоги за судьбу родины и родного народа, вступали на путь революци-онной борьбы с деспотизмом.
После Отечественной войны в России образовалась целая сеть политических кружков и тайных обществ, из которых вышли будущие декабристы. Грибоедов, как мы уже говорили, с ранней юности был теснейшим образом связан с декабристской средой. В этой среде сложились его философские, общественно-политические и литера-турные взгляды, определились характер и направление его творческих исканий. В русской литературе творче-ство Грибоедова представляет собою одно из наиболее ярких проявлений декабристской идеологии. Пламенное патриотическое чувство, любовь к народу и активное, творческое отношение к жизни лежали в основе мировоззрения Грибоедова.
Грибоедову было в величайшей мере присуще чувство национальной гордости. «Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пла-менно, так страстно любил свое отечество, как Грибо-едов любил Россию,-- рассказывает один из близко знав-ших его людей.-- Он в полном значении обожал ее. Каждый благородный подвиг, каждое высокое чувство, каждая мысль в русском приводили его в восторг». Он тонко понимал русский национальный ха-рактер, любовался широтой размаха, отвагой, душев-ной красотой и живым умом русского человека.
«Я хочу быть русским»,-- говаривал Грибоедов и был им во всех своих чувствах, мыслях и поступках. Ему был сладок «дым отечества» и дороги «отечественные нравы». Он говорил, что готов «голову положить за со-отечественников», и с замечательной энергией служил России на дипломатическом поприще, мужественно от-стаивая интересы родины и ревностно оберегая высокое достоинство русского дипломата. «Уважение к России и к ее требованиям -- вот мне что нужно»,-- сказал он незадолго перед тем, как пасть в далеком Иране жерт-вой политической провокации.
Как писатель и общественный деятель декабристского направления, Грибоедов настойчиво боролся за само-бытность русской культуры, за то, чтобы сберечь много-вековые богатства национальной культуры, созданной народом, от растворения в модном внешнем «европеиз-ме» дворянского класса, чуждого интересам народа.
В «Горе от ума» он поднял гневный голос против «жалкой тошноты по стороне чужой», против «пустого, рабского, слепого подражанья», против «чужевластья мод», которыми дворянская верхушка -- этот, по опре-делению Грибоедова, «поврежденный класс полуевро-пейцев» -- отгораживалась от народа, названного в ко-медии «умным» и «бодрым».
В «Горе от ума» вся толпа гостей Фамусова рабски копирует обычаи, повадки и наряды французских моди-сток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью раз-облачил это недостойное раболепие перед чужим и пре-зрение к своему.
Известно со слов современника, что Грибоедов «чрез-вычайно любил простой русский народ». И дума о ра-зобщенности даже лучшей, передовой части дворянской интеллигенции с народом никогда не покидала его. «Ка-ким черным волшебством сделались мы чужие между своими!.. Народ единокровный, наш народ разрознен с нами»1,-- записал Грибоедов однажды. Он пламенно любил Россию, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими, затаен-ными до времени силами, заветными преданиями, умом и бодростью. Эта подлинная любовь к родине оборачи-валась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа -- социальному, политическому, ду-ховному.
На почве подобных настроений сложился и гуманизм Грибоедова, проникнутый верой в человека и пафосом борьбы за его освобождение.
Применить свой идеологический опыт и свои знания к живому делу и тем самым послужить России и русскому народу -- таково было всегдашнее побуждение Гри-боедова. Меньше всего он был человеком отвлеченного мышления. Не оставаться праздным наблюдателем про-исходящего в мире, но самому практически и активно участвовать в происходящем, «самому быть творцом нравственного улучшенного бытия своего» и тем самым творчески содействовать людям--так понимал Грибо-едов назначение человека и цель его деятельности.
Все эти черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в комедии «Горе от ума», прежде всего в образе Чацкого.
Замечательны сила и острота политической мысли Грибоедова, выраженной в комедии. Он поистине заклей-мил в «Горе от ума» пошлый и варварский мир крепост-нического общества, где, по его словам, «холод до ко-стей проникает», где достоинство человека ценилось «в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов». Белинский назвал комедию Грибоедова «благо-роднейшим гуманистическим произведением, энергиче-ским (и притом еще первым) протестом против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточ-ников, бар-развратников, против нашего.,, светского об-щества, против невежества, добровольного холопства и пр., и пр.» '.
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской ли-тературе во весь рост показал «нового человека», вооду-шевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу-манности, ума и культуры, человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, человека но-вого склада ума и души, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это образ смелого и неприми-римого борца за дело, за идею, за правду, остро столк-нувшегося с обществом реакционеров -- ханжей и мра-кобесов, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним, а, напротив, отрясшего его прах со своих ног.
Чацкий, более чем кто-либо другой из героев русской литературы 20-х годов XIX века, воплотил в себе черты такого «нового человека». Это очень хорошо понял русский революционный мыслитель А. И, Герцен. «Образ Чацкого,-- писал он,-- меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный меч-тательных идеалов, появляется в последний момент цар-ствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это -- декабрист...» ' Также и И. А. Гон-чаров, написавший лучшую статью о «Горе от ума», говорил, что «Чацкий начинает новый век--и в этом всё его значение и весь ум». Вне такого понимания нель-зя правильно осмыслить и исторически оценить образ Чацкого как прямого предшественника гражданских ге-роев русской классической литературы XIX века.
Печальна была в условиях самодержавно-крепостни-ческого строя судьба такого одинокого борца, проник-шегося сознанием необходимости изменения существу-ющего порядка вещей, каким изображен Чацкий, Вдох-новенный мечтатель, разумный и благородный человек, Чацкий показан во враждебном окружении. Он проти-вопоставлен сплоченному и многоликому миру Фамусо-вых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких с их мелкими целями и низкими стремлениями.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался широко -- как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С поняти-ями «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о челове-ке передовых политических убеждений, носителе новых идей -- и еще определеннее,-- о члене тайного полити-ческого общества, будущем декабристе. Пылкость та-ких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и всяческих обывателей «безумием», «го-рем от ума».
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понима-нии ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Ска-лозубов и Загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом осно-вано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности ге-роя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом -- просто безумцем, «Ну что? не видишь ты, что он с ума со-шел » -- уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес. Сам Грибоедов в письме к П. А. Катенину важном для понимания его замысла, очень ясно пока-зал, как планомерно и постепенно нарастает конфликт Чацкого с реакционным обществом.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно включается в основную тему коме-дии. Софья, при всех своих душевных задатках, всё же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не мо-жет полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей» Чацкого. Именно по-этому интимная драма Чацкого обусловлена в комедии социально, показана как следствие общественных усло-вии, определивших судьбу одинокого мечтателя в фамусовском мире. Именно поэтому личная и общественная Драмы Чацкого не противоречат одна другой, но взаим-но дополняют одна другую; конфликт героя с окружа-ющей средой распространяется на все его житейские отношения.
Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается в том, что она показывает, как в условиях крепостниче-ского общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом' в общественную драму целого поколения передовых лю-дей декабристской эпохи,
В этой связи важно отметить, что первоначальный замысел «Горя от ума» рисовался Грибоедову в иной форме. В одной дошедшей до нас заметке он говорит - «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я при-нужден был облечь его». ` И все же многое от этого за-мысла в комедии осталось. В сущн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.