На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Художественный мир Гоголя - комизм и реализм его творений. Анализ лирических фрагментов в поэме Мертвые души: идейное наполнение, композиционная структура произведения, стилистические особенности. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


64
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»
на тему:
«Лирические фрагменты в композиции «Мертвых душ» Гоголя: идейное наполнение и стилистические особенности»

СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ГОГОЛЯ 7
    2. идейное наполнение ЛИРИЧЕСКИХ ФРАГМЕНТОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 16
      2.1 Композиционная структура поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» 16
      2.2 Лирические фрагменты «Мертвых душ» и их идейное наполнение 23
    3. Стилистические особенности лирических фрагментов ПОЭМЫ «МертвыЕ душИ» 36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
    ВВЕДЕНИЕ
    В 1807 году в помещичьей семье, хозяйка Мария Ивановна, у которой двое детей перед тем умерло, едва появившись на свет, дала обет перед чудотворным образом святителя Николая, называемым Диканьским, если будет у нее сын, наречь его Николаем, и просила местного священника молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу… Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, - М.: Высшая школа, 2000. С.49
    В 1809 году родился Николай Васильевич Гоголь, ставший в последствии одним из величайших писателей русской литературы, подаривший миру такие гениальные произведения, как «Тарас Бульба», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и, конечно же, поэму «Мертвые души».
    Поэма «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя - гениальное творение русской классики, связанное с именем Пушкина и созданное под его влиянием. «Мертвые души» - одно из величайших произведений Гоголя, оно же одно из самых оригинальных и загадочных. Оригинальность жанровой структуры произведения «Мертвые души» исключает сплав привычных жанров, эклектическую смесь по принципу гоголевской Агафьи Тихоновны: «...если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» Гоголь Н.В. Избранное, - М.: Просвящение, 1988. С.58 Но именно так долгое время смотрели на жанр «Мертвых душ». Лирические монологи Гоголя -- примечательное явле-ние и с точки зрения поэтики.
    «Мертвые души» явились не только сатирой на Россию Чичиковых и Собакевичей, но и лирической поэмой о России -- родине великого народа. Слово «поэма», обозначенное на титуле книги, должно было не только подчеркнуть особую значимость этой темы. Оно раздвигало границы сюжета, придавало повествованию широкую исто-рическую перспективу и вместе с тем освобождало все произведение от привычных для современников писателя ассоциаций с «плутовским» романом и свойственных ему условностей. Предвидя, что «Мертвые души» будут при-няты далеко не всеми читателями, известный критик Белинский объяснил это тем, что произведение Гоголя не со-ответствует «понятию толпы о романе как о Сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом жени-лись и стали богаты и счастливы».
    На протяжении своего творческого пути Гоголь неустанно изучал русскую речь, внося в свои записные книжки записи разговоров крестьян, народных посло-виц, слов из народных говоров, терминов различных профессий и специальностей. Многие годы Гоголь ра-ботал над составлением обширного словаря «Сборника слов простонародных, старинных и малоупотребитель-ных», а также над созданием «Объяснительного слова-ря великорусского языка» (осуществленного впослед-ствии В. Далем).
    В бумагах Гоголя сохранились мате-риалы и списки слов с объяснением их значения, а также набросок объявления об издании такого слова-ря, в котором прекрасно раскрыто отношение Гоголя к языку, к слову. «В продолжение многих лет,-- писал Гоголь, -- занимаясь русским языком, поражаясь более и более меткостью и разумом слов его, я убеждался более и более в существенной необходимости такого объясни-тельного словаря, который бы выставил, так сказать, лицом русское слово в его прямом значении...» Тихонравов Н. Заметки о словаре, составленном Гого-лем. См. «Сборник Общества любителей российской словесности», М. 1891, стр. 113--114.
    .
    Поэма «Мертвые души» является одним из самых известных и замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться, отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и ярко проявляются и сегодня, на рубеже нового века и требуют детального анализа, что и подтверждает тему дипломной работы. Актуальность темы обусловливается также тем, что стилистические особенности поэмы представляют интерес для современной филологии в изучении становления, развития и эволюцию русского языка в русской литературе. Связи творчества Гоголя с современностью широки и многолики. Само осознание этих связей обогащает наши представление о завоеваниях русской классической литературы. Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее значение его художественного наследия.
    Целью дипломной работы является изучить и проанализировать лирические фрагменты поэмы «Мертвые души» Н. Гоголя, объяснить идейное наполнение и стилистические особенности.
    В ходе работы следует выполнить ряд задач:
    - рассмотреть художественный мир Николая Гоголя;
    - проанализировать идейное наполнение лирических фрагментов поэмы «Мертвые души»;
    - дать оценку стилистическим особенностям лирических фрагментов поэмы.
    Объектом дипломной работы является известнейшая поэма русской классики «Мертвые души».
    Предметом дипломной работы выступает идейное наполнение и стилистические особенности текста поэмы «Мертвые души».
    В работе широко использовались тексты известных русских поэтов, писателей, критиков, таких как Н. Некрасов, В. Белинский, Л. Толстой, А. Пушкин и т.д., учебные пособия по русской филологии, русской стилистике, критическая учебная литература таких авторов как М.Б. Храпченко, Степанов Н.Л., Машинский С., Люстрова З.Н., Лотман Ю., Новиков Н. и других. При выполнении дипломного исследования автором были изучены труды Н.Гоголя, использованы публикации в печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
    Дипломная работа состоит из трех глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключение-вывод и список используемой литературы.
    1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ГОГОЛЯ

    Каждый большой художник -- это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту -- значит приблизить се-бя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поста-вить себя на какую-то более высокую ступень духовного, эстетического развития. Творчество каждого крупного пи-сателя -- драгоценный кладезь художественного и душев-ного, можно сказать, «человековедческого» опыта; име-ющего громадное значение для поступательного развития общества.
    Щедрин называл художественную литературу «сокращенной вселенной» Малиновская И.Р. Слово классика, - Мн.: Вышэйшая школа, 2005. - С.49. Изучая ее, человек обретает крылья, оказывается способным шире, глубже понять ис-торию и тот всегда беспокойный современный мир, в ко-тором он живет. Великое прошлое невидимыми нитями связано с настоящим. В художественном наследии запе-чатлены история и душа народа. Вот почему оно -- неис-сякаемый источник его духовного и эмоционального обо-гащения. В этом же состоит реальная ценность и русской клас-сики Машинский С.И. Художественный мир Гоголя, - М.:Просвещение, 1971.С.3.
    Искусство Гоголя возникло на основании, которое бы-ло воздвигнуто до него Пушкиным. В «Борисе Годунове» и «Евгении Онегине», «Медном всаднике» и «Капитан-ской дочке» писатель совершил величайшие открытия. Поразительное мастерство, с каким Пушкин отразил всю полноту современной ему действительности и проникал в тайники душевного мира своих героев, проницательность, с какой в каждом из них он видел отражение реальных процессов общественной жизни.
    По следу, проложенному Пушкиным, шел Гоголь, но шел своим путем. Пушкин раскрыл глубокие противоре-чия современного общества. Но при всем том мир, худо-жественно осознанный поэтом, исполнен красоты и гар-монии, стихия отрицания уравновешена стихией утвер-ждения. Пушкин, по верному слову Аполлона Григорьева, «был чистым, возвышенным и гармоническим эхом всего, все претворяя в красоту и гармонию» Григорьев А. Народность и литература// Время. 1861. № 2.. Художественный мир Гоголя не столь универсален и всеобъемлющ. Иным было и его восприятие современной жизни. В творчестве Пушкина много света, солнца, радости. Вся его поэзия проникнута несокрушимой силой человеческого духа, она была апофеозом молодости, светлых надежд и веры, она отражала кипение страстей и того «разгула на пиру жиз-ни», о котором восторженно писал Белинский.
В первой половине 19-ого века в России жили и творили многие великие поэты и писатели. Однако в русской литературе принято считать, что с 40-х годов 19-ого века начинается «гоголевский» период русской литературы. Эту формулировку предложил Чернышевский. Он приписывает Гоголю заслугу прочного введения в русскую изящную литературу сатирического - или, как справедливее будет назвать его, критического направления. Ещё одна заслуга - основание новой школы писателей Гуллер Ю. Гоголь мог быть другим.// Вечерняя газета, № 6. - 2006
.
Творения Гоголя, обнажавшие социальные пороки царской России, составили одно из важнейших звеньев становления русского критического реализма. Никогда прежде в России взор сатирика не проникал так глубоко в повседневное, в будничную сторону социальной жизни общества.
Гоголевский комизм - это комизм устоявшегося, ежедневного, обретшего силу привычки, комизм мелочной жизни, которому сатирик придал огромный обобщающий смысл. После сатиры классицизма творчество Гоголя явилось одной из вех новой реалистической литературы. Значение Гоголя для русской литературы было огромно. С появлением Гоголя литература обратилась к русской жизни, к русскому народу; стала стремиться к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественною, натуральною. Ни в одном русском писателе это стремление не достигло такого успеха, как в Гоголе. Для этого нужно было обратить внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а неприятные только исключение из общего правила. Это великая заслуга со стороны Гоголя. Этим он совершенно изменил взгляд на само искусство.
Реализм Гоголя, как и Пушкина, был проникнут духом бесстрашного анализа сущности социальных явлений современности. Но свое-образие гоголевского реализма состояло в том, что он сов-мещал в себе широту осмысления действительности в це-лом с микроскопически подробным исследованием ее са-мых потаенных закоулков. Гоголь изображает своих геро-ев во всей конкретности их общественного бытия, во всех мельчайших деталях их бытового уклада, их повседневного существования.
«Зачем же изображать бедность, да бедность, да несо-вершенство нашей жизни, выкапывая людей из глуши, из отдаленных закоулков государства?» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.10, - М.: Издательство АН СССР, 1979. -С.539 Эти начальные стро-ки из второго тома «Мертвых душ», может быть, лучше всего раскрывают пафос гоголевского творчества.
Никогда прежде противоречия русской действитель-ности не были так обнажены, как в 30--40-х годах. Кри-тическое изображение ее уродств и безобразий станови-лось главной задачей литературы. И это гениально ощу-тил Гоголь. Объясняя в четвертом письме «По поводу «Мертвых душ» причины сожжения в 1845 году второго тома поэмы, он заметил, что бессмысленно сейчас «вывес-ти несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы». И далее он пишет: «Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить об-щество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.10, - М.:Издательство АН СССР, 1979. С.595
.
Гоголь был убежден, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить, прежде всего, через отрицание безобразной действительности. Именно таким было его творчество, в этом заключалось своеобразие его реализма.
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний.
О своём восхищении Гоголем и о связях с его творчеством говорили Некрасов, Тургенев, Гончаров, Герцен, а в 20ом веке мы наблюдаем влияние Гоголя на Маяковского. Ахматову, Зощенко, Булгакова и др.
Чернышевский утверждал, что Пушкин является отцом русской поэзии, а Гоголь - отцом русской прозаической литературы.
Белинский отмечал, что в авторе «Ревизора» и «Мерт-вых душ» русская литература обрела своего «самого на-ционального писателя». Общенациональное значение Го-голя критик видел в том, что с появлением этого худож-ника наша литература исключительно: обратилась к русской действительности. «Может быть, -- писал он, -- через это она сделалась более одностороннею и даже од-нообразною, зато и более оригинальною, самобытною, а, следовательно, и истинною». Всестороннее изображение реальных процессов жизни, исследование ее «ревущих противоречий» -- по этому пути пойдет вся большая рус-ская литература нослегоголевской эпохи.
Художественный мир Гоголя необыкновенно своеобра-зен и сложен. Кажущаяся простота и ясность его произ-ведений не должна обманывать. На них лежит отпечаток оригинальной, можно сказать, удивительной личности ве-ликого мастера, его очень глубокого взгляда на жизнь.
И то и другое имеет непосредственное отношение к его художественному миру. Гоголь -- один из самых сложных писателей мира. Его судьба -- литературная и житейская -- потрясает своим драматизмом.
Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность «дурного», а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Реализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью или плохим характером, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который «весь излетает из светлой природы человека», на дне которой заключен «вечно бьющий родник его».
Суд истории, презрительный смех потомков - вот что, по мысли Гоголя, послужит возмездием этому пошлому, равнодушному миру, который ничего не может изменить в себе даже перед лицом очевидной угрозы бессмысленной своей гибели.
Художественное творчество Гоголя, воплощавшее в ярких, законченных типах все отрицательное, все темное, пошлое и нравственно-убогое, чем так богата была Россия, было для людей 40-х годов неоскудевающим источником умственных и нравственных возбуждений. Темные гоголевские типы (Собакевичи, Маниловы, Ноздревы, Чичиковы ) явились для них источником света, ибо они умели извлечь из этих образов скрытую мысль поэта, его поэтическую и человеческую скорбь; его « незримые, неведомые миру слезы », превращенные в « видимый смех », были им и видны и понятны. Великая скорбь художника шла от сердца к сердцу . Это нам помогает почувствовать истинно «гоголевский» способ повествования: тон повествователя насмешлив, ироничен; он беспощадно бичует изображенные в «Мёртвых душах» пороки. Но вместе с тем в произведении встречаются и лирические отступления, в которых изображаются силуэты русских крестьян, русской природы, русского языка, дороги, тройки, далей... В этих многочисленных лирических отступлениях нам ясно видна позиция автора, его отношение к изображаемому, всепроникающий лиризм его любви к отчизне.
Гоголь был одним из самых удивительных и своеоб-разных мастеров художественного слова. Среди великих русских писателей он обладал, пожалуй, едва ли не наи-более выразительными приметами стиля. Гоголевский язык, гоголевский пейзаж, гоголевский юмор, гоголевская манера в изображении портрета -- эти выражения дав-но стали обиходными. И, тем не менее, изучение стиля, художественного мастерства Гоголя все еще остается да-леко не в полной мере решенной задачей.
Отечественное литературоведение многое сделало для изучения наследия Гоголя -- возможно, даже больше, чем в отношении некоторых других классиков. Но можем ли мы сказать, что оно уже в полной мере изучено? Едва ли даже когда-нибудь в исторически обозримом будущем у нас появятся основания для утвердительного ответа на этот вопрос. На каждом новом витке истории возникает необходимость заново прочитать и по-новому обдумать творчество великих писателей прошлого. Классика неис-черпаема. Каждая эпоха открывает в великом наследии прежде не замеченные грани и находит в нем нечто важ-ное для раздумий о делах собственных, современных. Многое в художественном опыте Гоголя сегодня необык-новенно интересно и поучительно.
Одно из самых прекрасных достижений искусства Го-голя -- слово. Мало кто из великих писателей владел столь совершенно магией слова, искусством словесной живопи-си, как Гоголь.
Не только язык, но и слог он считал «первыми необхо-димыми орудиями всякого писателя» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.427 . Оцени-вая творчество любого поэта или прозаика, Гоголь прежде всего обращает внимание на его слог, являющийся как бы визитной карточкой писателя. Сам по себе слог еще не де-лает писателя, но если нет слога -- нет писателя.
Именно в слоге прежде всего выражается индивидуальность худож-ника, самобытность его видения мира, его возможности в раскрытии «внутреннего человека», его стиль. В слоге об-нажается все самое сокровенное, что есть в писателе. В представлении Гоголя, слог--это не внешняя выразитель-ность фразы, это не манера письма, а нечто гораздо более глубинное, выражающее коренную суть творчества.
Вот он пытается определить существеннейшую черту поэзии Державина: «Все у него крупно. Слог у него кру-пен, как ни у кого из наших поэтов» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.374. Стоит обратить внимание: между одной и другой фразой нет никакого средостения. Сказав, что у Державина все крупно, Гоголь тут же, следом, уточняет, что он разумеет под словом «все», и начинает со слога. Ибо сказать о слоге писателя -- зна-чит сказать едва ли не о самом характерном в его ис-кусстве.
Отличительная черта Крылова, по мнению Гоголя, в том, что «поэт и мудрец слились в нем воедино». Отсюда живописность и меткость изображения у Крылова. Одно с другим сливается так естественно, а изображение столь верно, что «у него не поймаешь его слога. Предмет, как бы не имея словесной оболочки, выступает сам собою, нату-рою перед глаза» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.394. Слог выражает не наружный блеск фразы, в нем проглядывает натура художника.
Заботу о языке, о слове Гоголь считал наиглавнейшим для писателя делом. Точность в обращении со словом в значительной мере определяет достоверность изображения действительности и помогает ее познанию. Отмечая в статье «О «Современнике» некоторые новейшие явления русской литературы, Гоголь, например, выделяет в ряду современных литераторов В. И. Даля. Не владея искусст-вом вымысла и в этом отношении не будучи поэтом, Даль, однако, обладает существенным достоинством: «он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной сторо-ны». Он не принадлежит к числу «повествователей-изо-бретателей», но зато имеет громадное перед ними преиму-щество: он берет заурядный случай из повседневной жиз-ни, свидетелем или очевидцем которого был, и, ничего не прибавляя к нему, создает «наизанимательнейшую по-весть».
Самая замечательная особенность Казака Луган-ского -- в том, что «все у него правда и взято так, как есть в природе». А этому драгоценному качеству в значитель-ной мере содействуют «достоверный язык» и «живость сло-ва», характерно окрашивающие каждую строчку писателя, «придвигая ближе к Познанью русского быта и нашей на-родной жизни» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.424. Гоголь предупреждает, что, быть может, он судит здесь пристрастно, ибо этот прозаик, как выражается автор статьи, «более других угодил лич-ности моего собственного вкуса». Во всяком случае, пи-шет он, именно такой тип писателя «полезен и нужен всем нам в нынешнее время».
Достоверность языка в художественном произведении служит для Гоголя свидетельством верного чувства дейст-вительности. А выше и значительнее этого нет ничего для писателя.
Впрочем, достоинство слога, сколь бы оно ни было су-щественным, само по себе еще не создает художника. Оно является, по мнению Гоголя, лишь предпосылкой, которая отнюдь не автоматически обеспечивает высокий уровень произведения.
В статье «О «Современнике» Гоголь называет довольно популярного в определенных читатель-ских кругах 40-х годов В. А. Соллогуба. Это был весьма одаренный прозаик, со своей, только ему присущей мане-рой письма, с характерными приметами языка и стиля. Гоголь отмечает свойственную молодому писателю наблю-дательность, даже остроту взгляда на некоторые стороны современного общества, а также точность слога. И тем не менее творчество Соллогуба далеко от совершенства, ибо собственная душа автора «не набралась еще... содержанья более строгого», и он не сумел глубже, отчетливее «взгля-нуть вообще на жизнь» Аксюта Р.А. Творчество русских классиков, - СПб.:Питер, 2005.с.62.
Языковое мастерство -- чрезвычайно важный, может быть даже важнейший, элемент писательского искусства. Но понятие художественного мастерства, по убеждению Гоголя, еще емче, ибо оно более непосредственно вбирает в себя все стороны произведения - и его форму, и содержание. Вместе с тем и язык произведения никак не нейтрален по отношению к содержанию. Понимание этой очень сложной и всегда индивидуально проявляющейся взаимосвязи внутри искусства художественного слова лежит в самой сути эстетической позиции Гоголя.
Великое искусство никогда не стареет. Классики втор-гаются в духовную жизнь нашего общества и становятся частью его самосознания.
Художественный мир Гоголя, как и всякого большого писателя, сложен и неисчерпаем. Каждое поколение не только заново прочитывает классика, но и обогащает его своим непрерывно развивающимся историческим опытом. В этом состоит тайна неувядаемой силы и красоты худо-жественного наследия.
Художественный мир Гоголя -- это живой родник поэ-зии, вот уже на протяжении почти полугорастолетия дви-гающий вперед духовную жизнь миллионов людей. И как бы далеко ни ушло после «Ревизора» и «Мертвых душ» развитие русской литературы, но многие ее самые выдаю-щиеся свершения были в истоках своих предсказаны и подготовлены Гоголем.
2. идейное наполнение ЛИРИЧЕСКИХ ФРАГМЕНТОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

2.1 Композиционная структура поэмы Н. Гоголя «Мертвые души»

У каждого художника есть творение. Которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами».
Композиционная структура «Мертвых душ» весьма не-обычна. Повествование строится как история похождений Чичикова. Это, по словам Валериана Майкова, дало воз-можность Гоголю исколесить вместе со своим героем «все углы и закоулки русской провинции». В «Мертвых душах» дан социальный разрез всей России. Чичиков -- в центре сюжета и всех событий, происходящих в поэме. Чичиков -- необходимое звено во взаимоотношениях персонажей. Вспомним, например, что образы помещиков между собой композиционно почти не связаны. Они не общаются друг с другом, каждый из них раскрывается перед нами преиму-щественно в своих отношениях с Чичиковым.
Отсюда у некоторых старых исследователей возникал соблазн видеть в «Мертвых душах» лишь цикл разроз-ненных новелл, в каждой из которых читатель знакомит-ся с новым помещиком либо с нравами чиновников гу-бернского города. Такое восприятие поэмы неверно. Доста-точно хотя бы одну главу поставить не на свое место, что-бы расшаталась композиция всего произведения.
Ирония -- характерный элемент гоголевской сатиры. Мало кто из русских писателей XIX века пользовался этим оружием так искусно и изобретательно, как Гоголь. Прав-да, она создавала для читателей известные трудности в уяс-нении позиции автора, его взгляда на изображенный пред-мет. «Всякому, -- писал Белинский, -- легче понять идею, прямо и положительно выговариваемую, нежели идею, которая заключает в себе смысл, противоположный тому, который выражает слова ее» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.90.
В иронии всегда сшибаются прямой смысл речи и скры-тый, который именно и оказывается истинным. Ирония -- это замаскированная усмешка, выраженная в повествова-нии, восторженном по форме и издевательском по сущест-ву. «В приемах своих господин имел что-то солидное и высморкался чрезвычайно громко» Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982. С.3, -- читаем мы о Чичи-кове в самом начале поэмы и уже не верим в чичиковское притязание на значительность.
В развитии реализма ирония сыграла огромную роль, во-первых, довершив освобождение литературы от свой-ственной эпигонам романтизма риторики, от ложной мно-гозначительности и приподнятости, а, во-вторых, став ху-дожественным средством критического анализа действи-тельности. Гоголь считал иронию характерной особенностью рус-ской литературы. «У нас у всех много иронии, -- писал он. -- Она видна в наших пословицах и песнях и, что все-го изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.395. Сатири-ческая ирония Гоголя помогала обнажать объективные противоречия действительности. В этом ее коренное от-личие от романтической иронии, основанной на субъек-тивных ассоциациях и произвольной игре ума, не вскры-вавшей внутренних неурядиц жизни и нередко иска-жавшей ее.
Ирония -- одна из существенных примет поэтики Гого-ля, она иногда пронизывает повествование на всю его глубину.
Каждый помещик в «Мертвых душах» - целый отдельно взятый мир…
«Маниловщина» -- замечательное художественное от-крытие Гоголя. Когда Константин Аксаков заметил в сво-ей брошюре о «Мертвых душах», что Манилов вовсе не такое уж страшное зло и что Гоголь отнесся к нему якобы «без всякой досады, без всякого смеха, даже с участием», Белинский сурово возразил критику: «Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительнос-ти же, избави боже с ними встречаться, -- а не встречать-ся с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действи-тельности...» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.6 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.430. Мягкость и слащавая любезность Манилова совмещается с откровенной жестокостью к людям. Он - такой же крепостник, как и все другие душевладельцы. «Маниловщина» обозначает не только конкретное явление крепостнической России. Она несет в себе громадное обобщение.
После Манилова Чичиков направился к Собакевичу, но случилось так, что он попал к Коробочке. Этот случай не был безразличным Гоголю. Бездеятельный Манилов и не-утомимо хлопотливая Коробочка в некотором роде анти-поды. И потому они композиционно поставлены рядом. Один характер делает более резким, рельефным другой.
По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее «дубинноголовой». Коробочка вся погружена в мир мелочных хозяйственных интересов. Манилов «парит» над зем-лей, а она поглощена прозой будничного земного сущест-вования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, ушла в свое ску-доумное и трусливое хозяйствование. Она не отваживает-ся уступить Чичикову свои мертвые души не только по-тому, что боится прогадать в цене с незнакомым ей това-ром, но еще из опасения, а вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся» Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982.С.25.
Такой неожиданный по-ворот мысли -- в сути характера «крепколобой» старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабо-чена лишь одним -- копеечной выгодой. Да и с копейкой-то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробоч-ки. Но так ли далеко от нее ушел Манилов? Такие ли уж они антиподы, как кажется по их столь различным харак-терам?
Хотя и по-своему, но Коробочка совершенно так же, как Манилов, не может взять в толк смысла «негоции» Чи-чикова. Торгуя живыми душами и хорошо зная цену на них, Коробочка принимает мертвые души за какой-то ей еще неизвестный, но уже ходкий товар. Но она проявляет не-решительность. Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее, своими сомнениями и опасениями она едва не доводит его до ис-ступления. «Послушайте, матушка... Эх какие вы! что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах». Чичиков почти не владеет собой и костит «проклятую старуху» Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982.с.44.
Но здесь неожиданно вторгается голос автора: «Впро-чем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совер-шенная Коробочка». Вспомним сравнение Манилова с «слишком умным министром». Типологические обобщения Гоголя в «Мертвых душах» всегда очень емки. Они завер-шают портреты героев и острием своим неизменно устрем-лены к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества.
Каждый из помещиков, с которыми встречается Чичи-ков, обладает своей резко обозначенной индивидуально-стью. И каждому так или иначе дана типологическая ха-рактеристика, вытекающая из его индивидуальности и как бы концентрирующая иронию Гоголя уже в глубоко серь-езную, подчас скорбную мысль о целом разряде типичных явлений. Так типологическая характеристика включается в художественную структуру поэмы, становится ее орга-ничным компонентом.
В Ноздреве Гоголь создал совершенно новый в миро-вой литературе социально-психологический тип. В одном из лирических отступлений подчеркивается мысль об удивительном многообразии форм, в которых проявляется ноз-древщина. «Ноздрев долго еще не выведется из мира, -- предостерегает Гоголь. -- Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане ка-жется им другим человеком» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.6 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.72.
Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои «преимущества» перед другими и свои степени пародии на ум, сердечность, хозяйственность и т. д. Но есть один признак, по которому эти образы выстраивают-ся по нисходящей лестнице: от одного к другому все гуще становится та их античеловеческая сущность, которую сам Гоголь назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров. «...Один за другим следуют у меня герои один пош-лее другого», -- писал Гоголь об этом в 1843 году. «Много-сторонность» Ноздрева, кончающаяся «гадью», ничуть ни лучше сладкой безличности Манилова, как ноздревские «юркость и бойкость характера» ничуть не лучше «дубинноголовости» Коробочки.
Давно уже замечена одна характерная особенность го-голевской поэтики: особый интерес писателя к изображе-нию бытового, вещного, предметного окружения его ге-роев.
Художник необычайно наблюдательный, Гоголь умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта, это явно прослеживается в знакомстве с Собакевичем.
Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых труд-ных. Она тоже несколько раз переделывалась, в нее вво-дились новые детали, усиливавшие впечатление от внеш-ности Плюшкина, его имения, дома. Писатель стремился к предельной краткости и энергии повествования.
Образ Плюшкина вызывает ассоциации с персонажа-ми произведений Плавта, Шекспира, Мольера, Бальзака, Пушкина. Обличение скупости -- одна из самых популяр-ных тем в мировой классической литературе. Но Гоголь дал совершенно оригинальную разработку уже известной темы.
Образы помещиков раскрыты Гоголем вне эволюции, как характеры уже сложившиеся. Единственное исключе-ние -- Плюшкин. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Среди них он наиболее злове-щий симптом неизлечимой, смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй, предел распада челове-ческой личности вообще, «прореха на человечестве».
Очень часто в поэтике Гоголя вещи становятся не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения. Эта особенность гоголевской поэтики всего нагляднее раскрывается в «Мертвых душах».
Вспомним, например, знаменитую беседку Манилова с голубыми колоннами и надписью над ней «Храм уединенного размышления». Здесь уже зерно характера Манилова с присущей ему сен-тиментальной слащавостью и мнимой значительностью. Да и на вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них или чего-то недостает (вспомним обитые рогожей кресла), или в них что-то лишне (например, бисерный чехольчик на зубочистку). Все подчеркивает дряблость этого человека, его абсолютную беспомощность и непри-способленность к жизни.
А бессмертная шарманка Ноздрева? Она исполняет мазурку, но игра вдруг прерывается песней «Мальбруг в поход поехал», а та, в свою очередь, столь же неожиданно завершается каким-то вальсом. И уже перестали крутить шарманку, ей бы и замолчать, а одна дудка в ней очень бойкая никак не хочет угомониться и долго еще одна продолжает свистеть. Здесь уже схвачен весь характер Ноздрева. Он сам словно испорченная шар-манка: неугомонный, озорной, буйный, вздорный, готовый в любой момент без всякой причины набедокурить, напа-костить или совершить нечто непредвиденное и необъяс-нимое.
Вспомним, у Коробочки великое множество разных мешочков, ящиков в комодах, нитяных моточков, ночных кофточек и много вещей, свидетельствующих о мелкой бережливости хозяйки. Человек опутан «потрясающей тиной мелочей».
Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, ни-чтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность.
Не случайно начинается глава о Плюшкине глубоко интимным признанием Гоголя о том, как окружа-ющая его действительность сменила в нем «детский лю-бопытный взгляд», не замечающий скрытой пошлости, на трезвую проницательность и глубокую грусть. «Теперь,-- признается он-- равнодушно подъезжаю ко всякой не-знакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую на-ружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что побудило бы в прежние годы живое дви-жение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста». Здесь, конечно, не одно сожаление о невозвратной юности, -- здесь приоткрывается бездонная скорбь писате-ля, созвучная словам великого поэта, сказанным «голосом тоски» после чтения первых глав «Мертвых душ»: «Боже, как грустна наша Россия!»
Гоголь был наделен острым чувством гражданского самосознания. Смешное в жизни всегда вызывало в нем горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе в современном мире, о нелепости общественного строя, в ко-тором хозяевами жизни являются Собакевичи и Плюш-кины.
Впрочем, не только они.
Изображение жизни дореформенной России было бы не-достаточно полным, если бы Гоголь ограничился только об-разами помещиков. В сюжет включена еще одна важная общественная сила -- чиновничество.
Готовя «Мертвые души» к первому изданию, Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги. Слово «поэ-ма» выделено самыми крупными буквами и окаймлено головами двух богатырей. Это был как бы подзаголовок, име-вший своей целью помочь читателю правильно понять ис-тинный смысл произведения. Весь рисунок знаменитой об-ложки -- бричка Чичикова, бутылки, бокалы, танцующая пара и вьющиеся вокруг причудливые завитки со зловещи-ми черепами -- весь этот рисунок сделан черным по свет-ло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по черному.
Обложка точно иллюстрировала основную идею Гоголя. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жиз-неутверждающее начало -- мечта о счастливой России и свободном русском человеке. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», -- писал Гоголь.
Такова поэтическая тема «Мертвых душ». Она была для писателя самой заветной, ей отдал он всю лирическую силу своего таланта. Эта тема и заключала в себе «живую душу» великой поэмы. Демократическая кри-тика 50--60-х годов недаром высказывала убеждение, что лирическая стихия «Мертвых душ» открывает какие-то новые, еще неведомые дали в развитии русской прозы.
«Мертвые души» оказали сильное влияние на развитие русского социального романа с его пафосом беспощадного анализа социальных противоречий современной жизни. Многими нитями «Мертвые души» связаны со всем после-дующим развитием русской литературы второй половины XIX века Храпченко М.Б. Полн.собрание сочинений, М.:Учпедгиз, 1985. С.554.
2.2 Лирические фрагменты «Мертвых душ» и их идейное наполнение

Лирические отступления -- очень важная часть любого произведения. По обилию лирических отступлений поэму «Мертвые души» можно сравнить с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Такая особенность этих произведений связана с их жанрами - поэма в прозе и роман в стихах. В «Евгении Онегине» лирические отступления вводят истинного главного героя романа -- Пушкина -- человека своей эпохи, в окружении ее атрибутов и примет.
Важнейшую роль в композиционной структуре «Мерт-вых душ» играют лирические отступления автора. Глубокую художественную оправданность лирических отступлений, их большое значение для композиционного построения «Мерт-вых душ» в свое время очень тонко почувствовал А. Герцен. Под свежим впечатлением только что опубликованного тогда произведения он записал в своем дневнике (июль 1842 г.): «Тут переход от Собакевичей к Плюшкиным,-- обдает ужас; вы с каждым шагом вязнете, тонете глубже, лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся» Герцен А.И. Поли. собр. соч., т. 3, С. 35.
Гер-цен верно отмечает, что лирические места, внося живитель-ное, освежающее начало, выпукло оттеняют возникающие перед читателем мрачные картины.
Высоко оценивал лирическое начало в «Мертвых душах» и Белинский, указывая на «ту глубокую, всеобъемлющую и гуманную субъективность, которая в художнике обнаружи-вает человека с горячим сердцем, симпатичною душою... ту субъективность, которая не допускает его с апатическим рав-нодушием быть чуждым миру, им рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вдыхать душу живу» Белинский В.Г. Собр. соч., т. 2, стр. 289.
Лирические отступления в «Мертвых душах» насыщены пафосом утверждения высокого призвания человека, пафосом больших общественных идей и интересов. Высказывает ли автор свою горечь и гнев по поводу ничтожества показанных им героев, говорит ли он о месте писателя в современном обще-стве, пишет ли он о живом, бойком русском уме -- глубоким источником его лиризма являются думы о служении родной стране, о ее судьбах, ее печалях, ее скрытых, придавленных гигантских силах.
Можно отметить, что «Мертвые души» представляют собой сложный жанровый сплав. Элементы эпоса и лирики выступают тут в ином соотношении, чем, скажем, в «Тарасе Бульбе», где национально-патриотическая тема находила свое решение в повествовательной форме, в которое естественно и свободно совмещались особенности поэзии эпической и лирической.
Могучая песенно-лирическая струя, столь характерно окрашивающая повествование «Тараса Бульбы», усиливала и естественно дополняла главную, эпическую линию этого произведения. В «Мерт-вых душах» другой тип взаимосвязи -- по контрасту. Ли-рическая тема здесь прямо противоположна тому царству мертвых душ, которое сатирически обличается в произве-дении, и она резче оттеняет мертвенность, историческую обреченность этого царства.
Еще Герцен, под свежим впе-чатлением только что прочитанной книги Гоголя занес в свой дневник характерную запись: «Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять карти-ной, напоминающей все яснее, в каком рву ада находим-ся» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.2- М.:Издательство АН СССР, 1940. С.220
. Лирическая тема по-своему также играла обличительную роль.
То, что принято называть лирическими отступления-ми, в «Мертвых душах» вовсе не есть отступление от чего-то главного. Они сами включаются в главное русло эпи-ческого повествования. Стоит их изъять из поэмы -- и не станет поэмы. Лирические отступления -- чрезвычай-но важный структурный элемент всего произведения.
Гоголь создал новый тип прозы, в котором неразрывно слились противоположные стихии творчества -- смех и слезы, сатира и лирика. Никогда прежде они, как уже ус-тановлено, не встречались в одном художественном про-изведении. Эстетика тех времен не допускала и возмож-ности такой встречи. Своеобразие гоголевской прозы, как чутко уловил Некрасов, «невозможно подвести ни под ка-кие теории, выработанные на основании произведений, данные другими поэтами. И основы суждения о нем долж-ны быть новые» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.9 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.342.
Эпическое повествование в «Мертвых душах» то и де-ло прерывается взволнованными лирическими монолога-ми автора, оценивающего поведение персонажа или раз-мышляющего о жизни, об искусстве. Подлинным лиричес-ким героем этой книги является сам Гоголь. Мы постоян-но слышим его голос. Образ автора как бы непременный участник всех событий, происходящих в поэме. Он незри-мо присутствует всюду. Он внимательно следит за поведе-нием своих героев и активно воздействует на читателя. Причем голос автора совершенно лишен дидактики, ибо образ этот воспринимается изнутри, как представитель той же отраженной действительности, что и другие пер-сонажи «Мертвых душ».
Образ автора -- это именно пер-сонаж, созданный художником, обладающий своим характером и языком, имеющий собственное отношение к жиз-ни, свой сложный духовный и нравственный мир. Этот лирический персонаж придает всему повествованию своеобразную эмоциональную окраску.
Наибольшего напряжения достигает лирический голос автора на тех страницах, которые непосредственно посвя-щены Родине, России. В лирические раздумья Гоголя вплетается еще одна тема -- будущее России, ее собствен-ная историческая судьба и место в судьбах человечества Бурков И.А. Николай Гоголь, - М.:Просвящение, 1989. - с.52.
Страстные лирические монологи Гоголя были выражением его поэтической мечты о неискаженной, пра-вильной действительности. В них раскрывался поэтичес-кий мир, в контрасте с которым еще острее обнажался мир наживы и корысти. Лирические монологи Гоголя -- это оценка настоящего с позиций авторского идеала, кото-рый может быть осуществлен лишь в будущем. Будущее России никогда еще с такой глубокой, пронзительной си-лой не вторгалось в изображение крепостнической дейст-вительности. Впервые в русской литературе будущее ста-новилось судьей настоящего.
Важнейшую роль в композиционной структуре «Мертвых душ» играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Гоголь в своей поэме выступает, прежде всего, как мыслитель и созерцатель, пытающийся разгадать таинственную птицу-тройку -- символ Руси. Две важнейших темы размышлений автора - тема России и тема дороги - сливаются в лирическом отступлении: «Не таки ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? ...Русь! куда ж несется ты? дай ответ. Не дает ответа» Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982.с.102.
Лирические отступления в «Мертвых душах» часто более глубокие, филосовски-серьезные, чем пушкинские. Писатель рисует очень широкую, объемную картину русской жизни своего времени, дополняя ее собственными суждениями и авторской индивидуальностью, и главную роль в этом играют именно лирические отступления.
Конец формы
Автора часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Но главная тема поэмы -- Россия, и все лирические отступления так или иначе развивают эту тему.
Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси,-- от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка).
Тема дороги -- вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога -- образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!»
Эпическое повествование в «Мертвых душах» то и дело прерывается лирическими монологами автора, оценивающего поведение персонажа или размышляющего о жизни, об искусстве, о России и ее народе, а также затрагивая такие темы, как молодость и старость, назначение писателя, которые помогают больше узнать о духовном мире писателя, о его идеалах.
Наибольшее значение имеют лирические отступления о России и русском народе. На протяжении всей поэмы утверждается идея автора о положительном образе русского народа, которая сливается с прославлением и воспеванием родины, в чем выражается гражданско-патриотическая позиция автора.
В начале поэмы лирические отступления носят характер высказываний автора о его героях, но по мере развертывания действия их внутренняя тема становится все более широкой и многогранной.
Рассказав о Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, для того чтобы читателю стала яснее нарисованная картина жизни. Авторское отступление, которым прерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение с ее «сестрой» из аристократического общества, которая, несмотря на иной внешний облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.
После посещения Ноздрева Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой. Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением: «Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Гоголь Н.В. Мертвые души. - М.: Просвещение, 1982.с.51» Но то, что свойственно множеству людей, что появляется «поперек» каким бы то ни было печалям,- все это совершенно чуждо Чичикову, холодная осмотрительность которого сопоставляется здесь с непосредственным проявлением чувств.
Совсем иной характер носит лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь автор говорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, о талантливости русского народа. Внешне это лирическое отступление как будто мало связано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытия основной идеи поэмы: настоящая Россия - это не собакевичи, ноздревы и коробочки, а народ, народная стихия. Так, в пятой главе писатель славит «живой и бойкий русский ум», его необыкновенную способность к словесной выразительности, что «если наградит косо словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света» Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982.с.67. На такие рассуждения Чичикова навел его разговор с крестьянами, которые называли Плюшкина «заплатанным» и знали его только потому, что он плохо кормил своих крестьян Бурков И.А. Николай Гоголь, - М.:Просвящение, 1989. - с.62.
В тесном соприкосновении с лирическими высказываниями о русском слове и народном характере находится и то авторское отступление, которое открывает шестую главу.
Повествование о Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающий смысл: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»
Гоголь чувствовал живую душу русского народа, его удаль, смелость, трудолюбие и любовь к свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют рассуждения автора, вложенные в уста Чичикова, о крепостных крестьянах в седьмой главе. Здесь предстает не обобщенный образ русских мужиков, а конкретные люди с реальными чертами, подробно выписанными. Это и плотник Степан Пробка - «богатырь, что в гвардию годился бы», который, по предположению Чичикова, исходил всю Русь с топором за поясом и сапогами на плечах. Это и сапожник Максим Телятников, учившийся у немца и решивший разбогатеть враз, изготавливая сапоги из гнилушной кожи, которые расползлись через две недели. На этом он забросил свою работу, запил, свалив все на немцев, не дающих житья русскому человеку.
Чичиков размышляет о судьбах многих крестьян, купленных у Плюшкина, Собакевича, Манилова и Коробочки. Но вот представление о «разгуле народной жизни» настолько не совпадало с образом Чичикова, что слово берет сам автор и уже от своего имени продолжает повествование, рассказ о том, как гуляет Абакум Фыров на хлебной пристани с бурлаками и купцами, наработавшись «под одну, как Русь, песню». Образ Абакума Фырова указывает на любовь русского народа к свободной, разгульной жизни, гуляньям и веселью, несмотря на тяжелую крепостную жизнь, гнет помещиков и чиновников.
Лирическое волнение Чичикова, казалось бы, противо-речит основной линии его характера. Но оно отнюдь не яв-ляется результатом некой психологической ошибки писа-теля, якобы приписавшего своему герою нечто такое, что заведомо ему противопоказано. Обратим внимание на то, что эпизод, в котором Гоголь отдает Чичикову «свои соб-ственные благороднейшие и чистейшие слезы», не един-ственный в поэме.
Рассмотрим знаменитое рассуждение Чичикова в восьмой главе о балах: «Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!» -- говорил он в сердцах: «Ну, чему сдуру обрадовались? В губернии неурожаи, до-роговизна, так вот они за балы! Эк штука: разрядились в бабьи тряпки! Невидаль: что иная навертела на себя ты-сячу рублей! А ведь на счет же крестьянских оброков или, что еще хуже, на счет совести нашего брата. Ведь извест-но, зачем берешь взятку и покривишь душой: для того, чтобы жене достать на шаль или на разные роброны, про-вал их возьми, как их называют. А из чего? чтобы не ска-зала какая-нибудь подстега Сидоровна, что на почтмей-стерше лучше было платье, да из-за нее бух тысячу руб-лей» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.6 - М.:Издательство АН СССР, 1940. С.174
.
Это рассуждение было бы, казалось; куда более уместным в устах самого автора! А вспомним «осно-вательные» мысли того же Чичикова в пятой главе о юной блондинке -- о том, во что скоро превратится это прекрас-ное существо в результате педагогических забот «маменек и тетушек»! А его мудрое рассуждение о «человеке-ку-лаке»!
В лирических отступлениях предстает трагическая судьба закрепощенного народа, забитого и социально приниженного, что нашло отражение в образах дяди Митяя и дяди Миняя, девчонки Пелагеи, которая не умела отличить, где право, где лево, плюшкинских Прошки и Мавры. За этими образами и картинами народной жизни кроется глубокая и широкая душа русского народа.
Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в созданном Гоголем образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны: «Русь, куда ж несешься ты?» Он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет маниловых, собакевичей, ноздревых, плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.
В главах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания о крайней раздраженности чинов и сословий - «теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположены в воздухе». Описание всеобщей сумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложных путях, которыми нередко шло человечество в своей истории, - «но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».
Особенной силы гражданский пафос писателя достигает в лирическом отступлении - «Русь, Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека». Как и лирический монолог начала седьмой главы, это лирическое отступление составляет отчетливую грань между двумя крупными звеньями повествования - городскими сценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже в широком плане предстает тема России, в которой было «бедно, разбросанно и неприютно», но где не могут не родиться богатыри.
Лирические высказывания автора как бы прерываются вторжением грубой житейской прозы. «И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!
- Держи, держи, дурак! - кричал Чичиков Селифану.
- Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.- Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - И, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка» Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982.с.104.
Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применен Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению можно глубже уяснить мерзкие черты героев «Мертвых душ».
Образ дороги в лирических отступлениях символичен. Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом.
Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться...» Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора - России народной, к и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.