На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии. Эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта. Восприятие образов художественного произведения. Дом Люверс. Соборная площадь. Набережный сквер.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 19.01.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
Литературные экскурсии
Среди многообразных форм функционирования литературного произведения существует одна крайне интересная, но обойденная вниманием современного литературоведения: литературная экскурсия. Большой опыт теории экскурсионного дела, накопленный в 1920-е годы пока не востребован. Такой социально и просветительски значимый и богатый возможностями феномен бытования литературы как литературная экскурсия отошел, кажется, исключительно в область прикладных интересов туристического бизнеса. Соответственно проектирование экскурсий теоретически не осмыслено и не имеет сколь-нибудь продуманной концептуальной основы.
Всем известно, как они ожив-ляют преподавание. Мы не будем перечислять типы и темы экскурсионной работы, связанной с уроками литературы, так как это достаточно известно и тесно связано с местными условия-ми: в больших городах к услугам школ экскурсионные бюро, предлагающие и тематику и организационное устройство эк-скурсий; в сельских местностях выбор экскурсий не так богат и вся инициатива и организация ложится на учителя.
Однако не следует думать, что только в городах и районных центрах можно найти такие места или памятники, которые нужно показать учащимся. Интереснейшие объекты для активного и поучительного восприятия нередко оказываются в местах, казалось бы, ничем не прославленных и далеких от цен-тров. Так в Адыгее много мест , которые были посещамы писателям. Так, например, Е Шварцем, М.Горьким и т.д.
Тот, кому доводилось проводить экскурсии всем классом в музеи или места, связанные с жизнью писателя, знает, что это нелегкое мероприятие, требующее немалой выдержки от учащихся. Продуктивность экскурсии не всегда бывает ровной, так как часть класса из-за пассивности или недостаточности вре-мени для вдумчивого осмотра (комнаты тесны, витрины неве-лики) так или иначе выпадает из актива экскурсантов. Обычно и руководители музейных экскурсий предпочитают вести осмотр с небольшими группами учащихся. Да и вообще пассив-но слушать руководителя экскурсии способны далеко не все учащиеся: это закономерно и вовсе не связано с недисциплини-рованностью учащихся. Они хотят сами осмотреть, сами узнать, сами выбрать то, что их интересует. Поэтому весьма целесооб-разно (особенно для старших классов) внести самостоятель-ность и самодеятельность в экскурсию. В нашей личной практи-ке преподавания мы нередко превращали экскурсии в так назы-ваемые «экспедиции» (условное название), при которых давали полную самостоятельность учащимся в наблюдениях и осмотре экспонатов. Так, мы ставили перед учащимися задачу, общую для всего класса: «Кому и за что поставлены памятники в на-шем районе?» Класс разделит-ся на маленькие группки, взявшиеся исследовать отдельные памятники (некоторые учащиеся фотографировали- или зарисо-вывали, узнавали (подробности) о деятеле, которому воздвигнут памятник, узнавали имя скульпто-ра, обстоятельства, при которых был открыт памятник и пр.). Эта полностью самостоятельная работа носила исследователь-ский характер и увлекала учащихся. На уроке, заключающем экспедицию, школьники сообщали результат своей экспедиции и делали свой вклад в общий альбом по указанной теме.
Редко удается экскурсия всем классом на тему «По памятным местам ». Не удается потому, что дома, места просматриваются чуть ли не из окна автобуса, и большого впечатления у учащихся не оставляют. Поручите отдельным группкам учащихся в два-три человека обследовать и описать, сфотографировать, зарисовать памятные места, и они это сде-лают с такими деталями, которых не встретите и в экскурсион-ных печатных описаниях, Осматривать всем классом за один раз всю Третьяковскую галерею, весь Горьковский музей--занятие утомительное и малопродуктивное. Значительно эффективнее дать задание на самостоятельный просмотр учащимися нескольких картин одного-двух художников, с предварительным знакомством со статьей (в истории живописи) об этом художнике и последую-щем сообщении в классе о своей «экспедиции». Так же и в музее лучше побывать дважды, но, выполняя самостоятельное задание, глубже озна-комиться с одним-двумя разделами грандиозного собрания.
Все сказанное нами об экскурсионной работе не отрицаем пользы и массовых экскурсий; мы выдвигаем лишь иную фор-му экскурсирования, при которой учащиеся (в особенности старших классов) развивают навыки исследования и находят выход своим индивидуальным склонностям.
Эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии пока мало востребованы и в школьном преподавании литературы, хотя даже не столь богатая литературная история дает обширный материал к моделированию литературных маршрутов. Проецируя текст произведения в реальный ландшафт, развертывая его как здесь и теперь длящееся событие, литературная экскурсия создает ничем не заменимый эффект сопричастия художественному миру. Действительно, эффект взаимодействия литературного текста и ландшафта оказывается многоплановым. Во-первых, меняется восприятие самого художественного текста. Строки знакомого произведения, локализованные в маршруте, приобретают предельную конкретность. Экскурсант, сопоставляя объект и порождаемые им авторские ассоциации, сам входит в процесс творческого преображения местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые улицы города, безликие, молчаливые дома приобретают облик, голос, говорят языком литературных преданий. В сознании воспринимающего срабатывают механизмы, превращающие профанное пространство в насыщенный смыслами культурный ландшафт. И, наконец, активизируются процессы идентификации территории и самоидентификации человека, проживающего на ней, углубляется естественная потребность знать и любить свой край.
Но каждым годом литературное экскурсии занимает все большее место в работе учителя-словесника.
Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познаватель-ном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив-ными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, сти-мулируют интерес к жизни и творчеству того или иного ав-тора.
Но, как известно, этот материал с успехом мо-жет быть использован и при ознакомлении с определенной исторической эпохой, и при заключительных занятиях по кон-кретной теме, где роль литературной экскурсии будет сво-диться к закреплению материала.
На одном из самых важных этапов учебного процесса, в работе над художественным текстом, литературные экскурсии занимают, на первый взгляд, не столь значительное место. Действительно, если имеются экскурсии, в которых це-ликом или частично может уложиться материал биографии писателя или характеристики эпохи, то ни одна экскурсия не заменит непосредственного анализа текста.
Какова же роль литературной экскурсии на этом этапе работы, да и нужно ли она вообще здесь? Многочисленные наблюдения позволяют от-ветить на этот вопрос: да, нужно, и помощь может оказать немалую.
Самое простое, что может сделать литературная экскурсия при работе над текстом художественного произведения--это быть иллюстрацией или комментарием, а иногда и содействовать образному восприятию произведения. Таковы, напри-мер, экскурсии, которые проводил известный теоретик и прак-тик литературно-краеведческой работы Н. Н. Анциферов в 20-е годы по «Петербургу Достоевского», когда, идя по пути Раскольникова или Свидригайлова, он вместе со своими слушателями становился как бы свидетелем и даже участ-ником описываемых событий. Такова экскурсия по «Петер-бургу Пушкина», но только по тем местам, которые описаны в его произведениях (а их много), экскурсия «по местам Пе-чорина» на Кавказских Минеральных водах, на Бородинское поле, по местам Орловской области, описанным в «Записках охотника» и т. п.
Иллюстрацией или комментарием к художественному про-изведению может быть и экскурсия по старым цехам боль-шого предприятия (Кировский завод в Ленинграде). Эти экс-курсии, которые воссоздают перед учениками картины прош-лого, жизнь людей.Но литературное краеведение может не только иллюстри-ровать и комментировать художественное произведение, в про-цессе этой работы нередко учащиеся получают дополнитель-ные знания, лучше усваивают и более глубоко понимают художественный образ. Литературная краеведческая экскур-сия, проведенная в процессе работы над произведением, не-редко дает возможность молодым читателям постигнуть и психологию творчества писателя. Например, посещение мест, воссозданных художниками слова, не только наглядно про-иллюстрирует их произведения, но и введет учеников в тот мир чувств, переживаний, который помогал автору в воссозда-нии этих картин.
В процессе литературно-краеведческой работы одну из главных ролей играет эмоциональный характер восприятия. Перед учителем, организующим и ведущим экскурсию, стоит задача прежде всего ввести своих слушателей в состояние заинтересованности, которое при наиболее удачном сочетании элементов показа и рассказа, может перейти в состояние увлеченности. Для этого нужно, чтобы у учащихся создалось определенное настроение, т. е. общее эмоциональное состоя-ние, которое в течение всего времени экскурсии и даже не-, которое время после нее окрашивает его переживания. Созда-ние этого настроения целиком зависит от объектов показа и от рассказа ведущего.
Произведения и способствует более глубокому усвоению его идейного смысла.
Например, знакомя школьников с экспонатами музея истории, учитель ставит своей задачей наглядно показать уча-щимся, что материал, положенный в основу содержания являлся характерным в России. Экспонаты музея, история жизни должны, по мысли учителя, убедить уче-ников в том, автор в своем произведении создал харак-теры и показал эпизоды, типичные для страны.
Перед посещением музея учитель обычно ставил учащимся задачу: внимательно следить за экспозицией, за рассказом экскурсовода, чтобы потом, на уроках, отметить, какие именно факты из истории отображены в произведении
Таким образом, экскурсионный материал, использованный на уроке как средство более доступного объяснения, конкретизации и иллюстрации одного из моментов биогра-фии или творчества писателя, как средство раскрытия органиче-ской связи между литературой и жизнью, вполне оправдывает себя. Он не только делает урок более интересным и содержательным, не только дал ученикам некоторые представления о литературных традициях и истории родного города, но, что гораздо важнее, поможет раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей народа. Кроме того, приведенные факты позволят заглянуть в «творческую лабораторию» писателя, увидеть, как материал действитель-ности под пером художника становится материалом литера-турного произведения.
Сообщение литературно-краеведческих сведений дает наи-больший эффект в усвоении знаний учащимися тогда, когда оно умело сочетается с демонстрацией наглядных пособий.
Главное назначение наглядности по литературе -- помочь правильному восприятию образов художественного произве-дения, способствовать созданию у школьников конкретных представлений о той действительности, которая отражена пи-сателем, в обстановке которой он жил и работал.
Литературные экскурсии могут быть и заочные, когда учитель демонстрирует наглядные пособия и берет на себя роль гида.
По своему содержанию литературные наглядные пособия отличны от других учебных пособий тем, что они демон-стрируют локальный материал; по способу отражения действительности они могут быть условно разделены на три группы: натуральные, изобразительные и графические.
К натуральным пособиям мы относим подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие непосредственное отношение к литературе: письма или ри-сунки писателя, мемориальные вещи, первые издания произ-ведений, уникальные экземпляры газет, журналов, рукопи-си, документальные фотографии. Такие подлинники, как при-жизненное издание книги Н. Островского «Как закалялась сталь», том журнала «Современник» за 1860 год, экземпляры 1 газеты «Комсомольская правда» со стихотворениями В. Маяковского, рассматриваются учащимися с огромным ин-тересом и особым эмоциональным подъемом.
С их помощью можно раскрыть и своеобразие изучаемого периода, колорит эпохи, подтвер-дить правдивость и типичность изображенных в литературе явлений; он должен соответствовать содержанию и теме учеб-ного материала, быть доступным возрасту учащихся. Прежде чем показывать экспонаты в классе, учитель обязан выяснить следующие сведения об источнике: где, когда и при каких об-стоятельствах был найден данный документ, кто является .его автором, для какой цели он был создан и какую роль сыг-рал в свое время. Необходимо также установить, на каком этапе урока, когда удобнее показать его при изложении но-вого материала.
Наиболее распространенным видом наглядности по лите-ратуре для заочной экскурсии является наглядность изобразительная, к которой относятся такие краеведческие пособия, как портреты писа-телей-земляков, картины живописи, репродукции и иллюст-рации, воспроизводящие природу края, быт и труд местного населения, фотографии, рисунки макеты и модели историче-ских зданий, памятников и других достопримечательных мест. Подобный материал обогатит представления учащихся об эпохе, жизни и творчестве писателя.
К графическим наглядным пособиям краеведческого типа мы относим литературные карты края с условными обозначе-ниями мест, интересных в историко-литературном отношении; ним же относятся маршрутные карты, топографические схе-мы путешествий писателя или героя художественного произ-ведения, хронологические таблицы важнейших литературных событий, рекомендательные списки книг и др. Пособия тако-го типа изготовляются учащимися по заданию учителя. Уче-ник, приступая к созданию, например, литературной карты края, должен предварительно ознакомиться с художественной и критической литературой, выписать краеведческие сведения из разнообразных источников, обработать и сгруппировать собранный материал, подумать о его расположении и оформ-лении. Делается это под наблюдением и непосредственным руководством учителя. Графические краеведческие пособия могут быть с успехом использованы на уроке для осмысле-ния отдельных периодов биографии писателя, например:
«Странствования по Руси А. М. Горького», «Чернышевский в Забайкалье»; для показа места действия в топографии литературного произведения: «Поход Игоря на половцев», «План Бородинского сражения», «Местожительство Обломова в Петербурге», «Путешествие некрасовских странников»; для ознакомления с развитием ли-тературы в данном крае и его значением в культурной жизни всей страны: «Литературная карта Смоленщины», «Лермон-товские места на Кавказе», «Замечательные литературные мес-та Крыма».
При изучении «Капитанской дочки» мы пользовались картой путешествия Пушкина по Уралу в районы восстания Пугачева.
Цель экскурсий на вступительных занятий на уроках литературы в стар-ших классах--показать общественные проблемы, выдвину-тые жизнью и привлекающие внимание писателей в данный исторический момент. Учитель литературы не может при этом ограничиться сухой исторической справкой об общественно-политической обстановке эпохи. Не отвлеченными общими фразами и не цифрами экономической статистики, а живыми примерами из истории родного края воссоздаст он обстановку для правильного подхода к восприятию и анализу содержания изучаемого произведения.
Особое место среди синтетических форм наглядности зани-мают киноуроки.
В качестве примера можно сослаться на два киноурока, проведенные в Х классе (на тему «Маяковский») и VIII клас-се (на тему «Демон» Лермонтова) в одной из московских школ. Эти уроки интересны тем, что они показывают, из каких составных частей может складываться эта форма син-тетической наглядности.
В основу киноурока по «Демону» были положены картины-иллюстрации к поэме Лермонтова. Они были показаны через эпидиаскоп в той последовательности, в какой это было необ-ходимо для учителя, ведущего урок. Но там, где нужно, был вставлен кусок из киноленты о Лермонтове, включена ария Демона «Не плачь дитя, не плачь напрасно» (для этой цели была использована патефонная пластинка). Лекция учителя, ведущего урок, прерывалась выступлениями учеников, кото-рые читали отрывки из поэмы Лермонтова. Широко использо-ваны картины Врубеля. Для того чтобы учащимся яснее был характер, художественная манера этого художника, было ска-зано несколько слов в процессе лекции о том, как писал кар-тины Врубель и какое место в его рисунке занимает лицо, поза, движения основного героя и совершенно условно изоб-ражаемая окружающая обстановка, рассчитанная на то, что-бы усилить впечатление от героев, в данном случае от Демона и Тамары.
В таком же плане был проведен и киноурок в Х классе о жизни Маяковского. Здесь также в основу были положены иллюстрации из книги о Маяковском, пейзажи Кавказа, снимки с «Окон РОСТА» и т. п. Но в лекцию вошел также отрывок из кинофильма о Маяковском, прозвучал голос Маяковского--запись его речи .на пленку. Само собой ра-зумеется, что такого рода киноуроки требуют от учи-теля очень серьезной подготовки, так как все элементы, из которых составляется урок, должны быть абсолютно сла-жены друг с другом. Всякая неудача с показом той или иной картины или куска из фильма разбивает впечатление и мо-жет привести к совершенно обратным результатам. Киноурок должен быть подготовлен так же, как готовится спектакль, он должен представлять собой продуманное единое целое.
Киноуроки указанного типа практикуются еще крайне редко, и методика проведения таких уроков только еще начи-нает разрабатываться.
Ниже предлагается практический опыт литературной прогулки по Перми.
В тексте сочетаются краеведческая информация, необходимые биографические сведения о поэтах, писателях, так или иначе связанных с городом (в период второй половины ХIХ - начала ХХ веков), выдержки из очерков, рассказов и путевых заметок. Сюжетообразующим началом маршрута является творчество Б.Л. Пастернака, линией, организующей пространство прогулки, Кама.
"Если судьба занесет кого-нибудь из вас в Пермь, хотя на короткое время, то послушайтесь моего совета /…/ прогуляйтесь по берегу Камы /…/ и полюбуйтесь, с романом Фенимора Купера в руках, этой огромной, плавной, величавой рекою и противоположным берегом ее, покрытым лесами и лесами на необозримое пространство. Я уверен, что эта пустынная река, этот безграничный лесной мир покажутся вам братьями тем американским рекам и тем девственным саваннам, которые так живописны на страницах Купера"1.
Так полтораста лет назад обращался к читателю со страниц своих "юмористических, сентиментальных и практических" дорожных писем Евгений Александрович Вердеревский. Выпускник пушкинского лицея, бойкий журналист, неплохой поэт и небезуспешный чиновник, он прослужил в Перми под крылышком высокопоставленного дяди чуть более пяти лет: 1847-1853. Вряд ли Евгений Александрович узнал бы сегодня город, давший ему некогда приют и удачное начало карьеры, но его совет верен и по сей день: знакомиться с Пермью нужно с набережной Камы. Только вместо Фенимора Купера в ваших руках уместнее был бы томик Михаила Осоргина, Василия Каменского или Бориса Пастернака. Они открыли поэзию Перми и Камы.
ДОМ ЛЮВЕРС
И вот, поднявшись от грохочущих трамвайных путей по круто уходящей вверх улице Осинской, мы стоим на высоком камском берегу. Это гора Слудка. Справа виден автодорожный мост и - подальше - стройные лазоревые объемы Свято-Троицкого кафедрального собора, более известного как Слудская церковь, налево - набережная аллея и плац института ракетных войск и далее - соборная площадь. А прямо перед нами панорама Камы, мало чем изменившаяся за прошедшие полтора века - лента реки и лесa, уходящие к горизонту.
Отсюда мы начнем прогулку по камскому берегу. Место, где улица Осинская распахивается видом на Каму, - особое. Здесь в историю города вплетается литературное предание: в угловом двухэтажном доме Борис Пастернак поселил свою героиню, девочку по имени Женя Люверс. Так что скромная пермская улочка выводит прямиком в мировую культуру, где давно уже обосновалась пастернаковская повесть "Детство Люверс", - чудесная по обаянию свежести проза, одно из лучших произведений о детстве.
А дело в том, что в 1916 году Борис Пастернак полгода служил на военных химических заводах во Всеволодо-Вильве. В мае-июне, перед отъездом с Урала, он не однажды наезжал в Пермь по служебным делам, задерживался здесь по несколько суток и хорошо узнал город, исходил его вдоль и поперек. В магазине Ижболдина, что на углу Осинской и нынешней Коммунистической, он накупил для домашних множество (в сравнении с московскими цены были смешными) вещей из одежды: отцу, матери, брату и обожаемым сестрам, Жоне (Жозефине) и Лиде. И, может, когда Пастернак поднялся потом по улице к Каме и перед ним распахнулся речной простор и лесная панорама Закамья, воспоминание о сестрах-гимназистках навело на мысль о девочке, живущей вот здесь, на севере, над большой суровой рекой, о том, как могла бы сложиться ее судьба.
Так или иначе, но свою героиню Пастернак поселил в Перми по улице Осинской в двухэтажном доме, выходящем окнами на Каму. Это мог быть один из двух домов: по четной или нечетной стороне улицы. Сохранился ли он, мы можем только предполагать, но хочется думать, что вот этот, на углу Осинской и Набережной, каменный двухэтажный старинный особняк и есть тот самый Дом Люверс. Это добротный купеческий дом конца ХIХ в, с парадным и внутренним крыльцом и окнами на Каму. Внешне ничем не примечательный, изрядно обветшавший. Но стоит всмотреться в него и тогда поэзия прозы Пастернака становится предельно конкретной. Вот здесь и снимала квартиру семья инженера Люверс.
В повести легкими штрихами обозначены быт и занятия интеллигентной пермской семьи. Прогулки ребенка с гувернанткой по Оханской и Сибирской, дачное лето в верхней Курье, завтраки на пароходе. Последуем за маленькой героиней вдоль Камы. Путь к улице Оханской шел по Монастырской, названной так по мужскому Спасо-Преображенскому монастырю, что находился при Кафедральном соборе, мимо корпусов духовной семинарии, собора, набережного сада.
СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ

Пройдя берегом Камы вдоль корпусов Института ракетных войск, мы останавливаемся на площади перед бывшим Спасо-Преображенским кафедральным собором, где ныне размещается художественная галерея. Это одно из любимых мест отдыха горожан, историче и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.