На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Творческий путь Мухтар Омархановича Ауэзова. Поступление М. Ауэзова в Семипалатинскую учительскую семинарию. Начало его знакомства с русской и зарубежной классикой. С творчеством Ауэзова связан расцвет казахской драматургии. У костра памяти народной.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 11.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


9

План

Введение.

Творческий путь.

У костра памяти народной .

«Книга жизни».

Образ Абая.

Народ в эпопее «Путь Абая».

Заключение.

Введение.
Я выбрал эту тему для написания реферата, потому что эта тема особенно актуальна в наши дни. Ведь сейчас в Республике Казахстан проходит программа «Культурное наследие». Многие не знают о произведениях М. Ауэзова, о его биографии, хотя каждый гражданин нашей страны должен помнить о выдающихся личностях нашего народа, знать их произведения.
В этом реферате эта тема вдвойне актуальна, потому что здесь и говориться о величайшем поэте казахской степи, об Абае Кунанбаеве, о котором написал в своей книге под названием «Путь Абая» М. Ауэзов. При написании реферата я использовал произведение Мухтара Ауэзова «Путь Абая», в котором Ауэзов рассказывает о жизни Абая. Также для написания реферата я использовал учебник казахской литературы для 9-10 классов, автором которого является Смирнова Н.
«Твои бессмертные труды ставят тебя в ряд лучших пред-ставителей мировой художественной прозы. Я счаст-лив, что имею честь быть тво-им современником и соотечественни-ком»,-- эти слова ад-ресовал Мухтару Ауэзову вид-ный совет-ский писатель Все-волод Иванов. Мухтар Ауэзов внес неоце-нимый вклад в развитие многонациональной советской ли-тера-туры. Его творчество -- доказательство необъятных возможностей метода социа-листического реализма. Соз-датель первого казахского ро-мана-эпопеи, драматург, пе-реводчик русской и европей-ской классики, ученый -- по-истине неисчерпаемо литературное наследие великого писа-теля.
1. Творческий путь

Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауэз -- люди культурные, высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи. Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая.
«Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой де-душка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, по-многу раз перечитывать и оригинальные и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны»,-- вспоминал впоследствии М. Ауэзов. Поэзия Абая в душе мальчика будила светлые мысли и чувст-ва и оказала огромное влияние на его творческую судьбу. Впо-следствии М. Ауэзов навсегда связал свое имя с именем великого предшественника.
Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в мусульман-ском медресе в Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем возрасте он перешел в пятиклассное городское училище. Мухтар учился на «отлично». Он был исключительно прилежен, любо-знателен, пользовался уважением одноклассников и учителей.
После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов по-ступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с русской и зарубежной классикой. В это же время Ауэзов пишет небольшие рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.
Первым крупным произведением М. Ауэзова явилась пьеса «Енлик-Кебек» (1917), в которой молодой автор подверг суровой критике косные феодальные обычаи и нравы.
М. Ауэзов проходит школу большой государственной работы, занимая различные посты в Семипалатинском губисполкоме и КазЦИКе в Оренбурге. В двадцатые годы он пишет ряд расска-зов и пьес («Карагоз» и др.), которые тематически продолжают первую драму, а также повесть «События в Караш-Караш», пере-веденную впоследствии на русский и французский языки и заслужившую высокую оценку читателей.
В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру при универси-тете в Ташкенте. С 30-х годов начинается плодотворная деятель-ность писателя-профессионала. М. О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь.
С творчеством Ауэзова связан расцвет казахской драматур-гии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены такие классические произведения мировой и русской драматур-гии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение стропти-вой» 'В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яро-вая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона.
Значительным вкладом в советское литературоведение явля-ются исследования Ауэзова устно-поэтического, творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Его литературное наследие увенчивает многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках--«Племя младое».
М. Ауэзов словно не пережил писательской молодости, а пришел в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы и повести 10--20-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая неве-ста», «Красавица в трауре», «Серый лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого писателя. Уже известная и освоенная тема--жизнь и быт дореволюционного казахского аула, судьба беззащитного человека и его протест -- освещены у М. Ауэзова новым внутрен-ним светом. Казахская проза и драматургия переживали в начале XX в. процесс становления. Ощутимо было в художественной литера-туре влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приемов создания человеческого характе-ра, от народного творчества идет и приподнятая манера изложения.
Мухтар Ауэзов, не отказываясь от фольклорных принципов изображения, принес в родную литературу новые принципы изображения жизни, уже открытые европейской литературой. Прозу молодого писателя отличают необычайная глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов -- не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа, его стремление к свободе. Писатель осуж-дает родовые распри, противопоставляя им единство и сплочен-ность народа.
В «Судьбе беззащитной» (1921) описаны трагические собы-тия, происшедшие в старом ауле. Волостной Ахан--полновласт-ный хозяин степи, и нет над ним суда, он творит все, что ему хочется. Тем страшнее облик этого человека, что он не осознает своего произвола, своей жестокости. Смерть Газизы, не вынесшей позора,--суровый приговор миру аханов. Судьба Газизы--это судьба сотен обездоленных девушек-казашек. Ей сродни Камар-Суду Султанмахмута Торайгырова, Шуга Беимбета Майлина. Но, в отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько исследование моральных принципов героев рассказа. Автор не ограничивается изобличением Ахана. он утверждает, что человека нельзя унижать, человек создан для счастья, он достоин уважения и любви.
«Серый лютый» (1928)--рассказ символического содержа-ния. Коксерек--серый волк, выпестованный в домашних усло-виях. Он приносит столько бед в ауле! Волк загрыз насмерть Курмаша, вскормившего его. Писатель утверждает, что нет пощады жестокости, несправедливости и предательству.
Многие исследователи считают, что на «Серого лютого» ока-зал влияние «Белый клык» Д. Лондона. Это вполне возможно. Однако нельзя не вспомнить и грустные строки Абая:
Я вырастил пса из щенка --
Он ногу мне прокусил.
Обучил я когда-то стрелка.
И он меня чуть не убил.
Мухтар Ауэзов в своих произведениях (особенно в «Выстреле на перевале») не только осуждает прошлое, но и показывает, как разлагается старый строй. Нет будущего у общества, в котором страдают его лучшие представители. В повести «Выстрел на перевале» стихийное бунтарство уже начинает уступать место сознательной борьбе. Всей системой образов повести автор обви-няет биев и султанов, выносит суровый приговор насилию, злу. Будущее сына Бахтыгула символично, в его образе нам видится будущий борец со старым миром.
Молодой М. Ауэзов--мастер психологического анализа. Ха-рактер его героя помогает понять и описания природы и развер-нутые сравнения. Например, в рассказе «Зимняя ночь» состоя-ние женщины, ранее лишившейся невестки, а теперь прощаю-щейся с единственной радостью и надеждой, с внуком, переда-ется так: «Сын с невесткой умерли, некому пожалеть, сегодняшний буран метет не только сегодня, но и всю зиму. С одной стороны по этой причине, с другой -- из-за болезни сына скотина осталась без ухода и вымерла. Еще через несколько дней голод протянет свою руку. Лишившись единственной радости и утешения, она должна остаться одинокой сиротой, как заброшенная могила. Костлявая рука смерти в бедном доме. Какая будет дальше жизнь? Что ждет ее впереди? Длинная ночь не проходит как неизвестный суровый год. Снежный буран, сильная буря не утихает, усиливается. Суро-вый день готов проглотить ослабевшее дитя. Жизнь больного ребенка не в состоянии бороться с ночью». Здесь безмолвная природа, безвыходное состояние несчастной старухи, трудная судьба ее, одиночество--все дается в перепле-тении.
В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного героя, мечты которого бы сбылись. Если герой вступает в борьбу, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует враждебный для человека строй, не будет справедливости.
Повесть «Выстрел на перевале»-- как бы итог раннего твор-чества М. Ауэзова. В ней повествуется о жизни казахского бед-няка Бактыгула. Много повидал на своем веку смелый джигит. Он не согласен терпеливо сносить бедствия. Вначале Бактыгул честно трудится, а затем становится вором. Бактыгул нанимает-ся батраком к волостному Жарасбаю, а тот толкает его на воровство. В конце концов Жарасбай оправдывается, а Бактыгул уличен в преступлении. Избегая суда биев и правителей, джигит уходит от людей, подвергается опасностям и преследованиям. Однако Бактыгул убивает Жарасбая.
М. Ауэзов мастерски показал, как влияет на судьбы людей классовая борьба в феодальном казахском ауле. Безжалостный гнет меняет облик бедняка, от природы тихого и скромного. Бак-тыгул ожесточается, становится на скользкий путь. Он связыва-ется с богачем Жарасбаем.
Мухтар Ауэзов отказывается от свойственной фольклору однозначной характеристики героев. Он не любит пользоваться только черными красками при обрисовке отрицательных обра-зов: жизнь сложна и противоречива. М. Ауэзов предпочитает воздерживаться и от прямых характеристик. В то же время М. Ауэзов--мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних его повестях, используются сравне-ния: «Узкие, маленькие глаза его будто распарывают дождливую темную ночь», «Его длинные черные усы, как крылья черного беркута, распластавшегося на белом снегу над лисой, висят, за-крывая ему рот».
М. Ауэзов внес значительный вклад в современную казахскую прозу. Писатель создал новые средства психологического анали-за, глубоко проник во внутренний мир человека, вскрыл связи между судьбой личности и типичными обстоятельствами.
Тридцатые годы знаменуют собой новый этап в творчестве Мухтара Ауэзова. Заметно расширяется круг интересов писа-теля, глубже и значительнее становится диапазон творчества. Писатель обращается лицом к советской действительности, и центральным героем его произведений становится советский человек, активный строитель социалистического общества. Писа-тель создает рассказы и повести «Плечом к плечу», «Следы», «Крутизна», «Три дня», «Имя свекра», «Двуликий Хасен», «К вершинам», «Охотник с орлом», пьесы «На границе», «Камен-ное оперение», «В яблоневом саду», «Ночные раскаты», трагедию «Абай» (в соавторстве с Леонидом Соболевым), многочисленные литературоведческие статьи. Эти произведения в своем большин-стве отличаются сочным языком, живописной манерой изложе-ния, точно и выпукло очерченными образами. Новая советская действительность дает писателю богатую пищу для размышле-ния. Писателя-психолога прежде всего интересуют внутренние побудительные силы, социальные мотивы деятельности людей в поворотные моменты истории.
В пьесе «В яблоневом саду» (1937) драматург исследует морально-нравственный облик молодого поколения--советского студенчества. Написанная в форме веселого водевиля, пьеса раскрывает юношеские порывы, душевную тонкость, стремление молодежи к идеалу. Она насыщена юмором, шутками. Пьеса «В яблоневом саду» была одной из первых попыток казахской драматургии понять внутренний мир нового человека, выросше-го уже после революции.
Крупным драматургическим достижением М. Ауэзова явля-ется историческая пьеса «Ночные раскаты» (1934), посвящен-ная национально-освободительному движению 1916 года. Пьеса тематически перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година», но, в отличие от повести, драматург создает более широкую картину национально-освободительного движения, от-давая особое предпочтение образу положительного героя. М. Ауэзов дает социально-психологические мотивировки поступкам героев. Если руководителей восстания, старца Танеке и джигита Жантаса в горнило борьбы приводит беспощадная эксплуатация волостных управителей, местных баев и царских чиновников, то учитель Сапа постепенно, учась на своих ошибках, постигает предательскую политику господствующего класса. Весьма при-мечателен образ буржуазного интеллигента Карима, который, льстя народу и обманывая его, прибегает к громким фразам и на каждом шагу предает итересы родного народа. В острое столк-новение приходят не только социальные, классовые интересы противоборствующих сторон, но и морально-нравственные пред-ставления. Если для волостного правителя Майхана и буржуаз-ного интеллигента Карима круг интересов сводится к обогаще-нию и карьере, то у Танеке, Жантаса, Сапы другие нравственные ценности -- справедливость, равенство, свобода. В борьбе за это видят они смысл жизни. Таким образом, главные герои пьесы выступают как носители высоких общечеловеческих ценностей.
В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряженно. В 1942 году он выпускает роман «Абай», пишет пьесы «В час испытаний», «Гвардия чести» (в соавторстве с С. А. Абишевым), оперное либретто «Тулеген Тохтаров».
М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и лите-ратурно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимает свой голос в защиту мира, клеймя фашист-ских захватчиков.
Постепенно главное место в творческой и научно-исследова-тельской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вари-ант--совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, кино-сценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументаль-ную четырехтомную эпопею.
У костра памяти народной.
«Путь Абая»-- выдающееся явление многонацион и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.