На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Образ маленького человека в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Образ «маленького человека в произведениях А.С. Пушкина………4
Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов…………………………………………………...9
2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С. Грибоедова…………………9
2.2. Разработка образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя………………..10
2.3. Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова…………..10
2.4. Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»….11
2.5. Видение образа «маленького человека» Л.Н. Толстым…………………..13
2.6. Тема «маленького человека» в произведениях Н.С. Лескова……………16
2.7. А.П. Чехов и «маленький человек» в его рассказах………………………17
2.8. Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким…………..20
2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна…………21
2.10. Тема «Маленького человека» у А.Н. Островского……………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список источников литературы………………………………………………...25
Введение

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.
В мировой литературе можно выделить роман-притчу Франца Кафки «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой.
В немецкой литературе к образу «маленького человека» тяготели Герхарт Гауптман в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов (от малообразованного возчика до тонкого интеллигента). Продолжил традицию Гауптмана Ханс Фаллада.
В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие другие писатели.
Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя.
Глава 1. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.
Пушкина

Величайший поэт 19 века А.С.Пушкин тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою.
Изначально его жизнь складывается нелегко.
"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием".
Но, герой повести Самсон Вырин, остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь.
Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.
Евгений, герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина.
Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.
Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.
Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.
Пушкин выдвигает в них демократическую тему
маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.
Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров:
"Повести Белкина" явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта ("Барышня-крестьянка") Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.5. Романы, повести. - М: Государственное издательство Художественной литературы, 1960.
"Повести Белкина" явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого дидактизма "Станционный смотритель" Пушкина клал конец влиянию
сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа "Бедной Лизы" Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни.
Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе».
Д. Благой считает венцом пушкинского реализма, его последовательным завершением образ „маленького человека“, непритязательного „коллежского регистратора“, доходя даже до прямого отождествления жизненных идеалов Евгения („Медный Всадник“), наиболее типичного из серии подобных героев, -- с устремлениями самого поэта.
«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.
Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:
„У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, -- достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». - Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов». А. Грушкин. Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 3. Изд. АН СССР, М. -- Л., 1937.
Порой образ маленького человека у Александра Сергеевича переходят в описание народного героя. Обратимся к фрагменту той же статьи Грушкина:
«В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“
... Я здоров, и сына Яна
Мне хозяйка родила.
Далее он сообщает и о других новостях будничного, трудового обихода в эпическом деловом тоне, со всеми подробностями:
Дочь моя живет в Лизгоре;
С мужем ей не скучно там,
Тварк ушел давно уж в море,
Жив, иль нет, узнаешь сам.
Но в будничный, незатейливый быт „маленького человека“ неожиданно врываются черты мужественной боевой героики. Оказывается, что и с мальчуганом, которого родила „хозяйка“, связываются далеко не идиллические ассоциации:
Деду в честь он назван Яном:
Умный мальчик у меня;
Уж владеет ятаганом
И стреляет из ружья».
Герой „Песен“, так называемый „маленький человек“, переставший быть „маленьким“, преображенный, возвеличенный освободительной борьбой. Тем самым Пушкин создал художественные образы, перерастающие рамки дворянской идеологии, наполненные глубоко демократической зарядкой.
В более поздний период тот же Дмитрий Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» выводит новую трактовку «маленького человека» поэта - того, который противопоставляет себя самодержавию:
«Глубокая закономерность, органичность для последекабрьского Пушкина темы Петра убедительно подтверждается всем дальнейшим ходом его творчества, в котором эта тема становится одной из ведущих, центральных тем, наполняясь, как мы далее убедимся, все более сложным идейно-философским и социально-историческим содержанием, приобретая все более проблемный характер, обусловленный постановкой и художественной разработкой Пушкиным именно на этой теме центральных вопросов своей современности и русской исторической жизни вообще -- об отношении между государством и личностью, самодержавной властью и простым «маленьким» человеком, о путях русского исторического развития, о судьбах страны, нации, народа. Именно эта проблематика окажется в центре таких произведений Пушкина, связанных с темой Петра, как «Арап Петра Великого», как «Полтава», как глубочайшее из созданий поэта -- «петербургская повесть» в стихах, «Медный Всадник». Первым в этом ряду, как бы сжатым, концентрированным введением во все последующее и является стихотворение «Стансы». Благой Д.Д Творческий путь Пушкина. М., 1967.
Глава 2. Сравнение темы «маленького человека» в произведениях Пушкина и произведениях других авторов

2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С. Грибоедова

Писателем, предвосхитившим образ маленького человека, еще до Пушкина, стал Александр Сергеевич Грибоедов.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» показано столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Первые - это люди, которые живут, руководствуясь прогрессивными идеями, люди, понимающие, к чему придет Россия, если оставить жизнь такой, как она есть, и не пытаться ничего изменить. Вторые же - представители московского дворянства, которых вполне устраивает их жизнь. Они не только не хотят ничего менять, но и всячески препятствуют воплощению в жизнь идей представителей "века нынешнего". Олицетворяют эти две противоборствующие стороны два основных персонажа: Чацкий и Фамусов. Именно в фамусовском мире живет Молчалин, которого мы отнесем к разряду "маленьких людей". Этот молодой человек с детства усвоил правило угождать всем. Е.П. Педчак. Русская литература конца XVIII-XIX века. Зарубежная литература. -М: Феникс, 2003.
Он прекрасно чувствует настроение московского барства, всего окружающего его общества. И ведет себя так, как хочется сильным мира сего, "ведь нынче любят бессловесных". Это способствует тому, что в скором времени он становится неотъемлемой частью этого общества, правой рукой своего начальника, что означает хорошую карьеру в самое ближайшее время. Второй шаг - породниться со всеми уважаемым человеком. Софья, влюбленная не в Молчалина, а в идеал, который сама выдумала, не видит его истинного лица, а идеализирует его.
На самом деле Молчалин - хитрый, коварный, подлый лжец, который ни перед чем не остановится ради достижения своей цели. Его представление о счастье весьма однобоко: богатство, удачная карьера, весомое положение в обществе. Молчалин, в изображении Грибоедова, не только жалок и противен, но и опасен и совсем не похож на героев Пушкина.
2.2. Разработка образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя

У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует там, где, кажется, невозможно существовать в общественном смысле. Он продолжение того образа, заложенного Александром Сергеевичем. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу. Поэтому истории, подобные к "Шинели", не раскрывают перед нами трагического смысла жизни. Там, где исчезает чувствительность, приходит в упадок мудрость.
...В большом холодном городе ужасно бедствует мелкий служащий. Никто не ценит его старательности, умения и честности. Года нужд привели к тому, что он больше не может выглядеть пристойно, как того требует его служба. Ценой нечеловеческих усилий он приобретает новую одежду, будто восстанавливает в себе утраченное достоинство, но счастье длится недолго: новую одежду злоумышленники подменяют лохмотья с чужого плеча. От горя этот мужчина умирает. Смерть освобождает от службы, но не от служения, которое есть смыслом бытия для него. Он блуждает ночью городом, отыскивая то, что утратил. И более ничего. Ему не нужно чужого.
2.3. Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова

М.Ю.Лермонтов, в отличие от многих других писателей, ставил перед собой цель изобразить незаурядную личность, страдающую от бездействия. Он одним из первых русских прозаиков затронул тему "маленького человека". Образ Максима Максимовича незабываем. Впервые мы встречаем его в повести "Бэла". Рассказчик в пути встречает пожилого офицера, который дает ему полезные советы. Это и есть Максим Максимович. Он довольно долго прожил на Кавказе, и это значит, что он очень хорошо знает местные нравы, порядки, обычаи. С первого взгляда он располагает к себе читателя.
По происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, из обедневшего дворянства. Без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана. Этот человек не привык заискивать перед сильными мира сего. Его слова звучат честно и искренне.
Он безобиден, простоват, ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Но одно правило он знает твердо - людей обижать нельзя. Весь его протест выражается в том, что в присутствии Печорина он стал надевать мундир, перестал принимать его как раньше, по-домашнему. Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что он виноват в смерти Бэлы не меньше Печорина, и внутренне постоянно казнит себя за это. Бэла и Печорин заменили ему семью, которой у него никогда не было. Но все же среда, к которой он привык, в которой он живет, оставила свой отпечаток в его душе и в манере поведения. Добрый, принимающий все близко к сердцу, храбрый, находчивый человек из народа - вот кто таков Максим Максимович. Лермонтов изобразил его не оскорбленным и униженным, хотя в глубине души читателя все равно проскальзывает жалость. Мы, читатели, чувствуем, что Лермонтов любит своего героя, Взгляд его на "маленького человека" такой же, как у А.С.Пушкина. И сам Максим Максимович во многом напоминает капитана Миронова.
2.4. Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»

У Ф. М. Достоевского "маленький человек" полностью понимает свою ненужность, бесполезность. Яркий тому пример - Мармеладов из романа "Преступление и наказание". Он пьяница, тряпка, ничтожный, с его точки зрения, человек, но он философ.
"- Милостивый государь, - начал он почти с торжественностью,- бедность не порок, а истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, но в нищете же никогда и никто. За нищету даже не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя." Мармеладов хочет исправиться, но не может. Он понимает, что обрек свою семью, а особенно дочь, на страдания, переживает из-за этого, но ничего не может поделать с собой. "Жалеть! Зачем меня жалеть! - вдруг завопил Мармеладов, вставая с вперед протянутой рукой…- Да! Меня жалеть не за что! Меня распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судья, распни и, распяв, пожалей его!" У Чехова "маленькие люди" вызывают негодование, неприязнь, у Достоевского - жалость и сопереживание. "А коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти." "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого",- так считал Федор Михайлович Достоевский. Сострадание помогает выжить, помогает понять "маленькому человеку", что, несмотря на его низость и никчемность, он кому-то нужен, кто-то переживает за него, а ведь каждому человеку это очень важно.
Другим героем, который сострадает всем и старается помочь, является Соня Мармеладова. Она имеет доброе сердце и великую душу. Соня - "маленький человек", она не может поменять что-то в жизни страны, изменить государство, но она способна помочь ближнему, помочь тому, кто нуждается в ее помощи. Мы видим в этой хрупкой девушке огромное духовное богатство и внутреннюю красоту. Ее убеждения не позволят никому сбить ее с толку, совершить поступки, противоречащие моральным нормам. Для нее каждый человек представляет ценность. Каждого она может понять и простить.

И в романе "Бедные люди" речь идет о "маленьких людях". Макар Девушкин и Варвара Алексеевна также принадлежат к низшему слою общества. Они хотят хорошо жить, работают, надеются на свое счастье. Макар Девушкин очень любит Вареньку, он для нее как отец: покупает ей то, о чем она мечтает, хотя она его об этом не просит, а сам остается фактически без пищи, становится должником хозяйки дома, в котором он живет. Варенька, узнав о беде Макара Девушкина, пытается ему помочь: высылает ему деньги, чтобы он смог расплатиться с хозяйкой и чего-нибудь себе купить. Следует заметить, что она отдает далеко не лишние деньги, заработанные ее кропотливым трудом. Жалость и доброта свойственны этой нежной девушке и ее другу - Макару Девушкину, спасшему ее когда-то от злой родственницы. Здесь очень важна взаимовыручка, потому что только на нее и могут надеяться эти люди. Автор своими произведениями хотел указать на проблемы обездоленных. Они вынуждены жить в мрачных, грязных, мерзких и вонючих районах города. А чем многие из них этого заслужили? Чем заслужила это Соня Мармеладова? Чем заслужили это Макар Девушкин и Варвара Алексеевна? На это и обращает внимание Достоевский. Его "маленький человек" умеет рассуждать. Он не только "униженный и оскорбленный", понимающий свое ничтожество, он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности.

Влияние Пушкина в "Бедных людях" оказывается вторично - Гоголь пишет с оглядкой на Пушкина, А Достоевский - с оглядкой в первую очередь на Гоголя и его «Шинель». < и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.