Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Традиция изображения в русской литературе войны и участвующего в ней человека. Интерес к его внутреннему миру, Л.Н. Толстой Севастопольские рассказы, Война и мир. Особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова и В.С. Маканина.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Оглавление:
1. Введение
2. Глава 1. «Ах, война, война… Болеть нам ею - не переболеть…»
3. Глава 2. «Никак мы из войны не выйдем, все воюем, воюем…»
4. Глава 3. «Сапогами не вытоптать душу…»
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Введение

История человечества неразрывно связана с войнами, менялся только масштаб и продолжительность военных действий.
В русской литературе сложилась традиция изображения войны и участвующего в ней человека. Она ведет свое начало с XII века: в «Слове о полку Игореве» показаны два военных сражения войска князя Игоря обобщенно, без детализации и психологизма. Любовь к Родине - главная идея произведения. Рефреном звучат слова: «…О Русская земля! уже ты за холмом!..» Слово о полку Игореве. Москва «Художественная литература» 1985.
Интерес к внутреннему миру человека появился в произведениях Л.Н. Толстого. В «Севастопольских рассказах» он использовал прием очерка - достоверного изложения фактов. В романе-эпопее «Война и мир» писатель масштабно изобразил военные действия. С помощью приема диалектики души Л.Н. Толстой глубоко раскрыл психологию героев, дав им как положительные, так и отрицательные характеристики. Писатель подчеркивает, что война - противоестественное состояние человека и общества, тяжелая кровавая работа, изматывающая и калечащая душу человека, сложное испытание, которое суждено пройти не каждому. Говоря о героизме простых русских солдат, он разграничивает захватнические и освободительные войны.
В эпоху социалистического реализма пафосно изображались подвиги людей - строителей нового общества. Герои мужественно переносили трудности, жертвуя личным во имя общей идеи. И.Э. Бабель в «Конармии» и М. Шолохов в «Тихом Доне», говоря о кровавой правде гражданской войны, показали, что она самая страшная из всех войн, потому что здесь нет победителей (брат идет против брата, сын против отца).
В истории России тяжелый след оставили войны в Афганистане и Чечне, которые еще полностью не осмыслены литературой.
Современная литература в лице В.С.Маканина и О.Н.Ермакова пытается дать ответ на наболевшие вопросы: каков человек на этой войне, что происходит с его душой.
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова «Последний рассказ о войне» и В.С. Маканина «Кавказский пленный».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать идейно-тематическое содержание рассказов О.Н. Ермакова и В.С. Маканина,
- сравнить полученные результаты,
- определить особенности использования художественных средств при создании образов.
В работе были использованы следующие общенаучные методы:
сравнение, анализ, индуктивный и дедуктивный методы.
Существует обширная критика на рассказ В.С. Маканина «Кавказский пленный». В данной работе были использованы в качестве опорных источников труды С.П. Белокуровой «Русская литература. Конец 20 века», Н.Ивановой «Случай Маканина», Н.Е. Лихиной «Народный характер в творчестве В.Маканина», В. Морара «Когда красота не спасает…». На рассказ О.Н.Ермакова критических статей немного, так как этот рассказ еще недостаточно глубоко изучен: для анализа основных идей этого произведения были использованы труды В. Морара «Когда красота не спасает…» и С.П. Белокуровой «Русская литература. Конец 20 века».
Сложность исследования «Последнего рассказа о войне» О.Н.Ермакова и «Кавказского пленного» В.С. Маканина заключалась в том, что в критических статьях не давалось сравнения этих двух произведений, а если такие элементы и присутствовали, то в обобщенном виде без конкретизации.
Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованной литературы, в качестве приложений даются биографии В.С. Маканина и О.Н. Ермакова, системы образов рассказов «Последний рассказ о войне» и «Кавказский пленный», таблицы выразительных средств, используемых в этих рассказах.
Глава 1

«Ах, война, война… Болеть нам ею - не переболеть…»

В «Афганских рассказах» О.Н. Ермакова, написанных жесткой и крепкой рукой, изображен характер рефлексирующего героя, побывавшего на Афганской войне. Автор сосредотачивает внимание читателя на переживаниях, ощущениях главного персонажа Мещерякова. Писатель в 1981 - 1983 гг. воевал в Афганистане в период прохождения срочной службы в Советской Армии См. Приложение №4. Чтобы выйти из этого «афганского состояния» и передать собственный духовный опыт, О.Н.Ермаков написал свою лучшую прозу с достаточно значительным и символичным названием "Последний рассказ о войне" (это произведение входит в сборник «Афганские рассказы»), где писатель призывает к прекращению войн на Земле www.sfilatov.ru.
Главный герой рассказа мечтает о том, чтобы не было войн, несущих страдание участвующим в них людям. Временная последовательность в жизни героя нарушена: он показан в мирной жизни после Афганистана. Прошлое все время дает о себе знать, мучает его воспоминаниями о тех военных операциях по поиску сбежавшего лейтенанта, прячущегося в горах, о тех перебитых караванах, которые везли оружие и медикаменты. Никаких конкретных военных действий (да они и не интересуют автора) Белокурова С.И. Русская литература. Конец 20 века. - СПб., 2001, только какой-то абсурд происходящего: эти эпизоды вырваны из памяти героя, в них нет последовательности, логики, а связь только одна - все это было «там». Воспоминания сопровождают Мещерякова постоянно: весть текст «Последнего рассказа о войне» представляет собой резкое чередование настоящего и прошлого (они прочно сцеплены друг с другом: «Верблюды, ослы. Кочующие племена… Официант: вам что-нибудь?..» erlib.com), смешение мыслей о будущем и о войне. Появляется тема вечности, где древность и современность находятся совсем рядом, где Мещеряков словно выпал из времени, оценивая все с двух точек зрения - с позиции вечности и с позиции наблюдателя: «И он сидит, будто в пещере, и снова пытается вырваться из времени, из его пут, чтобы со стороны, с какой-то неколебимой и высокой точки увидеть все.» Там же. Из вышеизложенного становится понятным мотив поколебленного мироздания. Теперь награды и звездочки - бессмысленные ценности и напоминания о событиях тех дней: война не отпускает героя - она живет в его памяти. Речь идет о «той» войне, которая не может закончиться ни победой, ни поражением, она подобна хронической болезни, от которой страдает Мещеряков: он так и не стал солдатом - не научился убивать Белокурова С.И. Русская литература. Конец 20 века. - СПб., 2001. Поэтому он мечтает написать книгу о себе, обо всем, что с ним произошло на этой ужасной войне. Автор использует такой прием для того, чтобы показать, как война разрушает человека.
Мещеряков пытается разобраться, что значила война в его жизни? О.Н. Ермаков дает ответ: она перевернула всю его жизнь, нарушила привычный образ жизни. Война заставила героя пересмотреть многое, произвести переоценку ценностей. Герой постоянно сравнивает то, каким он был и каким стал на войне.
То, что было до войны, изображается пунктирно. Но то, что мы узнаем, заставляет задуматься. Отголоски советского периода в жизни героя мы видим в том, как заставляют его жить, а он противится этому. Ему не нравится, что улицу Георгия Победоносного переименовали в улицу Красную. Мысли об этом пришли только на войне. Автор называет виновников тех, кто отправил героя на эту бойню.
В Афганистане Мещеряков впервые сталкивается с нелегкими буднями войны. То, что он здесь видит, вызывает в нем отвращение и ужас. Война заражает людей жестокостью, и они мучают друг друга. Постоянный страх пули («кому-то обязательно отрезало ногу»!) и тоска палаток неотступно следуют за ними. Нелепость и ужас всего происходящего становятся частью жизни людей («Они идут вперед и возвращаются, сворачивают налево и направо, ползут по скале и спускаются, садятся в машины и едут, останавливаются и соскакивают на землю, - и никуда не приходят. Едят консервы, кашу, спят, стреляют, ждут, говорят - ни о чем. Бьют друг друга, пишут письма, травят вшей, валяются на пыльных матрасах, как будто им все понятно и уже больше нечего понимать. Бегают, прыгают, кричат и при случае охотно пускают кровь тем, кто выглядит и думает иначе. Бесформенные, они в форме, и форма диктует поступки, мысли, слова: так точно, никак нет, есть, огонь!.. И они носятся, летают, жгут землю, ее сады, ее женщин и детей - и ничего не ищут. И один из них - ты.» erlib.com) Солдаты торопят время, чтобы скорее вырваться отсюда, чтобы никогда больше не сталкиваться с абсурдом армии: здесь личность деградирует (сержант обкурился анаши), люди лишены высокой духовности («Разведчики и пехотинцы расстреляли группу афганцев, предварительно обобрав их, избив, а некоторым санинструктор шприцом вводил воздух. Трупы сволокли в кяриз, разорвали несколько гранат сверху и засыпали все камнями.»); каждый день они сталкиваются со смертью («В пространстве степи таилась смерть. Предугадать ее молниеносные броски было трудно, порой невозможно. Она была всюду. Но, странно, к этому привыкали.»), и это испытание выдерживают не все («Время от времени из полка кто-нибудь исчезал… Уходили все молодые солдаты. Тот, кто не решался взорвать запал гранаты в руке и остаться без пальцев. Тот, кто не посмел разрядить весь магазин в боевых старших товарищей, своих мучителей… Но в этот раз бежал офицер.»), старослужащие дерут горло, жестокое обращение офицеров с молодыми солдатами (страшный, неустроенный быт: «Когда тебя пинают, как собаку, принуждают отзываться на кличку и совершать дурацкие поступки, читают письма, отнимают деньги, давят тебя каждый день, каждый час, - трудно…» Там же.). В таких условиях люди становятся грубыми, превращаются в мародеров. На войне Мещеряков сталкивается с кастовым абсурдом, где офицеры имеют все привилегии, а солдаты живут в нечеловеческих условиях: «…у офицера жизнь не такая, как у солдата, - чище, сытнее, свободнее. Здесь офицеры спят в настоящих домах, не то что солдаты - в палатках. Кормят хорошо, один «офицерский» хлеб чего стоит: белый, пшеничный, не то что ржаные «солдатские» буханки, непропеченные, кофейно-черные, после которых донимает изжога. Опять же паек - сгущенка, сыр, масло, сахар, сигареты с фильтром. Сапоги кожаные, бушлат с меховым воротником. Свободного времени больше, чем у солдата, и тратить его можно разнообразно: смотреть телевизор, читать или идти в гости, не спрашивая ни у кого разрешения. Офицеру не надо воровать бензин, солярку, муку на продажу афганцам, у него зарплата приличная, двойная… На операции он может идти налегке, не лезть первым под пули…» Там же. Здесь нет места подвигам, а если отголоски нравственности и встречаются, то очень редко: «Среди груд верблюжьих и людских тел уползал живой еще один караванщик…Мы стояли над ним и решали, что будем делать… По дороге сюда… мы видели черные палатки и стада кочевников, - туда и решили его отвезти.» Там же. Между людьми нет взаимовыручки, товарищества, сплоченности: здесь каждый выживает сам по себе. Поэтому автор намеренно войска Ограниченного контингента называет Обреченным контингентом, тем самым подчеркивая обреченность Афганской войны, потому что солдаты (воины «по призыву, а не по призванию») не понимают «зачем все это было? зачем они надевали форму, отдавали друг другу честь…, учились стрелять и бросать гранаты, бить из орудий, вести рукопашную схватку и, повинуясь приказу, перемещались по лицу земли и обрушивались всем своим учением, всеми своими зарядами, всей смелостью и ненавистью на таких же людей?» Там же. В жизни солдат нет гармонии, красоты (они остались в мирной жизни). Звезды на небе и звезды на погонах - два мира: мир природы и мир людей, между которыми нарушена связь.
О.Н. Ермаков в «Последнем рассказе о войне» раскрывает внутренний мир героя, прошедшего всю эту бесцельную, бессмысленную, непонятную войну, его мироощущение от своего лица. Благодаря этому Мещеряков словно показан изнутри - через книги, впечатления, воспоминания, он сливается с автором, который дает ему собственные чувства и мысли. Это особый стиль О.Н. Ермакова, основой которого является проникновение во внутренний мир героя. Это - серьезная попытка сказать о самом главном, самом важном: о жизни и смерти, о том, что осталось и вызрело в душе человека, прошедшего через войну. Герой О.Н. Ермакова много бы отдал, чтобы «никогда уже не окунаться в небо войны», поэтому он мечтает написать свой последний рассказ о войне, рассказ, «насыщающий сердце», рассказ, «который бы, как магнит, захватил, втянул в себя все, что только он помнит, думает, знает о войне». «Он хотел бы рассказать о летчике и ребенке, как они лежат вдвоем в ночном мире» Там же.. Но сумеет ли он объяснить в своем рассказе себе и людям, в какие бездны влекут их (и будущие поколение) кровь, насилие, жестокость сегодняшних войн? Он словно призывает: «Не будьте безумными! Вот он - последний рассказ о войне, и на этом нужно поставить точку».
Нагнетая трагическое ощущение жизни, отрицая происходящее на войне, О.Н. Ермаков дает ориентиры, помогающие выжить человеку в этом «аде». Герой вспоминает о рассказе К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»: для него это в данных условиях символ родины и красоты. И не случайно: природа выступает основой «Последнего рассказа о войне» и сопровождает героя на протяжении всей войны, неотступно следуя за ним и в его воспоминаниях. Природа становится действующим лицом (она же и фундамент человеческого бытия): она враждебна и прекрасна и предстает перед нами со слов самого автора. Пейзаж играет значительную роль: отталкиваясь от «Мещерской стороны» К.Г. Паустовского, руководясь теми же принципами изображения природы, О.Н. Ермаков создал образ Долины Центрального Афганистана Роднянская И.Б. Сюжеты тревоги//Новый мир. - 1997. - №4.. О.Н. Ермаков создает теорию «глобальной» красоты; у него нет подробных описаний природы; он рассказывает о чувствах, которые она вызывает, которые помогли ему понять нелепость войны: Долина научила Мещерякова понимать ее природу так же, как и Мещерский край научил К.Г. Паустовского «видеть и понимать прекрасное». Здесь изображен открытый протест против войны, выражающийся в таких литературных приемах, как сравнение («Они действуют, не задумываясь, как боги.»), парцелляция («Он шел мимо домов и деревьев, витрин. А за ним шла смерть.»), ряды однородных членов («…врачи спасали их, зашивали дыры…, вынимали осколки…»), антитеза («Они твердили о мире и устраивали кровавые бойни.»), риторические вопросы («…обмениваться честью - что это значит?…») и лексические повторы («…кисти, кисти, так хорошо приспособленные для многих дел, кисти, создавшие и создающие все…»), с каждым разом ярче и полнее преподнося все ужасы и жестокости войны. Многочисленные сравнения помогают нарисовать военный быт, увидеть его по-новому и передать чувства и мысли самого автора. Оригинальные эпитеты ярко рисуют военную обстановку с ее неповторимыми признаками, делают военный быт зримым, слышимым, осязаемым и передают настроение О.Н.Ермакова. Метафоры живо изображают картину событий, выявляют сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передают эмоции писателя. Олицетворения четко рисуют окружающую природу, придают ей определенную эмоциональную окраску, выражают мысль о единстве мира и человека. Благодаря метонимиям О.Н.Ермаков представляет жизнь солдат красочно, наглядно, конкретно, придает изображаемому определенную стилистическую и эмоциональную окраску см. Приложение №6.. Повторы и риторические вопросы придают тексту эмоциональную окраску, заставляя читателя обращать внимание на слова. Антитезы рисуют нам контрасты, противоречия жизни Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 6 кл. образоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001..
Но Мещеряков так и не находит выхода для себя. Он не может ответить на вопрос: как спастись от этой «болезни». О.Н.Ермаков не решает проблему войны, не дает советов, как избежать ее. Единственный выход - спасаться самому. Поможет только природа: она «раскрыла» глаза Мещерякову, значит, она очистит и других, потому что земля и природа никогда не «проникнутся» войной, нужно только не терять с ними связь.
Глава 2
«Никак мы из войны не выйдем, все воюем, воюем…»

1990-е гг. стали новым периодом творчества В.С. Маканина (к которому относится рассказ «Кавказский пленный»), органично связанным со всем его предшествующим творчеством и одновременно качественно новым, нацеленным на подведение итогов прожитой жизни и итогов русской истории. «Кавказский пленный» появился до начала войны в Чечне, а напечатан как раз в разгар первой чеченской кампании, что может свидетельствовать о неком подобии предсказания со стороны В.С. Маканина. Актуальнейшую проблему нашей сегодняшней жизни - военные действия российских подразделений на Кавказе - В.С. Маканин рассматривает в этом рассказе под совершенно неожиданным и несколько парадоксальным углом зрения. В.С. Маканин затрагивает мотив «вечной («уже который век!») войны», в которой нет ни победителей, ни побежденных.
В рассказе показаны два дня из жизни Рубахина и Вовки-стрелка - главных персонажей, участвующих в военной операции по освобождению российских грузовиков. Автор не изображает крупных военных столкновений: его внимание сконцентрировано на психологии персонажей. Временная последовательность их жизни нарушена: до, что было до войны, изображается пунктирно. О жизни Вовки-стрелка не сказано ни слова, в то время как о Рубахине читатель узнает, что «Рубахин свое отслужил. Каждый раз, собираясь послать послать … все и всех (и навсегда уехать домой, в степь за Доном), он собирал наскоро свой битый чемодан и… и оставался.» Маканин В.С. Кавказский пленный/Предисл. Н.Ивановой; Худож. А.Симанчук. - М.: Панорама, 1997. - (Библиотека «Русская литература. XX век»). Почему? А потому что здесь он освобожден от ответственности за жизнь (как свою, так и чужую), здесь возможность быть как все, когда-то кем-то присланные на эту войну. В «кольце гор» Рубахин просто солдат без имени. Вовке военное прозвище заменяет фамилию. На их примере автор говорит о внутреннем мире обезличенных людей, потерявших свою индивидуальность, превратившихся в своеобразных марионеток.
Рубахин и Вовка сталкиваются со смертью каждый день: среди залитой солнцем поляны они находят тело своего боевого товарища - ефрейтора Бояркова. Рубахин и Вовка осматривают убитого, запоминают, чтобы не разделить его судьбу Морар В. Когда красота не спасает…//Учительская газета. - 1998. - 25 авг.(№34).. Окружающая обстановка развивает в них инстинкт самосохранения. Смерть ефрейтора на протяжении всего рассказа изображена трижды в различных вариациях, с нагнетанием натуралистических деталей (время словно бы повторяется, благодаря этому создается особый хронотип повествования): «Раздвигая высокую траву, они ищут тело. Находят неподалеку. Тело Бояркова привалено двумя камнями. Обрел смерть.» Маканин В.С. Кавказский пленный/Предисл. Н.Ивановой; Худож. А.Симанчук. - М.: Панорама, 1997. - (Библиотека «Русская литература. XX век»).… так сказано, как будто человек искал ее. Обычно говорят: обрел счастье, обрел смысл жизни. Автор подчеркивает, что на войне люди обрели не смысл жизни, а смерть. «Лицо без единой царапины. И муравьи ползали. В первую минуту Рубахин и Вовка стали сбрасывать муравьев. Когда перевернули, в спине Бояркова сквозила дыра. Стреляли в упор; но пули не успели разойтись и ударили в грудь кучно: проломив ребра, пули вынесли наружу все его нутро - на земле (в земле) лежало крошево ребер, на них печень, почки, круги кишок, все в большой стылой луже крови. Несколько пуль застопорило на еще исходящих паром кишках. Боярков лежал перевернутый с огромной дырой в спине. А его нутро, вместе с пулями, лежало в земле… Транзистор на песчаном бугре еще раз напоминает Рубахину, какое красивое место выбрал себе Боярков на погибель.» Там же.… словно он заранее выбирал, где, когда и как он погибнет! Таким образом, мы убеждаемся, что война у В.С. Маканина драматизирована, дана в нарочито сниженных деталях. «Убили в упор. Молодые. Из тех, что хотят поскорее убить первого, чтобы войти во вкус. Пусть даже сонного.» Там же. Люди привыкли убивать - это стало для них будничным занятием. Они словно нечто забавное для себя находят в том, чтобы пострелять в живые мишени! Такое «немотивизированное безумное убийство» - странная и страшная норма войны. А тут же рядом другая - красота мира. В этом - две точки притяжения рассказа, в котором словно сопоставляются анатомия красоты мира и безобразие деяний человека. Безобразие смерти еще более выразительно по контрасту с красотой местности, где убит Боярков. В.С.Маканин словно бы спрашивает: «А важна ли жизнь человека на Земле?» И сам же отвечает на этот вопрос, подчеркивая краткость жизни человека, обесцененность ее, возможность прервать этот феномен крошечным кусочком свинца.
В начале повествования писатель задаться вопросом: «А спасет ли красота мир, как эт и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.