На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Формирование новых направлений в литературе 40-х годов XIX века. Литературная проблематика направления. Романтический метод в русской повести. Развитие полноценной художественной повести. Специфика гоголевского пласта в повестях 40-х годов.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Астраханский Государственный Университет

РЕФЕРАТ

по истории русской литературы на тему:

«Основные жанровые особенности русской повести 40-х годов

XIX века»

Реферат выполнила студентка группы РЛ-22

Трофимова Олеся

Реферат проверила Акулова А.С.

Астрахань

2006 г.

Содержание:

Формирование новых направлений в литературе 40-х годов XIX века.

Литературная проблематика направления.

«Романтический» метод в русской повести.

Развитие полноценной художественной повести.

Специфика «гоголевского пласта» в повестях 40-х годов.

Заключение.

Список литературы.

Формирование новых направлений в литературе 40-х годов XIX века.

На рубеже 30--40-х годов XIX века в русской литературе началось формирование реалистического направления. Реа-лизм как метод, утвержденный Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем в 20 - 30-х годах, получал в творчестве молодых талантов разнообразную индивидуальную стилевую окраску и укреплялся как направление в литературе.

Это был сложный историко-литературный процесс, в кото-рый обновленные с 1839 года «Отечественные записки» осо-бенно энергично вмешались. Более того, две трети лучших произведений русской литературы 40-х годов появились имен-но в «Отечественных записках». Впервые в истории русской литературы в одном журнале концентрировалось такое бо-гатство художественных произведений, впервые она так энер-гично направлялась к единым прогрессивным целям. Именно с 40-х годов стали говорить об оформившемся реалистическом направлении, и это оформление произошло в рамках «Отече-ственных записок».

Вспомним, что перед этим Николай I разгромил московскую журналистику («Московский телеграф», «Телескоп»), а петер-бургская журналистика была дискредитирована Булгариным, Гречем и Сенковским; Полевой оказался ренегатом; «Совре-менник» в руках Плетнева измельчал. Идеология «официаль-ной народности», преследовавшая, по словам Уварова, цель «собрать и соединить в руках правительства все умственные си-лы, дотоле раздробленные», искала своих трубадуров и агентов в обществе.

Итак, новое направление сформировалось в виде небольшой; группы писателей, выразивших единомыслие с Белинским по принципиальным вопросам. К Белинскому открыто перешел И. Панаев, но от Белинского отошли Красов, Клюшников. Проводился жесткий принцип отбора своих и чужих по идей-ным мотивам. Произошло какое-то внутреннее сплочение всего лучшего в составе сотрудников, собравшихся вокруг Белин-ского.
Литературная проблематика направления.

Теперь перейдем к литературной проблематике направле-ния.
Направление -- это прежде всего творческое единство пи-сателей. Направление на зачаточной стадии может сущест-вовать стихийно, без ясно осознанной и сформулированной программы. Как о таковом, о «гоголевском» периоде Белин-ский и сказал в статье 1835 года. Но вскоре приходит осозна-ние целей, появляется ясная программа, закипает борьба, и все это поднимает направление на высшую ступень. «Отече-ственные записки» преобразили литературный процесс 40-х годов и сделали 40-е годы столь важной эпохой в становле-нии русского реализма XIX века. «Отечественные записки» сумели поставить литературное движение 40-х годов под зна-мя своих радикальных идей.
Элемент сознательности, наличие передовой политической и эстетической теории играют важную роль как в творчестве отдельного писателя, так и в развитии литературного направ-ления.
В основе того направления, которое возглавили «Отечест-венные записки», лежал реалистический метод.
Несомненно, этот метод лежит в основе творчества таких писателей, как Панаев, Соллогуб, Кудрявцев, Герцен, Коль-цов. Романтические поиски у Панаева и Герцена были уже позади. Но в то же время в «Отечественных записках» сот-рудничали и романтики: с одной стороны, революционный романтик Лермонтов, который одновременно выступил и как величайший реалист, и с другой стороны -- представитель консервативного, мистического романтизма В. Одоевский, который, однако, также писал и реалистические повести. Кро-ме того, «Отечественные записки» привлекли писателей-на-туралистов, которые в живом сотрудничестве с писателями-реалистами и под влиянием идей журнала попадали в особо благоприятные условия для своего творческого роста.
Формирующееся направление было сложным. Здесь встре-чаются писатели-натуралисты, в нашем современном смысле слова, и оставшиеся таковыми навсегда (Даль, Бутков); но здесь были и натуралисты, которые поднялись до полноцен-ного реализма (Некрасов, Григорович). Поэтому Белинский всегда держал натурализм в поле своего внимания. Натура-лизм воспроизводит жизнь в образах, имеющих познавательное значение, но без глубокой типизации, без глубокого рас-крытия сущности явлений. От натурализма может быть два пути: либо путь к полноценному реализму, либо к реакцион-ному дидактизму. Под последним мы подразумеваем «нравст-венно-сатирические романы» Булгарина, вроде «Счастье лучше богатырства» (1846), написанного Булгариным в со-авторстве с Н. Полевым и названного Белинским «подделкой под натуральную школу».
Взятый изолированно, отдельный факт не раскрывает за-кономерного. Но если писатель-натуралист руководствуется своим более или менее прогрессивным мировоззрением и до-искивается связи вещей, то его воспроизведения отрывочных наблюдений обнаруживают тенденции к сближению с полно-ценным реалистическим раскрытием общественных законо-мерностей в типических образах. Известно, что на отдельных фактах, вырванных из закономерных связей и подтасованных, можно «доказать» все что угодно. И вот Булгарин, не скупив-шийся на описания кабаков, постоялых дворов, шулеров, про-ходимцев еще в «Иване Выжигине», в романе «Счастье лучше богатырства» рисовал эти картины «пошлой», «гряз-ной» действительности, жизни откупщиков, городского мещан-ства с целью дискредитировать «натуральную школу» и тут же противопоставить ее сатирическому изображению жизни -- картины «нравственные» и назидательные...
Булгаринский натурализм был оружием официальной народности, он носил провокационный характер. Этот нату-рализм нарочито сопутствовал «натуральной школе» на всех этапах ее развития. Разоблачить истинное лицо дидактиче-ского натурализма Булгарина было важнейшей задачей «Отечественных записок».
Большое место в русской литературе 40-х годов занимаем чрезвычайно пестрое консервативно-романтическое направле-ние. Революционный романтизм Лермонтова сливался с реа-лизмом, а консервативный, оформившись в целое направление, противостоял реализму.
«Романтический» метод в русской повести.

Отличительная особенность романтического метода заклю-чается в том, что здесь образы являются в значительнейшей степени простыми рупорами идей автора. Это особенно верно по отношению к аллегорическим образам романтической поэ-зии, к которым она часто прибегает.
Но романтизм -- не простая публицистика. Романтизм -- искусство, его произведения строятся по законам красоты, с сюжетами, композицией. Главное же у него -- живые челове-ческие образы, какими бы выразителями идей автора они ни были. Это чаще всего образы реального мира, и они захваты-вают частицу объективных связей, «форм жизни», не искаженных нарочитой тенденцией автора, они таят их в себе и поэтому могут иногда говорить от себя так же, как и в реалистиче-ском искусстве.
Кроме того, не всякая прямая связь мыслей с образами -- романтизм. Нужен романтизм самих мыслей автора. Это-то и определяет отличия романтического метода от реалистиче-ского. Романтизм всегда связан с мечтой, с известным отлетом фантазии от действительности, с известным расхождением между изображением жизни в произведении и действительной жизнью, а это решающим образом предопределяет специфику романтических образов.
Литература в конце 30-х и на всем протяжении 40-х годов знала множество форм таких отлетов фантазии от дейст-вительности, расхождений с жизнью. Здесь и Лермонтов с его революционным отталкиванием от николаевской действитель-ности; и камерная лирика Фета, убегающая от злобы дня, уходящая в мир импрессионистских настроений; здесь и Ку-кольник с его эстетизированными подделками под историче-ские романы о знаменитых людях, политиках и живописцах; и поэзия славянофилов, выражавшая их социальные утопии. От характера мировоззрения писателя зависело, какой роман-тизм перед нами: прогрессивный или консервативный.
Лермонтовский романтизм вызван прямой враждой к действительности, желанием социального переустройства. Лер-монтов смог и как реалист в «Герое нашего времени» точно объективировать ненавистную действительность. Романтизм славянофилов рожден желанием противопоставить современ-ному беспокойному миру тот лучший мир патриархальных, примиренных «святых» отношений, которые сулила их доктрина.
От оттенков умонастроений в каждой из разновидностей романтизма зависели стилевые особенности творчества писа-телей-романтиков, внутренние течения в романтизме.
Романтизм Кукольника, Полевого, Загоскина легко пере-ходил в голый консервативный дидактизм, в плоскую иллюст-рацию уваровской формулы. Отталкивание от николаевской действительности являлось мнимым; задачей Кукольника, По-левого было приподнять ее, скрыть ее неприглядные будни, при-дать ей героический характер за счет пошлых аналогий с эпо-хой Петра I, опереть ее на якобы бурно и повсюду проявля-ющееся народное сочувствие. Этот романтизм был той «ложновеличавой школой» (Тургенев), которая верно служила политике официальной народности. Рисовкой и позерством отличаются все поддельно «величавые» произведения Куколь-ника. Он, как и сам николаевский режим, всю жизнь «бли-стал» качествами, которых у него не было.
Если реализм и натуралистические «физиологии» 40-х го-дов стремятся в той или иной степени к воспроизведению жизни такой, как она есть, к раскрытию ее форм, и представ-ляют различные ступени образного познания действитель-ности, а поэтому и имеют эстетическое значение, то литерату-ра официальной народности, базировавшаяся на голой реак-ционной дидактике, плодила миражи и мифы. Здесь образы не имели познавательного, художественно-эстетического зна-чения, а были лишь фальшивой подделкой под искусство. Как булгаринский натурализм был спекуляцией на фактах и са-тире, так реакционный романтизм был спекуляцией на образ-ности искусства вообще.
У Полевого и Кукольника этих лет все присочинялось к реакционной идейке. Таковы у Полевого -- «Дедушка русско-го флота», «Параша Сибирячка»; у Кукольника -- «Лихончиха», «Иван Рябов, рыбак архангелогородский», у Солоницы-на-- «Царь -- рука божия». У них, собственно, нет творчества, нет воссоздания предмета. Полевой и Кукольник -- мастера общих мест. Эти-то два ложные направления, внутренне пере-плетающиеся, «натянутый, на ходулях стоящий идеализм, махающий мечом картонным, подобно разрумяненному актеру и потом -- сатири-ческий дидактизм», по словам Белинского, Гоголь и убил.
Но что значит «убил»? Еще и в 40-е годы приходилось бороться с обоими этими направлениями. Гоголь показал их творческую несостоятельность, но их нужно было еще развен-чать эстетически, теоретически и политически. Это сделали «Отечественные записки».
Прогрессивный романтизм не вылился в самостоятельное направление. Этот романтизм на рубеже 30--40-х годов, на базе общественного подъема, переживал сложную метамор-фозу. В творчестве Лермонтова он сливался с реализмом.
В широкой перспективе борьбы с «абстрактным героиз-мом» романтиков 30-х годов Белинский часто не справедлив по отношению к «выспреннему» Марлинскому, в творчестве которого он видел помеху для развития реализма Гоголя. По своим идеям Марлинский ничего общего не имел с вернопод-данническим «героизмом» романтизма Кукольника и Полево-го. Наоборот, жизнерадостный колорит повестей Марлинского, этого блестящего, умного фразера, как его назвал в конце 40-х годов тот же Белинский, заключал в себе нечто ободряю-щее, возбуждающее энергию, силу воли.
Если Белинский замечал у романтиков мысли, идеи, «воп-росы», созвучные себе, духу времени, то он считал их уже поэтами «действительности» и не называл презрительным име-нем романтиков. Все это было для него поэзией содержания,
поэзией гражданского пафоса, следовательно, «действитель-ности».
Белинский ни разу не называет романтиком Лермонтова, этого во многом несомненного для нас романтика, ни разу не называет романтическим творчество Ж. Занд, которому он поклонялся до середины 40-х годов. Содержательность, акту-альность творчества этих писателей целиком заслоняли для Белинского романтические формы их произведений. Эту «форму» он видел в прозаике 30-х годов Марлинском, по-скольку его повести, естественно, не заключали в себе харак-терного для 40-х годов социального содержания, он видел «форму» и в некоторых фантастических повестях Одоевского,
Все три метода (реализм, натурализм и романтизм) с их оттенками, а также противоборствующие главные направле-ния (реалистическое, реакционно-дидактическое и консерва-тивно-романтическое) создавали ту мозаическую сложность литературы 40-х годов, которая будет в значительной мере ликвидирована «Отечественными записками» в результате безраздельной победы реалистического направления.
Эпистолярная и дневниковая исповедь 30-х годов вышла на публичную трибуну в произведениях последующего десяти-летия. На страницах «Отечественных записок» развертыва-лась крупнейшая, захватывающая духовная драма Белинско-го, в тайны которой была посвящена публика. Примиритель-ные статьи и разрыв с примирением, перемена направления журнала и разъяснения этих ступеней движения вперед -- все это были предметные уроки формирования убеждений и «диа-лектики души». В форме дневника Печорина написан «Герой нашего времени», Герцен публикует два отрывка «Из записок одного молодого человека», Гребенка--«Из записок студен-та», Галахов--«Из запи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.