На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие и значение русской поэзии XIX века. Сходства и различия поэзии Некрасова и Кольцова. Жизнь и творчество Никитина. Творчество Сурикова и его современников. Значение творчества крестьянских поэтов в жизни русского общества XIX века.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 03.10.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15

Муниципальное образовательное учреждение

Лицей №3

Курсовая работа

по литературе на тему:

Поэзия некрасовской поры.

Выполнила:

Сергеева Н.И. 10 Г

Проверила:

Фоминова В.А.

Иркутск

План:

Развитие и значение русской поэзии XIX века.

Поэзия некрасовской поры.

Сходства и различия поэзии Некрасова и Кольцова.

Жизнь и творчество И.С.Никитина:

Стихотворение «Русь»;

Близость поэта к народу и его творчеству;

Природа в произведениях И.С.Никитина.

Жизнь и творческий путь А.В.Кольцова:

Отношение поэта к народу;

Отражение чувств крестьян в произведениях А.В.Кольцова;

Создание А.В.Кольцовым песен, близких к народным.

Творчество И.В.Сурикова и его современников:

Создание сборника «Рассвет»;

Обращение поэта к деревенской жизни;

Близость И.В.Сурикова к природе.

Значение творчества крестьянских поэтов в жизни русского общества XIX века.

XIX век называют «золотым веком» русской литературы. Озарённая гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, Кольцова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперёд. Это, прежде всего, объясняется необычайно быстрым развитием русского общества. Глубоко и правдиво отражая важнейшие особенности действительности, русская литература тем самым всё больше отвечала интересам и чаяниям народных масс. «Народный характер русской литературы сказался также и в том, что интерес к жизни и судьбе народа становился в ней всё более глубоким и острым. Это ясно проявилось уже в творчестве Пушкина и Лермонтова, в произведениях Гоголя, а с ещё большей силой - в поэзии Кольцова». Детская энциклопедия, 11 том, третье издание.

Язык и литература, стр. 89.

Эпоха декабризма повлияла на сам характер развития русской литературы, придала ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Огарева, Некрасова, и особенно те их произведения, героем которых был народ, «духовно воздействовала на народно-песенный репертуар и стимулировала собственное поэтическое творчество народных масс». А.М.Новикова «Русская поэзия XVIII-первой половины XIX века и народная песня», стр. 10-11 Стихотворения Пушкина, Кольцова и Лермонтова при всей своей близости к песенно-поэтическим источникам были самобытны и неповторимы.

«В то же время поэзия Некрасова, утверждая новые эстетические ценности и новые методы их художественной реализации, так внешне непохожие на методы Пушкина, Лермонтова и Кольцова, сохраняет свою внутреннюю преемственность от них». Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том, стр. 15.

«В поэзии Кольцова, Никитина и Сурикова с наибольшей полнотой отразились как основные общественно-политические конфликты, так и лучшие этические и эстетические устремления эпохи, эпохи падения крепостного права и подготовки буржуазно-демократической революции в России. На разночинском этапе русского освободительного движения «с неведомой силой» потрясала сердца и возбуждала умы современников поэзия Н.А.Некрасова». Там же, стр. 9. Сборник его стихотворений 1856 года отличался единством пронизывающего его пафоса революционно-демократических идей и тем художественным своеобразием, которые делали его книгой, открывающей новый, некрасовский этап в развитии русской поэзии. В писательском внимании к жизни народа (крестьянства) Некрасов не был одинок. Его предшественником в разработке этой темы был А.В.Кольцов. Не без воздействия Кольцова, прославлявшего светлую сторону крестьянского труда, начинал изображать трудовую деятельность крестьянина и Некрасов. Некрасову было близко драматическое начало поэзии Кольцова, сила духа, бунтарские порывы его лирического героя. «Поэзия Некрасова «усыновила» реально-повествовательные традиции кольцовской лирики. Воспетый Кольцовым идеал народного труда и раздолья, воли, приобрёл у Некрасова социальное и политическое значение, а грусть сильной души, ищущей простора и не находящей его, - лирический мотив многих стихотворений Кольцова - переросла у Некрасова в горячую преданность интересам народа. В его творчестве поэзия слилась с песенным, народно-эпическим началом».11 Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том, стр. 99. Кольцовские мотивы и изобразительные средства нетрудно найти в таких стихотворениях Некрасова, как «Я за то глубоко презираю себя…» (1845 год) и «Огородник» (1846 год).

Поэтический мир Кольцова «был условно-романтическим миром», в то время как Некрасов «знает нагую реальность тяжёлого труда и отражает его с той прямотой и верностью, какие стали обязательными после достижений натуральной школы».22 Там же. Поэт воспринял все лучшее, что было создано русскими мастерами пейзажной лирики, от Державина и Пушкина до Лермонтова и Кольцова, не исключая и современных ему поэтов, прежде всего Тютчева и Фета. «Содержание некрасовских пейзажей определялось, прежде всего, условиями жизни и мировоззрением дореформенного крестьянства, и родоначальником их в русской поэзии был А.В.Кольцов, традицию которого продолжил Некрасов».33 Там же, стр. 53. По мнению Чернышевского, Некрасову предстоит повести за собой поэзию. М.А.Михайлов, Н.А.Добролюбов, Д.Д.Минаев, В.С.Курочкин, И.С.Никитин «двигались в фарватере поэзии Некрасова, и самое своеобразие их стиля воспринималось и оценивалось на фоне его деятельности».44 Там же, стр. 86. «Никитин ещё не оценён в достаточной мере. Его оценка в будущем, и с течением времени его будут ценить всё более и более. Никитин переживёт многих, даже более крупных поэтов…»55 В.А.Тонков «И.С.Никитин», очерк жизни и творчества, стр. 5. - писал Л.Н.Толстой.

В наше время как нельзя лучше подтвердились слова великого писателя. Простые и задушевные стихи Никитина глубоко волнуют нас.

Иван Саввич Никитин вошёл в русскую литературу как подлинно народный поэт. Его творчество тесно связано с демократической поэзией 50-60-годоа XIX века, с дальнейшим развитием освободительного движения в России.

Бедная молодость, дни невесёлые,

Дни невесёлые, сердцу тяжёлые…-

писал поэт Иван Саввич Никитин, вспоминая свою невесёлую, трудную жизнь. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но ему не пришлось: отец разорился, надо было ему помогать. Всё свободное время читал, стал писать стихи. Как вспоминал сам Никитин, «с летами любовь к поэзии росла в моей груди, но вместе с нею росло и сомнение: есть ли во мне хотя искра дарования».11 О.Г.Ласунский «И.С.Никитин. Сочинения», стр.8. В 1853 году в воронежской газете было напечатано стихотворение Никитина «Русь».

Под большим шатром

Голубых небес, -

Вижу - даль степей

Зеленеется…-

так начиналась эта песня о просторах великой русской земли, о её богатствах, о героическом её прошлом и славном будущем. В заключение следовали строки, особенно волновавшие русских людей:
Уж есть за что, Стать за честь твою
Русь могучая, Против недруга,

Полюбить тебя, За тебя в нужде

Назвать матерью, Сложить голову!

Стихотворение имело большой успех: его переписывали, заучивали наизусть. «Действительно, когда читаешь «Русь» - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!»22 Н.С.Шер «Родные поэты», стр. 121. Успех этот ободрил Никитина, он стал писать увереннее, смелее, свободнее. Просто и правдиво писал он о нужде, о горе народа. Близкий к народу по своей тяжёлой жизненной судьбе, Никитин в лучших стихах сказал суровую правду о горькой доле простых русских людей в условиях самодержавно-крепостнического строя, выразил их веру в светлое будущее. Сцены и зарисовки из быта крестьян и городской бедноты исполнены искреннего сочувствия к её бесправию, безысходной скорби, нищете. Из самой глубины сердца шли строки его стихов о «бедности голодной», «несмелой» и «забытой». Никитин думал прежде всего о народе, о безмолвном страдании пахаря, пряхи, ремесленника, бобыля («Старый мельник», «Нужда», «Бурлак», «Лесник и его внук», «Бобыль», «Слепой гусляр», «Нищий», «Рассказ ямщика»). В превосходном стихотворении «Нищий», пользуясь приёмом аллегории, поэт создаёт образ крестьянина-труженника:

Спит в лачужке, на грязной соломе,

Богатырь в безысходной беде,

Крепче камня в несносной истоме,

Крепче меди в кровавой нужде.

В произведениях Никитина не только «кровавая нужда и тоска бедняков, а от всего этого даже равнодушие к смерти: «Рад он жить, не прочь в могилу - в тёмный уголок…» Куда ни кинешь взор, всюду убогость.

Душный воздух, дым лучины, Закоптелые полати,

Под ногами сор, Чёрствый хлеб, вода,

Сор на лавках, паутины Кашель пряхи, плачь дитяти…

По углам узор; О нужда, нужда!..

В этом отрывке поэт не использует ни одного глагола. Сухое, безличное перечисление. И лишь в конце - вскрик потрясённой души. Поэт не мог быть равнодушным к тем каторжным, мучительным условиям жизни, которые обрекали народ на голод, болезни, преждевременную старость и смерть.
«Заслуга Никитина и была в той беспощадной правдивости, с какой он сумел передать в своих стихотворениях тяжёлые переживания крепостного крестьянина, городского ремесленника, дворового, пряхи, швеи. Этим объясняется и трогающее чувство глубокой взволнованности поэта. Отсюда же и его личное художественное видение мира, где безысходная печаль живёт годами, где в глухие бессонные ночи все слёзы выплаканы».11 В.А.Тонков «И.С.Никитин», очерк жизни и творчества, стр. 74. Много чудесных стихов написал Никитин о русской природе («Утро», «Встреча зимы», «Утро на берегу озера» и др.). Высокохудожественны по своим неповторимым краскам и по богатству звуков пейзажи поэта. «Великолепный художник русской природы, он с проникновенным лиризмом и теплотой воспроизвёл знакомые и дорогие ему с детства картины родной земли».22 Там же, стр. 6. Иван Бунин с восхищением писал о том, что в никитинских картинах природы «была та неуловимая художественная точность и свобода, та даже расстановка слов, тот выбор их, которыми руководствуется невольно только художник, знающий природу всем существом своим…»11 И.Бунин «Памяти сильного человека», 21 сентября 1894г., №72.
Подбор определённых звуков усиливает смысловую сторону стихотворений, они становятся музыкальными, мелодичными, рождается ощущение воздушной лёгкости:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Природу Никитин созерцает как трудящийся простолюдин - рано утром перед работой или поздно вечером и ночью. «Описания Никитина, обнаруживающие замечательную наблюдательность поэта, его любовь к русской природе, любовь трепетную и исполненную гордости за красоту родного края, подлинно поэтичны».22 Б.П.Городецкий «История русской поэзии», второй том, стр. 95. Умение увидеть прекрасное в простом и скромном пейзаже и передать его простыми словами в мягкой, песенной манере сделали Никитина одним из любимых поэтов русского народа.
В 1859 году вышел первый сборник стихов И.С.Никитина. К этому времени у него было уже много друзей среди образованных людей Воронежа. В феврале 1859 года они помогли ему открыть книжную лавку, о которой он давно мечтал. Книжная лавка была у него особенная, при ней была библиотека, и он сам выдавал книги, выписывал новые, старался, чтобы книги были хорошие и полезные. В лавку приходили не только для того, чтобы купить или поменять книгу, но и поговорить о литературе, послушать стихи хозяина-поэта. Так книжный магазин Никитина стал важным центром литературной жизни Воронежа.
Завершением творчества Никитина является его стихотворение «Хозяин», прочитанное им на литературно-музыкальном вечере 9 апреля 1861 года. В этом произведении Никитин показал современную ему жизнь во всей её неприглядности и жестокости. Рисуя страшную драму в доме дикого, властного купца, поэт писал:
…Здесь горе гнёзда вьёт свои,
И веет холод от порога…
Стихи из произведения «Хозяин» разошлись по Воронежу в десятках экземпляров и были многими заучены наизусть. «Возвращаясь с литературного вечера, - вспоминает один из современников поэта, - мы с большим волнением повторяли:
Сидит он уж тысячу лет,
Всё нет ему воли, всё нет!»
Здоровье Никитина было надорвано тяжёлой жизнью, и в 1861 году он умер. Поэт был похоронен на воронежском Новомитрофановском кладбище, рядом с могилой любимого им А.В.Кольцова. В 1911 году в Воронеже Никитину поставлен памятник.
Пишу не для мгновений славы -
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, искренних друзей,
Для памяти минувших дней.
А.В.Кольцов
Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в семье воронежского торговца скотом. Учиться в школе ему почти не пришлось, и он не получил образования, поэтому его называли поэтом-самоучкой. Кольцову ещё не было 12 лет, когда отец взял его из второго класса уездного училища и сделал своим помощником в торговых делах. Алексей Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но книг в доме не было. Случайно купленные на базаре стихи И.И.Дмитриева потрясли Юношу - он страстно полюбил стихи и вскоре начал писать сам. Любовь к чтению, книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но больше всего он полюбил поэзию.
В 16 лет он написал свои первые стихи. Стихи получились не совсем складные, но Кольцову они понравились, и он продолжал писать «пьесы» - так он называл свои стихи.
Писал он очень много. Постепенно стихи его становились всё лучше. Они напоминали русские народные песни - вольные, широкие, звонкие. В них описывал Кольцов родную природу, тяжёлую долю крестьян, их труд в поле - ведь сам он из народа и писал о том, что было близко и дорого ему. В Воронеже у Кольцова были друзья, ценившие его талант, помогавшие ему книгами и советами. Они поддерживали веру юноши в себя. Стихи Кольцова стали печатать в газетах и журналах. В Москве, куда он ездил по делам отца, Кольцов познакомился с великим русским критиком Белинским и со многими известными писателями. Кольцов всем сердцем привязался к Белинскому. «Я обязан ему всем: он меня поставил на настоящую мою дорогу»11 Н.С.Шер «Родные поэты», стр. 76., - говорил поэт. Сближение с Белинским и его кругом было величайшим событием духо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.