Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Даниель Дефо - английский писатель, журналист, коммерсант. Публицистическое творчество Даниеля Дефо. Поэтика памфлетов Чистокровный англичанин, Опыт о проектах, Кратчайший путь расправы с диссентерами, отражение в них назревших в обществе проблем.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Курсовая работа
Проблематика и поэтика памфлетов Даниеля Дефо

студентки 2 курса
факультета филологии и
журналистики
Барловской А.С.
Научный руководитель:
доцент, кандидат
филологических наук
Редько Н.А.
Красноярск 2009
Содержание
    Введение
      Глава 1. Историческая обстановка и биографические сведения
      Глава 2. Проблематика и поэтика памфлетов Дефо
      §1. "Чистокровный англичанин"
      §2. "Опыт о проектах"
      §3. "Простейший способ разделаться с диссентерами"
      Заключение
      Литература

Введение

Даниель Дефо - английский писатель, журналист, коммерсант. Родился в 1660 или 1661 году в Лондоне. В то время путь писателя отнюдь не был усеян розами. "Даниель Дефо… жил именно в такое бурное время, когда к провинившимся писателям применялись весьма строгие карательные меры. Ему пришлось испытать и тюрьму, и позорный столб, и разорение; но, несмотря на гонения, нищету и всякие бедствия, этот сильный духом и необычайно энергичный человек никогда не изменял своим убеждениям и до самого конца продолжал бороться с пером в руках за те идеи, которые позже вошли в жизнь и сделались одним из самых дорогих достояний его народа" - пишет А.В. Каменский в биографическом очерке "Даниель Дефо. Его жизнь и литературная деятельность" [3; 75].

О Дефо известно немало. В конце 18 века была опубликована его первая основательная биография, принадлежавшая Джорджу Чалмерсу (1785). В 1830 году историк Уолтер Уилсон издал три тома под названием "Памятные сведения о жизни и временах Даниеля Де Фо". В середине 19 века "английский историк литературы Вильям Ли, разбирая архивы, отнюдь не литературные, обнаружил связку бумаг, которые оказались… письмами Дефо! Это был поворотный пункт, новый этап, это сразу поставило на твердую почву многие предположения, оправдало или отвергло ряд гипотез" - считает Д.М. Урнов [9; 8].

В 1868 году Вильям Ли издал свои три тома: "Даниель Дефо, жизнь и вновь найденные сочинения". Затем Томас Райт в 1894 году, Дж.Э. Айткен в 1895, Джеймс Сатерленд в 1937, француз Поль Доттен в 1923, американцы В.П. Трент в 1926, Э.У. Секорд в 1924, Дж.Р. Мур в 1958 году внесли фундаментальный вклад в изучение биографии автора знаменитого "Робинзона Крузо". Академик М.П. Алексеев в 1927 году исследовал то, что писал Дефо о России.

Мы же провели обзор более современной литературы, касающейся темы курсовой работы.

"Краткая литературная энциклопедия" 1964 года, главным редактором которой является А.А. Сурков, отображает краткие биографические сведения жизни писателя. Здесь упомянуты произведения Дефо, в том числе памфлеты, однако не раскрыта их проблематика.

Литературно-библиографический справочник 1997 года "Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка. Австралия" практически не содержит биографических сведений жизни писателя, отмечено, что "помимо "Робинзона Крузо" Дефо написал несколько не столь значительных в художественной отношении романов ("Полковник Джек", "Капитан Синглтон" и др.), в которых, однако, содержатся реалистические зарисовки нравов" [6; 93]. Более подробно рассмотрены романы "Робинзон Крузо" и "Молль Флендерс". О памфлетах Дефо лишь упомянуто. Книга под редакцией М. Дрэббл и Дж. Стрингера "Путеводитель по английской литературе" 2003 года содержит основные даты жизни Дефо, названия наиболее значительных его произведений. Подчеркнут главный смысл памфлета "Кратчайший путь расправы с диссентерами", "в котором Дефо, сам диссентер, иронически требовал всеобщего и свирепого подавления инакомыслящих" [8; 221].

"Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч." под редакцией Н.П. Михальской глубже анализирует историческую ситуации в Англии, на фоне которой развивалось творчество Дефо. Много внимания уделяется роману "Робинзон Крузо". О памфлетах сказано же намного меньше. Например, памфлету "Кратчайший путь расправы с диссентерами" посвящено одно лишь предложение: "В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с диссентерами, автор по существу выступал их сторонником" [4; 257].

Книга Папсуева В.В. "Три великих романиста эпохи Просвещения: Дефо, Свифт, Филдинг. Из истории европейской литературы 17-18 веков" подчеркивает, что "главным произведением, благодаря которому Дефо остался в памяти не только исследователей его творчества, но и всего человечества, стал один роман, который в длинном перечне написанных писателем книг значится под номером 412. Это - "Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка" [7; 5]. Памфлеты Дефо автор не посчитал нужным рассматривать.

"История английской литературы" Аникина Г.В. выявляет просветительский уклон в литературе Дефо ("Опыт о проектах"), а также его участие в политической жизни страны. Вот что автор пишет о памфлете "Чистокровный англичанин": "Дефо опровергает нападки на Вильгельма, доказывая, что само понятие "чистокровный англичанин" не имеет права на существование, поскольку история английской нации складывалась как история смешения различных народов" [2; 124].

В книге "Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала 18 века" составителя И.О. Шайтанова анализируется история "памфлетной войны", развернувшейся на фоне политических разногласий в стране, попутно отмечается роль литературных творений Дефо, Свифта. "Простейший способ разделаться с диссентерами" - простодушный и страшный в своем простодушии совет, как искоренить в Англии тех, кто в своей вере уклоняется от официального англиканства. Последствия были неожиданными: совет, якобы данный от лица гонителей диссентеров, приняли за чистую монету, а когда мистификация разъяснилась, ярости обманутых не было предела" - пишет И. О Шайтанов [1; 11].

Уже упомянутый биографический очерк А. В Каменского "Даниель Дефо. Его жизнь и литературная деятельность" очень подробно отображает все этапы жизни писателя, автором проделан глубокий анализ литературной деятельности Дефо, развивающейся с течением исторических событий Англии. Рассуждая о памфлете "Чистопородный англичанин", А.В. Каменский подчеркивает: "Целью сатиры было пристыдить англичан за их неблагодарность к королю-"чужестранцу"; при этом автор распространяется о генеалогии английского народа, показывая, что он произошел от отбросов всевозможных племен, и приходит к тому заключению, что "чистопородный англичанин" - противоречие" [3; 98]. Д. Урнов в книге "Дефо" еще подробнее рассматривает весь творческий путь писателя и особенно отмечает работу над романом "Робинзон Крузо", с которым перекликается и сама жизнь Даниеля Дефо. "Лучшая форма защиты - нападение" - так характеризует одну из сторон личности Дефо Д. Урнов [9; 116]. Интересна интерпретация памфлета "Чистопородный англичанин": "Это была декларация новизны, голос свежих, вышедших на авансцену истории сил. Автор критиковал все, что веками считалось "достойным", "истинным", но давно уже превратилось в скорлупки без ядра" [9; 98]. Проанализировав имеющуюся литературу, мы делаем выводы, что публицистике Даниеля Дефо уделено очень мало внимания, а проблематика и поэтика памфлетов почти не раскрыты. Попытаемся проанализировать их в нашей курсовой работе.

Итак, объектом данной курсовой работы является публицистическое творчество Даниеля Дефо. Предметом - его памфлеты "Чистокровный англичанин", "Опыт о проектах", "Кратчайший путь расправы с диссентерами".

Цель работы - рассмотреть проблематику и поэтику памфлетов Дефо.

Задачи:

1. Проанализировать сложившуюся историческую ситуацию в Англии, на фоне которой развивалась литературная деятельность Дефо.

2. Обнаружить отражение назревших в обществе проблем в публицистике Даниеля Дефо, рассмотреть поэтику трех его памфлетов ("Чистокровный англичанин", "Опыт о проектах", "Кратчайший путь расправы с диссентерами").

3. Сделать выводы.

Глава 1. Историческая обстановка и биографические сведения

С конца 17 до середины 18 столетия для Англии наступило смутное время. "В этот период всеобщей распущенности личность Даниеля Дефо выдается по своим высоким нравственным качествам. Это был безукоризненно честный человек, неутомимый литературный работник и хороший семьянин; но ему выпала горькая доля, и почти вся его долгая жизнь, особенно её последние годы, представляется одним почти непрерывным рядом всяких невзгод и гонений" [3; 75].

Итак, Даниель Дефо родился через три года после смерти Кромвеля и в первый год реставрации Карла II. Его отец был богатым мясником и известным диссидентом, то есть членом свободной религиозной общины пуритан, которая не признавала государственной епископальной церкви; он "пользовался большим уважением между своими единоверцами как честный, религиозный человек, готовый постоять за свои убеждения; он умер в преклонном возрасте в 1706 или 1707 году" [3; 77]. Известно, что, хотя Даниель Дефо с полным равнодушием относился к своему происхождению и редко упоминал о своих родителях, он был потомок коренных английских земледельцев-собственников: его дед владел небольшой фермой в Норгемптоншире. "По социальному положению Алиса Фо (мать Даниеля) стояла выше своего мужа и была коренной англичанкой. Это её отец, дед Дефо, имел довольно обширное хозяйство, а потому настроен был не в пользу парламентских преобразований и в результате по ходу революции и гражданской войны понес, как видно, значительные убытки, иначе чем еще объяснить выход дочери замуж за какого-то торговца?" - рассуждает Д. Урнов [9; 45]. Этим ограничиваются все сведения о предках Даниеля Дефо, и никаких других данных о матери, братьях и других членах его семьи не сохранилось.

Детство и юность Дефо совпадают с временем возвращения Стюартов в Англию и периодом всеобщей реакции, небывалого общественного разврата и гонений на пуритан, начавшихся уже через год после вступления на престол Карла II. В 1661 году король настоял на утверждении парламентом закона о церковном единстве, которым все пуританские священники, составлявшие тогда большинство, обязывались подчиниться, соблюдать все формы богослужения епископальной церкви и принять епископское рукоположение. С истечением последнего срока, назначенного правительством на памятный Варфоломеев день (24 августа), были изгнаны из церквей и своих приходов до двух тысяч священников, не захотевших подчиниться новому закону.

"Дефо не исполнилось еще, наверное, и двух лет, когда совершилось событие, повлиявшее на всю его дальнейшую судьбу. "Закон о церковном единообразии" - так это называлось, а по существу, означало объявление всех раскольников вне закона… Джеймс Фо остался тем, кем он и был всегда, протестантом-диссентером. И сын его Даниель не изменил вере отцов" [9; 36-37].

Дефо был воспитан в строгом религиозном направлении. Для него были характерны широкие христианские взгляды и терпимость.

По совету его первого наставника Самюэля Энсли в четырнадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу, или учебную академию, в Ньюингтоне, которую держал Чарльз Мортон, изгнанный пастор англиканской церкви. В этой школе готовились преимущественно сектантские священники. Здесь главное внимание было обращено на изучение родного языка, что, несомненно, дало свои плоды: произведения Дефо написаны живым, народным языком. Даниель Дефо знал также латинский и греческий языки и отлично говорил на французском. Давались ему и математика, история, география. Ясно, что Дефо обладал обширным по тому времени образованием. Готовясь к духовной карьере, Дефо прошел и курс философии и богословия; но в конце обучения в Ньюингтонской академии он отказался от мысли стать священником. А.В. Каменский отмечает: "Положение сектантского пастора было в то время шатким и часто унизительным… Вообще Дефо, как то видно из разных мест в его сочинениях, был довольно невысокого мнения о современном духовенстве" [3; 84]. Вероятно поэтому писатель решил отказаться от карьеры священника и остальное время в школе посвятил чтению.

С наступлением девятнадцатилетия Даниель Дефо окончил школьное образование и, послушавшись совета отца, решил заняться коммерческим делом.

Но прежде чем предоставить сыну самостоятельное дело, отец поместил Даниеля для изучения бухгалтерии и торговой практики в контору оптовой чулочной фирмы, расположенной в лондонском Сити и торговавшей и за границей.

В свободное время Дефо общался с молодежью из диссентеров, которая придерживалась таких же горячих взглядов на политику, как и он сам. С этих пор Дефо встал на сторону народа в предстоящей политико-религиозной борьбе, и "его выдающийся талант и энергия сразу выделили его среди сверстников как поборника гражданской и религиозной свободы" [3; 85].

Период ученичества Дефо в торговом доме в Сити окончился в начале 1685 года - почти одновременно со смертью Карла II и вступлением на престол его брата. По мнению А.В. Каменского, "это было начало той великой борьбы, в которой суждено было принять участие и молодому Дефо, - борьбы, завершившейся изгнанием Стюартов и окончательным торжеством протестантизма и парламента, или так называемой революцией, принципам которой, как известно, Дефо оставался верен всю свою жизнь" [3; 86].

Дефо открыл собственное дело - оптовую чулочную торговлю в Корнхилле. Лавка под его фирмой существовала до 1694 года.

Новый король Яков II задумал привлечь на свою сторону диссентеров. В апреле 1687 года явилась известная королевская декларация о прекращении действия всех карательных законов, касающихся вероисповедания. "Дефо прекрасно понял уловку правительства, и это распоряжение стало поводом к его первому выступлению в печати. В апреле 1687 года вышел его памфлет под названием "Письмо с рассуждениями о последней декларации его величества относительно свободы совести" [3; 89]. Ему было тогда 26 лет. "Этот небольшой и почти неизвестный памфлет характеризует Дефо как политического писателя и деятеля с самого начала его литературной карьеры и … обнаруживает ту честность и твердость характера и убеждений, то согласие между словом и делом, которыми он отличался во всю свою жизнь... Разгадав поистине иезуитскую хитрость Якова II, он не побоялся вооружить против себя своих друзей, восставая против меры, как будто клонившейся к облегчению их участи, но которая в действительности являлась одною из целого хитро задуманного ряда уловок, нужных для порабощения страны и восстановления царства католиков и иезуитов, орудием которых был новый король" [3; 89].

Год спустя английский народ узнал, что за человек сидел на престоле. Нация с презрением отвернулась от религиозного фанатика. Яков II с позором бежал из страны.

Как только на берег Англии высадился новый король Вильгельм III, Дефо поспешил встать в ряды его армии и вступил вместе с ним в Лондон в декабре 1688 года. Депутаты обеих палат парламента представили Вильгельму и его жене Мэри (дочери бежавшего Якова II) декларацию прав, где перечислялись злоупотребления Якова II, приведшие его к отречению от престола, и подтверждалось намерение парламента отстаивать все старинные права и вольности народа. Этот документ отрицал право короля управлять страной без участия парламента или учреждать новые налоги и держать постоянную армию без согласия последнего. Декларация подтверждала права подданных на подачу коллективных жалоб и прошений, на свободный выбор их представителей в парламент и на открытый и милостивый суд. Также она объявляла о том, что полная свобода прений составляет неоспоримое право обеих палат. Вильгельм и Мэри провозглашались совместными государями Англии. Вильгельм III от себя и от имени своей жены принял предлагаемую корону и выразил свое решение твердо держаться существующих законов и управлять страной при содействии парламента.

Дефо же продолжал заниматься своим торговым делом, которое расширилось и заставило завязать торговые отношения с Испанией и Португалией. Так он посетил Испанию, где прожил некоторое время и изучил язык. "Дефо совсем не был подходящим человеком для торговых занятий. Хотя он всегда отличался самым строгим и скромным образом жизни, но, вместо того чтобы сидеть над своим делом и над счетными книгами в конторе, он слишком увлекался политикой и обществом образованных людей и писателей… главной причиной его последующих торговых неудач были его собственное невнимание к своему делу и склонность к спекуляции" [3; 92].

И в 1692 году дела Даниеля окончательно запутались, и один из его кредиторов объявил его банкротом; затем это решение было кассировано прошением других его кредиторов, веривших в честность Дефо. И он оправдал их доверие: в течение нескольких лет уплатил все долги.

В это время правительство нуждалось в деньгах для продолжения войны с Францией, а найти их можно было лишь с помощью сбора налогов, в чем Дефо сильно помог королю, написав один из своих памфлетов, в котором призывал народ не оставаться в стороне и быть верным стране. С этого времени Дефо не раз оказывал услуги лицам, приближенным к королю, и ему самому.

Вскоре Дефо стал секретарем компании, устроившей в Тильбюри завод по выделке черепицы, который потом перешел в его владение. До этого черепица привозилась из Голландии, поэтому дело это было выгодным. Завод работал до 1703 года, когда Дефо был посажен в тюрьму правительством королевы Анны за свой памфлет "Простейший способ разделаться с диссентерами" и все предприятие разрушилось.

Почти до самого разорения Дефо со своим семейством жил в Тильбюри, вблизи завода. Здесь его дела шли хорошо, и он стал известным писателем.

За шесть лет, до 1702 года, появилось до тридцати сочинений Дефо, среди которых выдается его книга "Опыт о проектах", издание 1697 года. "В предисловии к “Опыту” Дефо верно называет свое время “веком проектов". Всевозможным лотереям, разным мошенническим аферам и предприятиям, газетным ловушкам и т.п. не было конца!. В своих проектах Дефо руководствуется исключительно общественным благом, без всякой мысли о собственной выгоде. В предлагаемых им мероприятиях и учреждениях он оказывается по крайней мере на сто лет впереди своего века, так как многие из них были осуществлены в недавнее время и вошли в современную жизнь" [3; 96].

В 1700 году появился памфлет Тотчина "Иностранцы", где Вильгельма III зовут "чужестранцем". Этот памфлет пробудил в Дефо бурю негодования, и в ответ он написал сатиру в стихах "Чистопородный англичанин". Автор приводит генеалогию английского народа, который основан на синтезе культур разных народностей.

После смерти Вильгельма III жизнь Дефо вновь круто изменилась.

С вступлением на престол Анны Дефо убедился, что пришел конец его успехам на политическом поприще. Борьба разных партий возобновилась с новой силой, духовенство стало уничтожать диссентеров как зловредную секту. А в конце 1702 года в парламент был внесен проект закона против допущения на службу диссентеров.

"Поразителен контраст между положением Дефо в начале и в конце того же 1702 года. Сперва - доверенный и уважаемый друг короля на пути к блестящей политической карьере, пользующийся известностью писатель и общественный деятель; теперь - отринутый двором и правительством, в котором господствовали реакционеры, отрицавшие самые дорогие ему принципы революции 1688 года, ненавидимый партией религиозных фанатиков, грозивших полным уничтожением его секты, и даже покинутый многими из своих единоверцев за то, что он высказывал им правду… но сознание своей правоты никогда не покидали его и поддерживало в той непреклонной борьбе за правое дело, которую он не оставлял до самой своей смерти" [3; 102].

Поборники государственной церкви продолжали давить на диссентеров, и Дефо убедился, что бесполезно вести с ними полемику. Тогда он написал изданную им в 1702 году сатиру под названием "Простейший способ разделаться с диссентерами".

"Никакие выдержки не в состоянии дать понятия о неподражаемой иронии этого удивительного произведения. Самая злая насмешка и самые жестокие удары сатиры здесь скрыты под оболочкой слов, которые можно было бы вложить в уста одного из самых яростных поборников государственной церкви; все их вожделения и затаенные мысли выражены здесь их же собственным языком… Все замеченные настроения известной среды высказаны здесь с такою реальною правдой, что сатира произвела настоящий переполох между более боязливыми из диссентеров, а обезумевшие фанатики англиканства приняли ее за произведение одного из самых преданных чад своей и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.