На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сергей Есенин - судьба и творчество. Особенности поэтического мировосприятия С.А. Есенина. Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии Есенина. Особенности поэтической метафоры.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 21.04.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



1
Содержание:
Введение.
1. Сергей Александрович Есенин. Судьба и творчество.
2. Особенности поэтического мировосприятия С.А.Есенина
2.1
Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа.
2.2
Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.А.Есенина.
2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина.
3. Заключение.
Список использованной литературы

Введение.


В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Возрастает интерес к великолепным произведениям таких замечательных русских поэтов, как С.А. Есенин.
Прочитав многие произведения Есенина, я тоже стала интересоваться его творчеством. Особенно произведениями о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют. Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество будет становиться всё больше.
В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.
В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина.
Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами.
С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе "закрытых" авторов. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное - в истоках его таланта.

1. СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895--1925).

СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО.

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во мно-гом способствовала неимоверной популярности его стихов -- задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.
Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился ро-дительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая по-коряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получи-лось, что Есенин рос на попечении бабушки.
«Стихи начал слагать рано, -- на-пишет позже Есенин в своей авто-биографии. -- Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко-торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка суме-ла передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песен-ной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак за-ката», «Русь -- малиновое поле» -- всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над реч-ными заводями, в семье деда-книжни-ка, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре... о женихе, светлом госте из града неве-домого», т. е. о Христе и Небесном Ие-русалиме, городе праведников.
...Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем -- в церковно-учительскую школу в маленьком город-ке Спас-Клепиках.
После Константинова, где его дет-ство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток ока-зывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Един-ственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами заси-живались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна -- пели, игра-ли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенин-ские отличались особой лёгкостью.
Склонность к сочинительству, од-нако, не прибавляли юноше автори-тета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою ис-ключительность, избранность.
Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Ра-дуница» (1916 г.), поэт пометил неко-торые из входящих в него стихов 1911 --1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности напи-саны позже, в пору большей творче-ской зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чис-тые, уже при первом чтении захлё-стывают душу своим певучим слогом.
Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемя-щую жалость ко всему живому, кото-рое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.
2. Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина.
Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Рус-ская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной сторо-ны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиган-стве, с другой -- воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религи-озное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чув-стве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские иска-ния начала века, во многом определившие специфику и содержа-ние литературы 1910-х годов.

2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.
Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
(1912)
Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены .
Лирический герой поэта -- современник эпохи гранди-озной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэти-ческого самораскрытия, даром улавливать и передавать тон-чайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.
В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песен-ный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,-- писал поэт в 1924 году,-- читатель должен главным образом обра-щать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым по-этам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.
Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учить-ся так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у дру-гих» .
«Лирическим чувствованием» проникнуто все творчест-во поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях.
Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенин-ская березка -- самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.
Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели -- дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, --
Я одурманен весной.
(1910)
В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной по-эзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девуш-ки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «пла-чет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень -- рыжая кобыла -- чешет гриву». Природа у Есенина много-цветна, многокрасочна.
Любимые цвета поэта -- синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки за-гораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теп-лынь», «синь, упавшая в реку»); выражают чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?» и т. п.).
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина суще-ствуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искус-ство для меня, -- отмечал Есенин в 1924 году, -- не затейли-вость узоров, а самое необходимое слово того языка, кото-рым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стрем-ление к овеществлению образа -- один из важных моментов своеобразия его стиля. Есенин часто обращается к месяц. Он резвится в поле: «ягненочек кудрявый -- ме-сяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке: «а месяц будет плыть и плыть, роняя вес-ла по озерам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над зем-лей».
Природа у Есенина -- не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она -- любимый герой поэта, она неотде-лима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
…………………………………………
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком .
(1924)
Белинский однажды заметил, что сила гениального та-ланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом.

2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии

С. Есенина.


Основы поэтики Есенина - народные. Фольклор - это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года .
Дед и бабка Есенина были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. В их добротной избе царил «хомутный запах дёгтя» и высилась «божница старая», излучавшая лампады кроткий свет», как это описано в стихотворении Есенина «Мой путь». Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам.
«…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд:
По и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.