На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Божественная комедия Данте-как предвестник новой европейской литературы. Жизнь и творчество Данте А. его шествие по кругам ада. Эпическая поэма Данте-поэтическая энциклопедия средних веков. Художественное своеобразие божественной комедии Данте.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 24 -
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. «Божественная комедия» Данте - как предвестник новой
европейской литературы …………………………………………………………5
1.1. Жизнь и творчество Данте А. - его шествие «по кругам ада»…………. 5
1.2. Эпическая поэма Данте - поэтическая энциклопедия средних веков…..7
2. Художественное своеобразие «божественной комедии» Данте,
как отражение жизни и смерти в средние века………………………………...13
2.1. Политический и психологический смысл поэмы Данте А …………….13
2.2. Мысли Данте - как тема для поколений поэтов………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24
Приложение………………………………………………………………………25
Введение

Средние века - период в цивилизации, который был насыщен событиями, вносившими в жизнь людей трагедий, войн, переживаний и страданий. Возникали они по причине борьбы за власть и передел власти. Для средневекового общества характерна устойчивая и малоподвиж-ная система ценностей и представлений, основанная на религиоз-ных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».
Важными характерологическими особенностями данного обще-ства являются также стремление к внутреннему единству и внеш-нему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на консерватив-ный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество -- это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период средневековья происходит зарож-дение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т.д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следу-ет особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.
Данте жил в эпоху классического средневековья. Его творчество является отражением того, что было заложено в его сознании, которое требовало участия в событиях и жизни того бурного времени.
Его творчество явилось началом появления не только новой итальянской литературы, но и явление в новой европейской литературе.
Многочисленные произведения великого поэта Возрождения дали начало новому направлению в поэзии - эпическому изложению происходящего, внося в религиозные сцены земное начало.
Тема данной курсовой работы «С Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века (на примере художественного произведения).
Рассмотрение темы жизни и смерти в средние века на примере поэмы Данте А. «Божественная комедия» является актуальной. В настоящее время существует проблема недостаточного освещения творчества Данте А. в научной и познавательной литературе, при написании работы был собран исследовательский материал, рассматривающий жизнь и творчество Данте А., вышедший в свет в 70-80 годах ХХ века.
Проблемы единства, любви, жизни и смерти волновали и волнуют людей в любое время, поэтому данная тема актуальна и для меня, это и определило выбор темы.
Объект исследования: творчество Данте А.
Предмет исследования: жизнь и смерть в средние века на примере «Божественной комедии» Данте.
Цель работы: рассмотреть особенности мировоззрения А. Данте, его отношение к жизни и смерти в средние века на примере «Божественной комедии».
В соответствии с темой и целью курсовой работы определены задачи, которые заключаются в следующем:
- используя теоретический материал изученных источников рассмотреть «Божественную комедию» как поэтическую энциклопедию средних веков;
- выявить предпосылки жизни и творчества Данте для создания эпической поэмы;
- определить художественное своеобразие поэмы в отражении жизни и смерти средние века;
- определить политический и психологический смысл поэмы «Божественная комедия».
Теоретическим материалом для работы явились работы следующих авторов: статья Борисова А.С. «Политика и мораль Данте». Автор рассматривает основные направления мысли Данте при написании поэмы - ее политический и психологический смысл.
Рассматривает поэму как источник для рассуждений о жизни и смерти в любую эпоху.
Власинец А.А. в монографии «Средние века в поэзии Данте» исследует исторические особенности цивилизации средних веков, как последствия инквизиции, варварства и противостояния религии с властью, как следствие борьбы противоположностей, в которой принимает участие простые смертные.
Автор анализирует «Божественную комедию» как образец взаимосвязи трех ипостасей поэмы, как состояний души в каждом человеке.
При написании работы использована специальная литература по дисциплине «история мировых цивилизаций». «Мировая художественная культура», «Зарубежная литература».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1. «Божественная комедия» Данте - как предвестник новой европейской литературы

1.1. Жизнь и творчество Данте А. - его шествие «по кругам ада»

Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 г. Мать его рано умерла, а отец, человек среднего достатка, был занят при-умножением своего состояния и заботами о новой семье, в ко-торой у него родились сын и две дочери.
Школа дала Данте не слишком широкое образование, но все же познакомила с геометрией и астрономией, историей и антич-ностью. Вергилий, Овидий, Эзоп* были первыми учителями Данте в литературе. Но главным его наставником стал родной город, с богатыми домами, узкими улочками ремесленников, с праздниками, освещенными факелами, и непокорной рекой Арно, которая время от времени выходила из берегов и сноси-ла мосты. Жители Флоренции были разделены на две партии: гвельфы были сторонниками папской власти, гибеллины поддержи-вали германских императоров. Вой-на горожан и феодалов взрывала покой Флоренции, города, населен-ного искусством и знаменитого сво-ими художественными промыслами. Юного Данте равно привлека-ли поэзия и политическая борьба.
В юности Данте встретил пре-красную девушку по имени Беатри-че Портинари, которую он назвал Благороднейшей. «Любовь воцари-лась над душой моей, -- писал Дан-те в книге «Новая жизнь», где рас-сказывал об истории своих отноше-ний с Беатриче, -- и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным анге-лом ». Вот как описывает Данте одну из этих встреч: «Эта див-ная Донна явилась мне облаченной в белоснежный цвет... и, проходя по улице, обратила очи в ту сторону, где я стоял, весьма оробев... Она поклонилась мне столь благостно, что мне показа-лось тогда, будто вижу я предел блаженства... И так как в пер-вый раз тогда ее излетали слова, дабы достичь моего слуха, то я испытывал такую сладость, что словно опьяненный покинул людей и уединился в своей комнате и стал размышлять об Учти-вейшей».[1, c. 34]
Беатриче вышла замуж, родила детей и умерла в 25 лет. А Данте и после ее смерти продолжал писать ей сонеты и покло-нялся ей всю жизнь. Вот один из сонетов «Новой жизни», ис-полненный рыцарского поклонения даме сердца.
Чей дух пленен, чье сердце полно светом, Всем тем, пред кем сонет предстанет мой, Кто мне раскроет смысл его глухой, Во имя Госпожи Любви -- привет им!
Смятение сердца Данте пытается заглушить политически-ми бурями, которыми изобиловала накаленная распрями жизнь Флоренции. Он участвует в битве при Ареццо и избирается в Совет Ста, управлявший Флорентийской республикой, он бо-рется с правителями, пытавшимися лишить Флоренцию неза-висимости, и отстаивает интересы родного города перед лицом папы римского. В 1302 г., обвинив в подстрекательстве к мяте-жу, Данте изгоняют из Флоренции. Жена и дети не последова-ли за ним. Скитаясь по Италии, находя лишь временный при-ют у разных властителей, Данте не переставал работать как поэт и мыслитель. Он пишет трактаты «Пир», «О народной речи», «О монархии», где отстаивает идеи единства итальян-ского народа.
В 1316 г. Флоренция объявила амнистию изгнанникам. Но условия возвращения были унизительны: уплата штрафа и пуб-личное покаяние. Данте, измученный скитаниями, все же от-вергает эти условия и пишет другу: «Это не путь возвращения на родину, но если вы и другие мои друзья найдете иной путь, который не будет унизителен для славы и чести Данте, я не буду медлить. А если нет такого пути, чтобы вернуться во Фло-ренцию, то я никогда туда не вернусь». Гордость, достоинство поэта не позволили Данте увидеть родной город, который он бесконечно любил и яростно проклинал за несправедливость, продажность, пороки.[2, c. 13]
Последние семь лет своей жизни Данте провел в Вероне и тихой Равенне, где мог спокойно заниматься наукой и главным делом своей жизни -- «Божественной комедией».
1.2. Эпическая поэма Данте - поэтическая энциклопедия средних веков

Возрождение новой культуры в средние века начинается в XIV столетии на этапе Треченто и характеризуется культур-ными инновациями сразу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; зодчие воздвигли прекрасные сооружения новой архи-тектуры (собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города -- Фло-ренция и Болонья, Падуя и Пиза, Перуджия и Римини -- создали и в музыке свое ars nova (новое искусство).
Из многочисленных произведений великого поэта Возрождения Данте (цикл сонетов, канцон и баллад, философские и политические трактаты) самым значи-тельным считается «Божественная комедия» -- эпичес-кая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией средних веков. Подобно тому, как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, Данте при-писывают роль создателя итальянского литературного языка.
Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но дает грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.
Наименование поэмы нуждается в разъяснении. Сам Данте назвал ее просто «Комедия», употребив это слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией - всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом.Как и другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира согласно учению католической церкви, - ада, чистилища и рая. Каждая из трех кантик состоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется ещё одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трехстрочными строфами - терцинами). «Божественная комедия» имеет также и античные источники. Обращение Данте к ним объясняется огромным интересом к античным писателям, что является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемой путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый приём находит объяснение в том, что Вергилия считали в средние века провозвестником христианства. Данте использует форму «видений» с целью наиболее полного отражения реальной земной жизни; он творит суд над человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как таковой, а во имя её исправления, чтобы заставить людей жить, как следует. Данте не уводит человека от действительности, а, наоборот, погружает человека в неё.
Данте все время оперирует материалом, взятым из живой итальянской действительности, материалом современным и даже злободневным для первых читателей его поэмы. За небольшим исключением Данте выводит не легендарных персонажей, а лиц, хорошо известных читателю.
Данте, сопровождаемый Вергилием, потом Беатриче, проходит все сферы жизни -- от порока до покаяния и чистоты.
Уже в первых терцинах поэмы возникает желание преодо-леть адский хаос жизни.
В середине нашей жизненной дороги
попал я в мрачный, неизвестный лес,
где путь прямой терялся в темном логе.
Как рассказать, чтоб он в словах воскрес?
Тот лес был диким, мощным и суровым.
Страх памяти доселе не исчез.
Немногим горше быть под смертным кровом,
но расскажу, как я добро нашел
среди всего, что видел в мире новом.
Данте начинает свою поэму с надеждой прорваться сквозь хаос, грязь, пороки жизни к миру высокому, подняться от зем-ли к небу.
Общая тональность поэмы Данте сурова. Но, как в диких скалах прорастают редкие нежные цветы, так гневный стиль и мрачный колорит дантовских терцин пронизывают стихи, прон-зительные по лиризму, В языке Данте был не архаистом, а но-ватором. Он смело включал в свои терцины разговорный язык. Устная речь со всеми ее неправильностями была для Данте по-стоянным источником его лексики. Это давало Пушкину право назвать Данте «диким». Когда поэту не хватало слов, знако-мых итальянскому языку XIII в., Данте творил их сам. Поэма Данте не музей, а лаборатория алхимика. Поэт вел поиск, сла-гал литературный язык, а не консервировал его застывшие формы. Простота и наивная торжественность речи, суровость и нежность Данте были не только поэтической музыкой поэмы, но выражением ее смысла. Жестокость жизни и низость поро-ков, втягивающих человека в круги ада, не отменяют для Дан-те ни теплоты человеческого сердца, ни сострадания.
Идея единства, любовь -- корень поэмы и в политическом, и в психологическом смысле. Во вступлении к поэме растерянность человека, заблудившегося в бездорожье леса, ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пороками, которые, как зве-ри (пантеры, лев, тощая волчица), преследуют одинокого. Чело-века спасает опора на прежний высокий опыт общения с искусст-вом (появление Вергилия), та цепная реакция любви, которая во 2-й песни «Ада», благодаря форме рассказа в рассказе, создает ощущение непрерывности чувства, его непрекратимости.
Во 2-й песни «Ада» Вергилий объясняет, почему он пришел на помощь Данте, заблудившемуся в сумрачном лесу жизни. Оказывается, Мадонна призвала Лючию, чтобы расспросить, отчего Беатриче не поможет любящему ее человеку, захлебнув-шемуся в море бед. Лючия пришла к Беатриче, которая усты-дилась своего райского спокойствия и сошла в ад, прося Верги-лия помочь одинокому Данте. Это цепная реакция любви, это руки помощи, которые тянутся одна к другой, это объятия. И в полном соответствии с этой мыслью приведена поэтическая ткань «Божественной комедии». Она написана терцинами. В каждом трехстишии рифмуются первая и третья строки, а окон-чание второй переходит в рифмы следующей терцины. Это цеп-ная реакция рифм, их объятия.
При этом Данте трезво знает, что высота духа не избавляет от страдания. В 6-й песни «Ада» поэт спрашивает у Вергилия, Уменьшатся ли мучения грешников после Страшного Суда.
Твоей науки истины верны,
сказал он. -- Чем созданье совершенней,
тем больше благо, боль ему слышны.
(Перевод В. Г, Маранцмана)
Гете в разговоре с Эккерманом предупреждал, что даже чи-тать Данте почти вредно для здоровья. «Опять разговор завер-телся вокруг стоящего перед нами бюста Данте, вокруг его жизни и его творений. Всех нас поражал темный их смысл, непонят-ный даже итальянцам, иноземцам же тем паче невозможно было проникнуть в глубины этого мрака.
«Вам, -- вдруг ласково обратился ко мне Гете, -- ваш ду-ховник должен был раз и навсегда запретить изучение этого поэта». Далее Гете заметил, что сложная рифмовка едва ли не в первую очередь способствует затрудненному пониманию Данте. Вообще же говорил о нем с благоговением, причем меня пора-зило, что он не довольствовался словом «талант» и вместо тако-вого употреблял «природа», чем, видимо, хотел выразить не-что более всеобъемлющее, пророчески-суровое, шире и глубже охватывающее мир».
Художники донесли до нас облик этого удивительного поэ-та, который творил мир по своим законам.
Лицо его сурово, как барельеф из камня. Огромное напря-жение творца живет в этом лице. На севере Италии, под Триес-том, есть скала, которую жители называют профилем Данте. Но не только суровость одушевляет это лицо.
Данте был крещен в баптистерии, восьмиугольном здании, посвященном Иоанну Крестителю и находящемся рядом с глав-ным собором Флоренции -- Санта Мария дель Фьоре. Данте любил это здание и поэтому в одной из песен «Ада» называет баптистерией «мой прекрасный Сан Джиованни? и рассказыва-ет, как он, неловко бросившись на помощь захлебнувшемуся в воде младенцу, разбил одну из крестильных чаш. Этот жест очень характерен для Данте. Вся его жизнь была подвигом любви и спасения человека.
Путь человека к совершенству, от низости к высоте, сло-жен, и в поэме Данте показывает, что очищение совершается страданием и любовью.
Первая часть «Божественной комедии» -- «Ад», в котором Данте собрал все пороки, живущие в людях, и расположил их в определенной последовательности.
Ад по своей архитектонике представляет собой конусооб-разную воронку, В верхних кругах караются невоздержанные, которые не могут обуздать своих инстинктов, пристрастий: сла-дострастники, обжоры, скупцы и расточители, гневные. Не зная удержу в своих желаниях, они искупают порок карой, которая связана с их грехом и противоположна тому, что приносило им удовлетворение. Слепо отдавшиеся похоти преследуются адс-кой бурей, которая гонит их, словно ветер осенние листья. Об-жоры захлебываются в слякоти под ледяным дождем. Гневных прожигает дождь из огней.[4, c. 12]
В следующих кругах ада наказания более жестоки, ибо бо-лее тяжел грех: насильники над ближним и над собой (самоубийцы), над божеством и естеством. Еще страшнее для Данте грехи обмана, лицемерия, раздора, и они караются ниже. Но самое дно ада -- ледяной пруд Коцит вмещает предателей род-ных, родины, единомышленников и благодетелей.. Таков реестр пороков, составленный Данте:
И все же поэма дает читателю ощущение не только ужаса, но трагизма и красоты. Ведь сама гармония дантовских терцин рождает катарсис -- очищение от стесненного страдания, которое дарит великое искусство. Читая сурового, по выражению Пушкина, Данте, мы не тольк и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.