На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие, разновидности и значение символа в романе И.С. Тургенева отцы и дети. Символика названия. Притча о блудном сыне ключевой текст и главный смысловой лейтмотив сюжета. Концентрический принцип построения сюжета. Бессмертие в образах романа.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
по теме:
«Символы в романе И.С.Тургенева 'Отцы и дети'»

СМОЛЕНСК
2002 г.
ПЛАН

    I. ВСТУПЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 3
    II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИЗ НЕДР "ОБЫДЕННОСТИ" К "ВЫСШИМ НАЧАЛАМ" /В.Г.КОРОЛЕНКО/ (СИМВОЛЫ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ") 5
      1. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА. РАЗНОВИДНОСТИ СИМВОЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 5
      2. СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА 6
      3. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ - КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ И ГЛАВНЫЙ СМЫСЛОВОЙ ЛЕЙТМОТИВ СЮЖЕТА 7
      4. РОЛЬ АНТИЧНОГО МИФА О ЦАРЕ ЭДИПЕ В РАСКРЫТИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СМЫСЛА ПОВЕСТВОВАНИЯ 9
      5. КРУГ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ЦИКЛИЧНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА 11
      6. ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ И СИМВОЛЫ В РОМАНЕ 12
      7. ПРЕДМЕТНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ. ЗООЛОГИЧЕСКИЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ 13
      8. ИДЕЯ БЕССМЕРТИЯ, ВОПЛОЩЕННАЯ В СИМВОЛИЧЕСКИХ КАРТИНЫХ И ОБРАЗАХ РОМАНА 15
    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РОЛЬ СИМВОЛОВ В РАСКРЫТИИ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И ПРОБЛЕМ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ" 17
    ЛИТЕРАТУРА 18

I. ВСТУПЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Художественная проза И.С.Тургенева всегда была и остается до сих пор объектом пристального, глубокого и заинтересованного исследования.
Этот непреходящий интерес к творчеству великого писателя обусловлен как огромным влиянием на нравственный и умственный уровень общества, который отмечали его современники, так и художественным совершенством его произведений. По красоте и изяществу словесной живописи ему не было равных среди современников.
Тургенев не относился к категории писателей, для которых реализм обыденного, правда обнаженного, "раздетого" факта или события была основным принципом художественного творчества, незыблемым эстетическим правилом. За правдой факта и наблюдения в его произведениях всегда присутствует то, без чего немыслимо художественное повествование: воображение, поэтическое одухотворение мира видимого, слышимого и осязаемого. Художественная мысль писателя творит пространство смысла, в котором люди, животные, деревья и предметы вовлечены в бесконечный поток развивающейся жизни.
Отличительным свойством творческой манеры И.С.Тургенева, по мнению многих исследователей, является умение вместить огромный художественный смысл в небольшом пространстве литературного произведения, посредством какой-либо детали - портретной, пейзажной и т.д.
- зримо и ярко высветить самый существенный признак явления. Огромную роль в создании художественных образов такой необычайной емкости и обобщающего значения играют ключевые тексты, лейтмотивы, символы.
Целью данной работы является попытка систематизации и анализа этих художественных средств в романе Тургенева "Отцы и дети" и определение их роли в раскрытии идейного замысла и проблематики романа.
Тема эта представляется важной, прежде всего потому, что символ в искусстве имеет особо важное значение, т.к. по природе своей тесно связан с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями. Отсюда вытекает, что анализ этой категории художественных средств позволяет выйти за рамки конкретно-исторического содержания великого романа об "отцах и детях" и глубже проникнуть в его архетипический, вневременной, религиозный смысл.
Одной из основных причин, побудивших меня обратиться к этой теме, является осознание необходимости религиозного осмысления произведений отечественной словесности, которое возможно лишь в свете христианского вероучения, являющегося духовной основой русской культуры. В этом аспекте роман Тургенева в нашем литературоведении в течение многих десятилетий рассматривался явно недостаточно. Восполнить этот существенный пробел помогают работы дореволюционных литературоведов, исследовавших творчество Тургенева.
В частности, в статье архимандрита Феодора (Бухарева) "И.С.Тургенев "Отцы и дети"" дан подробный и всесторонний анализ идейно-художественного содержания романа с точки зрения христианского вероучения. Для нас особое значение имеет вывод Бухарева о том, что основная идея романа в целом, а также образ главного героя, его жизненный путь и особенно финальная сцена смерти содержат глубоко символический, религиозный смысл.
Среди современных литературных исследований, послуживших основой для данного реферата, следует отметить книгу Дунаева "Православие и русская литература" и статью Е.Ю.Полтавец "Сфинкс. Рыцарь. Талисман".
В книге Дунаева впервые в современном литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности. В разделе, посвященном роману "Отцы и дети", автор большое внимание уделяет христианской идее бессмертия личности, воплощенной в символической образной системе романа.
В статье Полтавец Е.Ю. содержится интересная классификация разновидностей символов романа Тургенева по религиозному содержанию (христианские, языческие, оккультные символы) и по соотношению с явлениями действительности (растительные и зоологические параллели). Автор детально исследует мифологический и метафорический контекст произведения, показывает его роль в раскрытии идейного замысла.
В работе над темой данного реферата была использована также статья известного русского философа А.Ф.Лосева "О символе". В ней дан глубокий и всесторонний анализ специфики и функций этого художественного средства. Основные положения этой статьи дают возможность определить принципы подхода к изучению этой темы на материале конкретного литературного произведения.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИЗ НЕДР "ОБЫДЕННОСТИ" К "ВЫСШИМ НАЧАЛАМ" /В.Г.КОРОЛЕНКО/ (СИМВОЛЫ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ")

1. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА. РАЗНОВИДНОСТИ СИМВОЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Проводя исследование по теме "Символы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"", в первую очередь необходимо определить, что такое "символ", каковы его разновидности, роль и значение в художественном произведении.
Символ (от греч. Symbolon - условный знак) - предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа.
Символами могут служить предметы, животные, явления, признаки предметов, действия и т.п.
В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении символ - это троп.
В символе наличествует всегда переносное значение, скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями.
В искусстве символ всегда имел (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категорией искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее.
В художественной литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитаже. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще - это в сущности разновидности символики Словарь литературоведческих терминов..
Символ - характеристика художественного образа с точки зрения осмысленности, выражения или некоей художественной идеи. Символ неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания Энциклопедический словарь..
Всякий символ указывает на некоторый предмет, выходящий за пределы его непосредственного содержания. Он всегда содержит в себе некоторого рода смысл, но не просто смысл самих вещей, отражающих друг друга. Символ вещи - обобщение, зовущее за пределы этой вещи, создающее бесконечную смысловую перспективу. Символ содержит в себе всегда какую-то идею, которая оказывается законом всего ее построения.
В символе смысл некоего предмета переносится на совсем другой предмет, и только в таком случае этот последний может оказаться символом первичного предмета. Символ в самом широком смысле слова… есть такая конструкция, которая функционирует не изолированно, не дискретно, а всегда обязательно как указатель на нечто иное, чем она сама.
В искусстве мы должны исходить не просто из чувственного представления, в котором нет ничего обобщенного, но именно из таких образов, которые наделены большой обобщающей силой, так что художественный образ обязательно всегда есть одновременно и такое единичное, которое мы могли бы воспринимать внешними органами чувств, и такое обобщенное, которое заставляет нас мыслить и делать всякого рода выводы и для единичных явлений реально человеческой жизни. Вот почему художественный образ, лишенный этой обобщающей силы и мощи символической картины этой жизни, всегда есть только бессильная натуралистическая копия жизни, никуда не зовущая и никак не взывающая о необходимости творческих переделываний действительности.
2. СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА
В чем же заключается символический смысл названия романа "Отцы и дети"? Прежде всего, не антитеза романа и не конфликт в нем отражены в названии, а неразрывность этих понятий. Отцы и дети - это цикл. Дети становятся отцами, и все повторяется, ибо таков закон жизни.
Но вспомним, что самый главный закон - рождения и смерти всего живого - дан природе самым главным Отцом - Богом. В свете православной традиции смысл названия романа обогащается. В разборе "Отцов и детей" архимандритом Феодором (Бухаревым) говорится, что для преодоления взаимного непонимания поколений необходимо, "чтобы "отцы" сознательно сообразовывались с высочайшим первообразным для всякого отчества Отцом, все благоволение Которого в Сыне, а "дети" - с верховно первородным для всякого сыновства Сыном, в Котором вполне успокаивается дух Отеческий".
Проблема "отцов" и "детей", так ясно и смело обозначенная писателем в названии романа, есть проблема на все времена - потому что, прежде всего, она связана с важнейшим вопросом всего земного бытия: с вопросом о смысле жизни человека. Это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения предшествующего поколением, приходящим ему на смену, проблема ломки устоявшихся понятий и стереотипов. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой. Но стоит возникнуть сомнению в некоторых глубинных принципиальных основах - и проблема "отцов" и "детей" предстает перед обществом, принимая то более, то менее серьезный облик, иной раз оборачиваясь и трагической своей стороной, приводя к противостоянию поколений.
Идейный конфликт, возникающий в те редкий моменты, когда "дети" вырабатывают для себя четкую сознательную программу, намечают определенную серьезную цель на жизненном пути, такой конфликт, такое столкновение поколений примирением разрешиться не может. Идейное противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Трагическую природу такого конфликта раскрыл Тургенев в своем романе и отразил в его названии.
Такой конфликт всегда трагичен, ибо, прежде всего, в нем явно или неявно происходит отвержение отечества, а "всякое отечество на небесах и на земле именуется от Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Еф.,3,14-15).
В сознании русского человека понятия "Отечество", "отец", "сын" теснейшим образом связаны с основами христианского вероучения. Отсюда следует, что проблема взаимоотношения поколений, обозначенная в названии романа, нуждается в религиозном осмыслении.

3. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ - КЛЮЧЕВОЙ ТЕКСТ И ГЛАВНЫЙ СМЫСЛОВОЙ ЛЕЙТМОТИВ СЮЖЕТА

С древнейших времен, с принятием христианства в русской литературе существовала традиция объяснять явления современности, раскрывать их вечное, общечеловеческое значение, опираясь на тексты Священного Писания. Библия являлась для русской культуры основным ключевым текстом. Назначением ключевого текста является выражение непреходящих для данной культуры идей, чувств и образов, формирующих мировоззрение, составляющих основу нравственности.
Этой традиции придерживалось и большинство русских писателей второй половины XIX века, в том числе и И.С.Тургенев.
Таким ключевым текстом или, по определению современного литературоведа Е.Ю.Полтавец, "основным идейным лейтмотивом" для романа "Отцы и дети" является Евангельская притча о блудном сыне.
В романе нет прямого упоминания об этой притче, но аналогия с ней прослеживается в названии, в системе образов, перипетиях сюжета, в характерах и судьбах персонажей.
В притче символически изображен путь человека, отпадшего от Бога, своего Отца Небесного.
В образе главного героя романа нигилиста Базарова олицетворена та часть русской молодежи второй половины XIX века, которая отреклась от веры отцов и перешла на позиции атеизма. Но такой переход неизбежно влечет за собой разрыв духовных связей со своим народом, чье мировоззрение являлось глубоко религиозным. На эту особенность указывает главный оппонент Базарова Павел Петрович Кирсанов: "Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете… Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры". Базаров признает справедливость этого утверждения, и на вопрос Кирсанова: "Стало быть, вы идете против своего народа?" - отвечает: "А хоть бы и так".
Что же происходит с блудным сыном?
"По прошествии многих дней, - повествуется в притче, - младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону…" "Дальняя сторона" - символ всего чуждого отеческому преданию, возникшего и сформировавшегося на иной почве.
И действительно, нигилизм русской молодежи опирался на философские, нравственные и социальные учения европейских мыслителей XVIII-XIX вв., в частности немецкий вульгарных материалистов.
Блудный сын в дальней стороне "расточил имение свое…" Это значит, что все, нажитое отцом и уготованное в наследство сыну, он не ценил, не берег и утратил. Так же и молодое поколение русских нигилистов решительно отрицает духовный опыт своего народа. "В теперешнее время полезнее всего отрицание", - объясняет Базаров и указывает на цель этого отрицания: "Сперва надо место расчистить".
Но удастся ли молодому поколению на расчищенном месте создать что-то новое взамен разрушенных святынь, удастся ли накопить иные ценности? Ответ на этот вопрос содержится в Евангельской притче.
"Расточив имение свое", блудный сын впал в нищету: "Когда же прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться, и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней, и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему".
Как нужно понимать иносказательный смысл этого отрывка в контексте романа? Отличительными признаками материалистического мировоззрения, взятого на вооружение русскими нигилистами, являются рационализм и прагматизм. Основная черта этой философской системы - утверждение приоритета материального над духовным. Духовная сторона жизни объявляется или малозначимой, или просто бесполезной. Это, по определению героя романа, "романтизм, чепуха, гниль, художества". Нет любви, а есть только физиологическое влечение: "…и что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения". Нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества: "И природа пустяки в том значении, в каком вы ее понимаете". Нет духовного созерцания произведений искусства, а есть лишь физиологическое раздражение нервных окончаний, отсюда пренебрежительное отношение к нему нигилистов: "Рафаэль гроша медного не стоит…", "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта"…
Итак, никакой духовности. Только материя и польза.
Блудный сын, питающийся рожками, которые ели свиньи - символический образ огромной обобщающей силы. Человек, лишенный духовной пищи, низведен до уровня животного. По христианскому вероучению человек - образ и подобие Божье. В материалистическом понимании человек - одно из звеньев в цепи животных и растительных организмов. Этим объясняется обилие "зоологических" и "растительных" метафор в высказываниях Базарова о сущности человека ("мы с тобой те же лягушки, только что на ногах стоим", "люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой" и т.п.)
Индивидуальная неповторимость личности, ее нравственность, по мнению Базарова, особого значения не имеют: "…при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр".
Итак, разрыв связей со своим народом, с той почвой, которая, по словам В.Г.Белинского, хранит "жизненные соки всякого развития личности", отрицание нравственных принципов и духовности - это и есть то состояние "великого голода в дальней стороне", о котором повествуется в притче.
Это состояние обрекает человеческую личность и общество в целом на духовную деградацию и гибель. И единственный спасительный выход из этого положения тот, который избрал блудный сын: пройдя через лишения и страдания, он раскаялся в содеянном и вернулся в родной дом к любящему и простившему отцу.
"Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", по словам А.С.Пушкина, являются теми "дивными чувствами", на которых "основаны от века по воле Бога самого самостоянье человека, залог величия его". Разрыв с отечеством, отречение от духовного наследия предков приводит поколение "детей" к утрате "самостоянья", лишает его духовной опоры.

4. РОЛЬ АНТИЧНОГО МИФА О ЦАРЕ ЭДИПЕ В РАСКРЫТИИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО СМЫСЛА ПОВЕСТВОВАНИЯ

В романе и нигилисте разрыв современного человечества с культурной памятью прошлого трактуется не как принципиально непреодолимый, а как наказуемый. Базаров в конце концов тоже окажется подвластен приметам, талисманам, "преданьям простонародной старины" и вообще глубокой мистичности всего сущего, которую он так яростно отрицал в начале романа.
"Отцы и дети" не только роман о современности, но и указание на тайные силы, управляющие миром, размышление о причинах вечного повторения древних сюжетов в жизни ушедших, современных и будущих поколений.
Уже в первых отзывах о романе звучит тема мифа, тема античных героев. Вспомним известный из мифологии и древнегреческой драмы сюжет о царе Эдипе. Детали его таинственным образом отразились в деталях тургеневского повествования о судьбах "отцов" и "детей". В известной мере Эдипов комплекс, понимаемый не по-фрейдовски, а общечеловечески, то есть как неизбежное стремление новых поколений к новому и отрицание опыта отцов, свойственен человечеству. И все-таки, отрицая опыт отцов и дедов, их "принципы", дети в свою очередь встаю перед теми же проблемами.
Первоначальное триумфаторство Базарова в Марьине напоминает восторг фиванцев пред освободившим Фивы от сфинкса Эдипом, которого они объявляют царем. Базаров тоже предстает поначалу как воплощение сентенции "Человек-царь природы". Он производит химические и биологические опыты, дает дельные советы по агрохимии, оказывает жителям Марьина медицинскую помощь. Конечно, Базаров считает, что он далек от веры в какую-либо мистику, ведь "порядочный химик", по его мнению, способен, в отличие от поэта, разгадать таинственные силы природы. При этом герой не замечает, что и ему присуще преклонение перед идолами, просто его "сатанинская гордость" до поры это отрицает.
"Религия отрицания направлена против всех авторитетов, а сама основана на грубейшем поклонении авторитету, - писал М.Н.Катков. - У нее есть свои беспощадные идолы. Все, что имеет отрицательный характер, есть уже… непреложный догмат в глазах этих сектаторов" Антология по истории русской критики второй половины XIX века. Сост. М.Рев. - Будапешт, 1993..
"Чем решительнее отрицание, чем менее обнаруживает оно колебаний, тем лучше, тем могущественнее авторитет, тем возвышеннее идол, тем непоколебимее вера". Не только идол, но и талисман есть у Базарова. Это, по замечанию того же Каткова, "книжка Бюхнера, играющая роль какого-то талисмана" Там же..
Ту же мысль высказывают и современные исследователи: "Нетрудно заметить, что книга Бюхнера имеет для Базарова особенное значение. Герой часто носит ее с собой, при случае, пусть и несколько пренебрежительно, но рекомендует читать окружающим, словно новоявленный проповедник. Действительно, уже вскоре после своего появления сочинение Бюхнера воспринималось современниками, вследствие необыкновенной популярности, в качестве своего рода "библии материализма". И, несмотря на то, что все в романе, включая самого автора, подчеркивают, будто Базаров ни во что не верит, нельзя не заметить, что именно в свою "библию" силы и материи он как раз верит, причем верит неутомимо и даже идеально, почти по-шиллеровски" Тиме Г.А. К вопросу о вере и религиозности в творчестве И.С.Тургенева. - Мюнхен, 1995..
Однако, неудача Базарова в попытке заменить томик Пушкина в руках Николая Петровича сочинением Бюхнера приобретает символический смысл: никакая наука не заменит веру в искусство, никакая польза не заменит любовь и поэзию. Наконец, в последних словах умирающего Базарова не поминается никакая наука. Слова "Дуньте на умирающую лампаду" звучат романтично, а фраза "Теперь…темнота…" не случайно перекликается с гамлетовской "Дальше - тишина". Мотив иррациональных, скрытых от человека сил начинает нарастать в романе с того момента, когда Базаров встретил своего сфинкса с прекрасным женским лицом и пожелал разгадать эту загадку. "Анна Сергеевна была довольно странное существо", - характеризует свою героиню Тургенев.
Обращают на себя внимание и неоднократные упоминания о заразных заболеваниях, эпидемиях, вспыхивающих то тут, то там в неспокойное лето 1859 года. Наконец, роковой порез Базаров получает при вскрытии трупа тифозного больного (тоже заразная болезнь). Вспомним, что небесная кара, "моровая язва" поразила несчастных фиванцев, не подозревавших о том, что они выбрали царем отцеубийцу и кровосмесителя Эдипа.
Таким образом, в мифе гнев богов, а в рома и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.