На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Литературные направления: романтизм, символизм, акмеизм. Художественные образы в стихотворениях Н. Гумилева из сборника Романтические цветы: героический тип, обобщенный образ героя, образ смерти. Особенности Гумилевского художественного мира.

Информация:

Тип работы: научная работа. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Городская открытая научно-практическая конференция
Тема: Система художественных образов сборника Н.Гумилева
«Романтические цветы»

2007г
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Литературные направления
1.1. Романтизм
1.2. Символизм
1.3. Акмеизм
Глава 2. Художественные образы в стихотворениях Н. Гумилева из сборника «Романтические цветы»
2.1. Героический тип, обобщенный образ героя
2.2. Он и Она
2.3. Образы животных
2.4. Образ смерти
2.5. Люцифер (Дьявол)
2.6. Море
2.7. Краски
2.8. Детали
Выводы
Список используемой литературы
Введение

Н. Гумилев вместе с С. Городецким стал основателем акмеизма, основные положения которого были изложены им в статье «Наследие символизма и акмеизм», изданной в 1913 г. и ставшей манифестом нового литературного направления.
Акмеизм (или адамизм, как его еще называли основатели этого течения), возник в начале 1910-х гг. и генетически был связан с символизмом. Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в символизме, - М.Кузмин, И.Анненский, А.Блок. Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма.
Незадолго до возникновения акмеизма, в 1908 г., появился сборник стихотворений Н.Гумилева «Романтические цветы» с посвящением А. Горенко (А.Ахматовой, первой жене поэта).
Этот сборник представлял собой послание А. Ахматовой для того, чтобы завоевать ее любовь. Само название сборника («Романтические цветы») возвращает читателя к романтической поэзии начала XIX в. с ее особенностями и эстетикой.
Так кто же Н. Гумилев 1908 г.: романтик? символист? Актуальность этой темы и состоит в том, чтобы разрешить эту дилемму.
С помощью анализа художественных образов сборника «Романтические цветы» мы и попытаемся ответить на этот вопрос.
Итак, целью нашей работы является выявление своеобразия художественных образов сборника Н. Гумилева «Романтические цветы».
Логичным следствием этого явились поставленные нами задачи:
1. изучить литературу по поэтике романтизма и символизма;
2. изучить поэтическую концепцию Н. Гумилева (акмеизм);
3. проанализировать художественные образы сборника Н. Гумилева в связи с поэтическими концепциями романтизма, символизма и акмеизма.
Глава 1
Литературные направления: романтизм, акмеизм и символизм
1.1. Романтизм

Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
В романтизме автор создает свой мир, цветной, красивый, пронизанный солнцем и запахом моря, населенный сильными, благородными, красивыми людьми. В этом мире торжествует справедливость, и судьба человека - в его собственных руках. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятия-ми чести и долга. Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди.
У романтического героя есть ощущение ценности и независимости человеческой лич-ности, ее внутренней свободы.
Романтизм - это, прежде всего, особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим. И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на первый план, уродует подлинную природу человека, не позволяет проявиться его сущности, оно в условиях буржуазной действительности разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего созна-ния над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуман-ности, свободе, братству. Романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме.
Романтическое миропонимание в силу своей дуалистичности (разомкнутость «духа» и «материи») обусловливает изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности - одна из характерных черт романтического типа творчества и, следовательно, стиля. Духовное и материальное в творчестве романтиков резко противопоставлены друг другу. Положительный романтический герой обычно рисуется как существо одинокое, кроме того, обреченное на страдание в современном ему обществе. На основе романтического миропонимания возможно создание не только отдельных образов, но и целых произведений, реалистических по типу творчества.
В романтической литературе немало образов героев, зараженных индивидуализмом, но они выглядят как существа глубоко трагические, страдающие от одиночества, жаждущие слияния с миром простых людей. Раскрывая трагизм человека - индивидуалиста, романтизм показал сущность подлинной героики, проявляющей себя в беззаветном служении идеалам человечества. Личность в романтической эстетике ценна не сама по себе. Ее ценность возрастает по мере возрастания той пользы, которую она приносит народу. Утверждение в романтизме человека состоит, прежде всего, в освобождении его от индивидуализма, от пагубных воздействий частнособственнической психологии.
В центре романтического искусства находится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали в условиях буржуазного строя жизни, жажда свободы, независимости. Романтический герой страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение. Поэтому популярными жанрами романтической литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, являются трагедии, драматическая, лиро-эпическая и лирическая поэмы, новелла, элегия. Романтизм раскрыл несовместимость всего подлинно человеческого с частнособственническим принципом жизни, и в этом его большое историческое значение. Он ввел в литературу человека-борца, который, несмотря на свою обреченность, действует свободно, потому что осознает, что для достижения цели необходима борьба.
Для романтиков характерна широта, масштабность художественного мышления. Для воплощения идей общечеловеческого значения они используют христианские легенды, библейские сказания, античную мифологию, народные предания. Поэты романтического направления прибе-гают к фантастике, к символике и другим условным приемам художественной изобразительности, что дает им возможность показывать действительность в таком широком развороте, какой был совершенно немыслим в реалистическом искусстве.
Интерес к условным приемам художественной изобразительности объясняется тем, что романтики часто ставят на разрешение философские, мировоззренческие вопросы, хотя, они не избегают и изображения будничного, прозаически-повседневного, всего того, что несовместимо с духовным, человеческим. В романтической литературе (в драматической поэме) конфликт строится обычно на столкновении не характеров, а идей, целых мировоззренческих концепций, что, выводило искусство за пределы реалистической конкретности.
Романтизм как определенное миропонимание и тип творчества не следует смешивать с романтикой, т.е. мечтой о прекрасной цели, с устремленностью к идеалу и страстным желанием видеть его осуществленным.
1.2. Символизм

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon -- знак, символ) -- художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры -- философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Символизм был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах - кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. В соответствии с этим символизм занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Символизм не охватывал всего поэтического творчества в стране, но обозначил собой особый, характерный для своего времени этап литературной жизни. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу.
Символизм возник в России не изолированно от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия, и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше.
Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии.
В первое время, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм.
Но уже к первым годам двадцатого столетия символизм как литературное течение, как школа выделился со всей определенностью, во всех своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика, свое учение.
Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма.
Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России, да и во всей Европе была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами. Резкие классовые противоречия, вражда и столкновения держав, глубокий духовный кризис общества грозили небывалым потрясением. Это и русская революция 1905 года, и разразившаяся через девять лет мировая война, а затем две революции 1917 года в России.
Но на смену символизму пришло новое течение - акмеизм.
1.3. Акмеизм

Акмеизм (от греч. аkme - высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.
Поэтическое слово имеет четкое очертание границ. Повышенная склонность к культурным ассоциациям, она вступила в перекличку с минувшими литературными эпохами. В поэзии Н.Гумилева звучал порой гимн «сильной личности». Акмеизм стремился преодолеть мистицизм символистов и искал опору в творчестве декадентов, обращаясь в первую очередь к наследию Анненского.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго - около двух лет (1913-1914) В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева - путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца - Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.
Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, ещё более неоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, - поиски выхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такой задачи. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с символизмом.
Глава 2
Художественные образы в стихотворениях Н.Гумилева из сборника «Романтические цветы»
2.1. Героический тип, обобщенный образ героя

Мореплаватели, исторические лица, конквистадоры - это тот тип героя, который представлен в произведениях Гумилева.
В стихотворении «Сонет» речь идет не о каком-то конкретном герое (конквистадоре), а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Он одинаково «весело» относится и к «радостным садам» и к «пропастям и безднам», его не пугает туман, которого он ждет, смеясь; его не страшит и смерть: со смертью он будет «биться до конца».
Отважный Помпей («Помпей у пиратов»), находясь на судне среди пиратов, ведет себя независимо и гордо, не боясь их расправы над собой. Его уверенность и мужественность противопоставлены трусости и раболепию пиратов. Пираты «с угрожающим видом» скрываются в трюме, но они охвачены «волнением» (хоть и опасным); говорят о казни Помпея с «затаенною злобою», но эта злоба - злоба «боязни», и казни они требуют «вполголоса»; они служат робами и уже несколько дней не смеют «бродить под шатрами» на корме. А Помпей, «окруженный стаей голубей», на корме «изукрашенной красным», лениво приподнявшись на лотке, вдыхая дорогие ароматы и посыпая «толченым рубином розоватые длинные ногти», приказывает им принести вина, и пираты, смущенно умолкнув, «несут раболепно и вино, и цветы, и гранаты».
Описание Помпея и пиратов изобилует выразительными реалистичными деталями и подробностями, и помогают ярко увидеть образы Помпея и пиратов.
В стихотворениях «Императору» и «Каракалла» лирический герой обращается к неизвестному для нас, но, скорее всего, властительному императору.
В стихотворении «Императору» герой изображается как «призрак какой-то передовой силы», «указавший законы судьбе», «император, во мраке могилы». Лирический герой же очень ярко противопоставлен императору: «бедный бродячий певец», «вечный раб». Император хочет, чтобы лирический герой восхвалял его, но лирический герой пытается сказать, что он не может это сделать, потому что «он не трибун, не сенатор». Его песни слушают только «бездомные звери да на высоких горах петухи» и все богатые двери для него заперты. Он не может понять, почему император на него «возглашает венец», если его голос слаб, «очи не горбки» и «старый хитон изодран и черен». Но в конце он соглашается на его миссию - восславлять императора, потому что он «вечный раб».
В стихотворении «Каракалла» описывается, что бы было с императором, «каким бы он стал властелином», если бы не его принципы, «если бы не был он самим собой». Император «с профилем орлиным», «с черной кучерявой бородой», он бы мог «раскинуть ратный стан, бросить пламя в храм Иерусалима, укротить бунтующих парфян». Лирический герой говорит, что:
Юлий Цезарь, Август и Помпей,-
Это тень, бледна и еле зрима,
Перед тихой тайною твоей.
Но, желая оставаться самим собой, он не хочет быть знаменитым правителем.
Обобщенный образ героя отличается ясностью, конкретностью позиций. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум, мужественно идущий к намеченной цели.
2.2. Он и Она

В стихотворениях цикла «Романтические цветы» можно увидеть драму любовных отношений поэта. Он - влюбленный, готовый пожертвовать всем ради своей любимой; она - независимая, гордая, холодная, принимающая снисходительно его любовь.
Одиночество и отчужденность героев выражены в стихотворении «Жираф». Она - грустна, он - пытается отвлечь любимую от грустных мыслей, рассказывая ей об «изысканном жирафе», приукрашая и без того прекрасную африканскую реальность.
Жираф «изысканный», ему дана «грациозная стройность», «шкуру его украшает волшебный узор». Жираф сравнивается с цветными парусами корабля, а бег его «плавный» уподобляется радостному птичьему полету. Это красивое животное на закате «прячется в мраморный грот».
Все это сказочное описание лирический герой дает для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей, но «веселые сказки таинственных стран» лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но звучат уже почти безнадежно:
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Лирический герой понимает безуспешность свой попытки развеять грусть возлюбленной, и поэтому последние слова звучат уже не столь уверенно. Он теряет надежду на то, что она может его услышать («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя…») и тогда нет смысла рассказывать «про тропические сады», про «стройные пальмы», про «запах немыслимых трав».
В стихотворении «Заклинание» Он - «юный маг», она - «царица беззаконий». Он бросает к ее ногам все свое волшебство:
Аромат сжигаемых растений
Открывал пространства без границ…
Она видит «сумрачные тени», похожие на рыб и на птиц; видит опущенные, как у рабов, взоры гордых военных трибун; она слышит плач «невидимых струн».
Юный маг отдает ей все, «чем была жива его душа», а взамен от нее он получает только небрежно брошенный для него «алеющий цветок». На чувства «юного мага», «бледная царица беззаконий» отвечает только снисходительной подачкой.
Мы не видим описание Его, только то, что маг «юный» в «Пурпуровом хитоне». Описание Ее дано лишь в деталях: «атласная кожа снежной белизны», «маленькие груди», браслеты на «вытянутых руках» («Заклинание»); «грустный взгляд», «тонкие руки» обнимающие колени, плач влюбленной («Жираф»).
В стихотворении «Ягуар» Он (во сне) превращен в жестокого, но влюбленного ягуара. Она - нежная, влюбленная, «белая невеста», «призрак счастья». Лирическому герою снится, что судьба «выкинула недобрый жребий». Он был превращен в жестокого ягуара:
В сердце - пламя грозного пожара
В мускулах - безумье содроганий.
Он жил обычной жизнью ягуара, но неожиданно он увидел «нежный образ девы».
В своей душе он возносил ее. Называл «Призраком Счастья, Белая Невеста», но она не хотела подпускать его к себе и крикнула ему «не с места!». Он полностью был зависим от нее и поэтому подчинился ей. Он сравнивает себя с шакалом, который достался собакам в добычу:
Я молча лежал, ее покорный кличу,
Я лежал, ее окован знаком,
И достался, как шакал, в добычу
Набежавшим яростным собаками.
Но Она не оценила этого и спокойно ушла:
А она прошла за перелеском
Тихими и легкими шагами,
Лунный луч кружился по подвескам,
Звезды говорили с жемчугами.
Лирический герой в начале стихотворения «Отказ» сравнивает героиню (царицу) с «печальным ребенком»:
Царица - иль, может быть, только печальный ребенок
Она стояла возле моря. Когда наступил вечер, «перед ней замелькали во влаге дельфины». «Они предлагали свои глянцевитые спины» «чтоб плыть к бирюзовым владениям принца». Но царица сказала: «Не надо…». Когда она произносила эти слова ее «голос хрустальный казался особенно звонок». Он как будто показывал хладнокровность и капризность царицы. В последнем четверостишии лирический герой уже сравнивает цар и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.