Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Утверждаемый в стихотворениях Асеева и Тихонова революционный пафос. Сравнительный анализ жизненного и творческого пути поэтов: жанровая специфика, тип героя, особенности повествования, основные темы, образы, изобразительно-выразительные средства поэзии.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Литература. Добавлен: 23.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Сопоставительная характеристика творчества поэтов-романтиков
Н. Тихонова и Н. Асеева
Генераловой Вероники, гр. 402
Двадцатый век породил много ярких талантов, величайших поэтов, рупоров идей своего времени - они вошли в историю русской литературы под знаком избранности. Однако не все труженики пера были удостоены пристального внимания, писатели «второго плана» несправедливо отодвинуты за кулисы литературоведения. Николай Асеев (1889-1963) и Николай Тихонов (1896-1979) также отдали свои жизни на служение «поэтическому фронту», их наряду с Багрицким, Луговским и Светловым называли романтиками Октября.
Октябрьская социалистическая революция - событие первостепенной важности для поколения, рожденного на рубеже веков, поскольку именно оно имело возможность наблюдать все недостатки старого режима и, основываясь на известном опыте зарубежных стран, планировать перемены в своей. Революция понималась ими как основной способ достичь будущего, идеалами которого они грезили, поэтому и Революция, и Гражданская война во многом определили главные особенности их творчества, эта линия «была их генеральной и многообразно преломившейся темой»1, «Октябрь придал новые силы, окрылил большую группу пролетарских поэтов, в творчестве которых получил развитие опыт революционно-романтической поэзии прошлых веков»2. Воспевая мир светлого будущего, противопоставленный серости настоящего, поэты Революции приближали себя к романтикам, этому во многом способствовал утверждаемый в стихотворениях пафос. Однако пути, которыми Асеев и Тихонов пришли к романтизму Октября, были различны.
Критерий сравнения
Николай Асеев
Николай Тихонов
Начало творческого пути
Николай Асеев выпустил свою первую книгу стихов в 1914 году; за четыре года он прошел сложный эволюционный путь: «рафинированный интеллигент» и декадент-романтик, кубофутурист, примкнувший к молодой «Центрифуге», соратник Маяковского, сам «лефовец», поначалу примеряет к своей поэзии пролеткультовско-лефовскую идею «рационализации» человека, пафосный бунтарь против меркантильного мещанства, с радостью принявший Мировую войну, и, наконец, романтик Октября.
Первые свои стихотворения (сборник «Жизнь под звездами») молодой Николай Тихонов пишет на фронте империалистической войны, куда он уходит добровольцем. Будучи сыном ремесленника, Тихонов имел возможность узнать жизнь в заводских окраинах столицы бедняков и бесприютных людей, увидеть лужи крови вечером 9 января 1905 г. на Дворцовой площади, познать социальное неравенство. «Семья ремесленника, среда, в которой я провел раннее детство и юность, не могли способствовать развитию любви к искусству или литературе. Скромного заработка родителей едва хватало на содержание семьи. Дом был старый, с покосившимися дверями и низкими потолками. Квартира тесная, маленькая…»
Перекличка с предшествующей литературой
Помимо футуриста Д. Бурлюка, с которым Асеев сблизился в начале своей стихотворной карьеры, на поэта оказала влияние тесная дружба с В. Маяковским (они некоторое время жили вместе). В частности, это проявляется в стихотворениях «Перебор рифм» (1929) и «Искусство» (1930); характерная для Маяковского лесенка у Асеева, однако, оформляет не акцентный, а силлабо-тонический стих. С Маяковским роднит здесь составная и нетривиальная рифма (в высвисте--выцвести, увядающими--не бела еще) и внимание к акцентированию нужных слов выведением их в отдельную строку. Закономерно появление в 1940 году появление поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается», где изображена судьба поэта в непосредственной связи с судьбами его страны, образ характеризуется масштабностью:
Он шел по бульвару,
худой
и плечистый,
возникший откуда-то сразу,
извне,
высокий, как знамя,
взметенное
в чистой
июньской
несношенной голубизне.
Точность образного строя сочетается с романтической приподнятость повествования. Широко воссоздана историческая обстановка, в которой разворачивался талант Маяковского: предреволюционная Москва, Петербург, Грузия, Багдади.
В творчестве самого Асеева эта поэма обозначила новый этап: гражданским пафосом, широтой исторического кругозора, реалистической образностью она знаменовала отход от футуристических и лефовских идей.
Сильное действие оказала экспериментаторская лирика В. Хлебникова. Вслед за ним, он старается открыть древний славянский корень и на его основе создать новое слово, использует хлебниковские приемы:
Бунь на поле Цветляны
Осень сбежала - Олень, -
Только твои не сгубляны
Ясовки яблочный день.
Только твои не срубляны
Белые корни небес,
Дивится делу Цветляны
Детская доля живес.
По примеру Хлебникова же он употребляет нарочито архаизованные синтаксические конструкции: «посулы любовья до давьяго дневьяго дня», «чтоб ты, о печале Роксано, вершала могучий потуст» (стих «Грозува»). Широко входят в его поэзию футуристические приемы: необычные рифмы, экстравагантные фразы, чрезмерная метафоричность.
Столь обширных культурных связей Тихонов, в отличие от Асеева, не имел, возможно поэтому для поэтического мира Тихонова более характерна связь с фольклором, с народной поэзией и создаваемыми ею образами, но на этом мы остановимся позже. Однако, опыт предшествующего поколения он все же учитывает, в частности, как указывает Любарева Е. П., дробное воздействие оказал В. Маяковский, Тихонову важны «искания старшего поэта в области эстетики будней». Эффект присутствия М. не всегда улавливается в определенных перекличках, но существует порой как спор, как отдаленная параллель, созданная в своей, не похожей не похожей на Маяковского поэтической системе. Заметным было влияние аналитической направленности поэзии Маяковского.
Кроме того, ранние стихи иногда Тихонов писал в духе подражания символистской поэтике, но в те годы они не были опубликованы по желанию самого автора.
Тихонову близка страсть к путешествиям Н. Гумилева, также как у старшего поэта у него много стихов, посвященных разным уголкам планеты («Англия», «Америка», «Армения», «Ислам», «В Карелии», «Финский праздник», «Осень в Латвии 1917 года», «Подражание туркменскому», «Фининспектор в Бухаре», «Полустанок в пустыне Каракум», циклы «Стихи о Кахетии», «Палатка под Выборгом», «Стихи о Югославии», «Грузинские дороги» и т. д.). Поэтический взор автора охватывает такое количество государств и культур, потому что скоро все они должны соединиться под красным знаменем и вместе строить счастливое социалистическое будущее. «С годами география превратилась для меня в эпическую поэму о борьбе народов за независимость, а история осветила меня немеркнущим светом Октябрьской революции».
Обнаруживаются переклички и с зарубежной литературой, например, с Р. Киплингом роднят гражданские мотивы лирики, вспомним, что это постколониальный поэт, выступающий против захвата Индии Англией, понимающий несправедливость отношений востока и запада, писавший о жизни солдат, о военных действиях на территории Индии («Баллада о Востоке и Западе», «Бремя белого человека», «Томми»). Подобные мотивы мы слышим у русского поэта: «Перекоп», «Махно», «Над зеленою гимнастеркой», «Дезертир». Это подогревалось и давним интересом Тихонова к Индии, он даже был в путешествии на Цейлоне (поэма про индусского мальчика «Сами»). Оба поэта были свидетелями военных действий. Кроме того, Киплинг достаточно часто обращается к жанрам баллады и песни («Баллада о Востоке и Западе», «Баллада о царской шутке», «Баллада о «Боливаре», «Самая старая песня», «Песнь мертвых», «Песнь о контрабандистах», «Дорожная песня бандерлогов», «Песнь маленького охотника»), склонность к этим жанрам мы наблюдаем и у Н. Тихонова («Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях», «Песни», «Песня об отпускном солдате»).
Поэтический пафос (отношение к революции)
Асеев с восторгом, как и все романтики Октября, принял идеалы революции, героика борьбы за новую жизнь, романтическая мечта о будущем окрыляют и обогащают его поэзию:
Разрушим смерть и казни,
сорвем клыки рогаток,-
мы правим правды праздник
над праздностью богатых.
«Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней… быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового. Это новое не было миросозерцанием. Оно для меня, да и для большинства окружавших, скорее было выходом из старого, возможностью, предощущением, тем, что выражалось в коротеньком определении «хуже не будет», определении, ставившем многих на невозвратный путь» (Н. Асеев).
«Выход из старого» означал прежде всего борьбу со злейшим врагом - мещанством.
… А вы -
с ненужной хитростью во взоре
сплошные темные Семеновы.
Противопоставление мы--они характерно для всех романтиков революции и вообще для романтического творческого метода. В этом же стихотворении - провокация в духе Маяковского («Привязанных же к колесу, / прильнувших к легенде о Хаме, - / чем бить вас больней по лицу, / как только не злыми стихами?!»).\
Однако, в его поэзии нашли отражение некоторые негативные стороны периода НЭПа:
Как я стану твоим поэтом,
Коммунизма племя,
Если крашено рыжим цветом,
а не красным - время!?
(поэма «Лирическое отступление», 1924 год)
Гражданский пафос с публицистическим оттенком связывает его поэзию с жизнью народа.
Творчество Тихонова отличается постоянством интересов поэта. Свобода народам всех стран под знаменем мировой социалистической революции! - идеал Тихонова, воспетый в его стихах 1920х - 30х годов. Поэтический пафос характеризуется восторженностью, окрыленностью, надеждой на светлое будущее, бунтом против старых устоев, гражданский пафос.
Жанровая специфика
Н. Асеев выступал за мобильные жанры, способные быстро реагировать на требование дня - разрабатывает агитстих, развивает лирический фельетон, стих-лозунг («Одна голова всегда бедна, а потому бедна, что живет одна», «Сказка про купцову нацию, мужика и кооперацию», «Уличные стихи», «Чудеса», «8-е марта»). Сама природа этих жанров жизненная, напрямую связанная с простым народом, и разумеется, стихи также ориентированы на широкого читателя, на пролетарские массы, на всех советских граждан. Все же в них сильна традиция Маяковского.
Использует и фольклорно-песенные традиции («Русская сказка»).
Тенденция к определению жанра того или иного стихотворения - общая для многих поэтов-романтиков: баллады, песни появляются, вероятно, для сближения с народным искусством, ведь это изначально фольклорные жанры, кроме того активнее всего этот жанр использовали поэты-романтики XIX века, а певцы Октября тоже романтики. Тихонов вполне вписывается в эту общую тенденцию, мы читаем: «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях», «Песни», «Песня об отпускном солдате», «Сентиментальная баллада о старом заградителе». Судьба баллады в 20е годы казалась бесперспективной (ведь это старый жанр), с ней ассоциировалась мистическая фантастика, мотивы рока, безысходный трагизм, даже Маяковский ее иронически переосмысляет. Однако Тихонову ценна драматическая напряженность, стремительное развитие действия, «баллады скорость голая, романтики откос» (Н. Тихонов), напряженный волевой ритм. Опираясь на каноническую основу, он создает новый вариант баллады - героический. Элемент фантастического присутствует здесь как проявление легендарной степени героизма, подвига на грани невероятного, но в основе жизненная коллизия.
У кого жена, дети, брат -
Пишите, мы не придем назад.
Адмиральским ушам простукал рассвет:
«Приказ исполнен. Спасенных нет».
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
«Баллада о гвоздях»
От плеч уж отваливается голова,
Тула мелькнула - плывет Москва.
Сказал с землею набитым ртом:
«Сначала нога - пакет потом».
«Баллада о синем пакете»
Или:
Четвертый год мы ночей не спим,
Нас голод глодал, и огонь, и дым,
Но приказу верен солдат.
«Перекоп»
Грустно-элегический, мрачный пафос классической баллады Тихонов заменяет пафосом революционной борьбы, жизнеутверждающей энергией.
Родоначальник советской баллады (даже издал книгу «Двенадцать баллад»), он первым же отошел от нее, так как, видимо, понял, что она связана с боевой героикой и без нее потеряет свои сильные черты.
Тип героя и особенности повествования
Лирический герой - рядовой гражданин, пролетарий, идущий навстречу преобразованиям, но это поэт, и у него есть четкое самосознание творца: «я лирик по складу своей души», «я рифмач», «я - запевало»:
Знать недаром и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.