Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Судьба писателя. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Какой дом обрел Иван Бездомный. Только человек ответственен за добро и зло. В романе затрагиваются такие вопросы как: Что лежит в основе человеческого поведения?

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:
«Судьба личности в обществе и истории в
романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ученицы 11 класса «А»
средней школы № 8
г. Сафонова
Богачевой Анны

Преподаватель
Русакова Е.В.


САФОНОВО
2003 г.

Оглавление

I. Вступление…………………………………………………………….3
II. Судьба писателя………………………………………………………5
III. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты………….8
IV. Какой дом обрел Иван Бездомный………………………………...13
V. Заключение. «Только человек ответственен за добро и зло»….16
VI. Список используемой литературы………………………………….18

I. Вступление

Творчество М.А.Булгакова - одно из крупнейших явлений русской художественной литературы 20 века. Его талант дал литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.
М.А.Булгаков, переживший трагические переломы жизни в начале 20 века, в последнем своем, как он говорил «закатном» романе «Мастер и Маргарита» попытался осмыслить мир в целом и найти коренья основания природы и человека. Для такой глобальной цели понадобилось сопоставление исторически разных пластов жизни, своеобразная проекция вечности в современность. Это роман не только о современной писателю действительности, а шире - это осмысление основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 30-е годы, называемые теперь периодом укрепления культа личности Сталина; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.
Писатель, вслед за своими предшественниками «золотого века» русской литературы русскими философами начала 20 века, был убежден, что в основе любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основания. «Новой эрой в истории человечества» были несколько поспешно объявлены годы, когда возводились стены здания, которое мы теперь называем тоталитарным обществом, культом личности Сталина. Спустя десятилетия стали видимы их трещины, пороки, изъяны. Но каковы должны быть проницательность, смелость и внутренняя бескомпромиссность писателя, который в те годы увидел моральную шаткость возводимой постройки и до конца жизни, даже смертельно больным, без малейшей надежды увидеть свое произведение напечатанным, писал роман - осмысление, роман - предвидение, роман - предупреждение, роман о своем времени и о времени вообще, об истинах сиюминутных и вечных, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории. Роман М.Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Вот некоторые из них:
Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
В этом романе Булгаков раньше и глубже, чем кто-либо из современников, проник в индивидуальное состояние эпохи, определил ее своеобразные обстоятельства и черты. Для этого ему пришлось в одном условном художественном времени и пространстве совместить начала и концы целой эры: древний Иерусалим в год казни Христа и современную Москву в дни правления Сталина. Судьба художника («Мастера») представлена в романе и как вечная общечеловеческая драма, восходящая по своему архетипу к жизненному подвигу, страданиям и смерти Иисуса Христа, и как индивидуальная трагедия современного обыкновенного человека. Подробности этой индивидуальной судьбы Булгаков в полном смысле слова выстрадал всей своей жизнью.
История с романом, который пишет Мастер - это в какой-то мере и история романа Булгакова. По мысли автора, писательский долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. В этом заключается смысл сокровенной булгаковской формулы: «Рукописи не горят». Около 12 лет (с 1928г. по 1940 г.) он работал над ним. Сохранившееся материалы восьми редакций позволяют проследить, как менялся замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство.
Как и его герой - Мастер - писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры, господства вульгарно-социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно из трехсот рецензий, опубликованных на его произведение и собранных писателем, 298 были разгромными. Да и из тех критиков и писателей, кто прочитал рукопись, немногие сумели ее по достоинству оценить. Среди давших ей высокую оценку в первую очередь следует назвать Анну Ахматову, которая сказала об авторе: «Он гений».
II. Судьба писателя
Талант художника был у Булгакова, что называется от Бога. А уже то, какое этот талант получил выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу.
Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова остался навсегда Киев-город, где он родился в 1891 году, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и Россия. Корни его в церковном сословии, к которому принадлежали деды его по отцу и матери; корни эти уходят в орловскую землю. «Здесь был плодородный для русского гения пласт национальных традиций, полнозвучие неиспорченного родникового слова, которое формировало талант Тургенева, Лескова, Бунина» (В. Лакшин)
Большая многодетная семья Булгаковых - детей было семеро - навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Эта атмосфера найдет потом отражение в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбинных».
Отец, профессор Киевской Духовной академии, историк церкви, умер в 1907 году от склероза почек - болезни, которая через тридцать три года настигнет и его сына. Мать, хлопотливая и деятельная женщина сумеет дать сыну образование. В 1916 году он закончит медицинский факультет Киевского университета. Шла первая мировая война, и Булгакову пришлось работать во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем деятельность земского врача в Смоленской губернии. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих человеческую прозу.
Вернувшись в Киев, Булгаков пытался заниматься частной практикой как врач-венеролог. Менее всего он хочет быть вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», - отметит он впоследствии. Но идет 1918 год. «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ.» В его настроениях той поры громче всего одно - усталость от братоубийственной войны.
Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду пошел сотрудничать с большевиками - работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладал артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Теперь начал печататься - драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.
В 1921 году уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он литератор; оказывается здесь без денег, влиятельных покровителей, бегает по редакциям, ищет работу. Мировоззрение Булгакова не отличалось четкостью идейных позиций, однако, пафос его лучших произведений объективно стал служить возвышению человеческой личности, преодолению в ней эгоизма, корысти, фальши и лицемерия и тем самым смыкался с исторической задачей социалистического воспитания нового человека.
На всех перекрестках судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг я не понесу на базар, хоть издохну» («Записки на манжетах») Он считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции. И в первом романе «Белая гвардия» выявляется гуманистическая позиция писателя - братоубийственная война ужасна.
В 1926-1927 годах Булгаков много работает для театра. Была сделана инсценировка романа «Белая гвардия», сыграна пьеса «Дни Турбинных», в Вахтанговском театре была поставлена «Зайкина квартира». Но ярких спектаклей Главрепетком долго терпеть не мог, и пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры художественного театра, но и А.М.Горький, но до сцены она так и не дошла, потому что автор прощал своего героя - белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.
Вокруг самого Булгакова в эти годы создавалась атмосфера травли. Неталантливые собратья очень хотели, чтобы он уехал из страны. Но Булгаков писал Сталину: «По общему мнению всех, кто серьезно интересовался моей работой, я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей - СССР, потому что одиннадцать лет черпал из нее». Что же черпал?
В 30-е гг. Булгакова не печатали, но он продолжал писать («Адам и Ева», «Иван Васильевич»). К этому времени уже все талантливые неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии».И речь шла уже непросто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Он отверг унизительные хождения с жалобами и обратился с письмом в правительство СССР. Он писал, что не собирается создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве предоставить ему работу. Состоялся его знаменитый разговор со Сталиным, где Булгаковым были произнесены ставшие впоследствии известными слова: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне Родины, и мне кажется, что не может».
По необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получил «охранную грамоту» (слова Б.Пастернака) для «Дней Турбинных». Для Булгакова это означало, что ему была возвращена часть жизни.
Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу «Театрального романа»,книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время.
Эта тема станет основной в «Мастере и Маргарите» - последнем романе Булгакова, который он задумал и начал писать еще зимой 1928-29 года. Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.
В.Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.
Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял, обдумывал. Читал друзьям.
Из «Драматических сочинений» С. Ермолинского (М.:Искусство, 1982):
«Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь! Как бы поосторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…» Разве в этих словах не угадываются осторожные и настороженные читатели романа, созданного героем Булгакова Мастером? Они не понимают, что настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать «то, что надо».
«Не верю в светильник под спудом , - говорил Булгаков. - Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать».
М.А.Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно.» Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать семь раз - безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967 - 1968 годах журнал «Москва» напечатал роман « Мастер и Маргарита».
III. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты

Мастер - герой, чья судьба ближе всего повторяет судьбу самого Булгакова. Этот герой не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа.
Герой романа, Мастер, появляется не с первых страниц, а лишь в тринадцатой главе. Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую больницу, которая в романе называется «домом скорби». Это продолжение страшного реального мира уже потому, что, принимая больных, здесь спрашивают в первую очередь, являются ли они членами профсоюза. Здесь Иван Бездомный увидит через балконную дверь человека. «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи от балконных дверей, он не может «удрать» отсюда, гость отвечает, что ему «удирать некуда».
Почему человек, еще достаточно молодой, талантливый не считает нужным покидать свой теперешний приют? Вот трагедия настоящего художника в современном мире, проблема таланта и бездарности, человека и власти.
Гость назовет себя просто Мастером, отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком. Почему? Возможно, он слишком хорошо узнал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию.
Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера? - Иван расскажет о том, что случилось с ним за этот короткий срок, который прошел с «часа небывалого жаркого заката на Патриарших прудах». «Гость не рядил Ивана в сумасшедшие, проявлял величайший интерес к рассказываемому и по мере развития этого рассказа, наконец, пришел в восторг… Иван ничего не пропускал, ему самому было так легче рассказывать, и постепенно добрался до того момента, как Понтий Пилат в белой мантии с кровавым подбоем вышел на балкон.
Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал:
- О, как я угадал! О, как я все угадал!»
Между ними устанавливается та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.
Вспомним прошлое Мастера. Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл сто тысяч рублей. И вот здесь-то оказалось, что у него есть мечта - написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Он весь отдался работе, И именно в это время он встретился с женщиной, которая была также одинока, как и он. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то, что тревожно, а даже будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»
О причине этого одиночества Маргарита скажет позже Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю недостойным». Итак, встретились два одиночества. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» И жизнь этих обоих людей наполнилась великим смыслом. Именно Маргарита стала подгонять его в работе, называть его Мастером, это она сулила ему славу.
Роман был дописан.
«И я вошел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Что обозначает эта фраза? Роман не был принят к печати; все, кто его читал: редактор, члены редакционной коллегии, критики,- обрушились на Мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский. В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить, по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать».
Что же не устраивало литераторов в романе Мастера? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим представление о том мире искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате. В романе Булгакова есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое - и это в мире искусства!
Возьмем к примеру главу пятую: «Было дело в Грибоедове». Собравшуюся здесь литературную братию (иначе их не назовешь) более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». Но по-человечески ли, если мечтают эти люди только о дачах («дач всего двадцать две, а нас в МАССОЛИТе три тысячи»), а о творческих отпусках (здесь все точно рассчитано: до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман); в «Грибоедове» - распределители благ собираются, чтобы вкусно и дешево поесть. «Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупица, попав в Грибоедово, с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.