На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Определение философской трактовки понятия творчество. Жизнь и творчество Михаила Булгакова. Как и с помощью каких приёмов, художественных средств раскрываются проблемы проявления творческого начала в героях романа писателя Мастер и Маргарита.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Педагогический институт
Творческое начало в героях романа
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Курсовая работа по литературе
студентки 1 группы 3 курса
заочного отделения
факультета русской словесности
О. Л. Макаровой
научный руководитель Л. А. Посадская
Саратов, 2008
Содержание
    Введение. 2
    1.Философская трактовка понятия «Творчество». 3
    2. Жизнь и творчество М.А. Булгакова. 8
    3.Художественное воплощение творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11
      3.1 Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера. 11
      3.2 Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного. 19
      3.3 Творчество и свобода по Булгакову. 20
    Заключение. 22
    Список использованной литературы 23
    Введение.

    Загадка творческой деятельности человека, то качество, которое выделяет человека из животного мира и приближает к Богу (неслучайны синонимы Бог - Творец) всегда волновала человечество, это - одна из вечных тем в бесконечном философском диалоге различных эпох и культурных традиций. Проблема понимания загадки творческого начала в человеке является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает основы движения цивилизации, развития человеческого общества.
    В самом известном романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из центральных является образ писателя, Мастера. Имя его вынесено в заглавие романа, что указывает на особую значимость этого героя и его судьбы для понимания авторского замысла.
    Целью моей работы является раскрытие художественного воплощения творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
    -определить философскую трактовку понятия «творчество»;
    -соотнести проблему проявления творческого начала человека с биографией писателей;
    -определить, как и с помощью каких приёмов, художественных средств раскрываются проблемы проявления творческого начала в героях романа.
    Материалы данной работы могут использоваться в практике преподавания русской литературы в школе, во внеклассной работе.

1.Философская трактовка понятия «Творчество».

Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки -- теория творчества (эврилогия, креатология). На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. «В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство» Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. с. 534.. «Творчество есть самореализация, объективация свободы». Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. Мн., 1993. с. 208.

Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo). С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество» Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. с. 104.. Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Правильнее будет постараться увидеть в представлениях об «абсолютном» (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.

Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Для Булгакова творчество - неотъемлемая часть его мифологической картины мира.

Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества.

Объективные предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости, ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущ как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К.А. Тимирязеву). При такой широкой трактовке термина «творчество» наука о творчестве была бы неосуществимой, так как охватывала бы все сущее. Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.

Творчество сугубо социальное явление. Творчество обязательно результируется в преобразовании внешнего мира и самого человека.

Творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устрани тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д. Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается так помощью пары категорий «продуктивное -- репродуктивное». Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). Конечно, их различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) -- отличительный признак творчества, но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от «полезности», общечеловеческой значимости может привести к вычурным и спорным нововведениям.

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущность человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы.

Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональному, а является ее естественным и необходимым дополнением.

Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший «трагическое несоответствие между творческим горением, творческим огнем, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законнической реализации творчества» Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - с. 119, т. е. происходит потухание творческого огня в социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. «Творчество носит напряженно-личный характер, вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход пределов своего замкнутого бытия» Бердяев Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - с. 120. Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: «Творчество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося». Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, «включая» д потенции и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительное! Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельства то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в конечно ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый» консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной безумию. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть «сущностное видение» (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Кроме философов, к проблеме творчества, творческой личности и ее существования в обществе посвятили свои произведения многие русские писатели и поэты XIX - начала XX века, среди которых я бы выделила А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, М. Цветаеву, А. Ахматову, Б. Пастернака.

2. Жизнь и творчество М.А. Булгакова.

Образ Мастера как один из центральных, носит автобиографические черты. Поэтому в своей работе я не могу не остановиться на биографии писателя.

Детство и отрочество прошло в консервативной, монархически настроенной среде, что, без сомнения, наложило свой отпечаток в становлении характера и мировоззрения будущего писателя. Следуя многовековым традициям русского народа, которые обязывали сына идти по стопам отца, продолжая начатое им дело, Михаил Афанасьевич должен был бы стать культовым работником. Ведь отец и дед всю свою жизнь проработали преподавателями в Киевской Духовной академии. Однако, вопреки традициям, молодой Булгаков поступает в университет, после окончания которого, получив профессию детского врача, работает по специальности в русской глубинке. Уже в этом поступке проявляется независимость будущего писателя, его представления о свободной личности. Жить приходилось в очень сложной обстановке послереволюционных событий: гражданской войны, разрухи, скудного питания, невежества и темноты простого люда, их агрессивной подозрительности к «образованным».

Работа врачом даёт богатый жизненный материал для писателя, который все своё свободное время посвящает литературе. Время работы врачом - является временем начала активной творческой деятельности писателя. Так, уже в 1922 году появляется рассказ «Необыкновенные приключения доктора», а в 1925 - «Записки юного врача».

Но настоящая известность пришла в 1927 году, когда был в журнале «Россия» был опубликован роман «Белая гвардия». Это произведение объявило о приходе в русскую литературу незаурядной личности, таланта.

Максимилиан Волошин, прочитав роман, заметил, «что такой дебют можно сравнить разве что с дебютами Толстого и Достоевского.» цит. по Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. -1991.-№ 13. с. 28.

Вся дальнейшая жизнь и творчество Михаила Булгакова были связаны, прежде всего, с темой прозрения и обретения своего пути в жизни и литературе. Очень сложным оказался для писателя этот путь, а сам ход событий и литературные недруги пытались столкнуть его с выбранного пути. Наверно, не зря - Михаил Афанасьевич так много думал и писал «...о нелепости судьбы таланта, о самых страшных опасностях на пути таланта...» Сахаров В. М.Булгаков: уроки судьбы//Наш современник.- 1991.-№ 11. с. 65 В одном из писем писателя читаем следующие строки: «Я ни за что уже не берусь давно, так как не распоряжаюсь ни одним моим шагом, а Судьба берет меня за горло.» Сахаров В. М. Булгаков: уроки судьбы // Наш современник.- 1991.- № 11. с. 68

Однако подобные строки являлись минутной слабостью, и писатель, оставаясь честным по отношению, прежде всего, к самому себе и будучи истинным преемником лучших традиций русской классической литературы, продолжал писательскую деятельность.

В чем же причина опалы, драматизма жизненных обстоятельств М. Булгакова?

По мнению современного советского критика Анатолия Королева, причины кроются в следующем: «...В начале века, по мере усиления давления на личность, заметен рост... сопротивления в литературе, а в случае с Булгаковым перед нами пример полного разрушения суверенности вымысла и судьбы... Личность обрела исключительное право ответственности за собственную суверенность. Но использовать право на поведение на виду у государственного ока было одиозным вызовом. Булгаков не только использовал своё право быть, но еще и - вызывающе - утрировал личную суверенность вплоть до мелочей.» Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь. - 1991 .-№13.- с. 28. Далее автор отмечает, что, написанная Михаилом Булгаковым пьеса «Дни Турбиных», роман о «Белой гвардии», создание «романа о дьяволе», то, что писатель «зацепил» великого Станиславского в «Записках сумасшедшего» - всё это было далеко за гранью одиозного. М. А. Булгаков, будучи правдивым художником и историком, позволил себе быть свободным как личность.

Почему же М. Булгаков не был просто физически уничтожен в тюрьме или лагере, где в то время гибли тысячи людей, в том числе - лучшие представители русской интеллигенции (О. Мандельштам, Н. Гумилёв, П. Васильев, В. Мейерхольд и другие)? С одной стороны, советскому правительству было важно поддерживать авторитет свободной и культурной страны перед западом, в том числе и его прогрессивными деятелями. Так Б. Пастернак, против собственной воли, был направлен в Париж на писательскую конференцию; М. Горький выступает на открытии «Беломорканала», построенного на трупах заключенных. Для мира была открыта только одна сторона событий, происходяыщих в стране. С другой стороны, думаю, имела место и «человеческая» причина. М. А. Булгаков был неординарным явлением в литературе… Не случайно же Сталин и другие члены правительства неоднократно приходили на «Дни Турбиных»...

Несмотря на сложную обстановку, М. А. Булгаков, как настоящий писатель, не бросил литературную деятельность, не изменил самому себе, продолжая работать «в стол». Одним из произведений, которое было опубликовано почти через тридцать лет после смерти писателя, был роман «Мастер и Маргарита».

В этом произведении отражены извечные проблемы человечества: добра и зла, любви и ненависти, веры и безверия, преданности и предательства, судеб таланта и бездарности. Одной из ведущих тем романа, на мой взгляд, является проблема творческого начала личности, выстраданная художником, всей его жизнью. Нелегко человеку, горящему творческим огнем, огнем высшей истины, жить в окружении обычных людей. Особенно актуально это было в сложную эпоху культа личности.

3.Художественное воплощение творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

3.1 Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера.

Москва 30-х годов XX века, описанная М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», многое значила в жизни самого писателя: и первые успехи, связанные, прежде всего, с постановкой на сценах различных театров столицы пьес «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров», и долгие годы литературной травли, и признание таланта, и непонимание, и жесткая (вернее было бы сказать жестокая) критика. Наверное, поэтому в московских главах «Мастера и Маргариты» столько драматизма и горькой сатиры. Читая их, представляешь, в каких сложных условиях жил и работал писатель, ведя борьбу за свои произведения, вообще за физическое существование с берлиозами, латунскими, лавровичами и другими окололитературными «деятелями».

Из художественных средств и приёмов, с помощью которых М. Булгаков решает проблему творческого начала своих героев в московских главах романа, я бы выделила антитезу, сравнение, а так же внутренние монологи, диалоги персонажей.

Одно из главных действующих лиц Московских глав - Мастер. Из рассказа самого героя узнаём, что в прошлом он был историком, «...Жил... одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве...» Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 404, работал в музее. Но, выиграв однажды сто тысяч рублей, уходит с работы и посвящает всё своё свободное время созданию романа о Понтии Пилате. Мастера, как историка, не могла не заинтересовать такая противоречивая и загадочная личность, каким был Пилат Понтийский. Именно для того, чтобы не расточать зря силы, отдав всё для главного в жизни (создание романа и было этим «главным»), герой решает уйти с работы. Мастер - неординарная личность. Он знает «...пять языков, кроме родного, ...английский, французский, немецкий, латинский и греческий...» Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 404 Читает по-итальянски.

Работает Мастер самозабвенно, не жалея сил, находясь полностью во власти своего детища. Необходимо отметить, что неоценимую моральную поддержку в создании романа оказала ему Маргарита, с которой он неожиданно встретился во время одной из своих прогулок. Молодая женщина была замужем, но, как сама признавалась, «...живу с тем, кого... не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным... от него ничего не видела, кроме добра...» Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 495 Встреча с этой необыкновенной женщиной было, по словам героя, случаем «...гораздо более восхитительным, чем получение ста тысяч рублей...» Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 405 Мастер «...неожиданно, понял, что... всю жизнь любил именно эту женщину!» Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 405 Чувства были глубоко взаимны. Именно Маргарита назвала бывшего работника музея - «Мастером». Мастер творит совершенно свободно, ощущая свободным, прежде всего, самого себя. Ценность в мире для него сейчас имеют только создаваемый им роман и любимая женщина. В этот момент жизни герой имеет сходные черты с героем «ершалаимских» глав романа - Иешуа Га-Ноцри. Бродячий философ видел смысл своей жизни в проповедовании Истины, в которую искренне верит. Мастер же, создавая свой роман о судьбе Понтия Пилата, поднимая самые злободневные проблемы, так же познаёт Истину, и публикация произведения сделало бы его в конечном итоге своеобразным проповедником этих идей.

Но, закончив роман, герой попадает из мира, созданного в романе, в реальную жизнь. «И тогда моя жизнь кончилась...» Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 409, - говорит Мастер. Роман отказывались печатать. А когда все же был напечатан большой отрывок из романа, то в печати появляются критические статьи под заголовками: «Враг под крылом редактора», «Воинствующий старообрядец», в которых предлагалось «...ударить, и крепко ударить по пилатчине и по тому богомазу, который вздумал протащить... её в печать... Булгаков М.А. Романы. - К.: Молодь, 1989. - с. 411

Подобные статьи, безусловно, были знако и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.