На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Писатели и ссылка: жизнь и творчество. Г.А. Мачтет. Биография. Рассказы из сибирской жизни Г.А. Мачтета. Наследие ссыльных писателей обширно и значительно. Вся их публицистика, беллетристические произведения и стихотворения должны быть собраны и изданы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Омский государственный университет
Реферат
«Творчество ссыльных писателей. «Рассказы из сибирской жизни» Г.А. Мачтета»
Выполнила
студентка гр. ЯЖ221В
Ионова Е.С.
« 23» декабря_2002г
Проверила
Быстрицкая Г.Г.
«___» _________2002г
Омск 2002
Содержание
I. Введение
II. Писатели и ссылка: жизнь и творчество
III. Г.А. Мачтет. Биография.
IV. «Рассказы из сибирской жизни» Г.А. Мачтета.
V. Заключение
VI. Литература
I.
«Царь может убелять сединами головы таких людей…
он может замуровывать их в казематах крепости
или посылать в арестантских халатах в Сибирь.
Но придет время, когда их имена, а не его
будут отмечены на страницах истории
и когда память об их страданиях и жизни
будет служить источником героизма для всех
русских, любящих свободу и свою страну»
Дж. Кеннан.
Что есть Сибирь? Наш родной край, заповедное и жестокое место. Место ссылки и страданий, но одновременно и место, где расцвели таланты ссыльных писателей, давшее материал, на основе которого были созданы потрясающие произведения, рассказывающие о Сибири такой, какая она изнутри. Как знать, если бы не было этого периода ссылки в жизнях Мачтета, Каронина или Достоевского, прочитали бы мы «Рассказы из сибирской жизни» или «Записки из мертвого дома»?
Творчество русских ссыльных писателей - Григория Александровича Мачтета, Николая Елпифидоровича Петропавловского, вошедшего в литературу под псевдонимом С. Каронин, Феликса Владимировича Волхонского, - своеобразное, но мало изученное, а во многих моментах вовсе неизвестное явление в истории русской литературы последней четверти XIX века. Некоторые из этих писателей более знакомы современному читателю как поэты революционного народничества (Ф. Волховский, Г. Мачтет). Широко известна, например, любимая песня русских революционеров, написанная на стихи Мачтета, - «Замучен тяжелой неволей». Прозу Ф. Волхонского мы узнаем по существу впервые. Его самобытные рассказы и очерки публиковались более ста лет назад в сибирской печати без подписи и указания авторства - печатать произведения политических ссыльных было запрещено. Научная атрибуция, определение их авторства были предприняты впервые В. Физиковым для издания «Снизу вверх (Проза ссыльных писателей-народников)» в 1988 году. Будучи активными участниками народнического движения в период его подъема, Г. Мачтет, Н. Петропавловский и их товарищи по сибирской ссылке (в 1880-е годы в западносибирской ссылке /Ишим, Омск/ жили и работали беллетрист-народник И.И. Сведенцов, публицисты Северин Гросс, Николай Диаманди, поэт Михаил Сквери) обратились к писательской деятельности в годы его кризиса. Они почти одновременно пришли в литературу - В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, А. Эртель, Г. Мачтет, Н. Каронин-Петропавловский, Ф. Волховский. Характерно, что многие из них вошли в литературу через сибирскую «заставу». Такова была примета времени. Продолжая линию гражданского служения русской литературы, беллетристы и публицисты 80-х годов исполняют заветы шестидесятников, в частности, сформулированное Добролюбовым требование эпохи - создать «партию народа» в литературе.
Их сослали в Сибирь, чтобы оторвать от политического движения, поставить в невыносимые условия жизни и быта, сломить волю. Одним из средств сохранить душу живую в ссылке и стало занятие литературой. Поразительно, но именно здесь, в сибирской ссылке, на каторге, многие из них сделались профессиональными литераторами, написали лучшие свои произведения. Так, сибирские рассказы Г. Мачтета - «вечная страница» его творчества, как единодушно отмечала критика. То же можно сказать о сибирских фельетонах Ф. Волховского, повести «Снизу вверх» Н.Е. Каронина-Петропавловского.
Среди сибирских ссыльных было так много образованных, талантливых людей, жаждущих дела, что политическая ссылка серьезно и разнообразно помогала колонизации и освоении Сибири, развитию в ней самосознания. Верно писал об этом бывший ссыльный, проведший в Сибири несколько десятков лет., С.П. Швецов: «ссыльные изучали страну своего изгнания».
II. Справедливо будет отметить, что первым ссыльным писателем был А. Радищев. Александр Николаевич Радищев родился в 1740г. в дворянской семье. Учился в Лейпцигском университете в Германии (1766-1771 гг.). После возращения на родину поступил на службу в сенат, некоторое время работал в таможне. В то же время он много внимания уделял литературной и научной деятельности. Глубинное знание народной жизни, природный талант и высокая образованность помогли А.Н. Радищеву развить материалистические традиции в науке, которые были заложены еще М.В. Ломоносовым. Он становится основоположником русской материалистической философии. В своих многочисленных работах А.Н. Радищев доказывал познаваемость окружающего мира, а следовательно, и возможность его изменения. Он автор оды «Вольность» и «Письма к другу, жительствующему в Тобольске», им также написано и анонимно издано «Житие Федора Васильевича Ушакова».
В 1790г. также анонимно он печатает свое главное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
Арестованный в 1790г. по приказу Екатерины II, назвавшей Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева», он был приговорен к смертной казни, однако приговор был заменен высылкой в Сибирь, в далекий Илимский острог.
Несмотря на великие тяготы жизни в глухом, мало обжитом и холодном краю, он успел всем сердцем полюбить его. «Что за богатый край сия Сибирь, что за мощный край! Потребуются еще века, но когда она будет заселена, она предназначена играть большую роль в анналах мира», - писал он.
За годы жизни в Сибири А.Н. Радищев глубоко интересовался ее историей и экономикой. Здесь им были написаны «Сокращенное повествование о приобретении Сибири», а также «Письмо о китайском торге» (о Кяхтинской торговле). В эти же годы он сочинил философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии».
В Сибири Александр Николаевич пробыл вплоть до смерти сославшей его императрицы, т.е. до 1796 года.
По делу Петрашевцев в Сибирь по этапу была доставлена партия политических. Среди них был великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. В декабре 1849 года он сообщал брату в письме:
«… Сегодня, 22 декабря, нас отвезли на Семеновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головами шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты…»
К моменту ареста Ф.М. Достоевский был уже автором романа в письмах «Бедные люди», повестей «Неточка Незванова», «Двойник» и других произведений. Обвинение, предъявленное писателю, состояло в том, что он «брал участие в общих разговорах у Петрашевского, говорил вольнодумно и что, наконец, прочел вслух литературную статью «Переписку Белинского с Гоголем».
Не пришедший в себя от страха еще с декабрьских дней 1825 года император Николай увидел в лице участников кружка Петрашевского опасных заговорщиков. Осужденным была назначена казнь, в последнюю минуту замененная сибирской каторгой. Самого Буташевича-Петрашевского препроводили в Восточную Сибирь, а членов его кружка - Момбели, Львова, Григорьева, Спешнева и других расселили по разным заводам и острогам необъятной Сибири.
Федору Михайловичу Достоевскому вместе с другим его товарищем по кружку С.Ф. Дуровым был назначен омский каторжный острог. Здесь, в крепости, закованные в кандалы, они провели четыре страшных года.
«Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме, - писал Федор Михайлович своему брату 22 февраля 1854 года. - Вообрази себе ветхое деревянное здание, которое давно уже положено сломать, которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимой холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок… маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков - капель - все сквозное. Нас как сельдей в бочонке».
Позднее в своих знаменитых на весь мир «Записках из мертвого дома» Ф.М. Достоевский даст потрясающей силы картины этой жизни. Напишет он и о городе Омске: «Сибирь, на берегу широкой пустынной реки стоит город, один из административных центров России, в городе крепость, в крепости острог… Весь город стоит на юру, открытый со всех сторон. Кругом на довольно далекое пространство нет леса…»
В другом месте характеристика Омска под пером гениального художника становится беспощадной: «Омск гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком. Природы я не видел. Городишко грязный.»
После четырых лет каторжных работ в омском остроге Ф.М. Достоевский был зачислен рядовым солдатом в седьмой линейный батальон сибирского отдельного корпуса с оставлением под строжайшим надзором и отправлен в Семипалатинск.
В 1871г в г. Вилюйск после семилетней каторги и двухлетнего строжайшего заключения был доставлен Н.Г. Чернышевский. О новом своем месте жительства он писал так: «Вилюйск -это по названию город; но в действительности это даже не село, даже не деревня в русском смысле слова, - это нечто такое пустынное и мелкое, чему подобного в России вовсе нет». Несмотря на тяжесть подневольной жизни, Чернышевский не перестает работать и в заточении. Известно, что знаменитый роман его «Что делать?» написан в Петропавловской крепости. В Сибири он создает новые произведения: романы «Пролог», «Отблеск сияния», повесть «История одной девушки», пьесу «Мастерица варить кашу».
Феликс Владимирович Волховский (1846-1914) родился в Полтаве, в украинской дворянской семье. Учился в Петербурге и Одессе, 17-ти лет поступил «сторонним слушателем» в Московский университет, но посещал его недолго - нужда заставила его стать приказчиком в книжном магазине. Еще в университете сблизился с революционным кружком Н. Ишутина и Германом Лопатиным, известным впоследствии русским революционером. В 1886г. Волховский впервые арестован по громкому «каракозовскому» делу, но освобожден.
Волховский провел в одиночным камерах Петропавловской крепости около двух лет. Тюремные «университеты» были годами напряженной духовной работы. Волховский много читал, развил поразительную память. Но и тюрьма брала свое - здоровье его резко ухудшилось. Он наполовину оглох, стал совсем седым в неполные 24 года.
Петропавловка не научила его «благоразумию». Уже в 1871г. Петербурге Волховский вступает в кружок «чайковцев» (так называли себя последователи одного из первых народников Николая Чайковского). В тайное общество поначалу входило 17 человек - Софья Перовская, Сергей Кравчинский, Дмитрий Клеменц - в будущем люди все легендарные. Феликсу Волховскому поручалось создать отделение кружка в Одессе. Официально он серетарь при городском голове. Тайно - руководитель нелегального кружка, ставшего вскоре одним из самых влиятельных провинциальных организаций в России. В него входили Чудковский, Франжоли, Ланганс, позднее - Андрей Желябов. Созданы подпольная библиотека и школа. В студенческой столовой Одессы организован рукописный журнал «Вперед». Редактором и активнейшим автором стал Феликс Волховский. Его стихи пользовались большим успехом.
Тщательная конспирация, строгая дисциплина не помогли. Осенью 1874г. Волховский арестован и отвезен в Москву, где Всеволод Лопатин и Кравчинский безуспешно пытались его освободить.
Принципиально важно, что именно годы тюремного заключения сделали Фелкикса Волховского поэтом. В эти годы он написал большинство из известных своих стихотворений, в том числе и те, что вошли в сборники и антологии вольной русской поэзии. Волховский собирал в Петропавловке и стихи других политзаключенных. По свидетельству Н. Морозова, он явился одним из организаторов поэтической книги «Из-за решетки», вышедшей во время процесса «193-х».
После четырехлетнего содержания в предварительном заключении суд приговорил его к бессрочной ссылке в Тобольской губернии. 24 подсудимых составили «Завещание товарищам по убеждениям». Вторым подписал его Волховский: «Никакие кары и «снисхождения» не в состоянии изменить ни на йоту нашей приверженности к русской народно-политической партии. Мы по-прежнему остаемся врагами действующей в России системы…». Верность этой клятве Волховский пронес через всю жизнь.
В тюрьме он часто болел, и III отделение решило поселить ссыльного в южной части Тобольской губернии. Так Ф.В. Волховский попадает в Тюкалинск 8 августа 1878г. Не прозябать, а действовать даже в условиях ссылки - вот жизненная программа революционера-поэта. В Тюкалинске он изучал языки (особенно немецкий и английский), переводил Шелли, Гуда, Шекспира. Все свободное время посвящал воспитанию своих дочерей. Власти ставили всяческие препоны и бюрократические проволочки перед Волховским. Так, когда он попросил разрешить ему брак с политической ссыльной Александрой Хоржевской, возникла долгая переписка. Хоржевская стала его гражданской женой, у них родилась «незаконная» дочь, а переписка все длилась. Брак так и не был разрешен.
Постоянная нужда, недоступность прессы, невозможность литературного труда заставили его просить о переводе в более крупный город Сибири. В конце июля 1882г. Волховскому и Хоржевской с детьми разрешили выехать в Томск. В Томске Волховский издал в 1885г. смелую сказку «Ночь под новый год». Изданная отдельной брошюрой, она была запрещена цензурой через… семь лет. Заслуживает внимания также составленный Волховским (Иваном Брутом) сборник произведений сибирских поэтов о родном крае («Отголоски Сибири». Под ред.Ив. Брута. - Томск, 1889)
В Томске Волховского постоянно преследовала нужда, подступала старость. В 1888г. закрыта «Сибирская газета»,в которой тот трудился. Обнаружилось участие Волховского в сборе материалов для книги Кеннана (амер. Журналист, написавший книгу «Сибирь и ссылка»). Александра Хоржевская в минуту тяжелой душевной депрессии покончила с собой.
Ф. Волховский с четырьмя дочерьми выслан в Иркутск, потом в Читу, после - в Троицкосавск. Д. Кеннан помог ему бежать за границу. Волховский поселился в Лондоне, где вместе с С.М. Кравчинским основал «Общество друзей русской свободы» и руководил «фондом русской прессы». После смерти Кравчинского продолжил его дело - издание газеты «Свободная Россия». Умер Ф.В. Волховский в 1914г. в Лондоне.
Николай Елпифидорович Петропавловский (1853-1892) родился в деревне Покровке Самарской губернии в семье бедного священника. Для содержания большой семьи отец и брата началось учение будущего писателя. В 1865г. Николай был определен в Бугурусланское духовное училище, которое ничем не отличалось от бурсы, изображенной Помяловским, - отмечает Г. Бердников.
В училище и в Самарской семинарии, куда будущий писатель был зачислен в 1869г. он много читал. В семинарском кружке саморазвития зачитывались произведениями революционных демократов. Они помогали процессу развития общественного и политического сознания. Неслучайно десять кружковцев в знак протеста против нравственного насилия вышли из семинарии, решив самостоятельно готовиться к экзаменам в гимназию. Петропавловский выдержал экзамены и в 1872г. был зачислен в шестой класс гимназии. Однако постановка образования и здесь не отвечала его духовным интересам. Скоро он бросил занятия. Такое поведение было расценено как признак политической неблагонадежности. Петропавловский из гимназии был исключен. Он целиком отдался кружковой работе. Давно пробудившиеся в кружке общественные и политические интересы стали теперь преобладающими.
В годы массового «хождения в народ» кружок Петропавловского приобщается к активной революционной работе . В июле 1874г. все его участники ушли «в народ». Как это было повсеместно в России, вскоре начались аресты. 5 августа 1874г. взяли и Н. Петропавловского. Так кончился первый период биографии будущего писателя и начался второй, уже лишенный какой бы то ни было романтики, исполненный жестоких мучений и страданий, период скитаний по этапам и тюрьмам. (Г. Бердников С. Каронин (Н. Петропавловский)).
Критический пересмотр теории и практики народничества заставил его обратиться к серьезному художественному творчеству. Находясь под арестом в петербургском Доме предварительного заключения, он создал новаторский по содержанию крестьянский цикл «Рассказов о парашкинцах».
8 декабря 1880г Петропавловский выпущен из тюрьмы на поруки. Зиму он прожил в Петербурге, лето - в деревне Симбирского уезда. Впечатления этой поездки дали материал для нового цикла рассказов о русской деревне («Рассказы о пустяках»).
Отказавшись от официального суда над обвиняемыми «по делу пяти», царь утвердил приговор об административной ссылке их в Западную Сибирь на 5 лет. В сентябре 1881г. Петропавловский взят под стражу и отправлен по этапу. Вслед за ним выехала жена Варвара Михайловна. Сначала 2 года в Кургане, а после еще три в глухом, «пустом месте» - в Ишиме.
Численность ишимской колонии ссыльно-поселенцев менялась - начальство всевозможными перемещениями пытало и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.