Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Власть есть авторитет. Русский народ считает: Всякая власть от Господа. Начало пушкинских размышлений о власти (драма Борис Годунов). Выводы поэта о природе власти о тех противоречиях, которые она в себе заключает (поэмы Анджело и Медный всадник).

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство образования Саратовской области
Х РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНИЦИАТИВА МОЛОДЫХ»
Тема власти в произведениях Пушкина
«Борис Годунов»
«Анджело»
«Медный всадник»
творческий проект
ученицы 11 «Б» класса
МОУ - сош № 1 г. Петровска
Ивановой Ольги

Научный руководитель:
Широколава
Светлана Ивановна



Саратов 2008
Содержание

1. Введение
2. Начало пушкинских размышлений о власти (драма «Борис Годунов»)
3. Выводы поэта о природе власти о тех противоречиях, которые она в себе заключает (поэмы «Анджело» и «Медный всадник»).
4. Список литературы
Введение

Что же такое власть? Почему на протяжении многих и многих веков происходит борьба между людьми за право обладать ею, и в процессе этой борьбы часто на её алтарь приносят в жертву десятки, сотни, тысячи жизней других людей и даже свою собственную? Для начала попробуем дать определение власти.
Власть - это право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведениями кого-либо;
-Могущественное влияние чего-либо, неодолимая сила чего-либо.
-Форма управления страной и некоторые другие определения.
Оптимальным, с моей точки зрения, является определение, данное в «Философском словаре». Власть - сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли. Этическую ценность она представляет собой тогда и только тогда, когда направляет уважающего её, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, не подвергаясь непосредственному воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть истории.
Зачем нужна власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме сопутствовать его развитию.
Народная поговорка гласит: «Из народа, как из дерева, - и дубинка и икона».
Писатель И.А, Бунин в своё время добавил: «Да, в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергей Радонежский или Емельян Пугачев». Что верно, верно. Ход исторических событий оказывается так, что многое в судьбах народных зависело от личности государя, вождя.
В общем и широком смысле власть означает господство одного лица над другими лицами, возможность действовать не только одному, но и диктовать, т.е. приказывать. Без власти нет государства. Она выражает право общественного подчинения его частей.
Власть - одно из важнейших политических понятий, характеризующих государство. Власть есть авторитет. Русский народ считает: «Всякая власть от Господа».
Тема власти всегда привлекала внимание русских писателей. Не обошёл её своим вниманием и А.С.Пушкин. На протяжении жизни он разрабатывает эту тему в ряде своих произведений: в оде «Вольность», драме «Борис Годунов», в поэмах «Анджело», «Медный всадник», в сказке «Золотой петушок» и некоторых других.
В своей работе я, анализируя ряд пушкинских произведений, пыталась понять, как Пушкин рассматривал данную проблему.
Глава 1: «Начало Пушкинских размышлений о власти»

Одним из величайших достижений гения А.С. Пушкина явилась его трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825году. Действие трагедии погружает нас в эпоху Смутного времени (конец 16 начало 17 века), которая всегда привлекала русских драматургов как драматичный, переломный этап отечественной истории…
Литературоведы до сих пор спорят, кто главные герои этой трагедии Пушкина и какую цель ставил перед собой поэт. Главный герой трагедии Годунов? Но он умирает, а действие продолжается? Самозванец? Но его личность вообще не занимает центрального места. Бояре? Но их роль всё-таки эпизодична, хотя, по моему мнению, без их образов невозможно выразить основной цели произведения, Народ? Но большую часть трагедии он лишь толпа, действиями которой руководят всякие кому вздумается.
Какая же идея собирает эти образы воедино, делая их, все, несомненно, ведущими в пушкинской трагедии?
Рискну предположить, что одним из основных желаний Пушкина - драматурга было рассмотреть проблему власти: на чем основывается, что движет людьми, стремящимися к личной всеобъемлющей власти и на что они готовы пойти ради такой цели. Именно с этой позиции я буду рассматривать образы трагедии.
И, прежде всего, рассмотрим центральный образ- образ самого Годунова.
В своё время Н.М. Карамзин писал о его царствовании: «Борис в Европе и в Азии возвеличил имя России без кровопролития и без тягостного напряжения сил её»
Из слов Карамзина можно сделать вывод, что Годунов был правителем, при котором и Россия, и её народ процветали и благоденствовали и, как следствие, царь Борис был любим и почитаем народом. Но из истории нам известно, что именно правление царя Бориса было одной из причин возникновения эпохи Смутного времени. И именно этот царь вызывал у народа особую ненависть.
По одной из гипотез историков, Борис Годунов, стремясь к власти, идёт на преступление: по его приказу был умерщвлен сын Иоанна Грозного. Именно поэтому мудрое правление царя Бориса, вызвало у его народа лишь ненависть. Как же освещает эту проблему Пушкин? Как он изображает столь противоречивую фигуру?
Уже в начале трагедии Пушкин рисует нам сцену восшествия Годунова на престол, как хороший спектакль, срежиссированный самим Годуновым. Отказ Бориса от трона, мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, что перед нами сцена государственного спектакля, где Борис якобы не хочет царствовать, а народ и бояре без него погибнут. Шуйский убежден в том, что отказ Бориса от престола притворство: Борис еще поморщится немного,// И, наконец, по милости своей// Принять венец смиренно согласится.
Ещё более утончена игра Бориса, когда он первый раз появляется перед приближенными: Ты, отче патриарх, вы все бояре.//Обнажена моя душа пред вами://Вы видели, что я приемлю власть//Великую со страхом и смирением.
Царю нужно показать людям, что он искрен с ними, так важно его признание: «Обнажена моя душа пред вами». Народ же не понимает не только игры Бориса, но и вообще, зачем все это действо, в народе лишь подражают тому, что делают другие: По ремарке автора, одни из толпы «тихо» спрашивает: «О чем там плачут?» В ответ на недоуменный вопрос «другой» говорит: «А как нам знать? О том ведают бояре, не нам чета».
Один: Все плачут, Первый: Я также. Нет ли луку?
Заплачем, брат, и мы Потрём глаза.
Другой: Я силюсь, Брат, Второй: Нет, я слюной помажу
Да не могу. Что там ещё?
Первый: Да кто их разберёт?
Как же Пушкин изображает Бориса как царя?
Уже с первых строк трагедии Пушкин акцентирует внимание на том, что вступающий на престол Борис Годунов повинен в смерти наследника престола, об этом мы узнаем из беседы князей Шуйского и Воротынского:
Воротынский: Ужасное злодейство! Полно, точно ль//Царевича сгубил Борис?
Шуйский: А кто же?
Я в Углич послан был
Исследовать на месте это дело:
Наехал я на свежие следы;
Весь город был свидетель злодеянья;
Только ли ради одной власти совершил Борис свое страшное преступление? Нет, по мере развития действия трагедии мы узнаем, что Борис оказался незаурядным государственным деятелем. Он наметил обширные планы преобразования государства: «Он хочет ценить людей не по их родовитости, а по уму». Так в сцене «Москва. Царские палаты» Борис в беседе с Басмановым говорит:
Царь: …Пошлю тебя начальствовать над ними;
Не род, а ум поставлю в воеводе;….
Он хитрый и мудрый правитель, это понятно из его поучений сыну Фёдору:
Советника, во - первых, избери Для войска нынче нужен
Надежного, холодных, зрелых лет, Искусный вождь: Басманова пошли
Любимого народом. И с твёрдостью снеси боярский ропот.
Борис осознавал необходимость развития науки: «Учись мой сын, наука сокращает//Нам опыты быстротекущей жизни.
Но, несмотря на благие намерения и даже на определенные щедрости, народ его не принимает, народ отвернулся от него:
Я думал свой народ Бог наслал на землю нашу глад-
В довольствии, во славе успокоить, Народ завыл, в мученьях погибая;
Щедротам любовь его снискать-… Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы-
Они ж меня, беснуясь, проклинали.
«Живая власть для черни ненавистна Они любить умеют только мертвых»- в бессильной ярости восклицает царь Борис. И главная трагедия Бориса как раз в том, что он прекрасно понимает, почему он, мудрый, заботливый правитель, не может заслужить народной любви и уважения:. «Вот черни суд: ищи её любви…//Кто не умрёт, я всех убийца тайный…» - признается он наедине с самим собой в знаменитом монологе «Достоин я высшей власти». Борис прежде всего самому себе даёт отчет, что для народа, что бы он ни сделал, он остается царем-деспотом, царем-детоубийцей. В этом да ещё в муках своей совести видит он божий суд, его наказание за страшное преступление:
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…!
И рад бежать, да некуда, ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!-
подводит итог своим страданиям Борис.
Итог недолгого царствования Бориса Годунова-смерть не только его, но и его безвинных детей, а для страны - погружение в смуту, принесшую горе и разорение, а для некоторых, более безнравственных, чем Борис Годунов- возможность, имея определенную ловкость, оказаться на троне Российском.
Итог преступления Бориса - это появление Самозванцев. И чтобы доказать это Пушкин показывает судьбу Дмитрия Самозванца (Гришки Отрепьева).
Впервые мы встречаемся с этим героем в сцене с Пименом. Именно из рассказа Пимена, монашек Григорий узнает об ужасном злодеянии, свершенном царем Борисом:
О страшное, невиданное горе!//Прогневали мы бога, согрешили!//Владыкою себе цареубийцу!//Мы нарекли.
Раз власть правящим царем достигнута незаконно, и везде, и всюду говорят об этом, почему не сыграть роль Дмитрия? И Отрепьев начинает сою игру. Он предприимчив и находчив.
Монашеской неволею скучая, К украинцам, в их буйные курени,
Под клобуком свой замысел отважный Владеть конём и саблей научился;
Обдумал я, готовя миру чудо- Явился к ним; Димитрием назвался
И наконец, из кельи бежал И поляков безмозглых обманул
-признаётся Григорий Марии Мнишек.
Необходимо отметить те черты характера, которые чернец считал необходимыми для человека, поставившего цель - достигнуть власти любой ценой: «Хитрость и твердость».
«Смелый плут, бесстыжий самозванец…» - говорит о нём Афанасий Пушкин, сообщая новость о его появлении Шуйскому.
Шуйский: Сомненья нет, что это самозванец.// Но, признаюсь, опасность не мала.//Весть важная! И если до народа// Она дойдёт, то быть грозе великой
Самозванец понимает, что полякам, да и тем, кто встает под его знамя, не нужен он, а нужно лишь его имя, благодаря которому за него пойдет народ. Но его это не смущает. Во время объяснения с Мариной Мнишек он признает: «…Но знай,// Что ни король, ни папа, ни вельможа//Не думают о правде слов моих,//Дмитрий я иль нет - что им за дело?// Но я предлог раздоров и войны.// Им это лишь и нужно…
На границе с Литвой в Самозванце все - таки просыпается совесть:
Кровь русская, о Курбский, потечет.
Вы за царя подняли меч, вы чисты
Я ж вас веду на братьев! Я Литву
Позвал на Русь.
Угрызения нечистой совести нужно заглушить, и Самозванец для этого выбирает самый простой способ, он возлагает вину за то, что делает сам, на Бориса: «Но пусть мой грех падет не на меня,//А на тебя, Борис - детоубийца!».
Необходимо отметить, что эти муки совести единственные, затем совесть Самозванца преспокойно засыпает и спит и во время сражения, когда льётся и с той и с другой стороны кровь, и после разгрома его войска.
Лжедмитрий: Пушкин(про себя):
Мой бедный конь! Как бодро поскакал Ну вот о чем жалеет?
Сегодня он последнее сражение Об лошади! Когда все наше войско
И, раненый, как быстро нес меня. Погибло в прах.
Мой бедный конь!
Самозванец: Что ж Курбского не вижу между вами?
Лях: Он лег не поле смерти.
Самозванец: Честь храброму и мир его душе!
замечает и тут же переводит разговор на другое!
Изменники! Злодеи - запорожцы,
Не выдержать и трех минут отпора!
И тут же «царское» решение: «Я их ужо! Повешу»
Таким образом, вместо Бориса, свершившего свое единственное убийство, приходит Самозванец, на совести, которого уже сотни, тысячи загубленных жизней в борьбе за то, чтобы он обрел не принадлежащую ему власть.
С самим Самозванцем в трагедии мы большое не встретимся, но в официальных сценах свершается, осененное его именем, ещё одно жестокое убийство-убийство детей Бориса: «вот этого-то убийства ни история, ни бог, ни народ, который «безмолвствует», ему не простят».
Обуреваемы жаждой власти и родовитые бояре, считающие себя более заслуживающими царского престола. Так уже в первой сцене «Кремлевские палаты: (1596 год 20 февраля)» мы знакомимся с двумя боярами: Шуйским и Воротынским: «А слушай, князь, ведь мы имели б право наследовать Феодору»- говорит Воротынский Шуйскому «Да, более, чем Годунов» - соглашается Шуйский и предлагает: «Давай народ искусно волновать,//Пускай они оставят Годунова…» И по ходу развития трагедии мы встречаем имена бояр в стане самозванца.
Самозванец: Друзья, не станем ждать. Мы Шуйского…
А в сцене убийства детей Годунова появляются имена других бояр:
Ксения: Братец, братец кажется, к нам бояре идут.
Федор: Это Голицын, Мосальский. Другие мне не знакомы.
Не избежал этого «недуга» (жажды власти) и человек, которого Борис Годунов так любил и уважал, в верности которого был так уверен, - Басманов. Как только Годунов приблизил к себе Басманова, о власти стал мечтать и он.
Мне поприще откроется, когда//Он сломит рог боярству родовому!//Соперников по брани я не знаю://У царского престола стану первый…//И может быть…
Мысль оборвана, но направленность её ясна: Басманов думает о престоле. Причем мечтаниям о власти он предается за несколько минут до того, как престол вновь окажется открытым - перед смертью Бориса. Композиционное место этих размышлений Басманова очень важно в общей концепции Пушкинской драмы - не прекращающейся борьбы за власть. Поставленный Федором во главе войска, сражающегося с Самозванцем, Басманов искренне возмущен предложением Гаврилы Пушкина прекратить сопротивление:
Но изменить присяге!//Но заслужить бесчестье в род и род!//Доверенность младого венценосца//Предательством ужасным заплатить.
Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова: для него это неслыханное «бесчестье». И тем не менее, он начинает колебаться. С изумительной словесной точностью передана автором борьба в душе Басманова: «Опальному изгнаннику легко//Обдумывать мятеж и заговор,//Но мне ли, мне ль, любимцу государя…//Но смерть.., но власть... но бедствия народны…
Внутренняя борьба с самим собой отражена в четыре раза повторяющихся, противостоящих один другому союзах «но».
Таким образом, подводя итог своим размышлениям о драме А.С. Пушкина «Борис Годунов», можно сделать следующие выводы:
Во-первых, Пушкин размышляет о власти и о тех путях, которыми идут люди, пытаясь её достигнуть, а также о том, что является оплотом этой самой власти. Пушкин приходит к выводу, что стремление к власти свойственно и большинству людей способны на все ради её достижения.
Кроме того, Пушкин делает вывод, что власть, полученная нечестным, преступным путем, ведет к новым преступлениям, а страну - к хаосу. Так, как это и было в России после правления Бориса Годунова.
Глава 2: «Выводы поэта о природе власти о тех противоречия, которые она в себе заключает» (поэмы «Анджело» и «Медные всадник»).

В 1833 году Пушкиным были написаны почти одновременно две поэмы - «Медный всадник» и «Анджело». Поэмы объединяет не только время создания, но и тема, затронутая в них - тема неограниченности царской власти.
Судьба этих поэм очень различна: поэма о Петре («Медный всадник») не была пропущена: Николай 1 потребовал серьезных исправлений. Поэма об Анджело была разрешена и напечатана в 1834 году. В советский же период, напротив, поэма «Медный всадник» приобрела широкую и, несомненно, заслуженную известность, а вот поэма «Анджело» оказалась забытой.
В основу поэмы «Анджело» положена пьеса Шекспира «Ме и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.