На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Выявление экстралингвистических параметров интерпретации рассказа Бунина Темные аллеи. Анализ концептуального, денотативного пространства, структурной организации, членимости, связности и приемов актуализации смысла в данном художественном произведении.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет
Имени Л.Н.Толстого
Кафедра русского языка
Курсовая работа на тему:
Филологический анализ рассказа И.А.Бунина "Тёмные аллеи"
Выполнила:
студентка факультета
русской филологии
3 курса группы Г
Махонина Е.Н.
Научный руководитель: доцент, кандидат
филологических наук
Вихрян О.Е.
Тула-2008
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ семантического пространства текста
1.1 Анализ концептуального пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
1.2 Анализ денотативного пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
1.3 Пространственно-временная организация текста
1.3.1 Художественное пространство рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
1.3.2 Текстовое время рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
1.4 Анализ эмотивного пространства в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"
Глава 2. Анализ структурной организации текста
2.1 Анализ членимости текста
2.2 Анализ связности текста
Глава 3. Характеристика используемых в тексте приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант)
Заключение
Список литературы
Введение
Долгое время художественные произведения анализировались лишь с точки зрения литературоведения, которое традиционно занималось их идейно-тематическим содержанием, их жанровыми и композиционными особенностями, а не с точки зрения лингвистики. Проблема филологического анализа дала о себе знать еще в XIX веке. Изучение литературного произведения с точки зрения языка считали главенствующим такие исследователи, как Ф.И.Буслаев и М.А.Рыбникова. В последние годы многие исследователи говорят о том, что текст одной своей стороной повернут к литературоведению, а другой - к языкознанию. На основе последних открытий в области изучения языка произведения и возникла такая наука как "Филологический анализ текста".
Основываясь на достижения упомянутой выше дисциплины, мы в данной курсовой работе займемся исследованием одного из самых известных произведений И.А.Бунина.
Целью нашей курсовой работы является проведение комплексного филологического анализа рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи".
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить алгоритм комплексного филологического анализа текста в целом;
2) выявить экстралингвистические параметры, существенные для интерпретации и организации рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи";
3) проанализировать семантическое пространство данного произведения;
4) проанализировать структурную организацию рассматриваемого нами рассказа;
5) рассмотреть связность рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи";
6) исследовать используемые в данном художественном произведении приемов актуализации смысла;
7) обобщить результаты анализа.
В своих исследованиях мы используем алгоритм комплексного филологического анализа художественного текста, приведенный в пособии для студентов "Материалы к курсу лекций "Филологический анализ текста" (автор-составитель - Вихрян О.Е.) на странице 69.
Также мы пользовались учебником Л.Г.Бабенко "Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа", в котором помимо теоретических данных прилагаются образцы филологического анализа текста, выполненного студентами 5-го курса филологического факультета Уральского государственного университета, что является хорошим практическим подспорьем для начинающих исследователей в области анализа художественного текста с точки зрения лингвистики.
Структура курсовой работы. Данное исследование состоит из "Введения", в которое мы также включили экстралингвистические параметры, существенные для интерпретации и организации данного текста, и определение функционально-стилевой принадлежности рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи", трех глав, в которых мы анализируем семантическое пространство произведения, структурную организацию текста, используемые в рассказе приемы актуализации смысла, и заключения, являющееся обобщением результатов анализа рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
"Темные аллеи" - цикл одних из лучших произведений о любви не только в русской, но и в мировой литературе. Он был создан 70-летним писателем в оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был издан в Нью-Йорке в 1943 году, тиражом всего в 600 экземпляров. Это происходило в самый разгар Второй Мировой войны. И.А.Бунин отказался сотрудничать с коллаборационалистами, он просто не мог принять предложения предателей Франции и врагов России, хотя отказ мог стоить ему жизни, писатель голодал, вел жизнь затворника в приальпийском Грасе, но работал над последним шедевром в своей жизни.
Может, именно поэтому так сильна в рассказах этого цикла память о России. Все главные герои произведений - русские, хотя действие происходит не только в России. Цикл "Темные аллеи" - неповторимое песнопение в честь любви, которая никогда не умирает. Писатель-эмигрант еще помнит о России, о прошедшей юности. Поэтому "Темные аллеи" - книга о русской любви, не даром многие исследователи называют этот сборник энциклопедией любви.
Цикл "Темные аллеи" представляет собой собрание рассказов и новелл, объединенных одной общей темой, и тема эта - любовь, самая разнообразная, тихая, робкая или страстная, тайная или явная, но все-таки любовь.
В основе каждого рассказа этого цикла чаще всего ложится одно какое-либо происшествие, одно событие, поэтому в нем обычно одна сюжетная линия, произведение сжато до небольшого по объему, поэтому роль каждого отдельного эпизода многократно возрастает, увеличивается значимость каждой отдельной детали.
Рассказ "Темные аллеи" входит в одноименный цикл. Это одно из самых ярких произведений сборника. Жанровая принадлежность произведения - рассказ. Рассказ - это "малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста прозаическое произведение" ["Литературный энциклопедический словарь", 1987, 318]. "Темные аллеи" - яркий представитель названного выше жанра. В то же время анализируемый нами рассказ содержит лирическое и философское начала.
Глава 1. Анализ семантического пространства текста
1.1 Анализ концептуального пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
Рассказ "Темные аллеи" входит в одноименный цикл рассказов, созданных И.А.Буниным в эмиграции, в 1940 году. Созданные во Франции, почти все рассказы писателя - о России, в то время как написанные до революции произведения часто содержали "зарубежный" материал. Эмиграция повлияла на общую тональность, сделав ее элегической и ностальгической, все герои рассказа - русские, действие происходит в дореволюционной России, что тоже характерно для писателя, так как И.А.Бунин не принял Октябрьской революции. Принадлежность рассказа к циклу "Темные аллеи" подсказывает читателям основную тему рассказа - любовь во всех ее проявлениях. Многие исследователи считают, что "Темные аллеи" - книга об истинно русской любви.
Название рассказа "Темные аллеи" настраивает читателя на романтический лад, на ожидание повествования о любви. Но сама история любви как бы вынесена за пределы действия, отделена от него тридцатью годами. Именно название рассказа подсказывает нам ядро концепта.
В результате лингвистического эксперимента мы выделили следующие ключевые слова: старик, женщина, приезжий, хозяйка, юношеская любовь, лучшие минуты, волшебное/прекрасное, темные аллеи, расставание.
Базовым концептом мы можем считать "потерянную любовь" (потерянное счастье). На это указывает тема рассказа - любовь, сюжет (встреча людей, которые любили друг друга много лет назад), ряд фраз ("Никогда я не был счастлив в жизни", "Все проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - все, все", "Все проходит. Все забывается" - позиция главного героя, "…все одним жила", "Все проходит, да не все забывается", "Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело" - позиция главной героини).
Итак, ядро концептосферы - "истинно волшебные" минуты давней любви. Ближайшая к ядру зона - встреча главных героев рассказа. Именно эта случайная встреча подводит читателя к основе концептосферы. Диалог героев наполнен разнообразными вариациями семантики "воспоминание": "Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?", "с тех самых пор", "помните", "все проходит", "сколько ни проходило времени", "помнишь", "помню". Следует отметить, что героиня лишь в самом начале диалога активно действует, вызывая реакцию главного героя, в дальнейшем же позиция предиката представлена главным образом действиями мужчины (его действия и реплики) и реакцией женщины (ее ответные слова). Следовательно, главный герой чаще выступает в роли действующего субъекта. Основной предикат "любить" (любила, любил) используется в тексте в изъявительном наклонении, в форме прошедшего времени.
Дальнейшая периферия - история жизни главных героев. Женщина почти не сообщает о себе (вольную дали, содержит трактир, дает деньги в рост, но всю свою жизнь любила главного героя). Мужчина же говорит о своей жизни более подробно (Любил жену, та изменила, бросила, любил сына, тот вырос негодяем). Общая семантика этих историй - отсутствие счастья в жизни, тоска, осознание того, что лишь та юношеская любовь давала "истинно волшебные" минуты.
Самая дальняя периферия - действия героев после случайной встречи, осмысление мужчиной того, что произошло.
1.2 Анализ денотативного пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
Мы начнем анализ денотативного пространства с выделения глобальной ситуации, которая "имеет характер события и связана с раскрытием главной темы в целостном тексте" [Вихрян О.Е., 2006, 22]. В рассказе "Темные аллеи" глобальная ситуация - встреча когда-то любивших друг друга людей.
Глобальная ситуация реализуется рядом макроситуаций:
1) главный герой заезжает в придорожную гостиницу,
2) герои рассказа встретились после долгой разлуки,
3) отъезд главного героя.
Макроситуации состоят из следующих макропропозиций, репрезентирующих авторские знания о глобальной ситуации, описываемой в тексте:
1. Главный герой заезжает в придорожную гостиницу:
1) старик едет в тарантасе,
2) приезжий заходит в гостиницу,
3) старик зовет прислугу.
2. Герои рассказа встретились после долгой разлуки:
1) в помещение входит женщина,
2) старик узнает в ней девушку, которую когда-то любил,
3) объяснение между героями,
4) исповедь главного героя,
3.Отъезд главного героя:
1) старик думает о прошлом,
2) главный герой говорит с кучером,
3) старик думает о главной героине.
Макроситуации связаны образом старика. Все произошедшие события совершаются с ним. Главная героиня появляется не сразу, а только во второй макроситуации.
Первая макроситуация представлена обобщенно и неразвернуто. Следующие макроситуации более детализированы и конкретизированы. Ситуации, произошедшие в прошлом, вынесены из идущих последовательно событий, проявляются в диалогах, их можно считать частью объяснения между герями.
1.3 Пространственно-временная организация текста
1.3.1 Художественное пространство рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
В данном художественном тексте сочетаются два вида пространства: близкое к реальному географическое пространство и точечное, внутренне ограниченное пространство.
Художественное пространство рассказа "Темные аллеи" открывается образом дороги: "… на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями…",- и этим же образом завершается: "Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные…", "Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам". Дорога представляет собой открытое безграничное пространство. Ему присущи характерные с точки зрения автора, да и с точки зрения всякого русского человека, черты: лужи, грязные черные колеи. Направленность пространства - горизонтальная. Внешнее пространство не замкнуто рамками дороги, оно расширяется за счет образа пустых полей.
Открытое пространство дороги разрывается точечным, замкнутым пространством частной горницы, "где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар". Внутреннее пространство помещения органично включено в открытое пространство. Тарантас главного героя подкатил "к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница…" Именно в замкнутом пространстве разворачивается основное действие рассказа.
Рассмотрим это пространство. "В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами - разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом". Пространственные координаты задаются заглавным словом - горница. Пространство ограниченно, закрыто. Оно наполнено вещами, предметами, характерными для крестьянского быта. Основные свойства данного пространства - чистота и уют. И.А.Бунин передает и чувственно-обонятельную картину пространства: "… сладко пахло щами - разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом".
Помимо реального, географического пространства в тексте присутствует замкнутое в субъекте психологическое пространство. Примечательно, что автор не погружает читателя непосредственно во внутренний мир героя, он лишь намекает на него.
В рассказе "Темные аллеи" мы наблюдаем два психологических пространства: Надежды и приезжего.
Психологическое пространство главной героини передано скупо воссоздается косвенными, непрямыми номинациями: ее словами, действиями. Внутренний мир главного героя передан аналогично, но более подробно: помимо реплик и физических действий, которые более разнообразны и многочисленны, чем у героини, мы можем наблюдать за мимикой приезжего, за изменениями в его мыслях. Таким образом, в рассказе внутренний мир женщины статичен, неподвижен, а психологическое пространство мужчины меняется.
1.3.2 Текстовое время рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"
В рассказе время изображается линейно. И.А.Бунин указывает конкретное время года и конкретное время суток: осень, вечер. Все основные действия происходят в прошлом. События передаются последовательно, друг за другом. При этом И.А.Бунин употребляет следующие слова и речевые обороты, характеризующие течение времени, - тотчас же вслед за тем, потом, опять, когда. Передать последовательность событий помогает также использование деепричастных оборотов, интонация и порядок слов в предложениях, где действия происходят одно за другим (Так, например, главный герой сначала "выкинул из тарантаса ногу", при этом "придерживая руками… полы шинели" (события происходят одновременно), а затем "взбежал на крыльцо"; то же характерно и для других предложений.) Для передачи реальности в прошлом автор использует глаголы прошедшего времени.
В рассказе "Темные аллеи" мы можем наблюдать текстовые ахронии - ретроспекции, представленные воспоминаниями персонажей, переданные внутренней и внешней речью героев. Именно благодаря ретроспективным временным значениям читатель понимает суть конфликта произведения. Текстовые ахронии передают два основных события: историю любви главных героев и историю жизни Николая Алексеевича. Эти события передаются сжато, коротко, обозначены лишь ключевые моменты. Но мы можем восстановить события в хронологическом порядке: 1) герой и героиня встретились и полюбили друг друга, герой бросил героиню, женщина получила вольную у господ, содержит трактир, мужчина женился, вырастил сына, жена его бросила, - это произошло раньше, чем происходит действие рассказа, 2) герои случайно встретились, 3) мужчина продолжил свой путь к поезду. Исключив историю любви из линейно текущего времени, И.А.Бунин лишь подчеркнул ее важность.
1.4 Анализ эмотивного пространства в рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи"
В рассказе "Темные аллеи" три персонажа, способные испытывать эмоции: кучер, приезжий и хозяйка постоялой горницы. Эмоции в тексте передаются фразовыми и фрагментарными эмотивными смыслами. Рассмотрим эмоции каждого персонажа в отдельности.
Старик сначала испытывает усталость и неприязнь, что передается фразово: "вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый взгляд", "с усталым видом", "неприязненно крикнул". Затем приезжего посещает чувство стыда, которое передается фрагментарным эмотивным смыслом. На протяжении нескольких ССЦ чувство стыда все возрастает: "Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел", "краснея сквозь седину, стал говорить", "он покраснел до слез", "со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у нее руку, и тотчас стыдился своего стыда", как мы видим, лишь в самом конце рассказа эта эмоция названа автором, хотя она присутствовала и ранее. Помимо этого приезжий испытывает смятение и дискомфорт, на что указывает то, как он мечется по горнице, качает головой, прижимает платок к глазам.
Основной вывод об эмоциях старика: главный герой растерян, ему стыдно за прошлое, за то, как безжалостно он бросил Надежду, и он отчаянно пытается оправдать себя в собственных глазах и в глазах главной героини, что ему не удается.
Но у приезжего есть еще две яркие черты, присущие ему в прошлом, но введенные автором в структуру текста: легкомыслие (завел роман с девушкой ниже себя по происхождению, не думая о последствиях), жестокость ("бессердечно" бросил девушку, которая любила его). Помимо этого он еще и честолюбив, он не может представить бывшую крепостную, ныне содержательницу постоялой горницы своей женой, матерью своих детей.
Эмоции главной героини описаны менее ярко. Ей присущи такие черты, как верность, любовь и обида. Любовь - основа жизни этой женщины: когда-то зародившееся чувство она пронесла через всю жизнь. Верность тесно переплетена с любовью, главная героиня "сколько ни проходило времени, все одним жила". Ее любовь, как и стыд главного героя, являются доминирующими эмоциями в тексте. Верность и любовь не прошли с течением времени, и когда старик уехал, Надежда "все глядела в окно".
Обида на главного героя выражена как фразовым эмотивным смыслом: "хотела руки на себя наложить от обиды от одной", так и характеристиках ее действий и речи: "… И все стихи мне изволили читать про всякие "темные аллеи", - прибавила она с недоброй улыбкой". В приведенном выше высказывании присутствует ирония над былыми чувствами приезжего.
Однако наиболее характеризует главную героиню ее имя - Надежда. Женщина всю жизнь верила в лучшее, надеялась, что любовь вернется, не даром она при встрече с главным героем "пытливо смотрела на него, слегка щурясь". В диалоге с приезжим главная героиня пытается доказать, что любовь не проходит. Однако ее надежды не оправдались.
Помимо этого главной героине присущи предприимчивость и практичность. Она, бывшая крепостная, смогла встать на ноги, открыть горницу для приезжих, давать деньги в рост.
Помимо этого Надежда справедлива и тверда в своих убеждениях ("крута", как говорит кучер).
Кучер серьезен и груб. Его чувства и эмоции почти не передаются.
Автор в открытую не выражает мнение о своих героев, не высказывает оценки их действий и поступков. Его оценки проявляются в описании событий, обстановки помещений, погоды, что помогает читателю лучше ориентироваться в эмоциональном и идейном содержании текста.
Но внимательно изучая текст произведения, мы понимаем, что И.А.Бунин симпатизирует главной героине, так как именно она сохраняет любовь, а любовь - основная тема не только исследуемого нами рассказа, но и всего цикла "Темные аллеи".
Глава 2. Анализ структурной организации текста
2.1 Анализ членимости текста
Лингвисты выделяют три вида членения текста: объемно-прагматическое, структурно-смысловое и контекстно-вариативное. К первому типу относится членение текста на тома, книги, части, главы, главки, отбивки, абзацы.
В исследуемом нами тексте нет разделения на тома, книги, части, главы, главки. Рассказ "Темные аллеи" членится на средние по объему, приблизительно равные друг другу абзацы. В начале произведения мы наблюдаем более крупные по объему абзацы, к концу текста этот тип членения используется автором максимально, соответственно, значимость нескольких отдельных фраз повышается за счет их графического выделения. Рассмотрим последние три абзаца:
"Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:
"Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! "Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…" Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"
И, закрывая глаза, качал головой".
Последний абзац состоит из одного предложения, что усиливает его значение, повышает значимость данного абзаца также и положение в абсолютном конце текста.
Абзац, которым открывается художественное произведение, гораздо более крупный по объему и не несет столь сильной смысловой нагрузки, а носит скорее информативный характер.
Структурно-смысловое членение текста связано уже непосредственно с семантическим развертыванием содержания литературного произведения и осуществляется при выявлении сложных синтаксических целых (ССЦ).
В структурно- смысловом плане выявление ССЦ не связано с делением на абзацы.
В рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи" мы выделили шестнадцать ССЦ, которые составляют композиционную структуру текста.
Завязка - приезд в гостиницу.
ССЦ 1 - к описываемому месту действия подъезжает тарантас.
ССЦ 2 - описание прибывшего главного героя и его кучера.
ССЦ 3 - старик входит в горницу для приезжих.
ССЦ 4 - описание горницы.
ССЦ 5 - портрет старика.
ССЦ 6 - описание вошедшей хозяйки гостиницы.
Развитие действия - диалог Надежды и старика.
ССЦ 7 - старик разговаривает с женщиной, не узнавая ее.
ССЦ 8 - главный герой понимает, что перед ним бывшая возлюбленная.
ССЦ 9 - жизнь женщины после расставания с любимым ( передается скупо, в диалоге, словами самой Надежды).
ССЦ 10 - старик считает, что любовь, как и все остальное, проходит, женщина считает, что не проходит.
ССЦ 11 - главные герои вспоминают о прошедшей любви.
ССЦ 12 - разговор о прощении ( Надежда так и не простила своего бывшего возлюбленного).
ССЦ 13 - старик рассказывает историю своей жизни и утверждает, что никогда не был счастлив.
Развязка - старик уезжает и продолжает свой путь.
ССЦ 14 - главный герой стыдится недавнего разговора, и своих действий, и своего стыда.
ССЦ 15 - разговор старика с кучером.
ССЦ 16 - старик думает о том, как бы развивались события в его жизни, если бы он не бросил тогда Надежду.
Мы можем наблюдать, что все ССЦ приблизительно равны по объему и семантической нагрузке. ССЦ, составляющие развитие действия и концовку рассказа, более насыщены эмоционально и гораздо динамичнее, чем ССЦ, являющиеся составными элементами завязки.
Контекстно-вариативное членение текста в первую очередь разграничивает в нем два речевых потока - речь автора и речь персонажа.
В рассказе И.А.Бунина "Темные аллеи" для передачи авторской речи используется такая классическая композиционно- речевая форма как повествование с элементами описания.
В тексте произведения присутствуют глаголы конкретного физического действия, деятельности, движения, речевой деятельности и т. д., например, в тексте употреблены формы: крикнул, сбросил и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.