Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Определение смысла и роли фольклора в тексте романа Т. Н. Толстой Кысь. Фольклор народное творчество, совокупность народных действий. Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна. Философско-эстетическая ценность.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


17
Содержание

Введение
Глава 1
Место фольклора в русской литературе
Глава 2
§1 Художественный мир в романе Т.Толстой «Кысь»
§2 Фольклор в романе Т. Толстой «Кысь»
§3 Мифологические корни романа «Кысь»
Заключение
ЛитератураВведение

Фольклор - [англ. folklore] народное творчество, совокупность народных действий.
Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством является актуальной проблемой современного литературоведения в контексте развития мировой культуры.
Актуальность темы определяется недостаточной степенью научной исследованности влияния устного народного творчества на русскую прозу. Дать четкую характеристику современного литературного процесса очень сложно, так как объективно и полно оценить какое-либо художественное явление возможно только дистанционно, по прошествию времени.
В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было неотъемлемым свойством подлинного таланта
В 1970-2000-е годы многие русские писатели, работающие в самых разных литературных направлениях, обращаются к устному народному творчеству. Каковы причины данного литературного явления? Почему на рубеже веков писатели различных литературных направлений, стилей обращаются к фольклору? Необходимо учитывать, прежде всего, два главенствующих фактора: внутрилитературные закономерности и общественно-историческую ситуацию. Несомненно, свою роль играет традиция: к устному народному творчеству писатели обращались на протяжении всего времени развития литературы. Другой, не менее важной, причиной является рубеж веков, когда русское общество, подводя итоги очередного столетия, вновь пытается найти ответы на важные вопросы бытия, возвращаясь к национальным духовным и культурным истокам, а богатейшее фольклорное наследие - это поэтическая память и история народа.
Татьяна Никитична Толстая (1951) -- один из наиболее ярких прозаиков современности. По одной линии -- внучка писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской, по другой -- переводчика М. Л. Лозинского; дочь профессора Н. А. Толстого. Рассказы Т. Толстой, появившиеся в начале 1980-х годов, сразу заметили и признали фактом «великой прозы», выделив такие ее свойства, как нетипичность героев, своеобразие фабульного материала, оригинальность художественной манеры автора. Работа над романом «Кысь» продолжалась с 1986 по 2000 год.
Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна потому, что она приобрела сейчас особенную философско-эстетическую ценность.
Фольклор - это архаический, надличностный, коллективный тип художественной памяти, ставшей колыбелью литературы.
Целью работы является определение смысла и роли фольклора в тексте романа Т. Н. Толстой «Кысь».
Методы исследования: сравнительно-исторический, анализ художественного текста.
Глава 1

Место фольклора в русской литературе
Талант писателя опреде-ляется значимостью его литературных открытий. Бес-смертно то, что не повторяет и неповторимо. Природа литературы не терпит вторичности.
Писатель создает свой образ реального мира, не удов-летворяясь чужим представлением о действительности. Чем больше этот образ отражает сущность, а не видимость явлений, чем глубже проникает писатель в первоосновы бытия, чем точнее выражена в его творчестве их имма-нентная конфликтность, являющаяся парадигмой подлин-ного литературного «конфликта», тем более долговечным оказывается произведение.
В число забытых произ-ведений попадают вещи, которые редуцируют представле-ние о мире и человеке. Это вовсе не значит, что произве-дение призвано отразить целостную картину действитель-ности. Просто в «частной истине» произведения должна быть сопряженность с универсальным смыслом.
Вопрос о народности того или иного писателя не может быть разрешён до конца без анализа его связи с фольклором. Фольклор - безличное творчество, тесно связанное с архаическим миросозерцанием.
Современные писатели часто используют фольклорные мотивы для того, чтобы придать повествованию бытийный характер, совместить индивидуальное и типовое.
Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка, их тематика была связана с исторической и социальной жизнью русского народа, его бытом и трудом. В фольклоре и литературе создавались во многом сходные между собой поэтические и прозаические жанры, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Поэтому вполне естественны и закономерны творческие связи между фольклором и литературой, их постоянное идейно-художественное взаимовлияние.
Устное народное поэтическое творчество, возникнув в глубокой древности и достигнув совершенства ко времени введения на Руси письменности, стало для древнерусской литературы естественным преддверием, своеобразной «поэтической колыбелью». На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора в значительной степени и возникла первоначально русская письменная литература. Именно фольклор, по мнению многих исследователей, вносил в произведения древнерусской литературы сильную идейную и художественную струю.
Фольклор и русская литература представляют собою две самостоятельные области русского национального искусства. В то же время история их творческих взаимоотношений должна была стать предметом самостоятельного изучения и фольклористики, и литературоведения. Однако такие целенаправленные исследования в русской науке появились не сразу. Им предшествовали длительные этапы автономного существования фольклора и литературы без должного научного осмысления процессов их творческого влияния друг на друга.
Ю.М. Лотман писал: «Пристальный анализ убеждает, что безграничность сюжетного разнообразия классического романа, по сути дела, имеет иллюзорный характер: сквозь него явственно просматриваются типологические модели, обладающие регулярной повторяемостью.
При этом непосредственный контакт с «неготовой, становящейся современностью» парадоксально сопровождается в романе регенерацией архаических и отшлифованных многими веками культуры сюжетных стереотипов. Так рождается глубинное родство романа с архаическими формами фольклорно-мифологических сюжетов».
Сюжетные ходы романа - это моделирование сюжетных ходов реальности. Миф в литературе, миф в романе Толстой - проекция реально существующего мифа.
Глава 2

§1 Художественный мир Т.Толстой в романе «Кысь»

Действие «Кыси» происходит через 200 лет после катастрофы, которая повернула историю вспять, в каменный век.
Действие романа - некий город Федор-Кузьмичск. «Наш город - Фёдор-Кузьмичск, а до того, - говорит матушка, - звался Иван-Порфирьичск, а ещё до того--Сергей-Сергеичск, а прежде имя ему было Южные склады, а совсем прежде - Москва».
На юге чеченцы. Чеченцы-- это враги, которых боятся, но они в то же время делятся своими версиями происхождения мира, конца света, причины смены дня и ночи, времён года и т. д.
Таким образом, то, что находится вне замкнутого, самобытного Фёдор-Кузьмичска, - призрачно, неведомо, а потому страшно, и чтобы объяснить себе непонятное устройство мира, научиться защищаться, люди придумывают мифы. Так начиналось осмысление бытия человечеством, так оно вновь начинается после Взрыва.
Человек принимается в Фёдор-кузьмичском обществе в зависимости от того, свой он или чужой: «Чужой, он и есть чужой. Что в нём хорошего?.. А свой -- он тёплый. У него и глаза другие. Свой -- он немножко, как ты сам».
Взаимопонимания между Прежними людьми нет «Прежние наших слов не понимают, а мы ихних». Становится понятно, мир Фёдор-Кузьмичска очень ограничен, упрощён, сознание всех жителей узкое, примитивное.
«Набольший мурза» в городе - Федор Кузьмич: указы издает, стихи пишет, благодетельствует простой народ. А как прежде, до него жили? «А так и жили: ползали во тьме, как слепые червыри. А принес огонь людям Федор Кузьмич, слава ему. Ах, слава ему. Пропали бы мы без Федора Кузьмича, ей-ей, пропали бы! Все-то он возвел и обустроил, все-то головушкой своей светлой за нас болеет, думу думает! Высоко вознесся терем Федора Кузьмича, маковкой солнце застит.
Кто сани измыслил? Федор Кузьмич. Кто колесо из дерева резать догадался? Федор Кузьмич. Научил каменные горшки долбить, мышей ловить да суп варить. Дал нам счет и письмо, буквы большие и малые, научил бересту рвать, книги шить…»
Все славят Федора Кузьмича, все боятся Федора Кузьмича, все блага исходят от него единственного.
Повествование о Федоре Кузьмиче развивается по канонам мифового сознания, для горожан он культурный герой. В сцене первой встречи с Федором Кузьмичом вера в «высокого», благородного героя исчезает: перед глазами Бенедикта - маленькое, юркое, ничтожное существо, и он завладел всеми ценностями, и он распоряжается всеми жизнями. На наших глазах рушится миф. Федор Кузьмич изгнан и уничтожен. Нет веры - нет мифа. Наступает эра нового сознания, новой истории.
§2 Фольклор в романе Т. Толстой «Кысь»
Роман Т. Толстой «Кысь» - произведение с огромными гранями (взять хотя бы названия глав - буквы из старославянского алфавита).
Произведение о вечном стремлении разгадать тайну жизни, определить своё место в мире, о мучительном желании подняться над привычной обыденностью и о страшном падении.
В придуманном Толстой мире невероятные люди: перерожденцы, жившие ещё до Взрыва, люди после Взрыва, наделённые уродствами или последствиями.
Главная проблема - поиск утраченной духовности, внутренней гармонии, преемственности поколений. Нарушение связи происходит между прежними людьми и людьми, родившимися после Взрыва. Вся жизнь их построена на слепой вере в несокрушимую силу разума Фёдора Кузьмича, вере запретам.
Образ Кыси окружён людскими суевериями, молвой.
В финале романа происходит крушение мира, конец. Таким образом, модель Т.Толстой носит эсхатологический характер.
· Люди, населяющие Федор-Кузьмичск - полуживотные, имеют несколько деталей от животного (рожки, когти, хвостик и т.д.).
У кого руки, словно зеленой мукой обмета-ны, будто он в хлебеде рылся, у кого жабры…а бывает, что никаких Пос-ледствий нет, разве к старости прыщи из глаз попрут, а не то в укромном месте борода расти начнет до самых до колен. Или на коленях ноздри вскочат».
Семья Оленьки имеет другое последствие: «сквозь лапти - когти длинные, серые, острые, а в глазах - огонь светится».
Описание чеченцев: «Ну, из себя они, как мы, обычные: старик седой, в лап-тях, старушка в платочке, глазки голубенькие, на голо-ве -- рожки».
Присутствует гиперболизированное описание внешности: «… Я богатырь был. Силища! Быва-ло, ка-ак заору! Пузыри в окнах лопаются. А сколько я ржави зараз выпить мог! Бочку усаживал…в молодые-то годы мог на одной ноге отсюда как вон до того пригорка допрыгать … у меня если мозоль али чирей вскочит -- аж с кулак. Не меньше».
Описание Фёдора Кузьмича: «ростом не больше Коти, а ручищи, как печные заслонки».
Странное и тоже гиперболизированное последствие - петушиные гребешки: «голова голая, без волоса, и по всей голове петушиные гребни. Это «петушиная бахрома» называется».
· Здесь Прежние, не наделённые крыльями могут летать: « Слушайте, Л и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.