На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Реалистический роман 19 в. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения. 1900-1910 гг. Диккенс в оценке Г.Джеймса, В.Вульф, мифокритиков. Исследования французских и немецких литературоведов. Основоположники реалистического романа. Джейн Остен.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 21.01.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18

Симферопольский государственный
университет
Министерство высшего образования
Украины

Лукьяненко Татьяна Анатольевна

Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения

Курсовая работа

студентки IV курса

ф-та РГФ

научн.рук. - доцент

Е.И.Нечепорук

Симферополь

2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Реалистический роман 19 в………………………………………4

1. Этапы развития английского романа в период 1830-1890 гг………4

2. Творчество Ч.Диккенса в культурно-историческом контексте
викторианской эпохи…………………………………………………4

Глава II. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения…………...6

1. 1836-1870 гг. Диккенс в глазах современников…………………….6

2. 70-90 гг. 19 в…………………………………………………………..7

3. 1900-1910 гг. Диккенс в оценке Г.Джеймса, В.Вульф,
мифокритиков. Исследования французских и немецких
литературоведов………………………………………………………7

4. 1910-1920 гг. Оценка творчества писателя в период первой
мировой войны………………………………………………………..9

5. 30-е гг. 20 в. Социокультурная критика. Ф.Р.Ливис. Марксистская
критическая школа……………………………………………………9

6. 40-50 гг. 20 в. Диккенс и психологическая школа критики………10

7. 70-е гг. 20 в. Социокультурная критика. Р.Уильямс………………11

Глава III. Основоположники реалистического романа. Джейн Остен..13

1. Особенности литературной эпохи на рубеже 18-19 вв……………13

2. Своеобразие романов Джейн Остен………………………………..13

3. Восприятие окружающего мира у Дж. Остен и Ч.Диккенса……..13

ВведениеГлава IV. Совеременники Диккенса. У.Теккерей.....................................16

1. Реалистические традиции в творчестве Теккерея................................16

2. Цвет в романе “Ярмарка тщеславия”...................................................16

Заключение...................................................................................................18

Глава I. Реалистический роман 19 в.

1. Этапы развития английского романа в период 1830-1890 гг.

2. Творчество Ч.Диккенса в культурно-историческом контексте викторианской эпохи.

Глава II. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.1. 1836-1870 гг. Диккенс в глазах современников. 2. 70-90 гг. XIX в. 3. 1900-1910 гг. Диккенс в оценке Г.Джеймса, В.Вульфа, мифокритиков. Исследования французских и немецких литературоведов. 4. 1910-1920 гг. Оценка творчества писателя в период первой мировой войны. 5. 30-е гг. XX в. Социокультурная критика. Ф.Р.Левис. Марксистская критическая школа. 6. 40-50 гг. XX в. Диккенс и психологическая школа критики. 7. 70-е гг. XX в. Социокультурная критика. Р.Уильямс. Критикасознания. Дж.Миллер. Глава III. Основоположники реалистического романа. Джейн Остен. 1. Особенности литературной эпохи на рубеже 18-19 вв. 2. Своеобразие романов Дж. Остен. 3. Различия в восприятии окружающего мира у Дж.Остен и Ч.Диккенса. ВВЕДЕНИЕ.

Чарльз Диккенс, величайший английский романист 19 в., бесспорно остается одним из самых известных писателей как в Англии, так и за ее пределами. Уже первые произведения, вышедшие в свет в середине 30-х гг. 19 в, принесли их автору широкую известность. С этого момента интерес к творчеству Диккенса не ослабевал. Его читали и перечитывали современники, представители различных слоев населения Англии. Не забыто имя писателя и в наши дни. Диккенса с полным правом можно назвать мэтром английской литературы 19 в, поскольку ни один писатель не мог сравниться с ним ни по значимости, ни по популярности. Безусловно, как выдающаяся личность в мире литературы, Диккенс вызывал различное к себе отношение своих современников. Позже, после смерти писателя, изучением его наследия занялись представители традиционных и вновь создающихся литературных направлений. Каждый из них находил в романах и повестях Диккенса что-то близкое для себя, определяющую основу для своих теорий. Именно значительностью писательской фигуры Диккенса можно объяснить тот факт, что почти в каждой критической школе его произведения рассматриваются с разных позиций.

Глава I. Реалистический роман 19 в.

Подобно тому, как на протяжении развития общества один культурно-исторический период сменяет другой, так и в литературе эпоха поэзии сменяет эпоху драматургии, упадок поэзии влечет за собой расцвет прозы. Период 1830-1890 гг. английские литературоведы называют “эпохой романа”, в отличие от “эпохи поэзии” или времени расцвета драматургии - периода Реставрации. Расцвет романа был обусловлен своеобразием социально-культурной жизни Англии. Именно в 30-е гг. 19 в. началось развитие промышленности, вызвавшее рост городского населения, увеличение числа рабочих, классовые противоречия и необходимость реформ. Все эти изменения в английском обществе происходили в годы правления королевы Виктории (1837-1901), поэтому этот период обычно называют “викторианской эпохой”. Принято выделять четыре этапа развития романа этой эпохи: ранневикторианский, середина века, “зрелое” и позднее викторианство. Каждый из этих периодов охватывает от 15-ти до 20-ти лет. Викторианский роман является результатом слияния двух ветвей романного творчества - “novel” и “romance”, первая из которых имеет реалистическое начало, вторая - романтическое. В зависимости от периода в английском романе преобладало то одно, то другое начало. За литературную эпоху продолжительностью в 60 лет появилось множество жанровых модификаций романа: исторические, социальные, “ньюгейтские”, “сенсационные”, религиозные, романы из школьной жизни и из жизни аристократических верхов общества. При этом в 30-40 гг. 19 в. создавались преимущественно исторические романы (среди наиболее известных писателей этого периода следует отметить У.Э.Эйнсворта, Э.Бульвера), а также социально-проблемные ( романы Ф.Троллопа, Э.Гаскелл).

В середине века прозаические произведения приобретают социальную направленность. Авторы изображают судьбу, любовь и семейные отношения героев в контексте социально-политических и исторических событий. Типичными чертами романов 50-60 гг. 19 в. является усложненная структура повествования и интерес к психологии героев.

Диккенс появился на литературной арене в середине 30-х гг. 19 в., и после опубликования нескольких глав своего первого романа “Записки Пиквикского клуба” стал самым популярным писателем в Англии. Творческая деятельность писателя совпадает с периодом раннего и среднего викторианства, поэтому его произведениям присущи все отличительные черты данной литературной эпохи. В романах Диккенса романтическое начало соединяется с реалистическим изображением действительности. В романах 40-50 гг. (“Домби и сын”, “Холодный дом”, “Тяжелые времена” и др.) писатель умело раскрывает индивидуально-личностное содержание в связи с социально-историческим окружением.

В поздних романах (“Больше надежды”, “Наш общий друг”, “Тайна Эдвина Друда”) интерес к психологии и внутренней жизни героя сочетается с утратой веры в возможность изменения общества путем реформ. Такое душевное состояние писателя ведет к изменению тональности романов. Если первые произведения наполнены оптимизмом, в соответствии с эстетической концепцией автора, то в романах последнего периода творчества оптимизм сходит на нет. Диккенс был любимым писателем средних классов английского общества. В чем же причина его популярности? Европейский роман сформировался к 40-м гг. 19 в. как эпос частной жизни, где в подробностях обрисовывался повседневный быт и переживания человека. Больше внимание уделяется семье как основной ячейке общества, “дому”, который английский буржуа называет своей крепостью. Несмотря на ограниченный круг проблем, так называемый “семейный роман” не страдает мелочностью содержания. Такой роман был ориентирован на среднего пользователя, был близок и понятен ему. Во многих произведениях писателя семейные отношения выступают на первый план, но всегда соприкасаются с большим миром, дают отражение многих сторон жизни или представляют их непосредственно. В эпоху процветания, когда экономические и социальные основы общества держались прочно, читатель, не желая вникать в глобальные проблемы, предпочитал литературу легкого, развлекательного характера. Именно в несерьезности, недостатке критицизма, в потакании вкусам публики часто упрекают Диккенса. Но это далеко не так. Даже в годы процветания ничто не могло скрыть пороков общества, но многим казалость тогда, что это явления временные, что зло можно искоренить. Диккенс разделял доверие к основам буржуазного общества, однако, сам в то же время беспощадно обличал многие институты власти Англии, произвол суда и несправедливость законов. В романах писателя выражено его понимание высших духовных ценностей. А поскольку они непреходящи, каждое поколение, перечитывая произведения Диккенса, находит в них что-то созвучное настроениям и переживаниям современной эпохи.

Глава II. Ч.Диккенс в оценке западного литературоведения.

Чарльз Диккенс был в Англии самым популярным писателем своего времени. Его романы, появлявшиеся сначала в периодической печати, а затем выходившие отдельными изданиями, распространялись с поразительной быстротой. Особой любовью пользовались произведения Диккенса у представителей так называемой средней прослойки буржуазии. Буквально со времени появления первого романа и до конца жизни популярность писателя росла и укреплялась. Каждое новое его произведение рецензировалось в солидных литературных журналах и в большинстве провинциальных изданий. Появлялись обзорные статьи с анализом тех или иных романов. Однако, отношение к творчеству Диккенса было далеко не однозначным. Уже с 1836 г. в английской прессе разгорелись споры по поводу оценки произведений великого писателя. Ряд журналов либерального направления (“Morning Post”, “People's Journal”) отзывался о Диккенсе доброжелательно. Консервативные издания (“Monthly Review” и др.) отмечали неудачный выбор темы “Записок Пиквикского Клуба”, мрачный тон повествования, называли его произведения слишком обыденными. Полемика продолжалась на протяжении всей жизни писателя. Одни критики называли его величайшим писателем своего времени, воспитателем высоких моральных принципов, другие считали его автором “второсортных” книг. “Эдинбургское обозрение”, выражавшее взгляды либерально настроенной буржуазии, приветствовало умение писателя смягчать и сглаживать социальную проблематику своих романов. Консервативная печать выражала недовольство по поводу того, что Диккенс часто изображает “низы общества”. Отзывы о творчестве писателя появились и в чартистской прессе (годы творческой активности Диккенса совпали с развитием чартизма в Англии), где его называли реалистом, обличителем бесчеловечного буржуазного общества. При этом критики-чартисты не принимали идею Диккенса о том, что классовые противоречия могут быть разрешены мирным путем.

Первым современником великого писателя, давшим развернутый анализ художественной системы его произведений, был французский критик-позитивист Ипполит Тэн. В 1856 г. он опубликовал свою статью “Диккенс”, позже, в 1864 г. раскрыл свои взгляды на творчество писателя в “Истории английской литературы”. В этой работе Тэн рассматривает тематику, выбор героя, стиль, эстетическую программу Диккенса и способы ее выражения. Опираясь на биографический подход, разработанный Ш.Сент-Бёвом, Тэн указал на связь Диккенса с буржуазным обществом, на социальную обусловленность его искусства. В его оценке писатель предстает типичным выразителем вкусов и идеалов английского буржуа викторианской эры.

Получив широкое признание при жизни, уже в первое десятилетие после смерти Диккенс стал терять популярность. С конца 60-х гг. его произведения подверглись критике со стороны натуралистов, которые упрекали автора в недостатке эмпиризма. Первые серьезные замечания о его искусстве высказал в 1872 г. критик-позитивист Генри Льюиз. Восхищаясь дарованием писателя, он в то же время подвергал критике его мастерство реалиста, находя его недостаточно точным и научным. Льюиз не принимал обличительных тенденций и обобщений в романах Диккенса.

После смерти Ч. Диккенса стали появляться работы, содержащие факты биографии писателя. Первой из них была книга Джона Форстера, его ближайшего друга. В 90-х гг. 19 в. писатель-натуралист Гиссинг представил свою субъективную оценку наследия Диккенса в книге “Диккенс”. В его работе писатель выступает типичным представителем викторианской эпохи, не отклоняющийся от общепринятых норм.

Несмотря на огромное количество биографических работ о Диккенсе, издание его писем и воспоминаний о нем, интерес к творчеству писателя постепенно угасал. В 10-30 гг. 20 в. популярность Диккенса у писателей опустилась до самого низкого уровня. Его считали автором, которого читают лишь дети, а изучают только по программе. Такому это отношению во многом способствовала историческая обстановка, сложившаяся на рубеже веков. Переходный период, порожденный кризисом буржуазной идеологии, вызывал неудовлетворенность состоянием искусства и требовал новых подходов к изображению действительности. Первая мировая война заставила пересмотреть отношение к жизненным ценностям и устоявшимся убеждениям. Именно в 10-20 гг. 20-го столетия происходит разрыв с викторианцами во взглядах, привычках, вкусах. За исключением Честертона, Гиссинга и Шоу, высоко ценивших искусство Диккенса, никто из критиков и писателей-интеллектуалов не разделял бытовавшего ранее представления о легендарном творце.

Однако, имя Диккенса не было окончательно забыто, поскольку интерес к викторианской эпохе всегда сохранялся в Англии в той или иной степени.

С начала 20 века, литературоведение и критика стали играть в литературном процессе особо важную роль. Впитав в себя самые различные области знаний, литературоведение превратилось в автономную науку. Если рассматривать английскую и американскую литературную критику в комплексе, следует отметить, что, несмотря на влияние, которое различные критические школы этих стран оказывали друг на друга, английское и американское литературоведение - не единое целое. Английская критика базируется на исторических традициях и учениях, получивших бурное развитие в 19 в. (деятельность М.Арнольда, Т.Элиота). Литературная критика Америки не имеет подобной основы. Но и в США, и в Англии в 10-30 гг. 20 в., наряду с традиционными направлениями, получила развитие так называемая “новая критика”, включавшая в себя массу новых подходов к изучению литературного произведения.

Безусловно, всем теоретикам был необходим материал, на основе которого можно было строить рассуждения. Поэтому все, или почти все они обращались к произведениям классиков мировой литературы. Диккенс также не был обойден вниманием представителей различных критических школ, и его романы подверглись тщательному и детальному анализу и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. Принято выделять 5 наиболее влиятельных подходов в литературной критике: морализаторский, психоаналитический, социологический, формалистический и мифологический. На рубеже веков за изучение наследия Диккенса принимается Генри Джеймс, известный в литературных кругах не только как талантливый американский прозаик, но и как крупный теоретик романа, автор концепции “точек зрения”, на которую впоследствии опирались представители семантического направления “новой критики”. Г.Джеймс отдавал предпочтение изучению формальных сторон романа, мастерству его построения. Критик подчеркивает “наивность” и “несознательность” Диккенса, отсутствие в его произведениях элементов теоретизирования и самоистолкования. В подобном ключе оценивает творчество Диккенса и английская писательница Вирджиния Вульф, критика которой была и ее постоянным и профессиональным занятием. Используя эстетический подход к анализу произведений писателя, отстаивающий самоценность литературы, В.Вульф, изучающая связь эмоции и формы ее выражения, находит книги Диккенса примитивными, вульгарными и бесформенными, не представляющими особой ценности с точки зрения развития романа по линии глубинно-психологического изображения человеческих отношений.

В начале 20 в. в Англии зародилась ритульно-мифологическая критическая школа, основоположником которой был Дж.Фрейзер. В США интерес к мифу стал проявляться еще в 19 в., однако, первые мифокритические исследования в литературоведении этой страны связывают с появлением работ К.Юнга. Представителями английской мифологической школы была разработана концепция ритуального происхождения культуры, героического эпоса, сказки, античной культуры и романа. В ее основу была положена теория Дж.Фрейзера о возникновении мифа из сезонных ритуалов. Мифокритики Америки, в частности Н.Фрай, фактически уравнивают литературу и миф, сводя тему любого художественного произведения к ее первооснове. С этих позиций критики мифологической школы рассматривают роман Ч. Диккенса “Оливер Твист”. Сюжет о подкидыше они отождествляют с темой, разработанной Эврипидом, которую, в свою очередь, сводят к мифам о Персее и Моисее, таким образом объясняя истоки произведения.

Если для английского литературоведения начала 20 в. характерно обилие работ, содержащих биографические сведения о Диккенсе, то в европейской - немецкой, в частности, - критике доминирует формалистический подход к изучению наследия знаменитого английского писателя 19 в. Немецкие исследователи рассматривают лишь отдельные проблемы (художественные приемы, стиль повествования), проводят классификацию женских и детских образов, акцентируют внимание на особенностях Диккенса как педагога, криминалиста, автора отдельного произведения, но не дают разбор творческой системе писателя в целом. Работ, поднимающих вопрос о социальном содержании романов Диккенса, в немецком литературоведении значительно меньше, но и такой тип исследования появляется в конце 19 - начале 20 вв. в работах Аронштейна, Вюлькера, Вебера.

В литературной критике Франции начала 20 в. Диккенс квалифицируется как “наивный” реалист и юморист, автор, которого в соответствии с его убеждениями, симпатиями и характером творчества причисляют к простонародным писателям. Называя Диккенса одним из крупнейших писателей викторианского периода, французские критики находят его реализм упрощенным до вульгарности.

В течение второго десятилетия 20 в., в годы первой мировой войны не прекращаются нападки на Диккенса. Его провозглашают автором, чьи произведения утратили свое значение для современности. Именно в это время происходит полный разрыв с викторианской эпохой. Об этом заявил в 1918 г. Литтон Стрэги в своей книге “Знаменитые викторианцы”.

Поворот во взглядах и настроениях по отношению к искусству писателей 19 в. наметился в начале 30-х гг. Многие литературоведы считали необходимым пересмотреть наследие викторианцев, исходя из социально-исторических особенностей 19 в. Вывод, который сделали исследователи, заключался в следующем: время правления королевы Виктории было не настолько спокойным, как кажется с первого взгляда. Писатели этого периода сталкивались с трудностями не менее серьезными, чем читатели 20 в., тем не менее их не покидал оптимизм и вера в устранение несправедливости.

В 30-е гг. 20 в. веско заявляет о себе марксистская критика, объяснявшая все процессы в искусстве влиянием экономических условий и рассматривавшая творчество с позиций классовой борьбы. Одним из наиболее известных английских критиков-марксистов является Ральф Фокс, чьи статьи появляются в прессе с 1928 г. Его основная литературоведческая работа “Роман и народ”, опубликованная в 1937 г., содержит материалы исследования произведений наиболее и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.