На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Биография писателя и его демократические взгляды. Основные приёмы формирования активизации словаря при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе Серая Шейка: фрагмент урока.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
Содержание
    Введение 2
      1. Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка 4
      2. Слово писателя-демократа 7
      2.1 Основные приёмы формирования активизации словаря при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе "Серая Шейка" 17
      2.2 Фрагмент урока работы над ответами на вопросы к IV части рассказа Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка" 18
      Список литературы 22

Введение

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что "ребенок - самый лучший читатель". Для детей им написаны рассказы и сказки: "Емеля-охотник", "Зимовье на Студеной", "Серая Шейка", "Вертел", "Богач и Еремка". У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об "Аленушкиных сказках", которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное". Нет слов, хороши "Аленушкины сказки", но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.

А.М. Горький, обращаясь к Мамину-Сибиряку, писал: "В день сорокалетия великого труда Вашего, люди, которым Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык, - почтительно и благодарно кланяются Вам, писателю воистину русскому... Земле родной есть за что благодарить Вас, друг и учитель наш".

Анализируя произведения по теме работы - "Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка", мы отметили, что всем своим творчеством автор стремился не только привить любовь к родному краю, но и добиться, чтобы читатели становились его защитниками, чем и определили цель работы: охарактеризовать роль человека природы в детских произведениях Мамина-Сибиряка. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: - исследовать значимость художественного наследия творчества Д.Н. Мамина-Сибиряка; - дать характеристику детским произведениям Мамина-Сибиряка, где автор выступает как друг и защитник природы; - показать приёмы активизации словаря детей при работе с произведениями данной категории.

1. Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка

Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы.

Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют "певцом Урала", открывшим целую область, ранее неизвестную. "Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... " - говорил он.

Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки ("Кормилец"). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику ("В каменном колодце"). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества - готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.

Один из ранних рассказов "Емеля-охотник" открывается превосходной пейзажной зарисовкой: "Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки". Удивительно слияние почти сказочного зачина "далеко-далеко" и ритмической напевности с реалистической точностью места действия - "деревушка Тычки". В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка.

Много сказочного и в рассказе "Зимовье на Студеной", особенно в описаниях природы ("Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу"). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.

Друзьями людей в рассказах писателя обычно оказываются собаки: Лыско у Емели, Музгарко у старика Елески. Особенно трогательно описывает Мамин-Сибиряк долгую дружбу Елески и Музгарки. Скупо и предельно выразительно рассказывается о корнях этой дружбы, о долгих годах ее и о смерти сначала Музгарки, а потом и Елески.

Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.

Детям дошкольного возраста адресованы "Аленушкины сказки", над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: "Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес - Вот не боюсь нисколько, и все тут!" Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. "Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... " С начала и до конца сказку пронизывает один мотив - "надоело бояться", "надоело прятаться". Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное - поверить в себя: "С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится". Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

В "Аленушкиных сказках" образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания ("Умнее всех"; "Сказочка про Воронущку - черную головушку и желтую птичку канарейку"; "Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу"). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

"Аленушкины сказки" занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: "Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки".

Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали "Маминслог". Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке "Умнее всех" подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: "Кто же не знает, что ты самая умная птица!" Так и говорят: "Умен, как индюк". Ирония этой характеристики понятна дошкольникам.

Таким образом, "Аленушкины сказки" - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

2. Слово писателя-демократа

Друг и "защитник живой природы - Д.Н. Мамин-Сибиряк Мамин-Сибиряк стал писать для детей в то тяжелое время (80-е годы XIX века), когда детскую литературу захлестнула мутная волна официальной народности, а проповедь монархизма сочеталась с низким художественным уровнем произведений.

Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то "живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром", то "окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки". А "настоящим знанием" считал он близость к народной жизни, к родной природе - именно это стало основным предметом его творчества для детей.

В рассказе "Приемыш" повествуется о том, что девяностолетний Тарас более сорока лет живет в глухом лесу и, несмотря на оторванность от остального мира, сохраняет бодрость и работоспособность. "Где-нибудь в городе, - замечает автор, - он не прожил бы и половины, потому что в городе не купишь ни за какие деньги такого чистого воздуха, а главное - этого спокойствия, которое охватывало здесь".

Удивительное слияние человека с природой раскрывается в рассказе об этом старике: "... Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились.

Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста".

Тарас "знал места кругом верст на пятьдесят, знал всякий обычай лесной птицы и лесного зверя". На вопрос, не скучно ли ему одному, он обычно отвечал: "Одному? Тоже и скажет барин... Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь... У всякой свой порядок и свой ум".

Заботливо выхаживает Тарас осиротевшего птенца лебедя. "Сиротой остался. Вот я его привез и держу. И он тоже привык... Теперь вот скоро месяц будет, как живем вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждет, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает".

Верные друзья сторожей и охотников - собаки. На Урале их называют "промысловыми". Небольшого роста, со стоячими ушами и загнутым вверх хвостом, они напоминают дворнягу, но отличаются необыкновенным умом.

"Нужно видеть такую собаку именно в лесу, чтобы в полной мере оценить все ее достоинства", - пишет автор. Часто собаки становятся для этих одиноких стариков единственными собеседниками.

Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа "Зимовье на Студеной", - рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы.

Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу - семгу.

Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. "Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,

избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма... Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть". Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но... не дошел. Старик замерз по дороге в лесу.

Хоть и неказиста внешность стариков, о которых рассказывает писатель, но прекрасна их душа. Например, Сохач из рассказа "Малиновые горы".

"Сохач был низенький, худенький, сгорбленный старичок с жиденькой бородкой, слезившимися глазами и утиным носом. Прозвали его Сохачом в насмешку, Сохатым, или сохачом, называют на Урале лося,-громадного оленя, у которого под брюхом может свободно пройти маленькая крестьянская лошаденка. Сколько лет Сохачу - никто не знал... В спутанных русых волосах у Сохача не было ни одного седого волоса, а ему насчитывали на девятый десяток лет". Мудрый знаток природы, он знал лечебные травы, к нему приходили за советом, когда кто-нибудь болел или случалась беда. Денег за лечение Сохач не принимал, хоть и не возражал, если ему приносили яичек или какую-нибудь домашнюю "постряпеньку"...

Тонким и проникновенным любителем природы был этот старик. Особенно любил весну, встречал ее, как дорогой праздник, и радовался, что еще раз полюбуется красотой оживающей природы.

Сохачу противопоставлен другой сторож живший по соседству, Тарас Семенович. Он - неисправимый добытчик, который охотился в любую погоду, обходя все установленные законом сроки охоты и рыбной ловли. Добывая мясо и шкуры, он перепродавал их за немалые деньги.

Эти старики - два противоположных характера, как столкновение добра и зла... Лишь в конце своей жизни понял Тарас все совершенные им

прегрешения. Заболев, он мучается страшными видениями: ему чудится, что избушку окружают все убитые им звери и птицы. Старик дрожит от страха.

"Их было целое полчище, и все рвались в избушку. Он слышал, как в дверь царапались птичьи когти, как торопливо стучали козьи копыта, как рыл землю сохатый... Если бы все разом бросились на него - задавили бы в один миг.

Господи, что же это такое? - стонал Тарас Семенович. И все это убил он, и все съел... "

Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом - "Емеля-охотник" - это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами гуманистического воспитания детей.

Емеля живет в непроходимой глуши, в деревушке с выразительным названием Тычки. Избы в ней, действительно, стоят беспорядочно, словно натыканы без всякого плана. Емеля с маленьким внучком, Гришуткой, живут в самой бедной избушке... "Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая - ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско - одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках".

Емеля - "седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу".

Гришутка - сирота. Три года назад умер от горячки его отец, мать заели волки, когда она зимним вечером с маленьким Гришуткой возвращалась домой. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. Семидесятилетнему деду пришлось выращивать внучка одному, а тут еще с Гришуткой приключилась болезнь. Беда не приходит одна...

Чтобы поправить здоровье внучка, Емеля отправился на охоту, за свежим мясом. Три дня бродил Емеля с Лыском по лесу. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал... Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, принести которого просил его Гришутка, но олень каждый раз убегал у него из-под носу... Только на четвертый день, когда охотник и собака совсем выбились из сил, они случайно напали на след оленя с теленком. "Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю... Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился... Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка"...

Вдруг Емеля увидел "под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродит целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего несколько недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному... Еще одно мгновение, и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

Ишь какой бегун... - говорил старик, задумчиво улыбаясь. - Только его и видели: как стрела... Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще подрасти надо... Ах ты, какой шустрый!.

Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна".

Вернулся Емеля домой без добычи. Зато зимними вечерами он часто рассказывал внучку, как искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Маленький внук смеялся вместе со старым дедом.

Эти старики и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.