На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Переклички романа Рабле с Утопией. Утопия и Телемское аббатство. Идеальное общественное устройство Мора предполагает всеобщее равенство и совместный труд. Рабле же создает общество людей, прекрасных физически и духовно.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


8
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

РЕФЕРАТ
Эпизод «Телемская обитель»
в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
и «Утопия» Томаса Мора


Выполнила:
Преподаватель:
Ванникова Н.И.

Москва, 2005

Все гуманисты мечтали о счастье человеческом, все они ломали голову над тем, почему люди живут плохо, грязно, эгоистично, почему непостижимый хаос царит на земле?
С. Артамонов Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература, 1966.

Вступление

В литературе эпохи Возрождения получил особенное развитие жанр утопии - произведений, изображающих вымышленную картину идеального устройства общества. Конечно, мифы о далеких прекрасных странах существовали с древнейших времен. В античной литературе мы видим их у Гомера, Гесиода, Овидия. В средневековой - в ирландских сагах, рыцарских романах. Однако именно в эпоху Возрождения они выросли в отдельный литературный жанр. Это связано прежде всего с особенностями ренессансного мироощущения. В философии, в науке, в этических, политических и эстетических учениях этого периода главным объектом внимания оказывается человек, а не божество, стоящее над ним, как это было раньше. Если для средневековья была характерна идея загробного блаженства, теперь на первый план выходят попытки моделирования более совершенных форм мироустройства, а эпоха Великих географических открытий порождает надежду, что где-то на неведомых европейцам землях жизнь людей уже достигла абсолютного совершенства. На этой почве среди других известных произведений появился знаменитый роман Томаса Мора под следующим заглавием: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Этот роман не только дал название литературному жанру (слово «утопия» возникло из слияния двух греческих слов: «u» - «не» и «topos» - «место», то есть «место, которого нет»), но и, наряду с «Городом Солнца» Томазо Кампанеллы, заложил основу для всех будущих социальных утопий.

Роман Мора вызвал неоднозначные отклики. Одним из наиболее ярких «ответов» на него литературоведы называют эпизод «Телемская обитель» в знаменитом романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Несмотря на некоторые сходные черты в изображении идеального устройства общества, этот эпизод противопоставлен принципам «Утопии».

«Утопия» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель»
в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Переклички романа Рабле с «Утопией»

По мнению известного литературоведа Э. Ауэрбаха, Рабле «из всех современников более всего был обязан» Томасу Мору Ауэрбах Э. Мимесис. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1976. С. 272.. В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» действительно много перекличек с «Утопией».
Во-первых, нельзя не вспомнить, что страну великанов Рабле поначалу также называет Утопией. Кроме того, эта неведомая страна, как и у Мора, лежит где-то далеко на Востоке.
Есть и другие сходные элементы. Так, М.М. Бахтин считает сцену военного совета Пикрохола ответом Рабле на аналогичную же сцену в «Утопии» Томаса Мора, где претензии на мировую монархию и агрессивность приписываются Франциску I. Рабле же переадресовал эти обвинения Карлу V См. Бахтин М.М. Творчество Франуса Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. С. 493. .
Утопия и Телемское аббатство
Однако интереснее всего сравнить «Утопию» с изображением Телемского аббатства в первой (хронологически - второй) части романа Рабле «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэсенции», вышедшей на 16 лет позже книги Мора (1516 и 1532 г. соответственно).
Большая часть романа Томаса Мора представляет собой описание общественного устройства далекого острова Утопия глазами путешественника Рафаила Гитлодея. В этой стране все равны, не существует частной собственности, богатства принадлежат всем гражданам. Утопийцы живут в одинаковых домах, носят одинаковую одежду, одновременно питаются в общественных столовых. Раз в десять лет их дома перераспределяются по жребию, так как даже в одинаковых жилищах есть солнечная и теневая сторона, а кроме того, человек, много лет проживший в одном доме, начинает считать его своим, что противоречит идее общественной собственности. Все на острове равны и трудятся на благо общества, равномерно распределяя между собой все материальные блага. Политическая система Утопии отлажена идеально: во главе государства стоит небольшое число выборных правителей, не обладающих никакими привилегиями. Их главная задача - организация общественного производства. Утопийцы ведут плановое хозяйство, и их экономика не знает кризисов.
Описание Телемской обители в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» также представляет собой своеобразную утопию.
Как Мор противопоставляет свой вымышленный остров современной Англии, так Рабле создает аббатство, принципиально отличающееся от привычных монастырей. Брат Жан после окончания войны получил от короля аббатство Телем. В переводе с греческого это значит «желанная». Там он так устроил жизнь людей так, что о ней поистине можно говорить как о жизни желанной. Для Телемской обители была отведена живописная область, само здание было «стократ пышнее Бониве, Шамбора и Шантильи». Сама же жизнь телемитов «была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению... Их устав состоял только из одного правила: делай что хочешь...» Красивые молодые мужчины и женщины, жившие там, «пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится», беспрепятственно общались друг с другом, проводили время в приятных развлечениях. Все они были образованны, знали иностранные языки, умели играть на музыкальных инструментах. Телемиты счастливы, доброжелательны друг к другу и прекрасны как физически, так и духовно. Они живут в мире и согласии, вместе делая то, что предлагает кто-нибудь один. Каждый житель может покинуть аббатство в любой момент.
Два идеальных государства, созданные писателями одной эпохи, в корне противоположны друг другу. Жизнь утопийцев жестко регламентирована: практически все моменты их жизни, включая браки, отдых и т.д. оговорено специальными законами. Во всем проповедуется умеренность желаний, отказ от собственных удовольствий в пользу общего блага.
У Рабле же все не так просто. Многие литературоведы отмечают, что «Рабле определенно противопоставляет жесткой регламентации всего ж и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.