На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ключевые проблемы и задачи актуальных трендов на рынке дистрибуции, специфика дистрибьюторского бизнеса. Проблематика выбора ERP-решения. Краткий обзор рынка ERP-систем в России и СНГ. Описание и оценка примеров ERP-решения для дистрибьюторского бизнеса.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 03.09.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


33
Институт менеджмента и бизнеса
Дальневосточного Государственного Университета

РЕФЕРАТ
ТЕМА:
ERP-система как инструмент развития дистрибьюторского бизнеса
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Актуальные тренды на рынке дистрибуции
2. Специфика дистрибьюторского бизнеса: ключевые проблемы и задачи
3.
Проблематика выбора ERP-решения
4.
Краткий обзор рынка ERP-систем в России и СНГ
5.
Описание ERP-решения для дистрибьюторского бизнеса: на примере Lawson М3 Distribution
5.1
Позиционирование на рынке
5.2
Функциональные возможности
- Планирование
- Снабжение
- Хранение
- Продажи
- Анализ
6. Внедрение Lawson M3 Distribution: ключевые эффекты для бизнеса
6.1
Сокращение операционных затрат
6.2
Создание ценностей для клиента
Заключение
Введение
Актуаль
ные тренды на рынке дистрибуции
Времена длинных каналов распределения, когда между производителем и потребителем могло существовать более десятка оптовых посредников, миновали. Российский рынок оптовой торговли становится все меньше и теснее, а конкуренция, напротив, растет.
Главным образом, потому, что на рынок «классической» дистрибуции сегодня выходят производители - с одной стороны - и розничные сети - с другой.
Укрупнение розницы приводит к тому, что доля рынка розничных сетей - гипер- и супермаркетов - колоссально увеличивается. Как следствие усиливается давление на дистрибьюторов и производителей. Розничным сетевым структурам сегодня необходима четкая логистика, востребованный рынком продукт и низкие цены. Как правило, это возможно при прямых поставках непосредственно в розницу, минуя дистрибьюторское звено. Поэтому производители стремятся к максимальному контролю над всей сбытовой цепочкой, организуют свои филиалы в регионах и выстраивают собственные каналы сбыта и продвигают свой продукт, не прибегая к услугам дистрибьюторов. На долю последних все чаще приходится лишь хранение, переработка и доставка продуктов в розничные точки. В такой ситуации дистрибьюторские компании, по сути, вынуждены «играть» по одному из четырех основных сценариев. Первый - слияния и поглощения, второй - уход в узкую специализацию, третий - перепрофилирование (например, чистая логистика или BTL), четвертый - резервный - смещение бизнеса в труднодоступные и отдаленные регионы, охват мелкой региональной розницы.
Таким образом, в настоящий момент можно выделить следующие актуальные тренды, сформировавшиеся на рынке:
· Компании, занимающиеся оптовой торговлей и дистрибуцией, постепенно расширяют перечень выполняемых функций. Кроме основных функций - покупка, транспортировка, хранение товара, они начинают все чаще осуществлять дополнительные функции (например, обеспечение послепродажного обслуживания, консультирование клиентов и т.д.). Появляется все больше дистрибьюторов «с полной функцией». Количество оптовиков, занимающихся перепродажей небольших партий товаров, напротив, уменьшается.
· Производители начинают развивать собственные каналы дистрибуции, сокращая длину «цепочки» поставок до конечного потребителя и стараясь уменьшить количество посредников в цепочке.
· Значительные конкурентные преимущества получают компании, обеспечивающие качество поставок за счет контроля всего процесса поставок. Все большее значение приобретает функция координации процессов в цепочке поставок.
· Увеличивается число компаний, занимающихся оптовой торговлей, у которых собственные складские помещения, оптовые магазины, транспорт, офисы, оборудование. Они составляют значительную конкуренцию компаниям, занимающимся дистрибьюторской деятельностью без соответствующей инфраструктуры.
· Региональные торговцы становятся все более независимыми от импортеров в столице. Работа на региональных рынках требует от компаний-производителей создания собственных региональных дистрибьюторских сетей.
Это лишь ключевые тренды, которые наглядно показывают, что рынок меняется и становится все более конкурентным, а длинные цепочки поставок - все менее эффективными. Экстенсивные методы работы, которые до сих пор еще практикуются в ряде сегментов российской дистрибуции, постепенно «изживают» себя. Модели бизнеса меняются, и наиболее конкурентоспособными оказываются те компании, которые делают ставку не на «количество», а на качество и достигают роста прибыли за счет эффективного использования ресурсов. И, пожалуй, сегодня такой подход к ведению бизнеса наиболее актуален именно для дистрибьюторских компаний. Только в этом случае дистрибьютор сможет по-прежнему гарантированно занимать центральное место в цепочках поставок.
1. Специфика дистрибьюторского бизнеса: ключевые проблемы и задачи
Обычно под дистрибуцией понимают процесс покупки, продажи или перепродажи товаров. Однако на самом деле дистрибьютор товаров производит услугу. Причем это двусторонняя услуга, то есть фактически мы имеем дело с двумя видами услуг.
· Услуга, предоставляемая дистрибьютором производителю. При правильно построенном классификаторе товаров, дистрибьютор может предоставить производителю не только общую информацию о «поведении» его товара, но и выявить тенденции по определенным в классификаторе отдельным свойствам и группам свойств товара;
· Услуга, предоставляемая дистрибьютором покупателю. При правильно построенном классификаторе товаров для покупателя дистрибьютор может фактически разработать определенный товар, который до мельчайших свойств (в соответствии со структурой классификатора) удовлетворяет потребности определенного покупателя.
Дистрибьютор продвигает и продает уже разработанный товар. Только дистрибьютор может предоставить полную и точную информацию о «поведении» товара, как на оптовом, так и на розничном рынке. Для получения такой информации дистрибьютор должен вести точный учет и контроль, а также анализ движения товаров от производителя до конечного потребителя.
Дистрибьютор должен иметь возможность проанализировать, например, потребление всех сортов хлеба, в которых присутствует, например, кунжут, или проанализировать потребление колбасы в вакуумной упаковке по сравнению с тем же сортом колбасы, продаваемой на вес.
Итак, совершенно очевидно, что дистрибьюторский бизнес сложен и многогранен. Одна из его отличительных особенностей - это сложное ценообразование. Как правило, дистрибьюторским компаниям приходится оперировать многочисленными системами скидок: по группам клиентов, группам товаров, объемам партий, способам оплаты, которая должна учитывать также текущие маркетинговые компании, кросс-скидки, требуемый уровень сервиса и т.д. При этом следует четко разграничивать полномочия по корректировке скидок, с тем, чтобы их могли делать только ответственные лица.
В сфере дистрибуции очень важен персонифицированный подход к клиентам - это одно из условий успешного развития бизнеса. Например, в один момент времени для клиента более привлекательной может оказаться возможность быстрой доставки, в другой - максимально низкая цена. Персональное внимание (консультирование, послепродажное обслуживание и проч.), как показывает практика, дорогого стоит, и клиент готов за это платить. Аспекты, на которых строятся взаимоотношения с клиентами, могут быть самыми различными: начиная с базы адресов, телефонов, контактных лиц, заканчивая историями продаж, покупок, договорами и т.д.
Для эффективного управления территориально распределенными дистрибьюторскими компаниями необходима четко выстроенная и отлаженная система доставки товаров, достаточное количество хорошо функционирующих распределительных центров, инструменты для точного планирования распределения и прогнозирования спроса, возможность осуществлять жесткий контроль затратной части и т.д.
Кроме того, важнейшими слагаемыми успеха для дистрибьютора являются оперативность действий и быстрота реакции. Дистрибьюторским компаниям приходится управлять огромным ассортиментом товаров (SKU). Эти товары могут храниться на различных площадках дистрибьюторской сети - в зависимости от модели обеспечения спроса, используемой дистрибьютором. Чтобы максимально быстро удовлетворить спрос на тот или иной товар, необходимо в первую очередь обеспечить его доступность. Но так, чтобы наличие страхового запаса не «тормозило» оборачиваемость капитала.
И тут возникает новая задача, решение которой тесно связано с сокращением складских запасов, - прогнозирование спроса. Причем, этот аспект значим как для дистрибьюторских компаний «в чистом виде», так и для производителей, которые собственнолично решают проблему распределения и продвижения своей продукции. Эффективное решение этой задачи без передовых информационных технологий сегодня просто невозможно. В «продвинутых» компаниях это понимают и активно инвестируют в развитие ИТ.
Например, компания Heineken не так давно запустила пилотный проект Beer Living Lab. Двадцать контейнеров с пивом, производимым фирмой, оснастили передатчиками GSM, GPRS и системой спутниковой навигации. Таким образом, Heineken намеревается отслеживать перемещение своего товара. Проект экспериментальный, но уже лет через пять, считают специалисты, такой подход придет на смену технологиям RFID и позволит отслеживать реальное потребление продукта конечным потребителем. Планировать спрос, управлять запасами и продажами продукта по всей цепи распределения «производитель - дистрибьютор - розничная точка - потребитель» можно будет практически в режиме on-line.
Кроме того, согласно отчетам специалистов AMR Research, сама традиционная схема построения цепочек поставок, «заточенная» преимущественно под обслуживание производства, а не потребителей, - это уже «вчерашний день».
Наиболее актуальным развитием бизнеса сегодня является создание спрос-ориентированных сетей поставок (Demand Driven Supply Networks, DDSN). AMR Research дает определение DDSN как «системы технологий и процессов, которая чувствует и реагирует на спрос в режиме реального времени благодаря сети потребителей, поставщиков и сотрудников». Подобная система уже используется такими глобальными компаниями, как Dell, Procter and Gamble, Wall-Mart, Best Buy. По данным рейтинга Supply Chain Top 25 за 2005 год, компании, практикующие DDSN, имеют на 15% меньше запасов, на 60% быстрее реагируют на изменения рынка товаров и услуг, обслуживают на 17% больше заказов. Остановимся на ключевых аспектах чуть подробнее:
·
Система: только будучи интегрированной, цепь поставок следующего поколения даст максимальный эффект. Чтобы наращивать масштаб не в ущерб гибкости, требуется создать особую архитектуру DDSN, при которой такие технологии, как программные средства и базы данных бизнес-процессов, будут объединены;
· Спрос: при внедрении DDSN компании должны рассматривать спрос в различных аспектах. Например, в один момент для потребителей более привлекательной может оказаться возможность быстрой доставки, а в следующий раз - сниженная цена. Чувствовать спрос и реагировать на него в режиме реального времени означает не просто своевременно выполнять заказы. Здесь в ответ на изменения рынка требуется быстро модернизировать уже имеющиеся и внедрять новые бизнес-процедуры;
· Сеть: работа производителей по контракту, привлечение сторонних разработчиков новой продукции и поставщиков логистических услуг, - все это отражает быструю трансформацию цепи поставок из вертикально интегрированных корпораций в бизнес-сети с узкой специализацией звеньев. Для того чтобы сеть была успешной, должны существовать сквозные и надежные стандарты и общие каналы коммуникаций. - работа через интернет-браузер, публикация на сайте и т.д.
Таким образом, очевидно, что для реализации DDSN, информационные технологии должны быть построены так, чтобы обеспечить единый рабочий процесс для увеличения скорости, качества и прибыльности бизнеса, начиная от управления заказами и заканчивая разработкой новых продуктов. Именно поэтому сегодня компании начинают нуждаться в интегрированных инструментах обработки и передачи информации о поставках в реальном времени для отслеживания покупательского спроса.
Мониторинг состояния рынка сейчас носит ежедневный или максимум еженедельный характер, тогда как в прошлые годы достаточно было ежемесячного контроля. Кроме того, планирование теперь должно осуществляться согласованно с другими компаниями, партнерами и контрагентами, чтобы иметь возможность вовремя отреагировать на пики покупательского спроса. В современных рыночных реалиях перед большинством дистрибьюторских компаний сегодня стоит, во-первых, проблема выбора информационных решений, удовлетворяющих требованиям их бизнеса, во-вторых, задача организации эффективного обмена данными между ERP, SCM, CRM и PLM системами, имеющимися на предприятии.
2. Проблематика выбора ERP-решения
Выбор ERP-решения - крайне сложная и комплексная задача, требующая серьезного обследования организации и четкого формулирования требований к корпоративной информационной системе. На сегодняшний день на российском рынке представлены все сколь-нибудь значимые в мире разработчики ERP. Кроме того, в последнее время все громче заявляют о себе отечественные поставщики этого класса решений. Конкуренция на рынке возрастает, появляется все большее количество новых игроков, в результате заказчику предлагается весьма широкий ассортимент продуктов, направленных на решение различного спектра задач.
Включаясь в процесс выбора информационной системы, в первую очередь, важно понимать, что все подразделения дистрибьюторской компании должны работать в единой информационной системе. К сожалению, в нашей стране такое явление пока не часто. В отсутствии единой корпоративной система холдинг может столкнуться с рядом проблем. Вот наглядные примеры:
· На складе хранится 100 единиц товара Х. Два разных менеджера компании это видят и предлагают один и тот же товар двум разным клиентам. В результате товар достается тому клиенту, кто попадает на склад раньше. Второй клиент, не получивший заказанный товар, разрывает отношения с компанией.
· Менеджер по закупкам уточнил, сколько ткани Х находится на складе, например 1000 м. Но как определить, много это или мало с точки зрения совершения ежедневных сделок? Может быть, эти 1000 м лежат на складе в течение целого года, а может, этот товар пользуется спросом, и завтра на складе его не будет. А решение надо принимать быстро.
· На складе сбытового центра Краснодара - 1000 м ткани Х. Ежемесячные продажи этого товара составляют 500 м. На складе сбытового центра Владивостока как раз 500 м, но продается в месяц только 10 м. В какой сбытовой центр отправить партию в 500 м, если данные по продажам не поступают своевременно? Текстильный бизнес сезонный, и если опоздать с поставкой на месяц, время будет потеряно и товар залежится на складе.
Таким образом, совершенно очевидно, что лоскутная автоматизация приводит к тому, что основное время уходит на получение информации и ее систематизацию. В результате об оперативности можно забыть. Зачастую проанализировать ситуацию невозможно.
Чтобы посредством автоматизации решить проблемы оперативности и прозрачности дистрибьюторского бизнеса, необходимо интегрированное ERP-решение. Если территориально распределенное предприятие работает в единой информационной среде, то данные поступают оперативно, а остатки корректируются после каждой отгрузки. При введении электронной заявки на закупку, у менеджеров появляется возможность резервировать товар и оперировать не просто остатками товара, а свободным остатком. Свободный остаток равен фактическому остатку минус резерв. Ситуация, когда один и тот же товар обещан двум разным клиентам - в принципе невозможна. Поскольку все склады объединены единой информационной системой, менеджер имеет возможность формировать отчет об остатках на ближайших складах за несколько секунд. Единый классификатор исключает путаницу с названиями. При формировании отчета по оборачиваемости товара менеджер по закупкам может видеть, на каком складе нехватка или переизбыток товара. В результате автоматизации и перехода на единую систему у логистов и менеджеров высвобождается время на решение качественно иных задач и анализ информации.
Каким образом выбрать информационную систему, удовлетворяющую задачам дистрибьюторского бизнеса? ERP-системы классифицируют по многим признакам. Это и функциональные возможности, и стоимость проекта внедрения (существенное значение имеет отношение стоимость лицензии/стоимость услуги по внедрению). Различают программно-аппаратные платформы, на которых реализована ERP. Кроме того, некоторые эксперты делают попытку классификации систем управления ресурсами предприятия по наличию/отсутствию у продукта отраслевого решения.
Также традиционно, выбор программного продукта определяется такими факторами, как совместимость с уже имеющимися информационными системами, эргономичность и способность к адаптации к конкретным нуждам предприятия. Безусловно, важна функциональность системы, но при этом не менее важно соответствие возможностей системы потребностям бизнеса.
С технологической точки зрения при выборе системы, в первую очередь, уделяется внимание сокращению непрофильных издержек (обновление систем, актуализация версии информационной системы, необходимость взаимодействия системы online/offline без потери функциональности и сокращение времени проведения операций). Исходя из выше обозначенных задач, перспектив и особенностей дистрибьюторского бизнеса, возникает вопрос: какой должна быть корпоративная информационная система, способная удовлетворять потребностям данной отрасли? Ответ напрашивается «точно по Гартнеру».
В первую очередь, это должно быть комплексное, интегрированное решение, разработанное с учетом специфических особенностей отрасли дистрибуции. Кроме того, это должна быть открытая система, интернет - ориентированная система, «понимающая» многочисленные стандарты и протоколы межплатформенного взаимодействия - Java, . NET, XML, ASP, EDI и т.д. Поскольку необходимо решение, обеспечивающее сквозные и надежные стандарты и общие каналы коммуникаций между компанией, ее поставщиками, партнерами, контрагентами. Только при соблюдении этого условия возможно эффективное построение сетей поставок, ориентированных на спрос.
Многоплатформенность системы - в самом широком смысле этого слова - является в данном случае насущной необходимостью, так как речь идет о создании единой корпоративной системы для всех подразделений территориально распределенной дистрибьюторской компании (или производственного холдинга с собственными каналами дистрибуции).
То есть, фактически для успешного функционирования на современном рынке дистрибуции, предприятию необходимо решение, которое «с легкой руки» Garther обозначено как решение класса ERP-II.
3. Краткий обзор рынка ERP-систем в России и СНГ
На российском рынке систем корпоративного управления в области дистрибуции и оптовой торговли в настоящее время довольно большой выбор продуктов, различных и по цене, и по качеству. Однако, на основании выше перечисленных требований к информационной системе класса ERP-II, можно выделить, пожалуй, четыре решения, которые в той или иной степени этим критериям соответствуют. Это комплексные системы SAP, Oracle, Axapta (Dynamics AX) и Lawson М3. Лидирующие позиции в плане продаж занимает продукт Microsoft (по данным IDC, более половины рынка). Одна из причин подобного положения дел состоит в том, что большинство оптовых продавцов и дистрибьюторов - это средние по величине предприятия, на которые в первую очередь и рассчитаны решения Microsoft. Кроме того, Microsoft - одна из немногих компаний, которая не жалеет средств на маркетинговые кампании и максимально активно продвигает свой продукт, что во многом обуславливает популярность той же Axapta (Dynamics AX).
Стоимость владения системы Microsoft позиционируется как средняя. В этом смысле с Axapta (Dynamics AX) может конкурировать только система Lawson М3. Стоимость владения и SAP, и Oracle несравнимо выше.
Вопрос технологичности ERP-системы также является весьма актуальным для дистрибьюторских компаний, поскольку большинство из них территориально распределены. Например, офис продаж компании находится, скажем, в Москве, а производственные и складские подразделения - в Московской области. В этих условиях становится критически важным создание централизованной базы данных и организация работы структурных подразделений компании через Интернет. Данная задача наиболее эффективно решается теми ERP-системами, которые изначально спроектированы для работы через Интернет-браузер. В этом случае инсталляция системы на компьютеры конечных пользователей не требуется, что также облегчает поддержку системы. Не менее важен вопрос о том, насколько современны средства разработки информационной системы. Если это передовые средства разработки, основанные на открытых промышленных стандартах, то у предприятия будет минимум проблем с поиском персонала и масштабированием системы. В плане технологичности уверенно «держат марку» три «игрока» - Oracle, Lawson М3 и Axapta (Dynamics AX). Системы Oracle и Lawson базируются на новейших технологиях Java (система запускается в Интернет-браузере, открытый промышленный стандарт). Microsoft использует собственные стандарты - «смесь» С++ и Java. Решения SAP, в сравнении с Oracle, Lawson М3 и Axapta (Dynamics AX), по уровню технологичности находятся в «команде отстающих».
По мере роста предприятия, усложнения задач и увеличения объемов данных довольно часто встает вопрос о переходе на другую СУБД (например, с Microsoft SQL Server на Oracle). При этом менять саму информационную систему, разумеется, желания не возникает. В подобных ситуациях и приобретает актуальность такое понятие, как «не зависимость от платформы». Многоплатформенные системы позволяют использовать СУБД (Системы Управления Базами Данных) различных разработчиков (Microsoft, Oracle, IBM и др.), что дает дополнительную гибкость предприятиям в части инвестирования в инфраструктуру и персонал при заданной целевой производительности ERP-системы. Одноплатформенные ERP-системы изначально ориентированы на использование СУБД конкретного разработчика. В силу данного фактора у предприятия значительно меньше гибкости в части оптимизации инвестиций в выполнение проекта и использования системы. Две из рассматриваемых информационных систем являются одно-платформенными (Oracle - только Oracle, Axapta (Dynamics AX) - только Microsoft SQL Server). Решения SAP и Lawson М3 «не зависят» от платформы (Microsoft SQL Server, Oracle, DBII).
В плане функциональности ситуация обстоит следующим образом. Axapta (Dynamics AX) позиционируется как комплексная система, изначально разработанная для торговых предприятий. Однако, это не вполне так. Функциональность у Axapta довольно широкая, но слабо проработанная. В сравнении с SAP, Oracle и Lawson, для этой системы характерно значительно большое число ограничений. В частности, по таким значимым для дистрибьюторских компаний модулям, как: управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management, CRM); бюджетирование (реализованы только базовые возможности на уровне плана счетов); модуль управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) в Axapta и вовсе отсутствует и т.д. Кроме того, производительность Axapta (Dynamics AX) не рассчитана даже на относительно большое число пользователей - на «отметке 500 пользователей» система уже «не тянет» свои задачи.
Собственно, тезис о самодостаточности систем Microsoft косвенно опровергается и ее партнерами, заключающими дистрибьюторские соглашения с другими поставщиками ПО аналогичной функциональности. То есть, наряду с продуктом Microsoft эти компании предлагают своим клиентам такие приложения, как модуль для управления складом Manhatton WMS, разработанный фирмой Manhatton Associates; инструментарий для планирования цепочек поставок с учетом ограничений Adexa Supply Chain Planner компании Adexa; систему управления крупными складами advantics от PSI Logistics и т.д. Такая тактика партнеров недвусмысленно указывает на узкие места продукта Microsoft. Нивелировать «слабые звенья» и укрепить свои позиции на рынке вертикальных решений Microsoft стремится за счет стратегии поглощения более мелких компаний и включения их продуктов (теперь уже как «свои» модули) в дистрибутивы своих систем. Тем же самым путем идет и Oracle, которая только за 2006 год сделала 11 подобных приобретений! Путь сам по себе, возможно, продуктивен, но и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.