На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исследование степени и характера информированности абитуриентов о высшем образовании в г. Сыктывкаре. Источники, каналы информированности абитуриентов о ВУЗах и высшем образовании. Влияние внешних факторов на образовательные стратегии и выбор ВУЗа.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 31.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


37
Курсовая работа

На тему: "Исследование мнения потенциальных абитуриентов о качестве высшего образования в городе Сыктывкаре"


Введение
Каждый год тысячи выпускников школ поступают в вузы с целью удовлетворения своих потребностей в образовании, в творчестве и самореализации, получении в будущем работы. Эти базовые потребности оформляются в виде запросов к наименованию специальности, к характеристике учебного заведения, цене и качеству образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Новая ситуация, складывающаяся в высшем образовании, требует серьезных исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов привлечения абитуриентов, повышению качества профессионального образования и его доступности для подготовленной молодежи. Изучение факторов, способствующих повышению уровня информированности потребителей образования, весьма актуально в современных условиях.
Особенностью современного рынка образовательных услуг также является возрастающая конкуренция вузов за привлечение потенциальных студентов.
В феврале 2010 года студентами Сыктывкарского лесного института было произведено анкетирование учащихся выпускных классов с целью получения данных о потенциальных абитуриентах института, их предпочтениях и мотивах выбора вуза и специальности.
Цели нашего исследования:
ь
Выяснить какой информацией владеют потребители услуг высшего образования, и какой она должна быть, чтобы повысить роль вуза в управлении этим процессом;
ь Выработка «мотивационного профиля» абитуриента;
ь Выработать рекомендации вузу по изменению уровня, качества, системности информации о высшем образовании.
Задачи исследования:
1. выявить степень и характер информированности абитуриентов о высшем образовании в г. Сыктывкаре;
2. определить основные источники, каналы информированности абитуриентов о вузах и высшем образовании;
3. изучить характер влияния внешних факторов на образовательные стратегии и выбор вуза.
Объект исследования: ученики выпускных классов
Предмет исследования: влияние уровня и качества информированности на предпочтения абитуриентов в выборе вуза, мнение абитуриентов о Сыктывкарском лесном институте.
Эмпирическая база - анкетный опрос учащихся 11 классов, МОУ школа №36 (Сыктывкар) с углубленным изучением отдельных предметов.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы: Сыктывкарским лесным институтом при формировании программ развития внешних коммуникаций, центрами профессионального ориентирования при составлении программ по повышению информированности абитуриентов на этапе выбора профессии и вуза; школами, при разработке плана профориентационной деятельности.

1. Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования - это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений.
Маркетинговое исследование - процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовка орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личное интервью). Третий этап - сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.

1.1 Анкета в системе маркетингового исследования

На втором этапе при сборе первичных данных (информации, собранной впервые для какой-то конкретной цели) выбирают метод исследования. Остановимся на опросе, так как анкетирование является одним из основных инструментов именно данного метода маркетингового исследования.
Опрос может последовать в устной или письменной форме. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Опросы разделяются:
1) по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
2) по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
3) по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько (омнибус));
4) по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
5) по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. В данном случае используются преимущественно закрытые вопросы, ответ на которые заключается в выборе одного из приведенных вариантов. Вопросы подразделяются следующим образом:
· да - нет вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
· альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
· ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
· шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.
Разные виды вопросов задают различные уровни шкал, которые можно применить в дальнейшем для измерения величины исследуемого признака.
При разработке вопросов нужно исходить из потребности в информации и возможностей опрашиваемых дать правильный ответ. Если исследователя интересует только согласие или несогласие, то достаточен вопрос вида «да - нет». Если же нужно сделать заключение о мнениях опрашиваемых, то необходимо использовать шкалирующие вопросы.
Опросные листы могут включать, кроме вопросов по существу дела, вопросы, помогающие установить контакт с опрашиваемым, и вопросы, контролирующие правильность и подлинность ответов. Кроме того, используются статистические вопросы, касающиеся личности опрашиваемого.
Вопросы, которые могут вызвать неприятные чувства, например стыд, недовольство или желание приукрасить реальность, лучше всего ставить не в прямой, а в косвенной форме, например: вместо вопроса «Имеете ли вы автомобиль?» можно задать вопрос «Кто в вашей семье имеет автомобиль?». При исследовании реальных мотивов и мнений часто используются методы проекции и ассоциации. В первом случае тестируемому лицу предлагается описать какую-либо ситуацию или выразить возможную реакцию третьего лица на эту ситуацию. Как правило, люди приписывают другим те особенности характера, которыми они обладают сами, свои мнения и представления. На принципе ассоциации основан тест, выясняющий, что напоминает испытуемому то или иное слово, например: что ассоциируется со словом «лето» и т.д. (словесная ассоциация). Ту же основу имеет тест дополнения предложений, в ходе которого опрашиваемому предлагается закончить неполное предложение, например: «Спортивным автомобилем владеют люди, которые…». Время ответа в обоих случаях должно быть ограничено, чтобы получить спонтанные суждения.
В исследовании маркетинга чаще всего употребляется устный опрос, или интервью. Если опрос проходит по строго заданной схеме, то говорят о стандартизированном интервью. Репрезентативность подобной формы сбора данных во многом зависит от лица, проводящего интервью. С одной стороны, хорошая его подготовка способствует уменьшению доли лиц, отказывающихся участвовать в работе. С другой стороны, нужно учитывать влияние интервьюера на опрашиваемых, которое искажает иногда результаты опроса.
Преимущества свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет):
· возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия;
· возможно получение добавочной информации. Недостатки подобных опросов:
· трудно протоколировать ответы;
· плохая сравнимость результатов;
· трудность в обработке данных; высокие затраты.
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований - эта анкеты и механические устройства. Анкета - более распространенное орудие. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки - постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:
- Закрытые
- Открытые
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.
Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

1.2 Разработка анкеты. Сбор ответов. Обработка и анализ результатов

Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
- облегчить ответ опрашиваемого лица;
- сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
- позволить легко провести анализ.
Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.
Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто «для галочки», не зная предмета.
После того, как ответы проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.
Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.
Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.

2. Общая информации о СЛИ и школе №36, где проводилось исследование

Сыктывкарский лесной институт - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова» является обособленным структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова», находящимся вне места ее расположения.
Институт:
ь реализует образовательные программы высшего, дополнительного образования в полном объеме;
ь осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и специалистов в области лесного комплекса.
За 57 лет своей деятельности Сыктывкарский лесной институт подготовил специалистов для Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, лесопильно-деревообрабатывающего комбината, Сыктывкарского механического завода, леспромхозов, лесхозов, министерств, администраций городов и районов, комитетов, научных и образовательных учреждений республики.
Сегодня в институте сложилась четкая структура, которая в дальнейшем будет совершенствоваться, но уже сегодня коллектив Сыктывкарского лесного института, работающий в разных структурных подразделениях, способен дать высшее образование по многим специальностям, подготовить кандидатов наук, повысить квалификацию современным работникам многих отраслей экономики Республики Коми.
Местонахождение (фактический и юридический адрес): 167982, Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, дом 39, Директор - Жиделева Валентина Васильевна.
Наше исследование проходило в МОУ школа №36 (Сыктывкар) с углубленным изучением отдельных предметов, фактический адрес: г. Сыктывкар, Димитрова, 44-а. Директор - Курило Алла Григорьевна. В анкетировании приняло участие 24 ученика 11-ых классов (11 «е» - с естественнонаучным уклоном, 11 «з» - с гуманитарным уклоном)
Школьникам предлагалось ответить на 20 вопросов анкеты (см. Приложение №1)
Проанализируем полученные результаты. Всего было опрошено в 36-ой школе 24 потенциальных абитуриентов - возьмем это значение за 100%.

3. Результаты анкетирования школьников

3.1 Параметрические характеристики абитуриента

Часть I
1) Ваш пол. Среди опрошенных оказалось поровну девушек и юношей, по 12 человек (50%)
Рисунок 1 - Распределение потенциальных абитуриентов по признаку пола
2) Ваш возраст (полное количество лет): 17 лет - 18 человек (75%), 18 лет - 6 человек (25%)
Рисунок 2 - Возрастная структура потенциальных абитуриентов
3) Учебное заведение, в котором вы обучаетесь в настоящее время - 100% анкетируемых - ученики школы №36 г. Сыктывкара.
4) Категория учащихся, к которой вы себя относите (подчеркните нужное): «отличник», «хорошист», «троечник»: «отличник» - 4 (16,6%), «хорошист» - 13 (54,2%), «троечник» - 7 (29,2%)
Рисунок 3 - Категория учащихся, к которой Вы себя относите
5) Уровень доходов вашей семьи (подчеркните нужное); «высокий», «средний», «низкий»: «высокий» - 0 (0%), «средний» - 20 (83,3%), «низкий» - 4 (16,7%). Следовательно, большинство опрашиваемых относят уровень доходов своей семьи к среднему.
6+7) Количество членов вашей семье ______ человек, в том числе работающих_______ человек. Данные представлены в таблице.
Таблица 1 - Количество членов семьи абитуриента, в т.ч. работающих
Количество членов вашей семьи
В том числе работающих
Результаты
6
2
1 чел. (4,16%)
5
2
2 чел. (8,33%)
5
3
2 чел. (8,33%)
4
2
7 чел. (29,16%)
3
2
8 чел. (33,33%)
3
1
3 чел. (12,53%)
2
1
1 чел. (4,16%)
8) Назовите специальность, которую вы хотите приобрести в вузе: «не определились» - 4 чел. (16,7%), Экономист - 4 чел. (16,7%), Бухгалтер - 1 чел. (4,16%), Журналист - 2 чел. (8,33%), Переводчик - 2 чел. (8,33%), Инженер - 2 чел. (8,33%), Психолог - 2 чел. (8,33%), Другое (дизайнер, архитектор, юрист, врач, следователь, пожарная безопасность, информационные технологии) - 7 чел. (29,16%).
Рисунок 4 - Специальность, которую абитуриенты хотели бы приобрести в вузе
9) Назовите вуз, в который вы намереваетесь поступить: СГУ - 11 чел. (45,83%), СЛИ - 5 чел. (20,83%), Академия МВД - 2 чел. (8,33%), МЧС С-Пб. университет - 2 чел. (8,33%), Другой (Кировский гуманитарный университет, Кир. Филиал мед. академии, БелГУ, УГТУ и пр.) - 4 чел. (16,7%).
Рисунок 5 - Вуз, в который Вы собирайтесь поступить
Как мы видим, большинство опрошенных школьников (более 45%) намереваются поступать в Сыктывкарский государственный университет, и лишь 20% рассматривают Сыктывкарский лесной институт как будущее место для получения высшего образования.
10) Какой из трех приведенных ниже стратегий вы придерживались (подчеркните нужное):
а) сначала определился с направлением подготовки (экономическое, инженерное, педагогическое и т.д.), затем выбрал вуз, который осуществляет подготовку по данному направлению, а потом конкретную специальность (экономист, бухгалтер, финансист и т.д.) - 5 человек (20,83%)
б) сначала выбрал вуз, в который буду поступать, а потом конкретную специальность - 2 человека (8,33%)
в) сначала определился с конкретной специальностью, а затем выбрал вуз, который осуществляет по ней подготовку - 17 человек (70,84%)
Рисунок 6 - Стратегия для поступления в вуз
Как видно из данной диаграммы - большинство школьников придерживаются такой стратегии, при которой они сначала определились с конкретной специальностью, а затем выбрали вуз, который осуществляет по ней подготовку - более 70%.

3.2 Информация для составления «мотивационного профиля» абитуриента

Часть II
1. Для меня важно, чтобы вуз: (5 - наиболее значимому показателю, 1 - наименее значимому (можно все -5 или всем -1)
1.1. был государственным;
1.2. оказывал образовательные услуги на высоком уровне;
1.3. имел хорошую репутацию;
1.4. оказывал содействие в трудоустройстве выпускников;
1.5. учитывал при подготовке специалистов мнение работодателей.
По данному вопросу были получены следующие результаты:
1.1 - средний балл 4,083 (5 - 12 чел., 4 - 7 чел., 3 - 2 чел., 2- 1 чел., 1 - 2 чел.)
1.2 - средний балл 4,667 (5 - 21 чел., 4 - 1 чел., 3 - 0 чел., 2 - 1 чел., 1 - 1 чел.)
1.3 - средний балл 4, 292 (5 - 17 чел., 4 - 3 чел., 3- 0 чел., 2 - 2 чел., 1- 2 чел.)
1.4 - средний балл 4,292 (5 - 16 чел., 4 - 1 чел., 3 - 5 чел., 2 - 2 чел., 1 - 0 чел.)
1.5 - средний балл 3,458 (5 - 11 чел., 4 - 2 чел., 3 - 4 чел., 2 - 1 чел., 1 - 6 чел.)
Рисунок 7 - Что наиболее важно для абитуриентов при выборе вуза
Как видно из результатов наиболее важно для школьников, чтобы вуз, в который они собираются поступать оказывал образовательные услуги на высоком уровне, а менее всего важно, чтобы вуз учитывал при подготовке специалистов мнение работодателей, хотя данный показатель также получил достаточно высокий балл.
2. Мне понравилось, если бы в вузе: (5 - наиболее значимому показателю, 1 - наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1)
2.1. проводились Дни открытых дверей;
2.2. применялась система скидок и надбавок на платные образовательные услуги;
2.3. внедрялись новые образовательные технологии;
2.4. функционировала молодежная «Биржа труда»;
2.5. организовывались вечера отдыха, дискотеки.
По данному вопросу были получены следующие результаты:
2.1. - средний балл 2,833 (5 - 8 чел., 4 - 2 чел., 3- 2 чел., 2 - 2 чел., 1 - 10 чел.)
2.2. - средний балл 3,75 (5 - 11 чел., 4 - 7 чел., 3 - 0 чел., 2 - 1 чел., 1 - 5 чел.)
2.3. - средний балл 4,458 (5 - 19 чел., 4 - 1 чел., 3 - 2 чел., 2-0 чел., 1-2 чел.)
2.4. - средний балл 3,458 (5 - 11 чел., 4 - 2 чел., 3 -4 чел., 2 -1 чел., 1 - 6 чел.)
2.5. - средний балл 3,083 (5 - 9 чел., 4 - 3 чел., 3 - 1 чел., 2 - 3 чел., 1-8 чел.)
Рисунок 8 - Что бы понравилось абитуриенту в вузе
По данным результатам можно сделать вывод, что потенциальным абитуриентам более всего понравилось бы, если бы в вузе внедрялись новые образовательные технологии - данный пункт получил самые высокие баллы, а менее всего важно проведение Дней открытых дверей.
3. При выборе вуза я буду ориентироваться прежде всего: (5 - наиболее значимому показателю, 1 - наименее значимому. Можно всем-5 или всем -1)
3.1. на уровень конкурса;
3.2. на стоимость обучения;
3.3. на качество преподавания;
3.4. на престижность образовательного учреждения;
3.5. на свою профессиональную пригодность.
По данному вопросу были получены следующие результаты:
3.1 - средний балл 2,667 (5 - 7 чел., 4 - 2 чел., 3 - 2 чел., 2 - 2 чел., 1 - 11 чел.)
3.2 - средний балл 3,125 (5 - 9 чел., 4 - 3 чел., 3 -2 чел., 2 -2 чел., 1 - 8 чел.)
3.3 - средний балл 4,333 (5 - 18 чел., 4 -2 чел., 3 - 0 чел., 2 - 2 чел., 1 - 2 чел.)
3.4 - средний балл 4,208 (5 - 15 чел., 4 - 3 чел., 3 - 4 чел., 2 - 0 чел., 1 -2 чел.)
3.5 - средний балл 4,625 (5 -18 чел., 4 -5 чел., 3 - 0 чел., 2 - 0 чел., и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.