На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные положения конструирования тары и упаковки, основные функции и требования. Факторы, влияющие на этот процесс. Художественное конструирование тары из картона и гофрокартона, типовые и стандартные конструкции. Разработка упаковок для продукции.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 31.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ
КАФЕДРА «МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Курсовая работа
по дисциплине «Разработка и технологии производства
рекламного продукта»
по теме
«Конструирование упаковки из картона и гофрокартона»
Выполнил:
студент группы Ком-377
Шилова В.А.
Проверил:
Пархомчук Ю.В.
Челябинск
2009
Содержание

    Ведение
    Глава 1. Основные положения конструирования тары и упаковки
      1.1 Особенности конструирования тары и упаковки
      1.2 Художественное конструирование тары и упаковки
      1.3 Основные функции упаковки
      1.4 Требования к упаковке
    Глава 2. Основные факторы, влияющие на процесс конструирования
      2.1 Виды изделий
      2.2 Конструктивная сложность изделий
      2.3 Новизна конструкции изделия
      2.4 Стадии разработки изделия
    Глава 3. Конструирование тары из картона и гофрокартона
      3.1 Картон
      3.2 Гофрокартон
      3.3 Классификация тары из картона и гофррокартона
      3.4 Типовые конструкции
      3.5 Стандартные конструкции тары.
      Глава 4. Разработка упаковок
      4.1 Разработка упаковки для шоколадных конфет
      4.2 Разработка упаковки для бутылки водки
      4.3 Разработка упаковки для туалетной воды
      4.4 Разработка упаковки для сока
      4.5 Разработка упаковки для молотого кофе.
    Заключение
    Список используемой литературы
    Глава 1. Основные положения конструирования тары и упаковки
    1.1 Особенности конструирования тары и упаковки


В процессе конструирования упаковки необходимо принятие ряда оптимальных решений в комплексе взаимосвязанных задач. При решении этих задач конструктору необходимо выбрать:
    - материал упаковки;
- объем или габаритные размеры упаковки;
- форму упаковки;
- конструктивные особенности упаковки;
- художественное оформление упаковки;
- технологию изготовления упаковки;
- технологию упаковывания;
    - особенности транспортирования, хранения, распределения, продажи потребления упакованной продукции;
- технологию утилизации использованной упаковки [2].
Упаковка является весьма специфическим объектом для конструирования. Как ни парадоксально, но сама по себе упаковка как объект производства никому не нужна. Но в сочетании с упаковываемым продуктом упаковка приобретает особую значимость и ценность. Правильно сконструированная упаковка призвана повысить функциональные, эстетические и, что еще важнее, коммерческие характеристики продукта. Очень важно понимать, что покупатели, как правило, воспринимают эти характеристики как само собой разумеющиеся. Они редко осознают и положительно оценивают преимущества упаковки, в которую заключен продукт. Однако они прекрасно видят и выявляют все недостатки упаковки. Потребители сразу определяют плохо открываемую упаковку, неудачно оформленную упаковку. Очень важно, что все недостатки упаковки ассоциируются с качеством самого продукта. Неудовлетворенные упаковкой покупатели в следующий раз приобретут такой же продукт, но с другой фирменной маркой.
Итак, на упаковку накладывается очень важная функция - реклама продукта. В большинстве случаев при принятии решения о покупке, покупатель в первую очередь оценивает упаковку. Хорошая упаковка сама продает продукт.
1.2 Художественное конструирование тары и упаковки

Художественное конструирование - процесс конкретного решения проектной задачи. Это конструкторская часть общего дизайн-проекта.
В результате художественного конструирования достигается целостность материально-технических и социально-культурных потребительских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъявляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует метод и средства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Процесс художественного проектирования фиксируется в специальной документации.
Художественное конструирование является неотъемлемой составной частью общего процесса проектирования изделий. Его средства и методы должны обеспечить удобство использования изделия, максимальное удовлетворение условиям высокоэффективного производства и эксплуатации, создание гармоничной целостности формы, высоких эстетических качеств.
Комплекс выполняемых в рамках дизайна тары и упаковки задач можно условно разделить на два взаимосвязанных направления: инженерно-функциональное формообразование и дизайнерское формообразование (приложение 1). Инженерно-функциональное формообразование базируется на трех фундаментальных составляющих любого нового изделия - материале, конструкции и технологии производства. В основу дизайнерского формообразования положены теории композиции и эргономики.
Целью композиции в художественно-конструкторском проектировании является создание оптимальных форм, отвечающих функциональному назначению, конструктивно-технологическим и экономическим требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.
    На основе сформулированных в техническом задании требований, руководствуясь нормативами и ГОСТами, инженер-конструктор совместно с художником-конструктором должны выбрать материалы тары, ее форму, определить конструктивные особенности, цветовое решение, спроектировать графическую и текстовую информацию, размещаемую на таре.
Художественное и инженерное конструирование - взаимодополняющие части единого процесса проектирования тары и упаковки. Процесс художественного конструирования нельзя рассматривать как систему наведения косметического глянца на уже сконструированную тару и упаковку. Этот процесс должен осуществляться на всех стадиях проектирования [1].
Изображение на упаковке должно вступать в контакт с потребителем. Если человек, изображенный на упаковке, смотрит в сторону, то этот эффект не достигается. Наиболее эмоциональным решением является взгляд «глаза в глаза», также хороший ход - рекламный персонаж прорывает плоскость, выходит из нее, чтобы вступить в контакт со зрителем-покупателем.
Наибольшая опознавательная способность - у формы, у сочетания ее с цветом - практически абсолютная различительная способность. Форма - более эффективное средство коммуникации, чем цвет. Но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Форма дает широкое разнообразие ясно различаемых моделей. В письменности используется форма, а не цвет, т.к. она образует знаки, которые легко и надежно опознаются, несмотря на их незначительный размер.
К форме предъявляется ряд требований:
1. Прежде всего, должно удобно держать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т.п., т.е. рука человека является основной точкой отсчета.
2. Вес рассчитывается таким образом, что среднестатистический человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий.
3. Форма должна быть такой, чтобы при выкладке товара на полку в магазине она легко узнавалась.
Размер упаковки связан, прежде всего, с маркетинговыми исследованиями и решением о том, в какой ситуации или в расчете на какую семью данная упаковка создается, но размер может нести в себе определенные эмоциональные ассоциации.
Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет в первую очередь привлекает внимание.
Цвет - самый активный эмоциональный фактор, который воздействует на физиологическом уровне. Цветовые предпочтения связаны с традициями культуры. Существует такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке.
Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное значение, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном или ассоциативном восприятии. Моторные - это острый шрифт или округлый, различного наклона и т.д., а ассоциативные - связаны с историей развития человеческой культуры.
На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки. Информационные блоки, выполненные более мелким шрифтом, чем основные надписи, могут создавать эффект фактуры поверхности. Или сама надпись издалека может складываться в изображение.
Шрифт имеет свои способы эмоционального воздействия: своим начертанием может вызвать ассоциации со временем своего создания и наиболее частого использования.
В упаковке чаще всего используется симметричная композиция. Она более уравновешенна, статична. Вызывает ощущение стабильности, надежности - качества. Диагональные композиции более эмоциональны, динамичны и чаще используются при оформлении упаковок для молодежных групп.
В композиции обязательно должна учитываться и такая закрепленная в подсознании особенность восприятия, как реакция на силу земного притяжения.
Ритм является организующим способом в создании композиции. В то же время ритм и композиция является не менее значительным способом эмоционального воздействия. Декоративность изобразительных элементов - геометрических знаков, орнамента - имеет связь с проявлениями ритма и симметрии в природе, с положительной реакцией человека на правильную форму. Положительная эмоциональная реакция на гладкую поверхность, четкую линию, правильную форму, в конечном счете, выступает как эстетическая реакция, связанная с чувством ритма, симметрии
Таким образом, очевидно, что инженерно-функциональное и дизайнерское формообразование неразрывно связанно друг с другом. Эта взаимосвязь прослеживается и на более низких уровнях ключевых понятий. Инженерно-функциональное формообразование рассматривает решение объемно-пространственной структуры конструируемого изделия с позиции научных направлений механики, стандартизации, технологичности конструкции. Ту же задачу в рамках дизайнерского формообразования решают с позиции учений о контрасте, цвете , ритме, пропорции.
1.3 Основные функции упаковки

В историческом плане первыми функциями упаковки были предохранение продуктов или изделии от порчи и обеспечения возможности их транспортировки и сохранением высокого качества.
В современной жизни упаковка прочно вошла в быт человека, и сопровождает его на всех стадиях деятельности. Она во многом изменила наш жизненный уклад, позволила по-новому взглянуть на многие проблемы. Со временем значительно изменились функции упаковки. Теперь они не ограничиваются предохранением изделий, сохранением их качеств и обеспечением гигиеничности. К упаковке предъявляют требования облегчения обращения с товарами, обеспечения максимальной экономичности процессов упаковывания и обработки товаров при их распределении, транспортировки, складировании и перемещений в магазинах.
Основные функции упаковки: дозирующая, защитная, транспортная, хранения, маркетинга, нормативно-законодательная, информационная, эксплуатационная и экологическая.
    Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковки. Одно из них - возможность стандартизации количества содержимого в пакете. Единообразная система упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250 г масла, 125, 250, 500, 1000 г молочных продуктов и т.д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количества продукта, выполняя дозирующую функцию.
Защитная функция характеризует способность упаковки обеспечивать защиту упаковываемой продукции от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении. Упаковка является эффективным средством защиты продукта от механических повреждений. Продукт может быть надежно защищен в случае оптимального сочетания первичной, вторичной и транспортной тары.
Упаковка может оказывать весьма значительное влияние на сохранность качества упакованного продукта, так как помогает продлить срок годности, оберегая продукт вплоть до момента потребления.
Транспортная функция предполагает оптимальное сочетание типа упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки и свойствами упаковываемого материала. Важнейшим фактором является максимальное использование полезной площади грузового транспортного средства. При комплектовании партии транспортируемого груза следует учитывать существование совместимых и несовместимых упакованных материалов.
Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности штабелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случае длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.
Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Упаковка должна быть прежде всего привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Маркетинговая функция приобрела особую значимость с ростом сети супермаркетов, где никто не помогает покупателю сделать свой выбор.
Нормативно-законодательная функция упаковки является как бы производной от других функций. Так, в процессе выполнения функции защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигиенических требований к упаковке. Дозирующая функция неразрывно связанна с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы - технические условия и ГОСТы.
Информационная функция упаковки получила большое значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания.
Информационная функция тесно связанна с маркетинговой функцией. Кроме носителя информации упаковка должна выполнять еще и роль рекламы и способствовать сбыту продукта. После закупки товаров именно упаковка остается перед глазами покупателя. Она создает имидж продукту до тех пор, пока не будет использована.
Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбыта, а так же удобство для потребителя в использовании упакованного продукта.
    Обеспечение удобства при пользовании продуктом - одно из основных достоинств упаковки, дающее возможность конкурировать на рынке. Упаковка, обеспечивающая потребителю чистый и легкий доступ к продукту, возможность потребления его в нужных количествах, повторной укупорки и надежного хранения оставшейся части, всегда будет предпочтительнее упаковки, создающей какие-то трудности при пользовании. Покупатели готовы платить значительно больше за бульшие удобства.
Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки, вызывающие ухудшение экологической обстановки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованной упаковки.
Экономичность. Стоимость упаковки должна соотноситься с ценой продукта, его имиджем, целевым рынком и конечным потребителем. Для большинства производителей это означает минимальные затраты, соизмеримые с удовлетворением потребительского спроса на упаковку. Профессиональный упаковщик должен признавать важную роль упаковки в общей экономической характеристике продукта и в финансовой деятельности фирмы.
Можно сказать, что если все вышеперечисленные функции будут правильно соблюдены, упаковка идеальная с точки зрения функциональности. Продукт до покупателя дойдет в полной сохранности без повреждений.
1.4 Требования к упаковке

Требования социального назначения. Они характеризуют соответствие производства различных видов упаковки и упаковочных материалов потребностям общества в целом, групп населения, оптимальному ассортименту и объемам производства упаковываемого товара.
Так как упаковка является частью любого товара, то потребность в ней будет до тех пор, пока существуют товары. Потребность в упаковке дифференцируется в зависимости от доступности и стоимости сырьевых материалов, от видов и разновидности упаковки.
Функциональные требования. Они предусматривают соответствие упаковки выполнению основной функции - защите товара от внешних воздействий и т.д. Упаковочные средства должны отвечать следующим функциональным требованиям - предохранять упаковочный товар от отрицательного воздействия влаги, кислорода воздуха, тепла, света, механических воздействий и др., обеспечивать полную сохранность качества и количества товара при транспортировании, хранении и реализации. Упаковка должна быть химически инертна и устойчива к действию упакованного товара.
Если упаковка не отвечает функциональным требованиям, то она не может быть использована по основному назначению [15].
    Требования к надежности в потреблении. Надежность - это способность упаковки выполнять свои функции в течение определенного времени. Упаковка должна быть прочной и надежной при эксплуатации в течение времени, совпадающего со сроками годности, хранения или транспортирования товара. Требования к надежности тары и упаковки зависят от требований к ее ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.
Ремонтопригодность характеризует пригодность возвратной тары к обнаружению и устранению неисправностей путем ремонта. Это требование тесно связано с унификацией узлов и деталей, используемых при изготовлении различных видов упаковки, чаще всего деревянных ящиков, тары-оборудования, металлических фляг, канистр.
Долговечность тары и упаковочных материалов подразумевает обеспечение и сохранение основных физико-механических и физико-химических показателей качества и способность выполнять свои функции в течении необходимого времени при упаковывании, хранении, транспортировании, распределении товара и использовании его в течении срока годности.
Требования сохраняемости разовой тары должны быть оптимальными, поскольку она не должна быть на много выше долговечности (или годности) упакованного товара, так как это вступит в противоречие с требованиями утилизации упаковки.
Гигиенические требования обеспечивают безопасные условия для жизнедеятельности человека при его взаимодействии с упаковкой и упакованным в нее товаром. Особое значение эти требования приобретают, когда речь идет об упаковке из различных полимерных материалов, металлических сплавов, контактирующих непосредственно с пищей или питьевой водой. Тара или упаковка, содержащая или выделяющая в процессе эксплуатации вредные для организма человека вещества в количествах, превышающих гигиенические нормативы, не пригодна для использования по назначению.
Антропометрические требования предусматривают соответствие упаковки размерам и форме руки человека. Например, бутылка с напитком или чистящим средством по своим размерам должны соответствовать размерам руки взрослого человека, обеспечивая тем самым максимальную степень удобства и комфортности при использовании товара в данной упаковке, переноске, открывании и закрывании.
Тара для товаров детского ассортимента должна соответствовать размера руки ребенка, а усилие, необходимое для открывания, - силе его руки. В тех случаях, когда упаковка должна быть недоступна для ребенка, необходимо использование такой укупорки, которую ребенок не сможет открыть.
Психологические требования характеризуют соответствие упаковки психике человека, ее восприятию на подсознательном уровне.
Эстетические требования. Это требования к выразительности, рациональности формы упаковки, внешнему оформлению, четкости и совершенству исполнения всех элементов упаковки. Особое значение приобретают эстетические требования, когда речь идет об упаковке товаров, которые потребители часто используют.
Экологические требования. Они предусматривают отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при производстве, транспортировании, хранении и эксплуатации упаковки, а так же и после ее функционального использования. Острая экологическая проблема возникла в области применения упаковочных материалов в связи с большими затратами сырья и энергии при их производстве, а так же с загрязнением окружающей среды как в ходе процесса производства, так и после использования тароупаковочных материалов.
Требования безопасности. Это необходимость обеспечить безопасность человека при пользовании упаковкой. Требования безопасности упаковки являются приоритетными в установлении ее качества. Если они не соблюдаются, то важность иных потребительских свойств тары или упаковочного материала становится незначительной.
В законе РФ «О защите прав потребителей», ст. 7 сказано, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (и его упаковка) при обычных условиях его использования, хранения, транспортирования и утилизации был безопасен для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды. В этих целях необходимо установить контроль за соблюдением требований стандартов, санитарных норм и других нормативных документов, чтобы опасные товары не попали в продажу [13].
    В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. в ст. 13 устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства. Пункт 2 предусматривает: «Производство и применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам».
Основные требования безопасности продукции (в том числе тары) устанавливает федеральный закон «О техническом регулировании».
Таким образом, такое количество и разнообразие предъявляемых к упаковке требований выдвигают необходимость проведения их системного анализа. Некоторые требование оказываются общими для многих функций, некоторые - сугубо специфическими, характерными для какой-либо одной функции. А некоторые требования противоречат друг другу. В этом случае приходится находить компромиссное решение.
    Глава 2. Основные факторы, влияющие на процесс конструирования
Главными факторами, влияющим на процесс конструирования, являются вид изделия, его конструктивная сложность, новизна конструкции, характеристика исходных материалов, стадия разработки (приложение 2).
2.1 Виды изделий

В производстве тары и упаковки, как и в других видах производства, выпускаемую продукцию можно назвать изделиями.
Изделием принято называть предмет или совокупность предметов, подлежащих изготовлению на предприятии.
В зависимости от назначения различают изделия основного и вспомогательного производства.
Изделием основного производства называют изделие, предназначенное для поставки предприятием-изготовителем заказчику (потребителю).
Изделие вспомогательного производства предназначено только для собственных нужд предприятия-изготовителя.
В зависимости от организационной формы производства различают изделия единичного, серийного и массового производства.
Изделия единичного производства изготавливают в условиях единичного производства в одном или нескольких экземпляров. Их подразделяют на изделия повторяющегося единичного производства и изделия разового изготовления.
Изделия серийного производства изготавливают в условиях серийного производства периодически повторяющимся сериям [14].
    Серийное производство характеризуется одновременным изготовлением на предприятии сравнительно широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течении продолжительного времени. Большинство видов тары и упаковки можно отнести к изделиям серийного производства. Их выпускают на предприятиях, специализирующихся преимущественно по видам перерабатываемых материалов - бумаги, картона, гофрокартона, пластмасс, стекла, метала, дерева. Эти предприятия оснащены соответствующим универсальным и специализированным обрабатывающим оборудованием.
Деталью называют изделие из однородного по наименованию и марке материала, изготовленное без применения сборочных операций.
Сборочной единицей называют изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями на предприятии-изготовителе. Большинство видов тары можно отнести к сборочным единицам.
Комплексом называют изделия, состоящие из нескольких специфицированных изделий взаимосвязанного назначения, не соединяемых на предприятии-изготовителе сборочными операциями. Такие изделия монтируют, как правило, непосредственно на месте эксплуатации. К комплексам можно отнести многие виды тары и упаковки, комплектование и окончательная сборка которых осуществляется после их заполнения продукцией [12].
К комплектам относят несколько изделий общего функционального назначения вспомогательного характера, не соединяемых на предприятии-изготовителе сборочными операциями.
На изделия, обладающие общими конструктивными признаками, выпускают групповые конструкторские документы, содержащие данные о двух или более изделиях.
Макетом называют изделие, воспроизводящее разрабатываемое изделие или его составные части в объеме, необходимом для проверки принципов их работы при создании экспериментального образца, выполнение проектной или рабочей документации.
Моделью называют изделие, воспроизводящее разрабатываемое изделие полностью в другом масштабе для иллюстрации внешнего вида изделия и взаимосвязи его составных частей либо для проверки принципа работы изделия на стадиях его разработки.
К опытным образцам относят изделия, изготовленные по вновь разработанной рабочей конструкторской документации для проверки их соответствия техническому заданию, необходимой последующей корректировки документации и подготовки технологического процесса изготовления основных составных частей изделия. В отдельных случаях для этих целей изготавливают опытную партию изделий [16].
Изделие установочной серии изготавливают по документации, уточненной в процессе изготовления и испытания опытного образца или опытной партии для контроля его соответствия техническому заданию.
Изделие головной серии производят по документации, уточненной при изготовлении и испытании изделия установочной серии, для контроля соответствия его техническому заданию и принятию решения о дальнейшем выпуске изделий в серийном или массовом производстве.
Таким образом, видов изделий существует большое количество. Изделия подразделяются на изделия единичного производства, серийного и массового производства. Внутри этих подразделений существует свой ряд изделий.
2.2 Конструктивная сложность изделий

Конструктивная сложность изделий является относительной характеристикой их состава и структурного исполнения. Она определяет конструктивные дополнительные признаки и соответствующие требования к обеспечению технологической рациональности конструкции изделия.
Конструктивная сложность изделия существенно влияет на интенсивность нарастания информации о разрабатываемом объекте. Эта информация необходима в процессе последовательного перехода к новым стадиям разработки вплоть до освоения изделия в производстве и эксплуатации. От полноты информации зависят сроки технологической подготовки производства.
Сложность конструкции предопределяет условия комплектации изделий, организацию и затраты труда в процессах изготовления, технического обслуживания и ремонта.
    Конструктивную сложность изделия часто выражают числом образующих изделие составных частей или конструктивных элементов. Коэффициентом конструктивной сложности изделия Ксл называют отношение числа составных частей разрабатываемого изделия Кn и аналога Ма:
    Ксл = Кn / Ма

Итак, конструктивную сложность можно определять только для тех видов тары и упаковки, которые представляют собой сборочные единицы или комплекты. Сложность конструкции существенно влияет на ресурсоемкость изделия, поэтому она часто учитывается при расчетах трудоемкости разрабатываемой тары и упаковки по данным аналога.
2.3 Новизна конструкции изделия

Новизна конструкции изделия определяет конструктивные дополнительные признаки, обусловливающие требования к обеспечению преемственности конструкции изделия.
Являясь абсолютной характеристикой изделия, новизна его конструкции может быть выражена относительным показателем
    Кн = Mн / Мn ,
    где Mн - число новых составных частей в разрабатываемом образце изделия.
Новизна конструкции изделия существенно влияет на выбор рационального состава стадии и этапов технической подготовки производства, обязательных в процессе создания и освоения изделия. Новизна конструкции определяет возможность сокращения номенклатуры составных частей изделия и необходимых для их изготовления средств технологического оснащения, развития специализации основного и вспомогательного производств, снижение расходов материалов и т.д.
Можно сказать, что на новизну конструкции изделия можно воздействовать методами унификации его составных частей, типизации структурных компоновок, группового и базового проектирования и т.д. Эффективность этих методов проявляется на всех стадиях жизненного цикла изделия в сокращении сроков проектирования и освоения новой техники, повышение гибкости и мобильности производства, сокращении всех видов ресурсов, расходуемых на изготовление и эксплуатацию изделия.
2.4 Стадии разработки изделия

Разработка изделий представляет собой сложный многоступенчатый процесс, для которого характерны три четко выраженные фазы: разработка технического задания, разработка проектной конструкторской документации, разработка рабочей конструкторской документации.
Разработка технического задания представляет процесс установления исходных требований и формирование предварительных очертаний объекта разработки [24].
    Техническое задание является обязательным исходным документом на разработку новых и модернизируемых изделий и конструкторской документации на них.
Под модернизацией понимаются такие изменения в конструкторской документации на изделия, которые влекут изменения основных параметров изделия и нарушают конструктивную и эксплуатационную взаимозаменяемость изготовленных ранее. Модернизируемому изделию присваивается новое обозначение.
Техническое задание в общем случае должно состоять из следующих разделов: наименование и область применения; основание для разработки; цель и назначение разработки; источники разработки; технические требования; экономические показатели; стадии и этапы разработки.
Техническое предложение - совокупность конструкторских документов, которые должны содержать техническое, социологическое, эстетическое и техноэкономическое обоснование целесообразности разработки изделия на основании анализа технического задания и различных вариантов с учетом конструктивных, эксплуатационных, эргономических особенностей разрабатываемого и существующих изделий [19].
Эскизный проект - совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве и принципе работы изделия, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемого изделия. На основе технического задания, согласованного с заказчиком, конструкторская организация разрабатывает техническое предложение и эскизный проект [26].
Технический проект представляет собой совокупность конструкторских документов, которые должны содержать техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки документации изделия на основании анализа технического задания и различных вариантов возможных решений с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих изделий.
В технический проект входят: пояснительная записка с описанием схем, сборочных чертежей, сборочные чертежи общего вида и сборочные чертежи узлов, показывающие окончательную разборку конструктивного, эргономического и цветофактурного решения и т.п.
Рабочая конструкторская документация включает все сборочные чертежи изделия и их полную деталировку, спецификацию по каждому сборочному чертежу, комплексу и т.п.
Спецификация - документ, содержащий перечень всех составных частей, входящих в данное специфицированное изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию [25].
Разработка проектной конструкторской документации включает процесс последовательно углубляемой технико-экономической проработки инженерных решений, осуществляемый на базе данных технического задания, результатов научно-исследовательских работ и практического опыта.
Итак, для каждой фазы, разработка технического задания, разработка проектной конструкторской документации, разработка рабочей конструкторской документации, характерны своеобразная целевая установка, различная глубина конструкторской проработки технических решений и степень укрепления их технико-экономических оценок.
    Глава 3. Конструирование тары из картона и гофрокартона
Решение основных задач конструирования - выбор материала, определение формы, размеров и конструктивных особенностей, выбор технологии производства - применительно к таре из картона и гофрокартона осложнено чрезвычайно широким многообразием видов упаковываемой продукции. Около 40% всей потребляемой в мире тары делают из картона и гофрокартона. Естественно, что каждый упаковываемый продукт предъявляет к таре комплекс специфических требований, связанный с особенностями жизненного цикла упаковываемой продукции [5].
Огромный спектр упаковываемый продукции можно условно объединить в несколько категорий: продовольственные товары, фармацевтическая продукция, бытовая химия, канцелярские и скобяные товары, напитки, изделия легкой промышленности. В промышленно развитых странах с высоким уровнем производства тары и упаковки сложилось вполне определенное соотношение в использовании тары из картона и гофрокартона по этим категориям продукции [18].
По назначению тара из картона и гофрокартоны может быть потребительской, производственной и транспортной. Каждой классификационной группе соответствует определенный комплекс технических требований к таре. Такой комплекс формируется с учетом научно-технических, экономических и эстетических требований. По содержанию и уровню требований этот комплекс должен предусматривать возможность выполнения тарой и упаковкой всех своих функций. Грамотно составленный комплекс технических требований может служить руководством конструктору при последовательном решении технических вопросов в процессе проектирования тары.
Технические требования обычно содержат сведения об упаковываемом продукте, о конструктивных качествах материала тары, о применяемом в производстве оборудовании, общие и специальные требования к конструкции, об экологических требованиях, об особенностях продажи, размещения информации и оформления [9].
    В раздел конструктивных качествах материала включают требования:
- возможность перерабатывать материал в условиях высокоскоростных механических воздействий на автоматах;
- стойкости к высоким и низким температурам в условиях упаковывания, транспортирования, хранения и продажи;
- сохранности тары в условиях хранения на складах;
- обеспечения прочности при склеивании или другом виде укупорки;
- к методам обеспечения прочности [21].
Своеобразие конструкций и специфичность технологии производства тары из картона и гофрокартона продиктовали особые требования к ее изображению на чертежах. С целью исключения возможных ошибок, упрощения и унификации конструктивных решений приняты определенные правила и нормы графического оформления чертежей тары из картона и гофрокартона.
Чертежи тары из картона и гофрокартона содержат два вида изображений (приложение 3):
1) объемное трехмерное изображение коробки или ящика в стоячем положении с открытой крышкой, по которому легко можно представить процесс сборки;
2) плоское двумерное изображение заготовки, называемое разверткой или раскроем. По своей сути раскрой является технологическим чертежом заготовки, из которой впоследствии будет собрана коробка или ящик.
Для выполнения чертежей применяют виды линий, предусмотренные ГОСТ 2.308-68, а также специальные линии (приложение 4). Толщина линий одного наименования должна быть одинаковая для всех изображений, вычерчиваемых в одном масштабе на площади чертежа.
Однотипные линии на всем поле чертежа должны иметь одинаковую толщину и яркость, прерывистые линии должны иметь штрихи и интервалы между ними одинаковой длины. Все линии должны заканчиваться в определенных нужных местах. Не допускается случаев, когда линия не доходит до заданного места или переходит за него.
Выбор материала производят, исходя из требования к прочностным показателям тары, при которых обеспечивается сохранность упаковываемого продукта, требований к внешнему виду тары, к качеству и способу нанесения изображения, к виду и технологии выполнения отделочных процессов, к технологии и оборудованию для механической формообразующей обработки, склеивания и фальцевания.
В производстве складных коробок и ящиков применяют картон и гофрокартон.
3.1 Картон

Картон является многослойным материалом с ярко выраженной анизотропией свойств. Для анализа характеристики картона можно выделить четыре основных слоя: поверхностный, промежуточный, прослойку и внутренний. Поверхностный слой вместе с промежуточным составляют около 25% от общей толщины картона, прослойка - около 55%, внутренний слой - около 20% [22].
Поверхностный слой картона предназначен для обеспечения необходимой твердости, прочности, жесткости, износостойкости, стойкости к истиранию и к царапинам поверхности картона. Этот слой определяет внешний вид тары и способность воспринимать различные способы печати.
Наилучшей способностью к получению высококачественных изображений отличаются сорта картона с мелованным покрытием. Покрытие состоит из пигментов и связующего. В качестве пигментов могут применяться сульфат бария, оксид титана, белый цинк, карбонат кальция, тальк и др. Связующими могут быть казеин, дисперсии полимеров, целлюлозный клей и др. Величину мелованного слоя выражают в граммах на квадратный метр поверхнос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.