На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характеристика торгово-финансовой деятельности ТД Витязь. Анализ организации торгово-технологического процесса: доставки и приемки товаров, хранения и подготовки их к продаже. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО Витебский государственный технологический университет
Курсовая работа
По дисциплине:
«ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ»
на тему:

«Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП «Витязь» ТД «Витязь» №3»

Витебск 2009

Содержание

Введение

1. Содержание торгово-технологического процесса в магазинах

2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торговли ТД «Витязь» №3

3. Анализ организации торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3

3.1 Организация доставки и приемки товаров

3.2 Организация хранения и подготовки товаров к продаже

3.3 Продажа товаров и дополнительное обслуживание

4. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Положением «О торговом доме «Витязь»

ВВЕДЕНИЕ

Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс оборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит преобразование товарной формы стоимости в денежную, и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, усовершенствованием техники и оснащения, методов управления, которые обеспечивают повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

За период рыночных преобразований розничная торговля испытала коренные изменения. В розничной торговле, как ни в какой другой области хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий предопределили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это выдвигает новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения [1, с. 178-179].

Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и организации торгово-технологического процесса, который обусловлен применяемыми методами продаж на предприятии. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с оптимизацией торгово-технологического процесса, обеспечивающего рост прибыли. Тщательно спланированная планировка торгового зала, размещение оборудования и образцов товаров в магазине служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

В данной работе рассматриваются методы продажи товаров и определяются пути повышения эффективности их использования на примере торгового предприятия - Торгового Дома «Витязь» РУПП «Витязь» (Далее - ТД), основные направления его развития. Общей целью данной работы является детальное изучение деятельности ТД «Витязь», в частности применяемых методов продажи товаров и выявление направлений их совершенствования.

1. Содержание торгово-технологического процесса в магазинах

Магазин -- специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины.

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

В общем виде схема торгово-технологического процесса представлена на рисунке 1.1 (рис.1.1)

Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

1. операции с товарами до предложения их покупателям;

2. операции непосредственного обслуживания покупателей;

3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Рисунок 1.1 примерная схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
1. разгрузку транспортных средств;
2. доставку товаров в зону приемки;
3. приемку товаров по количеству и качеству;
4. доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
5. хранение товаров;
6. подготовку товаров к продаже;
7. перемещение товаров в торговый зал;
8. выкладку товаров на торговом оборудовании.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
1. встреча покупателя;
2. предложение товаров;
3. отбор товаров покупателями;
4. расчет за отобранные товары;
5. оказание покупателям дополнительных услуг.
На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т.д.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).
Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
1. обеспечение комплексного подхода к его построению;
2. создание максимальных удобств для покупателей;
3. достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
4. создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
5. обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торговли и ТД «Витязь» №3

Торговый Дом «Витязь» является структурным самостоятельным хозрасчетным подразделением Республиканского унитарного производственного предприятия «Витязь» (в дальнейшем - предприятие), включающим в себя сеть торговых точек (магазинов), и подчиняется непосредственно директору по маркетингу и качеству. Торговый Дом - структурное подразделение предприятия, выделенное на отдельный баланс, который в последующем включается в сводный баланс и отчетность предприятия.
Торговый Дом имеет текущий счет в банке, открытый по согласованию с предприятием в соответствии с действующим законодательством.
Торговый Дом в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Уставом предприятия, приказами и указаниями Минпрома РБ, приказами директора предприятия, директора по маркетингу и качеству, а также Положением «О торговом доме «Витязь» ( приложение А ) и Положением о хозрасчете ТД «Витязь».
Торговый Дом действует на основе полного хозрасчета, самостоятельно ведет расчеты с бюджетом Республики Беларусь по налогам и другим обязательным платежам. Имеет круглую печать со своим наименованием и наименованием предприятия, необходимые штампы и бланки.
Общая численность работников ТД «Витязь», включая административный корпус, составляет 84 человека.
Торговый Дом осуществляет следующие основные задачи:
1. продажа товаров, выпускаемых РУПП «Витязь»;
2. изучение и формирование спроса населения на товары, производимые предприятием;
3. продажа товаров производства Минпрома и других предприятий РБ, ближнего и дальнего зарубежья;
4. обеспечение высокой культуры обслуживания, предпродажной подготовки товаров;
5. оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения;
6.реклама и изучение спроса на продукцию, производимую РУПП «Витязь».
Торговый Дом осуществляет лицензируемые виды деятельности с момента получения соответствующих лицензий (разрешений) в установленном Законом порядке;
Торговый Дом по согласованию с руководством предприятия, может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
В состав Торгового Дома входят:
1. Магазин №1;
2. Магазин №2;
3. Магазин №3(головной, где находится, включая административный корпус);
4. Магазин №4;
5. Центральный склад.
Торговый Дом возглавляет директор ТД «Витязь» - директор магазина. Директор Торгового Дома - директор магазина организует работу Торгового Дома и несет полную ответственность за его деятельность, распоряжается в соответствии с законодательством РБ и Положением о торговом доме «Витязь», имуществом и средствами, закрепленными за Торговым Домом.
Работники Торгового Дома действуют в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными директором Торгового Дома - директором магазина. Права Торгового Дома осуществляются директором - директором магазина в пределах компетенции установленной доверенностью.
Планово-экономическая группа ТД «Витязь» состоит из ведущего бухгалтера, бухгалтеров, экономистов, операторов ЭВМ. Планово-экономическая группа занимается формированием розничных цен на продаваемую продукцию, составлением бухгалтерской и статистической отчетности по ТД «Витязь».
Экономисты занимаются составлением отчётов, расчётом базовых показателей, расчётом заработной платы, предоставляют экономическую информацию, участвуют в планировании деятельности ТД «Витязь».
Ведущий бухгалтер ТД «Витязь» фактически имеет все функции главного бухгалтера предприятия. Он отвечает за правильность бухгалтерской информации, своевременность и правильность выплаты налогов, составление налоговой декларации, бухгалтерского баланса и т.д. Собранные данные ведущий бухгалтер в виде бухгалтерской справки предоставляет в налоговую инспекцию, главному бухгалтеру РУПП «Витязь», а также ведущему экономисту ТД «Витязь» для составления отчетности. В планово-экономической группе имеется еще один бухгалтер, который работает с поставщиками товаров: ведет учет прихода по каждому поставщику, отслеживает расчеты и т.д.
Оптово-коммерческий отдел возглавляет начальник торгового отдела. Он состоит из группы товароведов, которые занимаются непосредственно поставкой товаров, заключением договоров, заведующих центральными складами, заведующих секциями и обслуживающего персонала.
Изучение спроса на те, или иные товары возложены на заведующих секциями, которые формируют свои заявки на основе анализа проданной продукции, заказов отдельных видов товаров покупателями или сторонними организациями. Для этого в секциях имеются специальные журналы заявок.
Так, например, мебельный салон, открытый сравнительно недавно в магазине не проспекте Строителей 33, большую часть поставок осуществляет на основе сделанных заявок, которые оставляет покупатель с указанием своего адреса и телефона. Некоторые специфические дорогостоящие товары (например, мини-трактора «Беларусь», некоторые запасные части к автомобилям) привозятся на продажу только под заказ.
Для оценки деятельности ТД «Витязь» проведем анализ основных показателей на основе внутренней отчетности.
Показатели эффективности деятельности представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Показатели эффективности хозяйственной деятельности ТД «Витязь» за 2006-2007 гг.
Показатель
Магазин
2006 г.
2007 г.
Товарооборот, тыс. руб.
№ 1
1 362 451,4
1 302 918,6
№ 2
1 733 650,8
1 917 593,85
№ 3
4 414 944,6
4 798 247,3
№ 4
238 806,8
989 557,8
Всего:
7 985 277,7
9 042 607,0
Валовой доход, тыс. руб.
№ 1
143 365,7
142 458,0
№ 2
166 125,2
193 739,7
№ 3
479 461,8
598 981,8
№ 4
20 083,4
114 467,3
Всего:
818844,1
1 049 823,0
Издержки обращения,
тыс. руб.
№ 1
126 534,7
134 993,9
№ 2
112 971,6
127 592,0
№ 3
376 361,0
409 945,1
№ 4
19 924,9
86 614,6
Всего:
670 435,5
802 569,2
Прибыль от реализации,
тыс. руб.
№ 1
11 239,7
3 190,4
№ 2
46 674,8
60 330,8
№ 3
84 401,8
171 071,9
№ 4
-624,7
24 418,6
Всего:
116 473,7
215 759,1
Чистая прибыль,
тыс. руб.
№ 1
-
-
№ 2
-
-
№ 3
-
-
№ 4
-
-
Всего:
25 589,2
98 368,0
Рентабельность, %
№ 1
1
0
№ 2
3
3
№ 3
2
4
№ 4
0
3
Всего:
2
2
Показатель
Магазин
2006 г.
2007 г.
Среднесписочная численность, человек
№ 1
16
15
№ 2
12
11
№ 3
48
46
№ 4
2
9
Всего:
81
84
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
№ 1
271,8
320,4
№ 2
278,5
349,7
№ 3
269,8
320,3
№ 4
233,3
284,2
Всего:
284,9
338,4
Реализовано телевизоров,
шт.
№ 1
2 223
2 058
№ 2
4 085
4 289
№ 3
7 665
8 360
№ 4
574
1 534
Всего:
14 547
16 241
Остатки товаров на конец периода, тыс. руб.
№ 1
559 718,5
508 730,3
№ 2
179 524,4
267 471,4
№ 3
607 625,3
497 469,1
№ 4
298 415,6
493 751,2
Всего:
1 716 951,1
1 877 598,9
Оборачиваемость товаров, дней.
№ 1
139
160
№ 2
41
54
№ 3
50
42
№ 4
79
194
Всего:
80
86
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
По результатам таблицы 2.1 можно сделать вывод, что наибольший товарооборот в 2007 году получен магазином №3 в размере 4 798 247,3 тыс. руб.
Магазин №3 имеет наибольший уровень рентабельности - 4%, следовательно, среди всех магазинов ТД «Витязь» магазин №3 осуществляет торговую деятельность наиболее эффективно. Также у магазина №3 наибольшая среднесписочная численность работников.
Эффективность деятельности обусловлена расположением магазина рядом с предприятием-изготовителем основной товарной группы - РУПП «Витязь.
Наименьший товарооборот получен магазином №4 в размере 989 557,8 тыс. руб., уровень рентабельности данного магазина занимает среднее значение среди магазинов в размере 3%.
Наихудший результат получен магазином №1 - при товарообороте 1 302 918,6 тыс. руб. уровень рентабельности составил 0%. Это свидетельствует о неэффективности хозяйственной деятельности и необходимости проведения мероприятий по улучшению его деятельности.
Магазин №3 реализует наибольшее количество основных товаров (телевизоров) в количестве 8 360 штук. Размер среднемесячной заработной платы по магазинам находится в пределах 284 - 350 тыс. руб., ее среднее значение по торговому дому составляет 338 тыс. руб.Рассмотрим темп роста, темп прироста и рост в натуральном выражении основных показателей деятельности ТД «Витязь» в разрезе магазинов, входящих в его состав за период 2006 - 2007 г.г.Для анализа динамики показателей хозяйственной деятельности составим таблицу 2.2
Таблица 2.2 - Динамика показателей эффективности хозяйственной деятельности ТД «Витязь» в сопоставимых ценах за 2006-2007 г.г.
Показатель
№ магазина
Темп роста, %
Темп прироста, %
Изменение (+,-), тыс. руб.
Товарооборот, тыс. руб.
1
95,6
- 4,4
- 59 532,8
2
110,7
10,7
+ 183 943,1
3
108,7
8,7
+ 383 302,7
4
414,4
314,4
+ 750 751,0
Всего:
113,2
13,2
+ 1 057 329,3
Валовой доход, тыс. руб.
1
99,4
- 0,6
- 907,7
2
116,6
16,6
+ 27 614,5
3
124,9
24,9
+ 119 520,0
4
570,0
470,0
+ 94 383,9
Всего:
128,2
28,2
+ 230 978,9
Показатель
№ магазина
Темп роста, %
Темп прироста, %
Изменение (+,-), тыс. руб.
Издержки обращения,
тыс. руб.
1
106,7
6,7
+ 8 459,2
2
112,9
12,9
+ 14 620,4
3
108,9
8,9
+ 33 584,1
4
434,7
334,7
+ 66 689,7
Всего:
119,7
19,7
+ 132 133,7
Прибыль от реализации,
тыс. руб.
1
28,4
-71,6
- 8 049,3
2
129,3
29,3
+ 13 656,0
3
202,7
102,7
+ 86 670,1
4
-3 908,9
-4 008,9
+ 25 043,3
Всего:
185,2
85,2
+ 99 285,4
Чистая прибыль, тыс. руб.
Всего:
384,4
284,4
+ 72 778,8
Рентабельность, %
Всего:
160,0
60,0
-
ССЧ, человек
1
93,8
-6,2
- 1
2
91,7
-8,3
- 1
3
95,8
-4,2
- 2
4
450,0
350,0
+ 7
Всего:
103,7
3,7
+ 3
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
1
117,9
17,9
+ 48,6
2
125,6
25,6
+ 71,2
3
118,7
18,7
+ 50,5
4
121,8
21,8
+ 50,9
Всего:
118,8
18,8
+ 53,5
Реализовано телевизоров,
шт.
1
92,6
-7,4
- 165
2
105,0
5,0
+ 204
3
109,1
9,1
+ 695
4
267,2
167,2
+ 960
Всего:
111,6
11,6
+ 1694
Остатки товаров на конец периода, тыс. руб.
1
90,9
-9,1
- 50 988,2
2
149,0
49,0
+ 87 947,0
3
81,9
-18,1
- 110 156,2
4
165,5
65,5
+ 195 335,6
Всего:
109,4
9,4
+ 160 647,8
Оборачиваемость товаров, дней.
1
115,1
15,1
+ 21
2
131,7
31,7
+ 13
3
84,0
-16
- 8
4
245,6
145,6
+ 115
Всего:
107,5
7,5
+ 6
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из таблицы 2.2, товарооборот увеличился на 13,2% по ТД в целом, что в натуральном выражении составляет 1 057 329,3 тыс. руб., а в сопоставимых ценах рост составляет 11,0% (879 189,9 тыс. руб.) при индексе роста цен 101,97.
Если анализировать динамику товарооборота по магазинам, то наибольший рост наблюдается у магазинов №2 и №3 - 10,7 и 8,7%, соответственно.
У магазина №4 рост составил 314,4%, что в натуральном выражении составляет 750 751,0 тыс. руб., но эти данные не отражают реального результата деятельности магазина, т.к. в 2005 году он работал только 4 месяца.
Снижение темпов роста по товарообороту наблюдается у магазина №1 и составляет 95,6% от уровня 2006 года, уменьшение на 4,4% (на 59 532,8 тыс. руб. в натуральном выражении), что свидетельствует об ухудшении хозяйственной деятельности магазина.
Издержки обращения по торговому дому выросли на 19,7%, что в натуральном выражении составляет 132 133,7 тыс. руб.
Темп роста прибыли опережает темп роста издержек обращения на 65,5% и оставляет 185,2%, что составило 99 285,4 тыс. руб., а рост рентабельности составил 60%, что отражает положительную тенденцию развития ТД «Витязь».
Если проанализировать темп роста прибыли в разрезе магазинов, то по всем магазинам, кроме магазина №1, наблюдается увеличение прибыли. В магазине №1 прибыль от реализации составила 28,4% от уровня 2006 года, то есть произошло уменьшение на 71,6% от уровня 2005 года (на 8 049,3 тыс. руб.) - это свидетельствует об ухудшении хозяйственной деятельности магазина №1 за анализируемый период.
Среднесписочная численность работников увеличилась на 3 человека, и рост заработной платы в среднем составил 18,8%, что в натуральном выражении составило 53,5 тыс. руб.
Реализация основных товаров (телевизоров) в натуральном выражении увеличилась на 11,6%, в количестве 1694 штук.
Остатки товаров на конец периода выросли на 9,4%, что в стоимостном выражении составляет 160 647,8 тыс. руб.
Оборачиваемость товаров увеличилась на 6 дней, это является отрицательным результатом.
3. Анализ организации торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3

3.1 Организация доставки и приемки товаров

Транспортные средства, доставившие товары в Торговый Дом, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочнораз-грузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля транспортировщиками которые используют специальные механические преспособления (погрузчики, и тачки) .
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность так в Торговом доме №3 приемку ведут зав. складами, и товароведы. Товары по количеству принимаются в соответствии с сопроводительными документами ( ТТН, и договорами с поставщиком ). При приемки по качеству учитывается сохранность тары, т.е. отсутствие на ней повреждений, в случае наличия повреждений на таре производится ее дальнейшая распаковка и проверка товара на предмет доброкачественности. В случае недоброкачественности товара составляется комиссия в составе трех человек (ответственный за приемку товара и два человека из администрации ) которые составляют акт о недоброкачественном товаре который поставил поставщик для последующего предъявления претензий поставщику. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" и "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству". Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
По результатам окончания приемки товаров составляется акт.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения в данном случае на центральный склад, который находиться на площадях Торгового Дома №3 . Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица, а именно заведующие складами.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время для развозки в дальнейшим по другим Торговым Домам ( №1,2,4 ), размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре -- на стеллажах и подтоварниках.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
3.2 Организация хранения и подготовки товаров к продаже

Размещение и хранение производится на центральном складе, который находится как сказано выше на площади ТД №3 и является головным. Хранение товаров производится предварительно группировав по признаку однородности при этом учитывается вид товара его модель, артикул, габариты, тара. Группировка производится для рационального размещения на площади склада и простоты перемещения дальнейшим в торговый зал либо на склада секций или отгрузки в остальные три Торговых Дома. Все товары хранятся на деревянных поддонах и специализированных стеллажах, как на центральном складе, так и на складах секций. Все товары, чья тара загрязнена, проходят очистку тары. С центрального склада в зависимости от количества товара в секциях Торгового Дома поступают на склада секций или как например мебель прямо в торговый зал пройдя перед этим распаковку и дополнительную подготовку ( сборку ). Что касается других товаров попав на склады секций, они проходят предпродажную подготовку. Распаковку проверку работоспособности например электротоваров и в дальнейшем размещения их в отделах секций ( торговом зале ).
3.3 Продажа товаров и дополнительное обслуживание

В ТД «Витязь» применяются, как традиционный метод продажи - через прилавок, так и прогрессивные, где в качестве основного выступает продажа товаров по образцам, которая осуществляется по правилам, установленным Приказом Министерства торговли Республики Беларусь № 83 от 16 июня 1998 г. и продажа товаров по предварительным заказам.
Магазин № 3 является ведущим магазином ТД «Витязь» и занимает более половины общего товарооборота, поэтому исследование и анализ методов продажи товаров будет проводиться на примере магазина №3.
Магазин №3 имеет самое удобное местоположение для покупателей, подъездные пути, благоустроенную стоянку и находится рядом с предприятием-изготовителем, расположен в отдельно стоящем двухэтажном здании (бывшая столовая предприятия). Там же расположен административно-управленческий персонал, а на первом этаже расположен открытый совсем недавно мебельный салон, который позволил значительно повысить товарооборот ТД «Витязь», а также кафе-бар “Остров сокровищ”, открытие которого способствовало дополнительному привлечению покупателей. Территория, прилегающая к зданию торгового комплекса, благоустроена насаждениями, создана зона отдыха. Необходимо также отметить и быстроразвивающуюся сеть торговых точек в данном районе, торгующих сложнобытовой техникой, в том числе и телевизорами, что значительно повышает конкуренцию. Это, прежде всего, «Вулкан», ТД «Ольга», ТД «Омега». Поэтому данному магазину, как никакому другому, приходится быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка, совершенствовать ассортимент, применять и совершенствовать новые формы торговли для завоевания широкого круга покупателей в условиях жесточайшей конкуренции.
Магазин №3 расположен по адресу: пр-т Строителей, 33. Руководитель - Борщова С.С., режим работы с 10 00 до 19 00 (в субботу с 10 00 до 19 00, в воскресенье с 10 00 до 15 00). Площадь - 2579,98 м. кв. в том числе 1185,91 -торговая (46,0%).
Для продажи товаров в магазине используются как традиционный методы продажи - через прилавок, так и прогрессивные - продажа товаров по образцам и продажа товаров по предварительным заказам.
В магазине утвержден обязательный ассортиментный перечень товаров, который представлен на информационном стенде, расположенном на втором этаже торгового зала магазине.
На основании перечня можно сделать вывод что, что магазин №3 является универсальным. Универсальные магазины - реализующие универсальны ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров [5, с. 359].
Проанализируем товарооборот магазина №3 по секциям на основе внутренней отчетности предприятия, данные представим в таблице 3.1:
Таблица 3.1
Товарооборот магазина №3 по секциям за 2006-2007гг.
Секция
Товарооборот за период, тыс. руб.
Изменение, тыс. руб
Темп роста, %
2006 г.
Доля, %
2007 г.
Доля, %
1. Телевизоры, эл. товары;
3 070 335
69,5
3 398 249
70,8
+ 327 914
110,7
2. Мебель, стройматериалы;
251 156
5,7
246 245
5,1
- 4 911
98,0
3. Галантерея, игрушки, часы, зеркала;
170 911
3,9
270 358
5,6
+ 99 447
158,2
4. Посуда, рубашки, трикотаж;
121 682
2,8
130 397
2,7
+ 8 715
107,2
5. Мебельный салон.
706 715
16,0
743 723
15,5
+ 37 008
105,2
Всего:
4 414 944
100
4 798 250
100
+ 383 306
108,7
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Для реализации товаров в магазине выделены следующие секции:
1. Телевизоры, электротовары;
2. Мебель, стройматериалы, электроинструмент;
3. Галантерея, игрушки, часы, зеркала;
4. Посуда, рубашки, трикотаж;
5. Мебельный салон.
Как видно из таблицы 3.1, основной секцией в магазине является секция №1, представленная телевизорами и электротоварами, которая занимает 70,8% (3 398 249 тыс. руб.) от товарооборота магазина.
Второй по значимости секцией является мебельный салон, расположенный на первом этаже магазина, и реализующий преимущественно корпусную мебель, занимает 15,5% (743 723 тыс. руб.) от товарооборота магазина.
Значительный рост наблюдается по секции №3 в размере 158,2%. Это обусловлено расширением ассортимента данной секции в 2007 году. Секция №3 в 2007 году была расширена за счет введения в ассортимент мягкой мебели и компьютерных столов, реализация которых была закреплена за данной секцией.
Секция №1 реализует телевизоры и электротовары. Основной группой товаров в магазине №3 являются телевизоры, которые реализуются по методу продажи товаров по образцам. На втором этаже, в торговом зале расположен многоярусный стенд, на котором выставлены образцы телевизоров с прикрепленными на них ярлыками, где указана их цена, модель и другие характеристики.
Согласно правилам, образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений. Товары, не требующие специального оборудования для подключения и пуска в эксплуатацию, демонстрируются в действующем состоянии, чтобы покупатель более удобно мог оценить товар.
Покупатели имеют свободный доступ к товару, что позволяет лучше ознакомиться с товаром, при необходимости получить консультацию продавца по каждой модели телевизора, сравнить качество изображения.
При необходимости покупатель может получить консультацию продавца, узнать все возможности и преимущества интересующей модели телевизора, т.к. продавец помогает выбрать необходимый товар.
При покупке телевизора покупатель уплачивает его стоимость в кассе, полученный чек выдает продавцу, на основании которого продавец из рабочего запаса отбирает модель, идентичную образцу, проверяет работоспособность товара, оформляет гарантийное обязательство, упаковывает товар и согласовывает возможность доставки с покупателем.
Электротовары представлены широким ассортиментом. В секции данная группа товаров расположена с использованием стеллажей, витрин-прилавков, которые позволяют выставить весь ассортимент.
Реализация электротоваров осуществляется с применением двух методов продажи: через прилавок и по образцам.
Через прилавок продаются следующие товары: ДВД-проигрыватели, музыкальные центры, домашние кинотеатры, акустические системы, магнитолы, радиоприемники, электропылесосы, электроутюги, кухонные комбайны, электромиксеры, электросоковыжималки, телефонные аппараты, антенны телевизионные, светильники настенные, печи СВЧ, электроинструменты, медтехника производства РУПП «Витязь» и др.
По просьбе покупателя продавец выставляет на прилавок нужный товар, чтобы покупатель мог лучше с ним ознакомиться.
При покупке товара покупатель уплачивает стоимость товара в кассе, которая расположена в данной секции и продавец из рабочего запаса выдает идентичный товар, оформляет гарантийное обязательство, упаковывает и выдает товар покупателю.
В данной секции по образцам продаются следующие товары: машины стиральные, холодильники, газовые плиты, светильники подвесные.
Покупатель имеет свободный доступ к данным товарам, при желании может получить консультацию продавца о каждом из представленных товаров. Действия покупателя и продавца такие же, как и при продаже телевизора.
В магазине №3 мебель продается в салоне мебели, расположенном на первом этаже магазина, а также в секции №2, расположенной на втором этаже.
Секция №2 реализует мебель, строительные материалы и электроинструменты и представлена следующими товарами:
1. Наборы корпусной мебели;
2. Гарнитуры мебели для отдыха;
3. Наборы мебели для кухни;
4. Столы кухонные и обеденные;
5. Тумбы для телерадиоаппаратуры;
6. Наборы мебели для прихожей;
7. Подставки под телевизор;
8. Строительные материалы (обои);
9. Электроинструменты (электродрели, электропилы и др.)
10. Светильники (настенные и подвесные) и люстры.
В данной секции товары продаются через прилавок и по образцам.
Мебель в данной секции продается с использованием метода продажи по образцам, которые размещены в центре торгового зала.
Товары выставлены открыто, и покупатель может самостоятельно ознакомиться с товаром, оценить его внешний вид, качество и комфортность. Действия покупателя и продавца такие же, как и при продаже телевизоров.
Через прилавок продаются строительные материалы, электроинструмент, настенные светильники. Эти товары размещены с использованием стеллажей, витрин-прилавков и стендов, что дает их лучший обзор покупателям.
Стройматериалы представлены только обоями, образцы которых представлены на стенде за прилавком.
Настенные светильники выставлены на стенде, электроинструмент размещен как на стеллажах, так и в витринах-прилавках. Подвесные светильники и люстры реализуются по образцам, которые находятся в подвешенном состоянии и закреплены на потолке для лучшего обзора покупателями.
Секция №3 реализует галантерею, игрушки, часы и зеркала.
Товары в данной секции продаются преимущественно через прилавок, исключение составляют зеркала и картины, которые реализуются по образцам. Товары, реализуемые через прилавок, выставлены с использованием стеллажей, витрин-прилавков и витрин-стеллажей.
Через прилавок продаются сумки, перчатки, игрушки, часы и другие товары. Образцы зеркал размещены на стенде, и покупатели могут самостоятельно ознакомиться с данными товарами и выбрать интересующий товар. Образцы картин, гобеленов закреплены на стене торгового зала.
Секция №4 представлена чулочно-носочными изделиями, верхней одеждой, тканями, посудой. Товары в данной секции реализуются через прилавок и выставлены с использованием стеллажей, витрин-прилавков и витрин-стеллажей.
Мебельный салон был открыт в 2006 году и выделен в отдельную секцию магазина №3. Товары реализуются по образцам и по предварительным заказам.
Продажа по предварительным заказам в салоне в 2007 году составила 22% от товарооборота салона, а основную долю занимает продажа мебели по образцам - 78%.
При реализации мебели по предварительным заказам покупатель рассматривает как выставленные образцы, так и каталог мебели.
При желании приобрести мебель покупатель оставляет заявку в салоне, затем работники салона согласуют данную заявку с заводом-изготовителем мебели и выясняют, сможет ли быть удовлетворена заявка и в какие сроки.
Если предприятие одобряет заявку, а покупатель согласен со сроками выполнения заказа, то заявка регистрируется в журнале заявок.
Продажа мебели по предварительным заказам в салоне производится без предварительной оплаты. При выполнении заказа предприятие-изготовитель мебели доставляет товар, и работники салона сообщают покупателю о прибытии заказанного товара.
Если покупатель отказывается от приобретения заказанного товара, то заявка считается неудовлетворенной и товар складируется.
Рассмотрим товарооборот магазина в разрезе товарных групп, чтобы систематизировать реализуемые товары по методам продаж и выделить преобладающие методы продаж в магазине, данные представим в таблице 3.2:
Таблица 3.2 - Товарооборот магазина №3 в разрезе товарных групп по методам продаж за 2006-2007 гг.
Товарная группа
Товарооборот за период, тыс. руб.
Метод продажи
2006
2007
1
2
3
4
Х/б ткани
7 392,64
8 306,34
Через прилавок
Льняные ткани
902,3
1 025,34
Через прилавок
Одежда и белье
27 246,78
32 055,04
Через прилавок
Меха, меховые изделия
3,78
4,85
Через прилавок
Верхний трикотаж
7 389,01
8 493,12
Через прилавок
Бельевой трикотаж
5 680,5
6 605,23
Через прилавок
Чулочно-носочные изделия
1 686,21
1 938,17
Через прилавок
Обувь
150,34
174,2
Через прилавок
СМС
3,33
3,92
Через прилавок
Туалетное мыло
0,62
0,74
Через прилавок
Парфюмерно-косметические товары
2 290,02
2 602,3
Через прилавок
Галантерея
38 576,56
43 837,0
Через прилавок
Мебель, в т.ч.
1 004 242,53
1 138 018,69
По образцам и по предварительным заказам
по предварительным заказам
126 678,82
167 858,36
По предварительным заказам
Ковры
61,3
88,0
По образцам
Металлическая посуда
5 832,15
6 271,13
Через прилавок
Стеклянная посуда
4 612,57
5 182,66
Через прилавок
Фарфорофаянсовая посуда
5 700,29
6 552,06
Через прилавок
Часы
8 048,36
9 358,56
Через прилавок
Электротовары, в т.ч.
270 025,66
209 049,72
По образцам и через прилавок
Холодильники
104 127,65
52 263,76
По образцам
Стиральные машины
31 116,84
29 972,63
По образцам
Инструменты
906,4
1 030,0
Через прилавок
Бумажно-беловые товары
310,72
327,07
Через прилавок
Школьно-письменные, канцелярские товары
835,62
994,79
Через прилавок
Вычислительная техника
58,78
63,2
Через прилавок
Печатные издания
411,81
457,57
Через прилавок
Товары для спорта, туризма
1 314,29
1 155,36
Через прилавок
Телерадиотовары, в т.ч.
2 905 972,14
3 165 023,8
По образцам и через прилавок
Телевизоры
2 865 455,84
3 104 072, 4
По образцам
Радиотовары
40 516,3
60 951,4
Через прилавок
Игрушки
1 208,58
1 313,67
Через прилавок
Культтовары, телефонные аппараты
23 284,02
27 392,97
Через прилавок
С/х и садово-огороднический инвентарь
115, 62
186,0
Через прилавок
Хозяйственные товары
24 041,03
38 991,19
Через прилавок
Носители информации
236,52
262,8
Через прилавок
Стройматериалы
24 041,03
28 283,57
Через прилавок
Бытовая химия
1 047,19
1 055,19
Через прилавок
Прочие
41757,26
52 143,0
Через прилавок
Итого:
4 414 944,2
4 798 247,25
-
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из таблицы 3.2, товары, реализуемые традиционным методом (через прилавок), представлены широким ассортиментом, но товарооборот по ним занимает небольшую долю. Ассортимент товаров, реализуемых по образцам более узкий, но данные товары имеют достаточно высокую цену и товарооборот товаров, продаваемых по образцам, занимает основную часть продаж магазина №3.
В магазине широко используется продажа товаров в кредит для работников ТД «Витязь» в счет заработной платы на три месяца без процентов и на шесть месяцев по ставке рефинансирования.
Покупателям кредит предоставляется при взносе 30% стоимости товара, до 500 тыс. руб. сроком на три месяца, от 500 тыс. руб. до 1 500 тыс. руб. сроком на четыре месяца, свыше 1 500 тыс. рублей сроком на шесть месяцев.
Для работы по кредиту в ТД «Витязь» были заключены договора с двумя банками: 1) РРБ-Банк, 2) ОАО «ХоумКредитБанк». Покупатель выписывает счет-фактуру на стоимость товара, затем банк оплачивает всю стоимость по счету, а покупатель возвращает стоимость кредита банку.
В кредит реализуются товары, продаваемые как по образцам, так и через прилавок. Для анализа продаж в кредит по группам товаров составим таблицу 3.3:
Таблица 3.3 - Товарооборот магазина №3 по продажам в кредит за 2006-2007 гг.
Группа товаров
Товарооборот по кредиту за период, млн. руб.
Изменение, млн. руб.
Темп
роста, %
2005
Доля, %
2006
Доля, %
Телевизоры
394,4
64,6
541,1
62,2
+ 146,7
137,2
Холодильники
57,8
9,5
21,3
2,4
- 36,5
36,9
Стиральные машины
13,3
2,2
17,9
2,1
+ 4,6
134,6
Мебель
97,1
15,9
81,8
9,4
- 15,3
84,2
Остальные товары
47,71
7,8
207,9
23,9
+ 160,19
435,8
Всего:
610,31
100
870,0
100
+ 259,69
142,6
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Проанализировав данные таблицы 3.3 можно сделать вывод, что в магазине №3 наблюдается рост продаж в кредит. Темп роста составил 142,6%, что в натуральном выражении составляет 259,7 млн. руб. Это связано с востребованностью данного метода продажи у покупателей.
За период 2006-2007 г.г. увеличились продажи в кредит основных товаров - телевизоров производства РУПП «Витязь» - 137,2% (146,7 млн. руб.). Также наблюдается рост по продажам стиральных машин - 134,6 (4,6 млн. руб.).
Снижение темпов роста по продажам в кредит наблюдается по холодильникам - 36,9% (-36,5 млн. руб.).
Основную долю продаж в 2006 году в кредит составляет основная группа товаров магазина - телевизоры (62,2%), электробытовые и радиотовары, реализуемые через прилавок, рост продаж по которым обусловлен проведением акции «купи без денег» (23,9%) и мебель (9,4%).
Рост по продажам в кредит в 2007 году также обусловлен проведенной акцией «Купи без денег». При покупке товара в кредит во время проведения акции покупатель не уплачивал предварительный взнос за приобретаемый товар.
В результате проведения акции в 2007 году было реализовано товаров по акции «купи без денег» на сумму 282,5 млн. руб., что составило 32,5% от продаж в кредит. За счет проведения данной акции произошел резкий рост продаж не дорогих товаров и товаров, которые в магазине №3 также реализуютс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.