На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Конкуренция и ее виды. Разработка методики исследования конкурентоспособности полиграфического предприятия VOLNA на рынке печатной рекламной продукции Санкт-Петербурга. Использование конкурентной карты рынка и методики проведения SWOT-анализа.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
Факультет: Полиграфических технологий и оборудования
Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (полиграфия)
Форма обучения: дневная
Кафедра: Экономики и менеджмента (ЭиМ)

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТА)
Дисциплина: Маркетинг
Тема: "Оценка конкурентоспособности полиграфического предприятия на рынке печатной рекламной продукции Санкт-Петербурга "

Выполнил:
Студент группы:
Руководитель:

Санкт-Петербург 2007
Реферат
Курсовая работа на тему: "Оценка конкурентоспособности полиграфического предприятия на рынке печатной рекламной продукции Санкт-Петербурга", содержит 31 страницы машинописного текста, 5 таблицы и 5 рисунка.
Ключевые слова: маркетинг, конкуренция, конкурентная карта рынка, SWOT-анализ.
В работе проведена оценка занимаемой позиции предприятия на рынке печатной рекламной продукции СПб с помощью таких методов, как SWOT-анализ и построение конкурентной карты рынка.
Разработаны примеры с условными данными для полиграфического предприятия OOO ”VOLNA”, занимающегося реализацией рекламной продукции на рынке СПБ.
Построена конкурентная карта рынка и проведен SWOT-анализ.
Содержание
    Введение
      Глава 1. Определение, содержание существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия на рынке
      1.1 Конкуренция. Основные определения. Конкурентный анализ
      1.2 Виды конкуренции
      Глава 2. Описание алгоритма решения задачи оценки конкурентоспособности предприятия
      2.1 Алгоритм построения конкурентной карты рынка
      2.2 Описание алгоритма решения задачи по проведению SWOT-анализа
      2.3 Обоснование выбора программного обеспечения для построения конкурентной карты рынка и SWOT-анализа
      Глава 3. Результаты расчетов по решению задачи оценки конкурентоспособности предприятия
      3.1 Описание деловой ситуации, связанной с построением конкурентной карты рынка
      3.2 Построение конкурентной карты рынка
      3.3 Описание деловой ситуации, связанной с проведением SWOT-анализа
      3.4 Результаты решения задачи оценки конкурентоспособности предприятия с помощью SWOT-анализа
      Заключение
      Список используемых источников
      Приложения

Введение

Актуальность темы определяется тем, что позволяет комплексно исследовать конкурентоспособность предприятия на рынке (определить развитие конкурентной ситуации, установить конкурентов, выделить позицию предприятия на рынке).

Целью данного курсового проекта является разработка методики исследования конкурентоспособности полиграфического предприятия на рынке печатной рекламной продукции Санкт-Петербурга с использованием конкурентной карты рынка и методики проведения SWOT-анализа. Общая цель изучения конкурентов состоит в достижении конкурентных преимуществ и получении большего дохода.

Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:

1. Оценка конкурентных позиций полиграфического предприятия с использованием, процедуры построения конкурентной карты рынка и проведения SWOT - анализа.

2. Разработка примеров с условными данными для полиграфического предприятия "VOLNA" связанной с построением конкурентной карты рынка и проведением SWOT-анализа

3. Провести анализ результатов вычислительных экспериментов по решению задач оценки конкурентоспособности с помощью SWOT-анализа и построения конкурентной карты рынка.

Глава 1. Определение, содержание существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия на рынке

1.1 Конкуренция. Основные определения. Конкурентный анализ

Конкуренция /англ. competition/ - состязание между субъектами экономических отношений, борьба за рынки сбыта для получения более высокой прибыли, других выгод. К. - легальная форма борьбы за экономическое существование и наиболее действенный механизм регулирования в рыночной экономике [1].

Конкурентный анализ представляет собой анализ конкурентной ситуации и оценку степени конкурентных преимуществ, как самого предприятия, так и его соперников на рынке. Задача заключается в том, чтобы установить, какого преимущества может достичь предприятие или его продукция, а также оценить, как это преимущество можно сохранить в конкретной ситуации [2].

Конкурентное преимущество - превосходство одних конкурентов над другими. Компании имеют конкурентное преимущество тогда, когда они обладают ценными и редкими, но не единственными в своем роде ресурсами. Инструменты конкурентного преимущества включают: использование национальных различий; различных масштабов и спектров экономики; соотношения цена/качество; умение выбирать подходящий момент; ноу-хау; сильные позиции и значительные финансовые резервы [3].

Конкурентные стратегии - на корпоративном уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют удержанию предприятием определенной доли рынка (отдельного рыночного сегмента) или ее увеличению [4].

1.2 Виды конкуренции

Существует 4 основных вида конкуренции:

Чистая монополия.

На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. Ситуация, когда на национальном или региональном рынке определенный продукт (услугу) производит единственная компания. Монополист имеет возможность устанавливать высокие цены, не нуждается в рекламе и предлагает потребителям минимальный уровень обслуживания. При чистой монополии возможности покупателя, торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует.

Олигополия.

Рыночная ситуация, характеризующая господством в отрасли нескольких, как правило, крупных компаний. Производимая продукция может быть как высокодифференцированной, так и стандартной. Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой [5].

Монополистическая конкуренция.

Большое число конкурентов, выступающих с самыми разнообразными предложениями (рестораны, салоны красоты). Многие субъекты отрасли концентрируются в определенных сегментах рынка, где они могут наилучшим способом удовлетворить потребности клиентов и реализовать товары и услуги по более высоким ценам.

Чистая конкуренция.

На рынке оперирует множество конкурентов, предполагающих однородные товары или услуги (фондовый рынок, рынок основных сырьевых товаров). В отсутствии дифференциации товаров цены конкурентов будут одинаковыми. Никто из конкурентов не рекламирует продукцию, за исключением случаев, когда реклама позволяет психологически дифференцировать товар (сигареты, пиво) [6].

1.3 Конкурентная карта рынка
Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурентов по занимаемым ими позиций на рынке. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей:
занимаемой рыночной доли;
динамики рыночной доли.
Распределение рыночной доли позволяет выделить ряд стандартных положений предприятия на рынке:
лидеры рынка;
предприятия с сильной конкурентной позицией;
предприятия со слабой конкурентной позицией;
аутсайдеры рынка.
При всей важности показателя рыночной доли, необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку на определенный момент времени. Так как ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанного с ним изменения конкурентных позиций на рынке. Для определения степени изменения конкурентной позиции целесообразно выделить типичные состояния предприятия по динамике его рыночной доли:
предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией;
предприятия с улучшающейся конкурентной позицией;
предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией;
предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.
Конкурентная карта строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли рынка [7].
Таблица 1
Матрица формирования конкурентной карты рынка
Темпы роста рыночной доли
Рыночная доля
Лидеры рынка
П/п с сильной конкурентной позицией
П/п со слабой конкурентной позицией
Аутсайдеры рынка
Предприятия с быстро улучшающейся конкурентной позицией
1
5
9
13
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией
2
6
10
14
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией
3
7
11
15
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией
4
8
12
16
Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятий. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией). Наиболее слабыми являются аутсайдеры.
При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности рыночных долей. Он характеризует степень приверженности клиентов к товарам (услугам) фирмы и показывает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям.
Оценка конкурентного статуса дает возможность решить взаимосвязанные задачи:
определить особенности развития конкурентной ситуации;
выявить степень доминирования предприятия среди участников рынка;
определить ближайших конкурентов;
выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка.
Все это в комплексе позволит более обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ, учитывая конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения.

Глава 2. Описание алгоритма решения задачи оценки конкурентоспособности предприятия

2.1 Алгоритм построения конкурентной карты рынка

Конкурентная позиция предприятия определяется:

Формируется перечень фирм, действующих на рассматриваемом рынке и образующих его конкурентную среду. Осуществляется сбор исходной информации за отчетный и предыдущий периоды.

Строится таблица распределения рыночных долей. Анализ таблицы дает возможность выявить изменения в системе конкурентов в отчетном периоде и составить список фирм, которые определяют тенденции бизнеса.

Рассчитывается среднеарифметическое значение рыночной доли dср.

Dcр = (1)

Вся совокупность предприятий делится на два сектора, для которых значение рыночных долей меньше или больше среднего значения. В каждом из секторов рассматривается 1 и 2 (среднеквадратические отклонения), которые совместно с min и max образуют границы:

Dср1 =;; (2)

Dср2 = (3)

где Dср1 - средняя рыночная доля среди предприятий со слабой конкурентной позицией;

Dср2 - средняя рыночная доля среди предприятий с сильной конкурентной позицией;

n1 - объем предприятий, где значение рыночной доли меньше dср;

n2 - объем предприятий, где значение рыночной доли больше dср,

затем находятся значения 1 и 2:

1 = ; (4)

2 =; (5)

где di - рыночная доля i - фирмы на данном рынке.

Делается допущение о том, что случайная величина подчиняется логарифмическому нормальному распределению.

Dср - 31 Dср + 32

Для каждой из фирм оцениваются темпы прироста рыночной доли i- го участника, который определяется как изменение рыночной доли предприятия в отчетном периоде по отношению к рыночной доле в предыдущем периоде, где Ti - темпы прироста рыночной доли i - го участника рынка, di2 - рыночная доля i - го предприятия в отчетном периоде.

Ti = , i = 1…n (6)

где di1 - рыночная доля i - го предприятия в предыдущем периоде

Тср = (7)

Tср1 = (8)

Tср2 =; (9)

И среднеквадратическое отклонение для темпов прироста рыночной доли:

t1 =; (10)

t2 = ; (11)

где Тср1 - среднеарифметическое значение темпа прироста рыночной доли для фирм, у которых темпы прироста рыночной доли меньше Тср;

Тср2 - среднеарифметическое значение темпа прироста рыночной доли для фирм, у которых темпы прироста рыночной доли больше Тср;

t1 - среднеквадратическое отклонение темпа прироста рыночной доли для фирм с темпом прироста меньше Тср;

t2 - среднеквадратическое отклонение темпа прироста рыночной доли для фирм с темпом прироста больше Тср.

Показатели рыночной доли di и темп прироста рыночной доли Ti являются основными для построения конкурентной карты рынка на которой можно выделить типовые положения фирм, провести анализ сложившейся ситуации на рынке и сформировать стратегии конкурентной борьбы на данном рынке. Каждому из 16-ти типовых стратегических положений фирм соответствуют свои значения рыночной доли [8].

2.2 Описание алгоритма решения задачи по проведению SWOT-анализа

Полный и качественный аудит маркетинга является основой для SWOT-анализа (strength - сила, weakness - слабость, opportunity - возможность, threat - угроза). SWOT-анализ систематизирует данные аудита в виде оценки сильных и слабых сторон фирмы относительно основных конкурентов и анализа возможностей и угроз, возникающих вследствие изменений в окружающей фирму среде. На первом этапе анализа конкурентоспособности фирмы на рынке проводится первичный SWOT-анализ, заключающийся в определении факторов, влияющих на бизнес фирмы. Западные маркетологи привыкли разделять все факторы, влияющие на бизнес фирмы, на внешние и внутренние, а также оценивать их, как плохие и хорошие. Эти факторы удобно упорядочить в виде матрицы первичного (стратегического) SWOT-анализа, представленной на рис.1.

Рис.1. Матрица первичного (стратегического) SWOT-анализа

Для оценки сильных и слабых сторон фирмы формулируются ключевые факторы успеха (КФУ), то есть факторы, имеющие решающее значение для достижения успеха на рассматриваемом рынке с точки зрения покупателя. Каждому КФУ приписывается вес, соответствующий степени его важности среди всех выбранных факторов. Затем для данной фирмы и основных конкурентов проставляются оценки по каждому ключевому фактору успеха и вычисляется суммарная взвешенная оценка по правилам линейной свертки. Эта взвешенная оценка является интегральной характеристикой рыночной позиции фирмы и носит название "сила бизнеса". Формула для вычисления силы бизнеса имеет вид:

S =; (12)

где S - сила бизнеса;

i - индекс КФУ;

Wi - вес (степень важности) i - го КФУ;

Ai - значение i -го КФУ;

n - количество КФУ.

В рамках SWOT-анализа для фирмы и ее конкурентов можно вычислить относительную силу бизнеса, как отношение силы бизнеса данной фирмы к силе бизнеса самого опасного конкурента.

Веса, назначаемые ключевым факторам успеха, удобно выбрать таким образом, чтобы в сумме они давали единицу, но можно их назначить и в произвольной шкале. Оценки, проставляемые фирме и ее конкурентам по списку КФУ, назначаются по произвольной шкале.

Те факторы, по которым по которым фирма отстает от конкурентов, являются ее слабостью, а по которым опережает - силой.

Если известна относительная сила бизнеса каждого конкурента, и известен общий процент рынка, который занимают все конкуренты вместе с нашей фирмой, то можно оценить долю рынка, занимаемою фирмой. Доля рынка фирмы будет пропорциональна ее силе бизнеса на данном рынке. Необходимо учитывать, что полученная таким образом оценка доли рынка фирмы вряд ли будет совпадать с реальной долей рынка. Определить реальное значение доли рынка возможно только, если известны данные об объемах продаж конкурентов. В условиях неполноты информации можно воспользоваться оценкой доли рынка фирмы, вычисленной с помощью силы бизнеса [9].

Основные независящие от фирмы факторы, которые оказывают значительное влияние на бизнес, удобно расположить в виде таблицы возможностей и угроз. Примеры возможностей и угроз для фирмы, занимающейся изготовлением печатной продукции, приведены в таб.2.

Данные, полученные в результате проведения SWOT-анализа, в дальнейшем могут быть использованы при разработке маркетинговых стратегий фирмы с помощью процедуры Portfolio - анализа.

Таблица 2

Примеры возможностей и угроз

Возможности
Угрозы
Книга нужна всем
Отсутствие платежеспособного спроса
Новые технологии в полиграфии
Высокие налоги
Поддержка отечественного производителя
Финансовый кризис

2.3 Обоснование выбора программного обеспечения для построения конкурентной карты рынка и SWOT-анализа

Одним из средств выживания в сложной конкурентной борьбе является применение аналитического инструментария маркетинга, компьютерных систем для анализа и выбора решений при управлении маркетингом фирмы. Анализ существующих подходов к решению задач управления маркетингом показывает, что они используют, как правило, различные эвристические процедуры, основанные на прошлом опыте, интуиции и здравом смысле маркетолога. Как показывает практика, применение таких подходов может привести в ряде случаев к существенным коммерческим потерям. Для решения задач управления необходимо использовать специальный инструментарий, который базируется на применении методов исследования операций, специальных программных средств и компьютера. Только используя методы системного анализа, математического моделирования ситуаций на компьютере, можно находить эффективные решения по управлению маркетингом фирмы [10].

В этой связи хотелось бы обратить внимание специалистов - маркетологов и рекламистов на программный продукт Marketing Expert for Windows (разработка компании "Про - Инвест - Консалтинг", г. Москва). Система Marketing Expert включает в себя модули реализации основных инструментов стратегического и тактического маркетинга, предназначенных для планирования и управления предприятием на рынке. Программа Marketing Expert предназначена для решения двух основных задач:

проведения аудита маркетинга;

планирование маркетинга по всем компонентам Marketing Mix.

В рамках аудита маркетинга осуществляется оценка реального положения фирмы на рынке; проводится сравнение с конкурентами и определение сильных и слабых сторон сбытовой структуры, ценовой политики. При решении задач планирования маркетинга формируются варианты оптимальной стратегии и тактики поведения фирмы на рынке с использованием таких аналитических методик как: GAP-анализ (постановка целей и разработка стратегий их достижения, исходя из матрицы стратегий Ансоффа), сегментный анализ, SWOT-анализ (оценка конкурентоспособности (силы бизнеса) фирмы относительно основного конкурента, Portfolio-анализ на основе матричной модели Бостонской консалтинговой группы (BCG) и многофакторной матричной модели Дженерал Электрик.

В процессе реализации этих и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.